Страховой детектив: полномочия следователей СК в 2021 году

В России появятся страховые детективы

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) предложил наделить специалистов, расследующих страховые события, полномочиями частных детективов. Соответствующие поправки в закон о частной детективной деятельности в Российской Федерации, которые сейчас находятся на рассмотрении в Госдуме, предлагают разделение охранной и детективной деятельности. Страховых детективов предлагается наделить правом на ведение оперативно-розыскной деятельности и определенным процессуальным статусом.

Предлагаемые поправки расширят инструментарий страхового сообщества в борьбе со страховым мошенничеством, уверен вице-президент ВСС Сергей Ефремов. Он напоминает, что в 2019 г. доля возбужденных уголовных дел по заявлениям о событиях с признаками страхового мошенничества составила порядка 19%, а до суда дошло менее 1%. «На наш взгляд, в перспективе расширение полномочий частных детективов может сыграть положительную роль для страховой отрасли», – говорит Ефремов.

Во многих европейских странах запросы страхового сообщества и частных страховых детективов являются обязательными к исполнению, а правоохранительные органы часто привлекают частных детективов к расследованиям страховых случаев, указывает гендиректор СК «Зетта страхование» Игорь Фатьянов. И России, по его мнению, следует перенять из зарубежных практик опыт взаимодействия госорганов со страховщиками и привлеченными частными детективами. «Это позволит многократно повысить раскрываемость случаев страхового мошенничества», – уверен Фатьянов. «Парадоксально, но мошенник имеет право предоставлять те материалы, которые найдет его адвокат, и следователь обязан их рассмотреть, – отмечает он. – Страховщики же этого права лишены, поскольку по закону не являются участниками этого процесса. Поэтому все те материалы, которые мы предоставляем, органы обязаны собирать по второму кругу самостоятельно».

У страховщиков появилась надежда на рост

Вице-президент СК «Ренессанс страхование» Владимир Тарасов тоже выступает за инициативу ВСС. Полиция, на его взгляд, часто вынуждена бросать больше сил на расследование преступлений, которые легче раскрыть, чем страховое мошенничество. Соответственно, помощь страховых детективов может стать большим подспорьем в борьбе с мошенниками.

«В первую очередь стоит придать материалам, которые будут добывать страховые детективы, статус доказательств в рамках уголовного и гражданского судопроизводства. Только в этом случае работа этих детективов будет иметь экономический смысл, – считает Тарасов. – Важнейший вопрос – объем законных полномочий страховых детективов. Сейчас страховая компания не всегда имеет возможность получить фото- и видеоматериалы с камер наружного наблюдения, участвовать в расследовании уголовного дела в связи с хищением автомобиля или опросить свидетелей, чтобы протокол опроса имел доказательственное значение».

Примерно такого же мнения придерживается Петр Катков, начальник отдела по информационной безопасности СК «Абсолют страхование». «В настоящее время мы можем подавать любые запросы, но вот отвечать нам никто не обязан – нет соответствующего закона, – говорит Катков. – Если же на запросы страховых детективов нужно будет обязательно отвечать, то страховые компании смогут быть уверенными, что их не пытаются обмануть».

Однако некоторые специалисты считают страховых детективов избыточной сущностью. В пресс-службе СК «Росгосстрах» заявили «Ведомостям», что «привлекать страховых детективов для проведения расследования ДТП в сфере ОСАГО нецелесообразно, поскольку количество таких событий достаточно большое, к тому же с этой работой прекрасно справляются службы безопасности страховых компаний».

Александр Гуляев, заместитель генерального директора по защите активов СК «Ингосстрах», считает, что «бездумное копирование западного опыта» в данном случае может обернуться большими проблемами. «Это может привести к перекосам и извращениям, как это случилось с институтом частных коллекторов, отдельные представители которого превратились в бандитские группировки, прикрывающиеся лицензией», – предупреждает он. Поэтому необходимо принять самые жесткие меры для нормативного регулирования института страховых детективов, уверен замглавы «Ингосстраха».

Приказ СК России от 25.03.2021 N 38 “О внесении изменений в приказ Следственного комитета Российской Федерации от 21 февраля 2017 г. N 38 “Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 29.04.2021 N 63304)

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Читайте также:
Рейтинг страховых компаний России: список самых лучших 2021

ПРИКАЗ
от 25 марта 2021 г. N 38

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРИКАЗ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21 ФЕВРАЛЯ 2017 Г. N 38 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ИНСТРУКЦИИ О ФОРМИРОВАНИИ И ВЕДЕНИИ РЕЕСТРА УЧАСТНИКОВ
НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЕННЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ “О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3532; 2014, N 23, ст. 2930) и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 “Об утверждении Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 9, ст. 720), руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ “О Следственном комитете Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 15; 2016, N 1, ст. 55) и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38 “Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 4, ст. 572; 2020, N 27, ст. 4193), приказываю:

Внести изменения в приказ Следственного комитета Российской Федерации от 21 февраля 2017 г. N 38 “Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30.05.2017, регистрационный N 46883) согласно приложению к настоящему приказу.

Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал юстиции
Российской Федерации
А.И.БАСТРЫКИН

Приложение
к приказу Следственного комитета
Российской Федерации
от 25.03.2021 N 38

ИЗМЕНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В ПРИКАЗ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21 ФЕВРАЛЯ 2017 Г. N 38 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ИНСТРУКЦИИ О ФОРМИРОВАНИИ И ВЕДЕНИИ РЕЕСТРА УЧАСТНИКОВ
НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЕННЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

1. В пункте 3 приказа Следственного комитета Российской Федерации от 21 февраля 2017 г. N 38 “Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации” (далее – приказ Следственного комитета Российской Федерации от 21.02.2017 N 38) слова “А.С. Сорочкина” заменить словами “(лицо, исполняющее его обязанности)”.

2. В Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Следственного комитета Российской Федерации от 21.02.2017 N 38 (далее – Инструкция):

2.1. Пункт 11 изложить в следующей редакции:

“11. Внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр осуществляется Главным военным следственным управлением в течение 10 рабочих дней со дня представления документов, подтверждающих основания для включения военнослужащего в реестр в соответствии с подпунктами 1 – 16 пункта 12 Правил, и в течение 30 рабочих дней со дня представления обращения (в письменной форме) о включении военнослужащего в реестр, подтверждающего основание для его включения в реестр в соответствии с подпунктом 17 пункта 12 Правил.”.

2.2. Пункт 12 изложить в следующей редакции:

“12. Рапорт (обращение в письменной форме) военнослужащих (лиц), указанных в подпунктах 4 – 6, 8, 10, 12, 14 и 17 пункта 12 Правил, о включении их в реестр (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящей Инструкции) подлежит регистрации в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации.”.

2.3. В абзаце втором пункта 13 слова “(приложение N 2 к настоящей Инструкции)” заменить словами “(рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящей Инструкции)”.

Читайте также:
Страхование транспорта: автомобиль, ответственность, пассажиры

2.4. В абзаце шестом пункта 15 слова “приложение N 3 к настоящей Инструкции)” заменить словами “(рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящей Инструкции)”.

2.5. Пункт 20 изложить в следующей редакции:

“20. Списки для исключения военнослужащих из реестра участников (далее – списки для исключения; рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящей Инструкции) формируются в Главном военном следственном управлении и военных следственных управлениях окружного звена.”.

2.6. В приложении N 2 к Инструкции:

примечание 1 изложить в следующей редакции:

“1. В позиции “Категория участника” указывается признак категории участника в соответствии с приложением N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 03.08.2017 N 474 “Об утверждении документов, необходимых для формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25.08.2017, регистрационный N 47960), с изменениями, внесенными приказом Министра обороны Российской Федерации от 20.02.2020 N 88 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30.03.2020, регистрационный N 57903).”;

абзац четвертый после цифр “13, 14” дополнить цифрами “, 18”;

абзац шестой после цифр “03” дополнить цифрами “, 19”;

абзац четвертый после цифр “03” дополнить цифрами “, 19”;

абзац пятый после цифр “13, 14” дополнить цифрами “, 18”.

Должностная инструкция следователя МВД

Должностная инструкция следователя МВД создается для регламентации основных параметров профессиональной деятельности сотрудника. Согласно Приказу МВД №50 от 01.02.2018 года она включает четыре обязательных раздела, содержание которых определяется руководителем конкретного подразделения, где служит следователь, в соответствии с действующими нормами делопроизводства.

Образец должностной инструкции следователя МВД

1. Общие положения

  1. Следователь МВД принимается на службу в установленном порядке, распоряжением руководителя соответствующего подразделения.
  2. Следователь МВД подчиняется руководителю следственного подразделения.
  3. Следователь МВД проходит регулярную переаттестацию в порядке, закрепленном в соответствующей документации.
  4. График работы следователя МВД определяется на основе внутренних документов подразделения.
  5. Лицо, претендующее на данную должность, обязано подходить под следующие требования:
    • образование юридического профиля;
    • успешно пройденные медкомиссия и профотбор;
    • наличие комплекта необходимых документов.
  6. Порядок замены следователя в случае его отсутствия (заболевание, командировка и др.) определяет руководитель следственного подразделения на основе действующих постановлений.
  7. Следователь МВД обязан разбираться в следующих вопросах:
    • актуальной нормативно-правовой базе, регулирующей следственную деятельность;
    • принципах взаимодействия с другими представителями правоохранительных органов;
    • порядке подчинения и иерархии соответствующих подразделений;
    • принципах ведения необходимого документооборота;
    • теоретических основах криминалистики, криминологии, юриспруденции;
    • методах работы со свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми и другими лицами;
    • принципах классификации различных видов противоправных действий;
    • методах применения передовых достижений криминалистики;
    • параметрах использования соответствующей техники и аппаратуры;
    • алгоритмах расследования противоправных действий;
    • принципах проведения экспертизы и обработки полученных результатов;
    • правилах проведения осмотра места происшествия;
    • принципах работы с фотоизображениями;
    • правилах документирования полученных результатов;
    • нормах и тактике проведения допросов;
    • алгоритмах проведения следственных действий, необходимость которых выявлена в ходе расследований;
    • нормах этики служащих правоохранительных органов;
    • правилах работы с офисным оборудованием, профильным программным обеспечением;
    • нормах трудовой дисциплины, правилах охраны труда и пожарной безопасности.
  8. Следователь МВД руководствуется:
    • действующей нормативно-правовой базой;
    • соответствующей документацией МВД;
    • внутренней документацией подразделения;
    • содержимым данной инструкции.

2. Обязанности

На следователя МВД возложены следующие функции:

  1. Взаимодействие с другими служащими правоохранительного аппарата по вопросам своей профессиональной деятельности.
  2. Обеспечение сохранности данных, полученных в ходе следствия.
  3. Планирование и проведение необходимых следственных мероприятий.
  4. Обнаружение мотивов и обстоятельств, значимых для расследования правонарушений.
  5. Выдача поручений по проведению экспертиз и других следственных действий.
  6. Подготовка и направление запросов в соответствующие инстанции, в пределах своей компетенции.
  7. Составление протоколов, планов, схем и иных следственных документов.
  8. Принятие мер по определению лиц, виновных в преступных действиях.
  9. Проведение опросов свидетелей и потерпевших, осмотра места происшествия.
  10. Формирование необходимой для предъявления обвинения доказательной базы.
  11. Направление дел для предъявления обвинений.
  12. Возобновление расследования при выявлении новых значимых обстоятельств.
  13. Закрытие дел при наличии достаточных для этого оснований.
  14. Обеспечение гарантированных действующим законодательством прав лицам, участвующим в уголовном расследовании.
  15. Участие в мероприятиях следственных групп, в границах установленной ответственности.
  16. Обеспечение ведения и сохранности необходимой документации.
  17. Соблюдение в работе норм трудовой дисциплины, правил пожарной безопасности.
Читайте также:
Страховые актуарии: понятие и деятельность

3. Ответственность

Следователь МВД несет ответственность в следующих ситуациях:

  1. За разглашение конфиденциальных сведений — в порядке, обозначенном в статьях соответствующего законодательства.
  2. За невыполнение своих профессиональных функций — в границах, данных в документации МВД и соответствующих правовых актах.
  3. За нарушения нормативов и законодательных актов — в соответствии с положениями административного, трудового, уголовного права.
  4. В иных случаях, предусмотренных правилами МВД и действующим законодательством.

4. Права

Следователь МВД владеет нижеперечисленным комплексом прав:

  1. Подписывать документы в пределах своей компетенции.
  2. Возбуждать дела в том порядке, который указан в положениях УПК.
  3. Принимать в установленном порядке к производству и передаче уголовные дела.
  4. Направлять расследование по находящимся в производстве делам.
  5. Проводить необходимые следственные действия в границах, определенных УПК.
  6. Получать судебные решения и необходимые согласия глав соответствующих подразделений.
  7. Давать органам дознания поручения по проведению нужных для расследования следственных мероприятий.
  8. В установленном порядке обжаловать действия прокуратуры по отмене постановлений о возбуждении уголовных дел.
  9. Применять иные права, указанные в УПК и профильном законодательстве.

Параметры составления документа

Порядок разработки инструкций для своих сотрудников определен в Приказе МВД от 01.02.2018 года №50. В пунктах 174-184 в разделе IX содержатся основные характеристики, которым должна соответствовать инструкция служащих МВД. Согласно этим пунктам документ должен включать 4 обязательных части:

  • Общие положения.
  • Должностные обязанности.
  • Ответственность следователя.
  • Права сотрудника.

Базовые требования к содержанию данных разделов также прописаны в этом нормативном акте. Любые инструкции, используемые в подразделениях МВД, должны составляться с учетом положений данного Приказа и соответствующих разделов ФЗ «О полиции».

Общие положения

Данный раздел содержит характеристику базовых параметров деятельности сотрудника. В нем должны присутствовать:

  • Список норм, регулирующих его деятельность.
  • Порядок временной замены.
  • Данные о графике деятельности.
  • Иные данные, включаемые по усмотрению руководства подразделений.

Внимание! Поскольку объем раздела не всегда способен вместить перечень характеристик, в нем можно сослаться на соответствующие внутренние документы, доступные сотруднику (график дежурств и пр.).

Обязанности

В этой части находится исчерпывающий список должностных функций сотрудника. В некоторых подразделениях они могут отличаться, в зависимости от их региональных и профильных особенностей, но основная часть остается неизменной. Прописываются:

  • Основные функции, обязательные для позиции следователя.
  • Вспомогательные, связанные, в основном, с обработкой документов.
  • Базовые, обязательные для всех профессий: соблюдать нормы трудовой дисциплины, пожарной безопасности и пр.

Внимание! При написании раздела можно ориентироваться на профстандарт 09.001, описывающий характеристики следователя-криминалиста. Он был утвержден Минтрудом 07.04.2015 года.

Ответственность

В разделе перечисляют случаи, когда специалиста могут привлечь к ответственности. Она может носить административный, дисциплинарный и, в отдельных случаях, уголовный характер. Поскольку степень наказания и мера вины работника определяется в процессе административных и судебных разбирательств, то их подробное рассмотрение со всеми нюансами выходит за рамки инструкции. Это приводит к тому, что раздел имеет небольшой объем и общий формат.

Права

Права следователя основываются на статьях УПК, в первую очередь на статье 38. В них обозначены границы его должностных полномочий и возможностей. Помимо них, следователь обладает правами, гарантированными всем сотрудникам в статье 21 ТК.

Должностные инструкции утверждаются на основе определенного стандарта:

  • Составление первоначального варианта.
  • Его рассмотрение руководством подразделения и специалистом по кадрам.
  • Внесение необходимых правок.
  • Распечатывание чистового варианта, с учетом норм делопроизводства.
  • Сбор подписей лиц, с которыми согласовывалась инструкция.
  • Визирование чистового варианта главой подразделения.
Читайте также:
Паушальная система страхования: что это, пример, плюсы и минусы

После окончания согласования инструкции с ней знакомится сам сотрудник. Это происходит в присутствии непосредственного руководителя; сотрудник должен поставить свою подпись, соглашаясь с содержимым документа.

Внимание! В пункте 183 раздела IX Приказа МВД от 01.02.2018 года №50 содержится указание на составление должностной инструкции в двух экземплярах. Один из них передается служащему, другой — остается в соответствующем подразделении МВД.

Владимир Путин предложил сделать Следственный комитет субъектом судебно-экспертной деятельности

12 марта Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект № 663034-7 о поправках в Законы о государственной судебно-экспертной деятельности и о Следственном комитете РФ.

В пояснительной записке к поправкам отмечено, что на СК РФ возлагаются не только полномочия по организации и производству ряда судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, но и функции по обеспечению их законности.

Законопроект уточняет виды судебных экспертиз, производство и организация которых будут входить в полномочия вышеуказанного ведомства. Среди них: молекулярно-генетическая, компьютерно-техническая, видеотехническая, информационно-аналитическая, строительно-техническая, фоноскопическая, лингвистическая, финансово-аналитическая, психофизиологическая (с использованием полиграфа), почерковедческая, дактилоскопическая, баллистическая, портретная, трасологическая, физико-химическая, пожарно-техническая, экологическая, медико-криминалистическая, экспертиза холодного оружия и технико-криминалистическая экспертиза документов.

Поправки в Закон о государственной судебно-экспертной деятельности, в частности, уточняют соответствующую правовую базу, понятие судебной экспертизы и судебно-экспертных госучреждений.

Директор Рязанского научно-исследовательского центра судебной экспертизы Павел Милюхин полагает, что законопроект является основанием для официального признания СК РФ как субъекта судебно-экспертной деятельности. «При образовании в 2011 г. Следственный комитет РФ планировался как самостоятельный орган по расследованию самых сложных уголовных дел, который имел своей основной задачей оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, – отметил он. – А судебная экспертиза для ее нужд назначалась в другие государственные судебно-экспертные учреждения и организации (СЭУ Минюста России, ЭКЦ МВД России и т. д.), а также в негосударственные судебно-экспертные организации и экспертам, имеющим специальные знания в науке, искусстве, технике иле ремесле».

По словам Павла Милюхина, тогда в СК РФ были и свои эксперты, но экспертная служба ведомства была крайне малочисленна и состояла преимущественно из экспертов-бухгалтеров, полиграфологов и компьютерно-технических экспертов, которые в основном работали в рамках проводимых проверок сообщений о преступлениях: «В данном случае осуществлялся принцип независимости: следователь ведет дело, эксперт проводит судебную экспертизу. Но такой подход не всегда оправдывал основную цель правоохранительного органа, поскольку следователям приходилось уделять много времени на поиск экспертов, проверку их квалификации, а в государственных судебно-экспертных учреждениях, кроме того, они сталкивались с большими сроками производства экспертиз».

Поправки, по мнению эксперта, позволят отнести СК РФ к федеральным госорганам, в которых могут создаваться государственные судебно-экспертные учреждения и экспертные подразделения. «Уже на первом этапе планируется закрыть потребность данного ведомства в судебных экспертизах по криминалистическим и другим востребованным видам экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ», – отметил Павел Милюхин. Он также предположил, что сроки расследования тяжких и особо тяжких преступлений должны сократиться при условии объективности и научной обоснованности проводимых судебных экспертиз, а также соответствующего надзора за этим новым видом деятельности.

Старший специалист ООО СиЭсАй Груп Олег Безик считает, что вопрос о статусе экспертных подразделений СК РФ назрел давно: «До сих пор нет четкого понимания, каким образом на них распространяется действие Закона о государственной судебно-экспертной деятельности». Согласно текущей редакции Закона о Следственном комитете РФ, последний не уполномочен осуществлять нормативно-правовое регулирование судебно-экспертной деятельности своих подразделений, хотя сотрудники указанного ведомства проводят экспертизы.

«Подразумевается, что предлагаемые изменения призваны решить эту проблему, сделав экспертно-криминалистические подразделения СК РФ полноценными государственными судебно-экспертными органами, – полагает Олег Безик. – После их принятия судебно-экспертная деятельность в Следственном комитете будет регламентироваться не только Законом о государственной судебно-экспертной деятельности и процессуальным законодательством, но еще и Законом о СК РФ и его внутренними нормативно-правовыми актами».

Читайте также:
Договор коллективного страхования: что это такое и как отказаться

Адвокат Тольяттинской коллегии адвокатов № 100 «Правовой Центр» Алексей Моторин, наоборот, считает, что комментируемый законопроект не содержит в себе хоть каких-либо значимых положений, которые могли бы повлиять на совершенствование судебно-экспертной деятельности в России. «Предлагаемые изменения призваны “закамуфлировать” предполагаемые изменения Закона о СК РФ, фактически направленные на расширение его полномочий за счет создания в данной правоохранительной структуре экспертно-криминалистических подразделений», – полагает он.

По мнению эксперта, принятие поправок создаст систему фактического контроля за назначением и производством судебных экспертиз по уголовно-правовым составам, расследование которых находится в ведении СК РФ, что неизбежно нарушит основополагающий принцип “независимости” судебного эксперта, в том числе от органа или лица, назначившего судебную экспертизу. «В большей степени это относится к финансово-экономическим экспертизам в рамках уголовных дел по налоговым и экономическим преступлениям, и составам “экстремисткой направленности”, – отметил адвокат. – Целесообразность создания экспертных подразделений в СК РФ тем более вызывает сомнение, учитывая наличие широкой системы действующих экспертно-криминалистических подразделений в других ведомствах, таких как МВД, Минюст, Минздрав, ФСБ».

При этом Алексей Моторин заметил, что в настоящее время система государственных судебно-экспертных учреждений нуждается в широком реформировании, результатом которого должно явиться их максимальное дистанционирование от судебно-следственных органов, например путем создания некой самостоятельной судебно-экспертной службы либо объединения экспертных подразделений различных ведомств на базе Минюста. «Принятие же данных поправок лишь отдалит такое необходимое реформирование и, возможно, приведет к увеличению числа уголовных дел, основанных на необъективных заключениях эксперта», – резюмировал адвокат.

Изменение Уголовно-процессуального кодекса РФ с 4 апреля 2021 года

Новая редакция Уголовно-процессуального кодекса РФ вступила в силу 04.04.2021. Законодатели уточнили термины и понятия и полномочия сотрудников ФССП. Установлена подследственность преступлений с участием сотрудников органов принудительного исполнения в роли виновной или пострадавшей стороны.

Редакцию Уголовно-процессуального кодекса РФ с 04.04.2021 изменили два новых закона:

Терминология в УПК РФ приведена в соответствие с Федеральным законом от 02.08.2019 № 315-ФЗ . Внесены поправки о подследственности уголовных дел о преступлениях, совершенных сотрудниками органов принудительного исполнения или в отношении сотрудников ФССП в связи с их служебной деятельностью, а также о процессуальных полномочиях сотрудников органов принудительного исполнения

Функции сотрудников органов принудительного исполнения

В статье 40 УПК РФ фразу «органы Федеральной службы судебных приставов» заменили на «органы принудительного исполнения Российской Федерации». В статью добавили часть 4 следующего содержания:

В органах принудительного исполнения Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют главный судебный пристав Российской Федерации, главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, старшие судебные приставы.

В статье 113 УПК РФ теперь указано, что привод производится органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, а также сотрудниками органов принудительного исполнения РФ на основании постановления суда.

В новой редакции статьи 230 УПК РФ установлено, что меры по обеспечению исполнения наказания в виде штрафа, по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества по постановлению суда исполняются органами принудительного исполнения РФ.

Сотрудник органов принудительного исполнения РФ обеспечивает порядок судебного заседания, выполняет распоряжения председательствующего. Требования сотрудника органов принудительного исполнения РФ обязательны для лиц, присутствующих в зале судебного заседания.

В новой редакции статьи 258 УПК РФ указано, что меры воздействия за нарушение порядка в судебном заседании обеспечивают сотрудники органов принудительного исполнения. Определено, что:

Термины и понятия

В статьях УПК понятие «преступления, совершенные в сфере предпринимательской деятельности» заменено на «преступления, совершенные индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности».

Читайте также:
Уведомление о страховом случае: срок, образец и правила подачи

Положения статьи 164 УПК РФ о недопущении необоснованного применения мер, которые могут привести к приостановлению законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, включая необоснованное изъятие электронных носителей информации, при производстве следственных действий распространено на уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьей 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями».

Предметы и документы, включая электронные носители информации, изъятые в ходе досудебного производства по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 201 УК РФ , признаются вещественными доказательствами и приобщаются к материалам уголовного дела. В статье 81.1 УПК РФ уточнен порядок признания вещественными доказательствами орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, при совершении преступления:

  • индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности;
  • членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.

Подследственность преступлений, совершенных сотрудниками ФССП

Статьей 151 УПК РФ в новой редакции установлено, что предварительное расследование производится следователями Следственного комитета РФ по уголовным делам, в том числе совершенными сотрудниками органов принудительного исполнения РФ. Дознание по уголовным делам, совершенным сотрудниками органов принудительного исполнения, проводят дознаватели органов принудительного исполнения РФ, если речь идет о преступлениях, предусмотренных статьями 157 УК РФ и 177 УК РФ , частью первой статьи 294 УК РФ , статьей 297 УК РФ , частью первой статьи 311 УК РФ , статьями 312 УК РФ и 315 УК РФ .

По уголовным делам о преступлениях, выявленных органами федеральной службы безопасности, в совершении которых обвиняются сотрудники органов принудительного исполнения, предварительное следствие может производится также следователями органов федеральной службы безопасности.

Перечень преступлений, предварительное следствие по которым производится следователями Следственного комитета РФ, дополнен преступлениями, совершенными должностными лицами органов принудительного исполнения, а также преступлениями, совершенными в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Статья 35. Меры государственной защиты руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей

Статья 35. Меры государственной защиты руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей

1. Руководители следственных органов Следственного комитета и следователи находятся под государственной защитой. Меры государственной защиты также могут применяться в отношении их близких родственников, а в исключительных случаях – в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

2. Государственная защита руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей, их близких родственников (иных лиц) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Следственный комитет имеет службу обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников Следственного комитета.

4. Руководители следственных органов Следственного комитета и следователи имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 “О милиции”. Типы и модели указанного оружия, а также порядок его приобретения Следственным комитетом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Руководители следственных органов Следственного комитета и следователи подлежат обязательному государственному личному страхованию на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания.

6. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случае:

Читайте также:
Гражданское страхование: личное, имущественное, ответственность

1) гибели (смерти) руководителя следственного органа Следственного комитета или следователя либо смерти уволенного со службы в Следственном комитете руководителя следственного органа Следственного комитета или следователя, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, – наследникам руководителя следственного органа Следственного комитета или следователя в размере, равном 180-кратному размеру его среднемесячного денежного содержания;

2) причинения руководителю следственного органа Следственного комитета или следователю в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, – в размере, равном 36-кратному размеру его среднемесячного денежного содержания;

3) причинения руководителю следственного органа Следственного комитета или следователю в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлиявших на способность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, – в размере, равном 12-кратному размеру его среднемесячного денежного содержания.

7. В случае причинения руководителю следственного органа Следственного комитета или следователю в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячным денежным содержанием и назначенной в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию.

8. В случае гибели (смерти) руководителя следственного органа Следственного комитета или следователя в связи с исполнением служебных обязанностей, а также в случае смерти уволенного со службы в Следственном комитете руководителя следственного органа Следственного комитета или следователя, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, нетрудоспособным членам семьи этого руководителя следственного органа Следственного комитета или следователя, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного содержания погибшего (умершего) руководителя следственного органа Следственного комитета или следователя и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию. Для определения указанной части денежного содержания среднемесячное денежное содержание погибшего (умершего) делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных.

9. За семьей погибшего (умершего) руководителя следственного органа Следственного комитета или следователя сохраняется право на получение отдельного жилого помещения на условиях и по основаниям, которые имели место на момент гибели (смерти) руководителя следственного органа Следственного комитета или следователя.

10. Погребение руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей, погибших (умерших) в связи с исполнением служебных обязанностей, а также уволенных со службы руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей, умерших вследствие причинения им телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Следственному комитету.

11. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего руководителю следственного органа Следственного комитета или следователю либо членам его семьи, в связи с исполнением служебных обязанностей, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме, включая упущенную выгоду, в установленном порядке.

12. Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций, предусмотренных настоящей статьей, является только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) руководителя следственного органа Следственного комитета или следователя, либо в причинении ему телесных повреждений, либо в уничтожении или повреждении принадлежащего ему или членам его семьи имущества, которым установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью руководителя следственного органа Следственного комитета или следователя.

>
Особенности организации и обеспечения деятельности военных следственных органов Следственного комитета (ст.ст. 36 – 39)
Содержание
Проект федерального закона N 431376-5 “О Следственном комитете Российской Федерации” (о совершенствовании деятельности.
Читайте также:
Куда жаловаться на страховую компанию: образцы жалобы и ведомства

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В следствие — кого? Александр Бастрыкин: Как повысить качество расследования и сократить его сроки

Александр Иванович, в чем специфика расследования современных преступлений? Они ведь во многом не похожи на преступления прошлых лет.

Александр Бастрыкин: С каждым годом становится все больше сложных, объемных, многоэпизодных уголовных дел, материалы которых составляют сотни томов. Наиболее знаковые из числа расследованных в последнее время — уголовные дела о преступлениях, совершенные главами регионов Хорошавиным, Гайзером, Белых, членом Совета Федерации Цыбко, бывшим министром экономического развития Улюкаевым, заместителем начальника управления «Т» Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией МВД России Захарченко, о крупных хищениях в космической и энергетической отраслях страны.

Надо понимать, выходных и нормированного рабочего дня эта работа не предполагает.

Интересно, каким образом вы решили это сделать?

Александр Бастрыкин: Принято решение о поэтапном увеличении штата следователей как в центральном аппарате, так и в территориальных следственных органах Следственного комитета.

В частности, возрастет количество следователей при председателе Следственного комитета РФ, увеличится штат Главного следственного управления.

Учитывая, что специфика следственной работы в центральном аппарате предполагает частые командировки, а порой следователи круглосуточно находятся на рабочем месте, прорабатываются вопросы дальнейшего материального обеспечения их деятельности, а также вопросы социальной поддержки следователей и их семей.

Кроме того, мы добавим дополнительные единицы и в региональных следственных органах Следственного комитета, где количество должностей следователей будет доведено до 55 процентов от штата в рамках установленной штатной численности и выделенных бюджетных ассигнований.

На новый уровень поднимем экспертное и криминалистическое сопровождение следствия.

Ваши критики часто говорят об очень длительных сроках расследования. Чаще всего это связано с экспертизами, ведь очередь на сложные экспертизы иногда длится месяцами.

Александр Бастрыкин: Действительно, не секрет, что экспертизы по сложным преступлениям, особенно экономическим, проводятся длительное время в различных сторонних экспертных учреждениях. Поэтому путь решения данной проблемы видится в увеличении в федеральных округах штата экспертов, специализирующихся на проведении экономических, финансовых, строительных и иных экспертиз.

Тем самым мы сократим сроки производства исследований и, соответственно, сроки предварительного следствия. Но здесь важно подчеркнуть: все эти изменения мы проводим в рамках существующей штатной численности, то есть речь об увеличении штата Следственного комитета не идет.

Как вы планируете развивать криминалистическую службу?

Александр Бастрыкин: Все меньше и меньше становится преступлений, которые можно раскрыть, не прибегая к помощи криминалистов. Поэтому непрерывному развитию криминалистической службы в системе Следственного комитета уделяется особое внимание.

Проводимая Главным управлением криминалистики — Криминалистическим центром — активная работа по повышению эффективности деятельности криминалистических подразделений территориальных следственных органов способствует стабильному росту раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений против личности на протяжении нескольких лет. За последние три года рост раскрываемости убийств достигнут в 35 регионах, в том числе в республиках Башкортостан и Татарстан, в Краснодарском и Пермском краях, в Иркутской, Московской и Свердловской областях.

Экспертами СК России в прошлом году выполнено свыше 30 тысяч экспертиз и исследований, в том числе в Криминалистическом центре более 2500. Мы будем и дальше развивать это важнейшее направление нашей работы.

Для этого центральным аппаратом разработана Концепция развития криминалистической деятельности Следственного комитета на 2018-2025 годы. Она имеет исключительно практическую направленность, определяя основные принципы, задачи и этапы развития всех подразделений криминалистики в системе следственных органов Следственного комитета.

Не все наши читатели знают, чем занимается Криминалистический центр.

Читайте также:
Рейтинг страховых брокеров 2021 года: советы по выбору и критериям

Александр Бастрыкин: Прежде всего следует подчеркнуть, что создание такого центра в системе Следственного комитета стало важным этапом в развитии криминалистики. В настоящее время центр уже оперативно решает задачи, связанные с выездом на место преступления для оказания практической и методической помощи в проведении первоначальных следственных действий.

Планируется формирование и ведение ведомственных криминалистических и экспертных учетов, базы данных криминалистической информации. Сейчас как никогда крайне необходимо быстро внедрять новые современные методики расследования, технологии, а также методы исследования.

Для этого в структуре центра создано управление научно-исследовательской деятельности — НИИ криминалистики. Он будет вести обширную научно-исследовательскую работу по методике и тактике раскрытия и расследования преступлений, технико-криминалистическому, экспертному сопровождению следствия по заказам как Следственного комитета, так и иных правоохранительных органов, организаций и учреждений.

Научная составляющая — это одно из наших приоритетных направлений. Поэтому мы активно привлекаем для совместной работы наших коллег из ведущих учебных заведений страны.

Кто с вашим ведомством сотрудничает?

Александр Бастрыкин: В рамках соглашения с МГУ мы продолжаем развивать сотрудничество в более узких форматах, нацеленных на специальные задачи. Планируется заключение соответствующего соглашения о взаимодействии между Криминалистическим центром, кафедрой криминалистики МГУ и Московской академией СК России. Формат работы в рамках такого сотрудничества позволит использовать научные идеи при разработке новейших криминалистических методик и техники для внедрения их в практику СК России.

Достаточно ли у вас кадров, для того чтобы воплощать в жизнь все эти идеи?

Александр Бастрыкин: Мы уже сейчас имеем систему ведомственного образования, которая позволяет нам частично обеспечивать нашу потребность в следственных кадрах. Как известно, на базе Института повышения квалификации Следственного комитета была создана Московская академия Следственного комитета. В настоящее время функционируют уже две ведомственные академии — в Москве и Санкт-Петербурге, а также шесть факультетов повышения квалификации в федеральных округах. Соответствующим подразделениям поставлена задача развития вузов в регионах. Поэтому факультеты повышения квалификации, которые сейчас продолжают там функционировать, планируется реорганизовать в филиалы академий.

Это позволит расширить возможности по подготовке кадров с базовым профильным образованием. И если все это будет реализовано успешно, то через несколько лет подразделения Следственного комитета будут комплектоваться исключительно выпускниками ведомственных вузов.

В СК России много молодых людей. Сколько времени в среднем новому сотруднику надо на адаптацию, чтобы он мог работать наравне с более опытными коллегами?

Александр Бастрыкин: Прежде всего на молодое поколение сотрудников Следственного комитета возлагается особая миссия, которую никто другой выполнить не может. Заключается она в том, что молодежь наследует опыт, накопленный многими предшествующими поколениями следователей, и уже сегодня формирует в себе образ будущей системы Следственного комитета.

Образованный нами два года назад Совет молодых следователей СКР позволяет нам получать непосредственно от молодых специалистов информацию о тех проблемах, которые возникают в связи с их первыми шагами в профессии следователя.

Эти сведения в настоящее время аккумулируются в Управлении учебной и воспитательной работы, которым принимаются все необходимые меры по созданию для начинающих следователей благоприятных условий работы.

Большой вклад в воспитание и подготовку молодых следователей вносят созданные по нашей инициативе Совет Героев Следственного комитета, а также Национальная Ассоциация организаций ветеранов следственных органов «Союз ветеранов следствия», в составе которой сейчас более двух тысяч человек.

Вместе с тем уверен, что самый эффективный путь формирования профессионала, становления личности молодого следователя — его реальное включение в служебную деятельность. Лично приобретенный опыт ничем не заменишь. Вот почему мы твердо стоим на позиции большего доверия молодежи в сочетании с умелой помощью и усилением ответственности за дела и поступки.

Что же касается времени адаптации молодых следователей в следственных коллективах после окончания вузов, то у каждого этот период индивидуален, но в среднем он длится до полутора лет.

Читайте также:
Страхование ответственности директоров ООО, АО, бизнеса в 2021 году

По мере развития наших образовательных учреждений и поступления на службу их выпускников период адаптации однозначно будет сокращаться. Это также положительно скажется на качестве работы, тем более что система нашего образования ориентирована на конкретные следственные задачи.

Выходит, что вы нацелены сами себе готовить кадры? Кому отдадите предпочтение?

Александр Бастрыкин: Уже со студенческой скамьи мы обучаем будущих следователей не просто теоретическим основам, но и практическим навыкам в профессии следователя, закладываем основы их будущей качественной профессиональной деятельности. Стараемся не допустить случаев, когда молодые люди приходят в наши академии только для того, чтобы получить диплом, а затем уйти на «гражданку». Весь образовательный процесс нацелен на подготовку студентов к ответственной государственной службе и мною дано поручение установить более жесткий отбор кандидатов на обучение, отдавая предпочтение детям сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга.

Особо отмечу, что у нас существует прекрасная традиция преемственности поколений, передачи накопленного опыта молодым сотрудникам. Многие ветераны и сегодня находятся с нами в одном строю, помогая словом и делом своим младшим товарищам.

Как вы ответите на вопрос, насколько вашему ведомству удается выполнять задачи, поставленные при его создании?

Александр Бастрыкин: Следственный комитет России начал свою деятельность в качестве самостоятельного следственного органа с 15 января 2011 года. Результаты проделанной работы наглядно говорят о том, что наше ведомство в целом успешно справляется с поставленными задачами по расследованию особо опасных преступлений, защите и восстановлению законных прав и интересов граждан.

Так, с 2011 года по настоящее время следователями СК направлено в суд 720 тысяч уголовных дел, из них почти 70 тысяч — о коррупционных преступлениях. По направленным в суд делам к уголовной ответственности привлечены свыше восьми тысяч лиц, обладающих особым правовым статусом. В ходе предварительного следствия и процессуальных проверок возмещено государству и потерпевшим от преступлений гражданам более 230 миллиардов рублей.

Раскрываемость убийств, других особо тяжких преступлений за период работы Следственного комитета существенно возросла и в настоящее время превысила уровень 90 процентов.

Приложен максимум усилий для раскрытия преступлений прошлых лет. Еще при создании Следственного комитета при прокуратуре РФ в 2007 году от прокуратуры было принято более 200 тысяч нераскрытых уголовных дел.

Активное развитие криминалистических подразделений нашего ведомства позволило это число существенно сократить.

За 10 лет работы следователи Следственного комитета совместно с коллегами из МВД России и ФСБ России смогли раскрыть почти 70 тысяч преступлений прошлых лет, уголовные дела по которым были приостановлены и лежали без движения.

Достигнутые нами результаты были бы немыслимы без серьезной аналитической работы и своевременных управленческих решений, которые оперативно принимаются в зависимости от состояния криминогенной обстановки.

Ваши подчиненные расследуют дела не только в России.

Александр Бастрыкин: Да, мы безотлагательно возбуждаем уголовное преследование в отношении представителей украинских силовых структур по фактам совершения на территории Донецкой и Луганской народных республик тяжких и особо тяжких преступлений против мира и безопасности человечества.

  • VKontakte
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • Odnoklassniki
  • LinkedIn

Всего комментариев: 1

Чайка с 2007 года борется за то, чтобы вернуть хотя бы часть контролирующих следствие полномочий, напоминает политолог Татьяна Становая. СКР сейчас находится в противоречивом положении из-за распространяющихся слухов о возможном расформировании ведомства и отставке его главы Александра Бастрыкина. На этом фоне новые претензии Генпрокуратуры на полномочия СКР звучат как дополнительные удары , отмечает Становая.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: