Страховой аудит: понятие, цели, виды

Раздел 5. Аудит. Особенности аудита страховых организаций

Раздел 5. Аудит. Особенности аудита страховых организаций

Тема 1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи

Сущность аудита и аудиторской деятельности.

Эволюция понятия, целей и задач аудита в России.

Связь аудита с другими формами экономического контроля.

Виды аудита и сопутствующих аудиту услуг. Классификация этих понятий в международной практике (МСА120).

Цели и этические принципы аудита. Сравнительная характеристика этических принципов, данных в Федеральном законе “Об аудиторской деятельности” и Кодексе этики МФБ (за исключением принципа независимости).

Основные факторы, влекущие к нарушению принципа независимости аудитора согласно Кодексу этики МФБ. Механизм разрешения этических конфликтов.

Тема 2. Регулирование аудиторской деятельности

Правовые основы государственного регулирования аудиторской деятельности: нормативные документы, права и обязанности уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности.

Роль и значение Совета по аудиторской деятельности при федеральном органе, порядок его формирования, характеристика его функций. Роль и значение аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

Права и обязанности аудиторов при осуществлении аудиторской проверки.

Права и обязанности аудируемых лиц при осуществлении аудиторской проверки.

Ответственность аудиторов и аудиторских организаций, в том числе за выдачу заведомо ложных аудиторских заключений. Страхование ответственности аудиторов. Аудиторская тайна.

Аттестация и повышение квалификации аудиторов: требования, предъявляемые к претендентам на получение аттестата, порядок обмена квалификационных аттестатов и основания их аннулирования.

Лицензирование аудиторской деятельности: особенности Положения о лицензировании аудиторской деятельности, основания для аннулирования лицензий.

Аудиторские стандарты. Международные стандарты аудита (МСА). МСА во взаимосвязи с внедрением МСФО. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Стандарты профессиональных аудиторских объединений. Стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Законодательные требования, предъявляемые к аудиторским организациям.

Обязательный аудит и его особенности. Основания для проведения обязательного аудита у хозяйствующих субъектов.

Тема 3. Организация подготовки аудиторской проверки

Преддоговорная экспертиза клиента. Организация конкурсного отбора на право проведения аудита отдельных категорий экономических субъектов. Характеристика письма-обязательства о согласии на проведение аудита и договора на проведение аудита.

Понимание деятельности экономического субъекта как этап предварительного планирования.

Внутрифирменный контроль качества работы аудиторов и его направления.

Тема 4. Планирование аудиторской проверки

Требования, предъявляемые к общему плану аудита. Факторы, которые необходимо принимать во внимание при подготовке плана.

Отличия плана и программы аудита. Порядок подготовки программы аудита. Основные функции программы аудита.

Понятие существенности в аудите, количественная и качественная сторона существенности. Характеристика методов определения уровня существенности, порядок корректировки этого показателя.

Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита. Составляющие компоненты системы внутреннего контроля и их характеристика.

Аудиторский риск и его оценка. Компоненты аудиторского риска и их взаимосвязь.

Тема 5. Общие методические подходы к аудиторской проверке

Основные принципы формирования аудиторской выборки. Оценка результатов аудиторской выборки.

Аудиторские доказательства: достаточность и надлежащий характер. Типы, источники, принципы оценки надежности аудиторских доказательств.

Предпосылки (утверждения), на основании которых подготовлена бухгалтерская отчетность в свете федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности “Аудиторские доказательства”.

Процедуры получения аудиторских доказательств. Их характеристика.

Понятие аналитических процедур. Их значение, порядок проведения и примеры.

Основные требования, предъявляемые к рабочим документам аудитора. Организация хранения документации, ее стандартизация.

Состав рабочей документации аудитора, принципы ее хранения, обеспечение ее конфиденциальности. Электронные формы хранения информации.

Аудит в условиях компьютерной обработки данных.

Тема 6. Взаимоотношения различных субъектов при проведении аудита

Порядок использования в своей работе результатов работы другой аудиторской организации.

Аудит операций со связанными сторонами (аффилированными лицами).

Изучение и использование работы внутреннего аудита.

Тема 7. Специальные аспекты аудиторской проверки

Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете.

Анализ прочей информации в документах, содержащих провоцированную бухгалтерскую отчетность.

Тема 8. Некоторые процедуры на заключительной стадии аудита

Оценка способности экономического субъекта продолжать свою деятельность.

Группировка событий, произошедших после отчетной даты. Анализ этих событий и действия аудитора.

Порядок составления и представления письменной информации аудитора руководству аудируемого лица по результатам проведения аудита.

Оценка результатов аудиторской проверки, обобщение и документирование полученной информации.

Организация процедур сверки задолженности аудируемого лица с данными его контрагентов. Порядок проведения сверки, анализ ее результатов.

Тема 9. Аудиторское заключение

Основное назначение аудиторского заключения. Характеристика его типов. Примеры аудиторских заключений каждого типа.

Состав и содержание аудиторского заключения.

Тема 10. Аудиторская проверка учредительных документов и формирования уставного капитала

Проверка юридического статуса экономического субъекта и его правоспособности.

Аудиторская проверка устава организации, учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на налоговый учет, на учет во внебюджетных фондах.

Проверка формирования уставного капитала, его структуры. Проверка правильности оформления изменений уставного капитала, анализ его обоснованности.

Проверка наличия государственной регистрации и лицензирования страховщика.

Обобщение выявленных замечаний по результатам проверки учредительных документов, формирования уставного капитала и законности осуществления отдельных видов деятельности.

Тема 11. Аудиторская проверка системы внутреннего контроля организации

Основные цели и задачи аудита системы внутреннего контроля.

Порядок проведения анализа контрольной среды и его документирование. Анализ системы управления страховой организацией, ее соответствия организационной структуре и специфике функционирования.

Порядок проведения тестирования средств контроля страховщика и его документирование. Оценка функционирования системы внутреннего контроля и ее применение в ходе аудита.

Тема 12. Аудиторская проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики аудируемого лица

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации для страховых организаций, внутренние документы, регулирующие бухгалтерский учет у страховщика.

Методика аудиторской проверки постановки бухгалтерского учета. Аудит системы документации и документооборота.

Оценка формы бухгалтерского учета и ее соответствия условиям организации и управления аудируемого лица.

Читайте также:
Отзыв лицензии у страховой компании: что делать в 2021 году

Проверка автоматизации бухгалтерского учета.

Анализ и оценка учетной политики аудируемого лица для целей бухгалтерского учета.

Анализ и оценка учетной политики для целей налогообложения.

Тема 13. Аудиторская проверка учета операций с денежными средствами

Система нормативного регулирования наличных и безналичных денежных операций, проводимых страховыми организациями.

Проверка кассовых операций. Проверка правильности документального отражения операций с наличными денежными средствами.

Проверка условий хранения и учета денежных средств в кассе. Кассовая дисциплина. Законность проводимых кассовых операций.

Проверка валютных операций страховщика: анализ их законности и отражения на счетах бухгалтерского учета.

Проверка и подтверждение отчетной информации о наличии и движении денежных средств (форма 4).

Типичные нарушения действующих правил ведения операций с денежными средствами и их последствия.

Тема 14. Аудиторская проверка расчетных и кредитных операций

Система нормативного регулирования ведения и учета кредитных операций.

Проверка учета расчетов по выданным и полученным кредитам, в том числе краткосрочным и долгосрочным.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности, за исключением задолженности, связанной с операциями по страхованию и перестрахованию.

Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Проверка расчетов по претензиям.

Проверка расчетов с подотчетными лицами.

Проверка расчетов с дочерними обществами, проверка операций по совместной деятельности, а также внутрихозяйственных расчетов с филиалами.

Проверка расчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей. Проверка правомерности использования льгот по налогам и внебюджетным платежам.

Тема 15. Аудиторская проверка финансовых результатов и использования прибыли

Система нормативного регулирования формирования и использования прибыли организаций.

Проверка формирования финансовых результатов страховщика.

Проверка налогообложения прибыли.

Проверка учета затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу страховой организации. Примеры таких затрат. Нормирование отдельных затрат страховщика.

Тема 16. Аудиторская проверка операций по страхованию и сострахованию

Проверка договоров страхования и сострахования.

Анализ правомерности и обоснованности начисления страховых и состраховочных премий.

Анализ правомерности и обоснованности страховых выплат (отказов в выплатах).

Анализ правильности и обоснованности формирования страховых технических резервов.

Проверка правильности и обоснованности формирования резерва по страхованию жизни.

Проверка правильности и обоснованности расчета долей перестраховщика в резервах.

Проверка страховых операций в системе ОМС. Проверка правильности расчета резервов, сформированных от операций ОМС.

Проверка страховых операций в системе ДМС.

Проверка операций со страховыми агентами и брокерами.

Тема 17. Аудиторская проверка операций по перестрахованию

Проверка операций по рискам, принятым в перестрахование.

Проверка операций по рискам, переданным в перестрахование.

Тема 18. Аудиторская проверка финансовых вложений

Система нормативного регулирования финансовых вложений и операций с ценными бумагами для страховых организаций.

Аудит финансовых вложений и их особенности у страховой организации.

Тема 19. Аудиторская проверка расчетов по оплате труда

Трудовое законодательство и нормативная база расчетов по оплате труда и налогообложению физических лиц.

Проверка соблюдения законодательства о труде. Проверка документального оформления трудовых отношений.

Проверка расчетов по оплате труда со штатным и внештатным персоналом организации.

Проверка расчетов по прочим операциям с персоналом, в том числе по расчетам по возмещению материального ущерба и по операциям займа.

Проверка правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами.

Типичные ошибки и нарушения в учете расчетов по оплате труда.

Тема 20. Аудиторская проверка основных фондов, нематериальных активов и материально-производственных запасов страховой организации

Проверка операций, связанных с основными фондами.

Проверка операций, связанных с нематериальными активами, материально-производственными запасами, расходами будущих периодов.

Тема 21. Аудиторская проверка состояния забалансового учета

Проверка забалансового учета страховой организации, в том числе арендованных основных средств, бланков строгой отчетности, списанной задолженности.

Тема 22. Аудиторская проверка и подтверждение бухгалтерской отчетности

Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности страховой организации.

Аудиторская проверка, анализ и подтверждение бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, документирование аудиторских выводов.

Аудиторская проверка, анализ и подтверждение отчета о движении капитала, отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу.

Аудиторская проверка и оценка пояснительной записки.

Особенности аудита сводной отчетности.

Анализ и оценка форм отчетности, представляемых в порядке надзора с 6 по 10 формы: оценка платежеспособности страховщика, оценка размещения резервов, оценка чистых активов. Необходимые модификации аудиторского заключения на основании произведенной оценки.

>
N 1. Цель и структура программы
Содержание
Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит страховых организаций.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Методика страхового аудита: основные направления

“Аудиторские ведомости”, 2010, N 8

Рассматриваются подходы к разработке методик проверок, применяемых в аудите страховых организаций. Приводятся основные разделы методики в целях формирования внутрифирменного аудиторского стандарта (стандартов) по проверке страхования как специфического вида финансово-хозяйственной деятельности.

Современная теория аудита выделяет четыре подхода к созданию методик проведения аудита: бухгалтерский, юридический, специальный и отраслевой.

Наиболее традиционным из них является бухгалтерский. При данном подходе разрабатываются отдельные методики проверки для каждого раздела бухгалтерского учета: аудит отражения операций с основными средствами, аудит материально-производственных запасов и т.д. Бухгалтерский подход может быть использован, в частности, для аудита страховых премий, страховых выплат, операций перестрахования, формирования страховых резервов, расчетов по страховым операциям, расходов по основной деятельности и др.

При юридическом подходе проверяются операции, осуществленные организацией, заключенные договоры и прочие документы с позиции соответствия законодательству. Экспертиза договоров страхования аудируемого лица на предмет соответствия страховому законодательству, а также правовая оценка обоснованности страховых выплат включаются в обязательном порядке в программу аудита страховщиков.

Читайте также:
Райффайзен страхование жизни, здоровья, путешественников, ипотеки

При специальном подходе проверке подвергаются определенные экономические субъекты, схожие между собой по определенным признакам, например по организационно-правовой форме, структуре управления и т.п. Кроме того, разрабатываются методики, позволяющие проводить аудит организаций, работающих в условиях специальных налоговых режимов.

Выделяется отраслевой подход, при котором методика аудиторской проверки зависит от вида деятельности и отрасли. В данную категорию попадает наряду с методиками аудита банков, сельскохозяйственных и строительных организаций, а также методика аудита страховщиков.

При разработке детальной методики аудиторской проверки страховых операций нам представляется наиболее целесообразным применение классического бухгалтерского подхода – в основе его лежит вычленение внутри страховой деятельности крупных комплексов работ, в отношении каждого из которых будет проводиться проверка.

Комплексы работ, подлежащие рассмотрению при проверке страховых операций

При подготовке аудита страховых операций руководитель аудиторской проверки, как правило, выделяет следующие основные направления анализа.

  1. Наличие и оформление учредительных документов, полнота и своевременность формирования уставного капитала, наличие необходимых лицензий на проведение отдельных видов страхования.
  2. Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете страховых премий. Этот раздел включает также соответствие договоров страхования утвержденным правилам страхования и требованиям действующего законодательства. Анализируемые субсчета: 92-1 “Страховые премии (взносы) по договорам страхования (основным)”, 92-2 “Страховые премии (взносы) по договорам сострахования”.
  3. Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете страховых выплат, в том числе соответствие произведенных страховых выплат действующему законодательству. Анализируемые субсчета: 22-1 “Страховые выплаты по договорам страхования (основным)”, 22-2 “Страховые выплаты по договорам сострахования”.
  4. Комплекс операций перестрахования. Данный раздел страховой деятельности значителен по объему и состоит из двух блоков: операции входящего (принятого) перестрахования и операции исходящего (переданного) перестрахования. При проверке каждого из указанных разделов аудиторами рассматриваются вопросы своевременности и полноты начисления перестраховочных премий и выплат, а также соответствия договоров перестрахования законодательству. Анализируемые субсчета: 92-3 “Страховые премии (взносы) по договорам, принятым в перестрахование”, 92-4 “Страховые премии (взносы) по договорам, переданным в перестрахование”, 22-3 “Страховые выплаты по договорам, принятым в перестрахование”, 22-4 “Доля перестраховщиков в страховых выплатах”, 77-3 “Расчеты по договорам, принятым в перестрахование”, 77-4 “Расчеты по договорам, переданным в перестрахование”, 77-6 “Расчеты по депо премий”.
  5. Расчет и отражение в учете страховых резервов. Анализируемый счет – 95 “Страховые резервы”. Проверяются правильность и обоснованность формирования и отражения в учете и отчетности следующих видов страховых резервов: резерва незаработанной премии, двух резервов убытков (заявленных, но не урегулированных убытков и произошедших, но не заявленных убытков), стабилизационного резерва, стабилизационного резерва по ОСАГО. Следует иметь в виду, что страховщики могут также формировать собственные виды страховых резервов, согласованные с Федеральной службой страхового надзора.
  6. Отражение в учете расходов, связанных с основной деятельностью страховщика. Анализируемый счет – 26 “Общехозяйственные расходы”. Проверяются:
  • расходы организации по заключению договоров страхования, сострахования и перестрахования;
  • расходы на комиссионное вознаграждение страховым посредникам – агентам и брокерам; анализируемые счета: 26, 77-7 “Расчеты с агентами и брокерами по комиссионному вознаграждению”;
  • прочие расходы по осуществлению операций по страхованию, сострахованию и перестрахованию.
  1. Отражение в учете прочих доходов страховщика, связанных со страховой деятельностью. Анализируется кредит счета 91 “Прочие доходы и расходы”, в частности:
  • проценты, получаемые перестраховщиком по депонированным перестрахователем премиям по договорам, принятым в перестрахование;
  • вознаграждения и тантьемы, получаемые от перестраховщика по договорам, переданным в перестрахование;
  • поступления, связанные с оказанием другим страховым организациям услуг страхового агента, сюрвейера и аварийного комиссара;
  • поступления, связанные с осуществлением перешедшего к страховой организации права требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования;
  • поступления, связанные с выдачей дубликатов страховых полисов по обязательному медицинскому страхованию;
  • поступления, связанные с возмещением расходов на оказание застрахованному медицинской помощи от юридических или физических лиц, ответственных за причиненный вред здоровью гражданина.
  1. Отражение в учете прочих расходов страховщика, связанных со страховой деятельностью. Анализируется дебет счета 91, в том числе:
  • проценты, уплачиваемые перестраховщику по депонированным премиям по договорам, переданным в перестрахование;
  • тантьемы, уплачиваемые перестрахователю по договорам, принятым в перестрахование;
  • расходы, связанные с оказанием другим страховым организациям услуг страхового агента, сюрвейера и аварийного комиссара;
  • расходы, связанные с осуществлением перешедшего к страховой организации права требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования;
  • расходы, связанные с управлением инвестициями (например, содержанием структурного подразделения, занятого управлением инвестициями).

Необходимо также принимать во внимание, что существенная часть деятельности страховых компаний аналогична деятельности любой другой организации. Страховщики приобретают и сдают в аренду объекты основных средств, используют нематериальные активы, выплачивают заработную плату, отправляют сотрудников в командировки и т.д.

Основные направления аудита страховых операций

Методики проведения аудита различных областей финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций обычно строятся по единой схеме. Эта схема позволяет осуществлять проверку отражения в бухгалтерском учете страховщика операций по основной деятельности, а также соответствия порядка ведения данной деятельности российскому законодательству. Она включает следующие разделы.

  1. Нормативные документы, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, составление бухгалтерской и статистической отчетности, общие вопросы осуществления страховой деятельности в Российской Федерации.
  2. Перечень первичных документов, подлежащих проверке.
  3. Перечень регистров синтетического и аналитического учета, на которых отражаются страховые операции за проверяемый период.
  4. Наименования форм бухгалтерской отчетности, а также конкретных разделов в данных формах, в которых отражаются результаты страховой деятельности за проверяемый период.
  5. Классификация нарушений, наиболее часто допускаемых в процессе осуществления страховой деятельности и при отражении страховых операций на счетах бухгалтерского учета.
  6. Перечень основных вопросов по каждому разделу проверки страховых операций для проведения анкетирования страховщиков на этапе планирования аудита.
  7. Перечень аудиторских процедур, применяемых при проверке страховых операций.
Читайте также:
Страховой убыток для компании и страхователя: понятие

Страховая деятельность регулируется рядом нормативно-правовых актов, которые можно разбить на четыре группы.

Общее законодательство регулирует деятельность всех субъектов права независимо от вида предпринимательской деятельности, в частности ГК РФ и НК РФ. Правовые нормы общего законодательства создают условия для формирования специального законодательства и принятия на их основе нормативных документов различных органов исполнительной власти, рекомендаций и методик по вопросам деятельности в сфере страхования.

Специальное страховое законодательство регулирует вопросы, связанные с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности в конкретных областях. Это законодательство представлено в первую очередь Законом Российской Федерации от 27.11.1996 N 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” (в ред. от 30.10.2009), а также федеральными законами, регулирующими проведение обязательных видов страхования. К этой категории можно отнести Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” (в ред. от 27.12.2009), так как страховщики являются институциональными инвесторами, чей доход во многом обеспечивается успешной деятельностью на фондовом рынке.

Ряды нормативных документов регулируют порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности экономических субъектов. Здесь следует назвать Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (в ред. от 23.11.2009), положения по бухгалтерскому учету и приказы Минфина России, устанавливающие порядок отражения финансово-хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

В отдельную категорию можно выделить нормативные документы, регулирующие состав и структуру активов и обязательств страховщиков, в основном это приказы и разъяснительные письма Минфина России.

Формы первичных документов, используемых для отражения страховых операций, должны утверждаться руководством страховщика при принятии учетной политики организации в виде приложений к ней. Единые требования к содержанию первичных документов вне зависимости от специфики хозяйственной деятельности содержатся в ст. 9 Закона N 129-ФЗ. Среди обязательных требований:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

В настоящее время не существует единых унифицированных форм для отражения страховых премий и выплат, каждая страховая организация разрабатывает их самостоятельно в соответствии с требованиями законодательства. Однако относительно обязательных видов страхования регулирующие органы могут издавать разъясняющие документы, содержащие принятую к применению форму договора страхования, заявления страхователя о заключении договора, о наступлении страхового случая и др. Для расчета страховых резервов Приказ Минфина России от 11.06.2002 N 51н предусматривает специальные формы таблиц, а также журналов, содержащих необходимые для расчета данные.

Регистры синтетического и аналитического учета, на которых отражаются произведенные в проверяемом периоде страховые операции, закрепляются внутренними приказами и распоряжениями. Как правило, вводятся внутренний план счетов бухгалтерского учета страховщика и перечень регистров налогового учета, которые являются приложениями к учетным политикам по бухгалтерскому учету и налогообложению соответственно.

Бухгалтерская отчетность страховщика отражает его финансовое положение на определенную дату с помощью информации об остатках и оборотах по счетам. Отражению подлежат все операции, как относящиеся, так и не относящиеся к страховой деятельности, в отчетности страховые операции отделены от инвестиционных и пр. В табл. 1 представлены разделы бухгалтерской отчетности страховщика, в которых отражаются основные направления страховой деятельности страховщиков – сбор страховых премий и выплата страхового возмещения.

Отражение страховых премий и страховых выплат в бухгалтерской отчетности страховщика

В табл. 2 представлены разделы бухгалтерской отчетности, в которых отражаются страховые операции, относящиеся к существенным комплексам работ страховщика.

Отражение существенных комплексов работ в бухгалтерской отчетности страховщика

При формировании внутренних методик и стандартов проверки страховых операций аудитору целесообразно составлять обновляемый на периодической основе реестр типичных ошибок и нарушений законодательства, выявляемых в ходе проверки данного комплекса работ. Классификация нарушений может быть различной, например, в зависимости от области нарушаемого законодательства – гражданского, налогового и трудового; специфического законодательства о страховом деле; бухгалтерского законодательства. Классификация также может быть составлена на основе разделов программы проверки по каждому проверяемому в рамках аудита страховых операций направлению.

В ходе разработки методики аудита целесообразно подготовить опросные или контрольные листы, содержащие типичные вопросы по проверке каждого из указанных в программе направлений. Это позволит наглядно представить обоснованность, своевременность и полноту отражения в учете страховых операций. Используя информацию контрольных листов, заполненных аудиторскими группами, осуществлявшими проверку данного страховщика прежде, новой аудиторской группе будет легко выявить критические участки деятельности, которые могут быть индивидуальны у каждой страховой организации.

Особенности проведения аудита в страховых организациях Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куликова И. В.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения аудита в страховых организациях»

стороны, и заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей по внедрению инновационных технологий, с другой.

В настоящее время многие зарубежные страны выбрали инновационный путь развития, в связи с этим главным в их государственной политике является реализация комплекса законодательных и организационных мер, направленных на создание и поддержание «инновационного климата»: благоприятных для реализации (внедрения) нововведений условий (экономических, материально-технических, организационных, правовых и моральных).1

Совершенствование технологических производственных процессов позволит уменьшить затратность, снизить себестоимость и улучшить качество производимой сельскохозяйственной продукции, доведя ее до высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках.

Читайте также:
Сущность личного страхования: понятие и классификация кратко

Особенности проведения аудита в страховых организациях

Одним из наиболее действенных инструментов выявления возможностей повышения эффективности страховой деятельности становится аудиторская проверка.

Аудит внутренний – организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками страховых организаций ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Внешний аудит проводится внешними независимыми аудиторами и аудиторскими организациями на основе заключенных с клиентом договоров. Особенностью внешнего аудита является то, что аудиторы, проводящие проверку, не должны иметь на проверяемом объекте никаких интересов, т. е. не должны являться учредителями, акционерами, собственниками, руководителями или другими должностными лицами объекта контроля, которые несут ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности, не состоят в родстве и сходстве с руководителями организации и не связаны с ними служебными

1 Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / под ред. И.Г. Трубилина, Е.С. Оглоблина, И.С. Санду. М.: КолосС, 2007. С. 77.

отношениями. С другой стороны, аудируемая организация также не должна быть связана с аудиторской, т. е. не может являться акционером, учредителем, собственником.

В соответствии с ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ страховые организации подлежат обязательному ежегодному аудиту. Аудиторская проверка деятельности страховых организаций имеет свои особенности, связанные с экономическими отношениями, возникающими в процессе операций страхования и действующими законодательно-нормативными актами в области права, бухгалтерского учета, налогообложения и аудита.

Рассмотрим эти особенности:

1. Организационно-нормативные основы деятельности страховщиков. Проверке подлежат: учредительные документы, свидетельство о гос. регистрации, лицензии на осуществление страховой деятельности. Аудитору при рассмотрении вышеперечисленных документов необходимо выяснить следующую информацию: об участниках (субъектах) страховых правоотношений; о формах и видах страхования; о порядке формирования уставного капитала, в том числе с участием иностранного капитала и др.

2. Организация бухгалтерского учета и своевременное отражения страховых операций на счетах. Бухгалтерский учет страховщики ведут в соответствии с действующим законодательством, руководствуясь учетной политикой и рабочим планом счетов, сформированным на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению, рекомендованного для страховых организаций (Приказ Минфина РФ от 04.09.2001 г. № 69 н). По результатам проверки аудитор формулирует следующие выводы: о наличии утвержденной учетной политики и ее соблюдении; о правильности применения Плана счетов бухгалтерского учета; о правильности отражения в учете операций страхования, сострахования и перестрахования; об обоснованности и своевременности страховых выплат при наступлении страховых случаев; об обоснованности в отказах по страховым выплатам; о правильности формирования страховых резервов; расчетов по оплате труда; расчетов со страховыми агентами, страховыми брокерами и др.

3. Формирование показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и отчетности, предоставляемой в порядке надзора за страховой деятельностью, по результатам которой формулируются выводы о достоверности такой отчетности. Страховые организации, имеющие дочерние и зависимые общества, формируют консолидированную отчетность; страховщики, занимающиеся обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, составляют и представляют отчетность в Российский

союз автостраховщиков (РСА). Отчетность, представляемая в порядке страхового надзора, как и бухгалтерская (финансовая), разделяется на годовую и промежуточную (квартальную).

Рассмотрим подготовку и планирование аудиторской проверки страховщиков.

На этапе предварительного планирования происходит знакомство и анализ деятельности страховой организации в целях получения аудиторами сведений об особенностях деятельности, оценки трудоемкости предстоящей аудиторской проверки, т.е. формируется досье клиента. Используются различные способы проведения предварительного анализа, в том числе анкетирование и устный опрос.

Первое направление предварительного планирования – общие характеристики: дата создания; организационно-правовая форма и структура организации; полное и сокращенное название, юридический адрес; филиалы и обособленные подразделения организации; действующие лицензии и их основные реквизиты; формы и виды страхования, определенные в лицензии; величина уставного капитала в соответствии с учредительными документами с последующими изменениями и дополнениями; количество договоров страхования, сострахования, перестрахования; функциональная структура бухгалтерской службы; наличие и характеристика программы средств автоматизации оперативного и бухгалтерского учета и др.

Второе направление предварительного планирования – особенности собственно страховой деятельности: виды страхования, осуществляемые данным страховщиком; наличие среди проводимых видов страхования обязательных; основные контрагенты-перестраховщики; иностранные контрагенты (клиенты, перестраховщики, брокеры); инвестирование (наименование эмитентов ценных бумаг, их количество и общая сумма инвестиций, для векселей и облигаций – срок погашения); наличие предписаний страхового надзора и судебных исков в отношении страховой организации; порядок использования прибыли.

Третье направление предварительного планирования – изучение и характеристика системы внутреннего контроля (СВК). Необходимо выяснить: имеется ли у организации учетная политика отдельно для бухгалтерского и налогового учета, какие правила формирования страховых резервов применяет компания – собственные или типовые, какая компьютерная программа используется для ведения бухгалтерского и страхового учета, все ли страховые операции заносятся в базу, автоматически ли рассчитываются резервы и др.

Аудитор также должен оценить и зафиксировать свое профессиональное суждение об оформлении бухгалтерской документации

в компании, акцентируя внимание на возможной необходимости восстановления бухгалтерского учета. Также выражается мнение о квалификации руководства организации и главного бухгалтера, других сотрудников бухгалтерии. Проведение незадолго до аудита налоговой проверки может служить дополнительным подтверждением надежности системы внутреннего контроля. Важно наличие в компании службы или отдела внутреннего аудита.

Четвертое направление предварительного планирования -определение потребностей клиента, его пожеланий. Это может быть формальное подтверждение отчетности или детальное исследование бухгалтерской отчетности, включающее бухгалтерские и налоговые консультации, совершенствование бухгалтерского учета и налогообложения.

Читайте также:
Международное социальное страхование: принципы и перспективы

Далее начинается собственно планирование проверки.

Разработка общего плана аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте и результатах уже проведенных аудиторских процедур (аналитических). Посредством проведения указанных аналитических процедур организация должна выявить области, значимые для аудита. Общий план – руководство осуществления программы аудита, представляет собой укрупненную поэтапную модель планируемой аудиторской проверки.

При разработке общего плана аудита страховых организаций во внимание принимаются следующие обстоятельства:

1) деятельность аудируемого лица; 2) система бухгалтерского учета и внутреннего контроля; 3) риск и существенность; 4) координация и направления работы; 5) характер, временные рамки, объем аудиторских процедур; 6) прочие обстоятельства.

При подготовке общего плана аудита страховой организации руководитель аудиторской проверки, как правило, выделяет следующие крупные области проверки.

1. Аудит учредительных документов, полноты и своевременности формирования уставного капитала, наличия необходимых лицензий (в частности, на проведение определенных видов страховой деятельности).

2. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики.

3. Аудит отражения в учете основных средств и нематериальных активов.

4. Аудит отражения в учете материально-производственных запасов.

5. Аудит финансовых вложений (счет 58 «Финансовые вложения»).

6. Аудит денежных средств.

7. Аудит расчетов: по страхованию, сострахованию; по перестрахованию; со страховыми посредниками; по комиссионному вознаграждению и т. д.

8. Аудит договоров страхования, сострахования и перестрахования, проверка соответствия указанных договоров правилам страхования и требованиям действующего законодательства.

9. Аудит соответствия произведенных страховых выплат по договорам страхования, сострахования и перестрахования действующему законодательству.

10. Аудит порядка отражения в бухгалтерском и налоговом учете страховых и перестраховочных премий и выплат.

11. Аудит страховых резервов – правильность и обоснованность формирования и отражения в учете и отчетности.

12. Аудит расходов, связанных с основной деятельностью страховщика.

13. Аудит прочих доходов страховщика, например: проценты, получаемые перестраховщиком по депонированным перестрахователем премиям по договорам, принятым в перестрахование; вознаграждения и тантьемы, получаемые от перестраховщика по договорам, переданным в перестрахование; поступления, связанные с оказанием другим страховым организациям услуг страхового агента, сюрвейера и аварийного комиссара; поступления, связанные с осуществлением перешедшего к страховой организации права требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования и др.

14. Аудит прочих расходов страховщика, например: проценты, уплачиваемые перестраховщику по депонированным премиям по договорам, переданным в перестрахование; тантьемы, уплачиваемые перестрахователю по договорам, принятым в перестрахование; расходы, связанные с оказанием другим страховым организациям услуг страхового агента, сюрвейера и аварийного комиссара; расходы, связанные с осуществлением перешедшего к страховой организации права требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования и др.

При планировании аудитор должен установить границу (уровень) существенности. Граница существенности – максимально допустимый размер ошибочной суммы в отчетности, который не введет пользователя отчетности в заблуждение относительно интересующей его информации.

При планировании аудиторской проверки аудитор рассматривает вопрос о том, что могло бы повлечь существенное искажение финансовой бухгалтерской отчетности. В страховом аудите к фактам о существенной недостоверности отчетности относятся:

• невыполнение требований по формированию резервов в соответствии с нормативными актами Минфина и ФСФР;

• уменьшение величины собственного капитала по итогам отчетного периода ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами;

• неисполнение своевременно и в полном объеме обязательств перед страхователями или обязанности по уплате обязательных платежей.

С целью выявления существенных искажений при разработке плана аудита устанавливается приемлемый уровень существенности и принимается во внимание характер искажений. При оценке уровня существенности страховых организаций рекомендуется брать следующие базовые показатели, учитывающие специфику отрасли: прибыль организации (3-5 %), страховые премии, включая премии, полученные по операциям перестрахования (2-3 %), валюта баланса (2-4 %), собственный капитал (5-7 %), страховые резервы (2-3 %), страховые выплаты 2-3 %, общие расходы (2-4 %).

Аудиторский риск (АР) – риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в бухгалтерской (финансовой) отчетности содержаться существенные искажения.

АР = НР*РСК*РН, где

НР*РСК – РСИО – риск существенного искажения отчетности;

АР – аудиторский риск;

РСК – риск средств контроля;

НР – неотъемлемый риск;

РН – риск необнаружения.

На практике аудитор не может быть абсолютно уверен в полной достоверности отчетности, поэтому аудиторский риск всегда находится в пределах между 0 и 100 %. Чем ниже величина АР, тем больше аудитор желает быть уверенным в достоверности отчетности и отсутствии в ней существенных ошибок и пропусков. Как правило, нормальным значением АР является 4-5 %.

Следует отметить, что общий план и программа аудиторской проверки могут и должны по мере необходимости пересматриваться и уточняться в ходе аудита.

Проблемы стратегического планирования в современных условиях

Возникновение такого направления в экономике, как «стратегическое планирование», связано с поиском способов эффективного управления. В первое время стратегическое планирование внедрялось в практику западных фирм медленно и трудно, но в настоящее

1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА

1.2. Виды аудита

Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогранны. Общая классификация аудиторской деятельности представлена на рис. 1.

Рис.1. Общая классификация аудиторской деятельности

По виду деятельности проверяемого экономического субъекта аудит подразделяется на:

– банковский аудит (проверяемые организации – банки и другие кредитные учреждения);

– страховой аудит (проверяются страховые организации и общества взаимного страхования);

– аудит инвестиционных институтов и бирж (проверяются инвестиционные институты, товарные и фондовые биржи);

– общий аудит (проверяемые субъекты – организации прочих видов деятельности).

Читайте также:
Гражданское страхование: личное, имущественное, ответственность

Данная классификация введена потому, что аудиторские аттестаты и лицензии выдаются отдельно по каждому из перечисленных видов аудита.

По степени обязательности аудит подразделяется на:

Обязательный аудит осуществляется на основе требований законодательных и нормативных актов РФ, устанавливающих обязательность проверки годовой бухгалтерской отчетности для отдельных категорий экономических субъектов. Он проводится ежегодно.

В статье 5 Федерального закона № 307-ФЗ установлены основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. К экономическим субъектам относятся:

§ открытые акционерные общества независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала;

§ банки и другие кредитные учреждения;

§ бюро кредитных историй;

§ страховые организации и общества взаимного страхования;

§ товарные и фондовые биржи;

§ инвестиционные институты (инвестиционные и чековые фонды, холдинговые компании);

§ благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;

§ организации, у которых объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 50 млн. руб. или сумма активов балансов на конец года, предшествующего отчетному, превышает 20 млн. руб.

Инициативный аудит осуществляется по решению экономического субъекта. Инициативный аудит может иметь место, например, в следующих случаях:

– руководство организации хочет удостовериться в том, что бухгалтерия правильно ведет учет и исчисляет налоги;

– собственник не доверяет директору организации и хочет проконтролировать его работу;

– банк выдает организации кредит и хочет быть уверенным в достоверности баланса и отчета о прибылях и убытках.

По составу и объему проверяемой документации аудит подразделяется на:

1) аудит годовой бухгалтерской отчетности;

2) специальный аудит.

Аудит годовой бухгалтерской отчетности осуществляется независимой аудиторской фирмой (независимым аудитором) и имеет своей целью выражение аудитором профессионального мнения о степени достоверности проверяемой отчетности организации. Мнение это выражается в аудиторском заключении.

Специальный аудит – это проверка интересующих экономического субъекта конкретных вопросов, касающихся его деятельности. Целью специального аудита может быть:

– подтверждение законности совершенных хозяйственных операций;

– подтверждение правильности исчисления налогов и составления налоговых деклараций (налоговый аудит);

– проверка правильности организации производства, эффективности методов управления (управленческий аудит);

– проверка соответствия отдельных показателей деятельности предприятия установленным требованиям, например экологическим (экологический аудит) и т. д.

По аудиту годовой бухгалтерской отчетности составляется официальное аудиторское заключение. Результат специального аудита может быть обобщен в ином документе (экспертном заключении, заключении по результатам проверки и т. д.).

По виду исполнителя аудиторских услуг аудит разделяют на:

Под внешним аудитом понимают оказание аудиторских услуг (проведение проверки, оказание сопутствующих услуг) независимой аудиторской фирмой (независимым аудитором).

Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Заказчиками внешнего аудита могут являться государственные, собственники предприятия: акционеры, инвесторы, государство, частные лица, банки и другие кредитные учреждения.

Внутренний аудит (финансовый контроллинг) – это элемент системы внутреннего контроля на предприятии. Службы внутреннего аудита создаются, как правило, на крупных предприятиях, имеющих разветвленную сеть филиалов. Цель внутреннего аудита – помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции.

Задачами служб внутреннего аудита могут быть:

1) подтверждение достоверности информации, предоставляемой руководству;

2) контроль за состоянием и сохранностью активов;

3) исполнительский контроль;

4) оценка эффективности управления, производства, финансовых вложений и т. д.

Понятие, цели, задачи и особенности аудита страховщиков

Все виды аудиторских проверок делятся на две категории. Одни из них проводятся внешними наблюдателями, так называемыми независимыми экспертами (внешний аудит). Другие — личным составом предприятия (внутренний). Классификация также учитывает несколько подгрупп. О каждой из них расскажем далее.

Инициативный аудит

Инициативный аудит инициируется самой компанией, поэтому масштаб и направленность деятельности проверяющих также отражаются во внутренних документах и никак не регламентируются извне. К мероприятию специалисты приступают только после факта подписания соглашения между двумя сторонами.

Обязательный аудит

Обязательные аудиты (в том числе по объему и направлению мероприятий) регламентирует законодательство. Инициатором проведения становятся ведомственные органы. Обязательно организация подобного аудита для:

– открытых акционерных обществ;

– кредитных и страховых компаний;

– различных бирж, а также фондов (государственных и внебюджетных);

– при стоимости активов на балансе в 200 тыс. раз большей установленного МРОТ.

Специальный

Сущность этого аудита состоит в анализе определенных аспектов производственной и хозяйственной деятельностей. При этом обнаруженные данные сравнивают на соответствие утвержденным стандартам и регламентам.

Страховой, банковский и общий

Разделение построено на объекте исследования. Так, страховой аудит нацелен на проверку документации страховщиков. Банковский — на развитие организаций, которые предоставляют кредитные услуги. Общий аудит — наиболее обширное понятие. Так как именно этот вариант проверки актуален для остальных видов компаний.

Внутренний

Одна из разновидностей внутреннего финансового контроля предприятия. Обычно такую проверку заказывают крупные компании со множеством филиалов. Внутренний аудит имеет ряд отличий от внешнего:

– проводят служащие компании;

– информация носит рекомендательный характер;

– затраты на проверку несет предприятие.

Принципы и задачи аудита

Далее рассмотрим принципы, которые актуальны для всех видов аудита. В первую очередь, это достоверность полученных данных и незаинтересованность аудитора в прибыли предприятия. Во вторую, точность исследования должна быть такой, чтобы на основе полученной отчетной документации можно было сделать адекватные выводы о результатах финансовой деятельности организации и принять эффективные управленческие решения.

Какие задачи решаются в рамках аудита?

  • Оценка организации бухучета, подготовки кадров, правильности заполнения налоговых деклараций.
  • Составление рекомендаций по устранению найденных недочетов.
  • Выявление факторов, которые могут повлиять на результаты финансовой деятельности в будущих отчетных периодах.
  • Консультационные услуги в рамках договора на оказание аудиторских услуг.
Читайте также:
Доверенность на представление интересов в страховой компании

Результатом любого аудита становится анализ и корректировка существующих схем управления, цель которых состоит в развитии проекта и выходе на новый уровень. Проверки также исключают лишние затраты и предпринимательские риски, которые нередко становятся причиной банкротства.

Понятие и законодательная база

Аудиторская деятельность в РФ, включая нормы и принципы страхового аудита, регулируется Федеральным законом от 30.12.2008 №307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”. Обязанность проведения аудита в страховой организации также регламентируется нормами закона от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» (ст.5).

Если страхованием занимается ОВЗ – общество взаимного страхования, то обязанность проведения аудиторской проверки в таком случае прослеживается в ст. 22 закона от 29.11.2007 N 286-ФЗ “О взаимном страховании”.

В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит может быть внешним и внутренним. Внешний аудит осуществляют эксперты по назначению надзорного органа, ФНС или иной государственной организации. Внутренний страховой аудит может осуществлять лицо, которое включено в штат сотрудников страховой организации.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Крупные страховщики нанимают не только профессиональных юристов, но и аудиторов, контролирующих финансовую деятельность в течение всего отчетного года. Это позволяет избежать неприятностей после плановой проверки внешними аудиторами.

Страховой аудит также отличается по принципу обязательности. Если руководство страховой компании пригласило независимого аудитора на добровольной основе, то такой договор является добровольным. В ином случае деятельность аудиторской фирмы регулируется надзорным органом – Банком России, а заключение соглашения носит обязательный характер.

Регулятор имеет право прибегнуть к помощи аудиторов, если деятельность страховщика вызывает сомнения и есть подозрения, что компания не выполняет финансовые обязательства или иным способом нарушает требования закона от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ».

Порядок проведения аудиторской проверки

Согласно закону от 30.12.2008 №307-ФЗ (ст.5), страховой аудит должен осуществляться не менее 1 раза в год на обязательной основе. Проведение внеплановых исследований – прерогатива страховщика, который таким образом может контролировать финансовую устойчивость и следить с помощью аудиторов за выполнением всех требований законодательства и принципов бухгалтерской отчетности.

Кто проводит

Аудиторскую деятельность могут осуществлять фирмы и частные лица. Страховщик сам принимает решение, кого выбрать в качестве эксперта. Но есть ограничение:

  • Аудит не могут осуществлять лица, которые являются учредителями, руководителями, имеют непосредственное отношение к бухгалтерской деятельности или являются их близкими родственниками.
  • Не могут проводить аудит и те, кто в последние 3 года нанимался в качестве эксперта по финансовому оздоровлению фирмы.

Права и обязанности сторон

Договорные отношения между аудитором и аудируемой страховой организацией регламентируются нормами Гражданского кодекса РФ, так как на начальном этапе стороны заключают соглашение о возмездном оказании услуг. По договору, страховой аудит осуществляется в случае, если:

  • Заказчик в лице страховой организации обязуется внести полную стоимость услуг по договору в указанные сроки. Допускается рассрочка платежа, если аудиторская фирма пойдет на уступки.
  • Страховщик обязуется представить необходимые документы до начала проверки.
  • От лица заказчика, сотрудников фирмы и иных заинтересованных лиц не будет оказываться давления на аудиторов в период действия договора и после получения результатов исследования.

Аудитор, в свою очередь, обязуется:

  • осуществить проверку в соответствии с нормами законодательства РФ на основании документов, представленных страховой компанией;
  • представить результаты в установленный договором срок;
  • вынести решение относительно соответствия деятельности компании, то есть – каково ее финансовое положение, есть ли резервы для выплат выгодоприобретателям после наступления страховых случаев, были ли грубые ошибки в бухгалтерских документах.

ЭТО ВАЖНО! Результаты страхового аудита не всегда соответствуют ожиданиям компании. Попытка сфальсифицировать данные может расцениваться Банком России как мошенничество, за что последует предупреждение с возможным последующим отзывом лицензии.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Аудит страховой организации 460 руб.
  • Реферат Аудит страховой организации 280 руб.
  • Контрольная работа Аудит страховой организации 190 руб.

Одной из особенностей страхового аудита является необходимость анализа правильности создания и использования резервов премий по страхованию жизни и технических резервов по другим видам страхования.

Согласно законодательству РФ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховой организации подлежит обязательному внешнему аудиту, который проводится один раз в год. При этом заключение, выданное аудитором, должно содержать информацию о выполнении страховой компанией требований финансовой устойчивости и платежеспособности, а также об эффективности организации системы внутреннего контроля.

Годовая финансовая отчетность страховщика должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением и доступна для заинтересованных в этой отчетности лиц. Также подлежит публикации информация о финансовой устойчивости и платежеспособности страховой компании.

Проверка осуществляется независимыми аудиторами (или специализированными организациями), имеющими лицензию на проведение аудита в страховых организациях и обществах взаимного страхования.

Порядок проведения внешнего страхового аудита

В соответствии со стандартами аудиторских проверок оценка деятельности страховой организации начинается с установления законности деятельности, для чего нужно проверить учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации, лицензии на осуществление страховой деятельности. Аудитор обязан установить соответствие фактически проводимых и разрешенных лицензией видов страхования требованиям действующего законодательства.

При составлении плана и программы проверки страховой организации аудитор должен учитывать специфику ее деятельности.

При этом процесс проведения страхового аудита состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовка и организация аудиторской проверки.
  2. Планирование аудиторской проверки.
  3. Осуществление аудиторской проверки.
  4. Оформление результатов аудиторской проверки.

Первый этап включает в себя процесс общего ознакомления с деятельностью страховой организации и изучение ее особенностей, ознакомление с системой бухгалтерского учета и внутреннего контроля, определение объема проверки, а также заключение договора на проведение аудиторской проверки.

Читайте также:
Паушальная система страхования: что это, пример, плюсы и минусы

На втором этапе составляется общий план аудита, который представляет собой подробную инструкцию для проведения планируемой аудиторской проверки. В этом плане должны быть указаны сроки и график проведения аудита, а также учтены трудозатраты, уровень существенности и оценочный показатель аудиторских рисков.

На этапе осуществления аудиторской проверки проводятся аудиторские процедуры, происходит сбор и документирование аудиторских доказательств, собираются все данные, необходимые для подготовки итоговых отчетов и аудиторского заключения.

На заключительном этапе после проведения всех необходимых процедур аудитор проводит анализ полученных результатов, подготавливает для руководства страховой организации письменную информацию и аудиторское заключение.

Рассматриваемые вопросы относительно аудита

Законы регулирующие аудиторскую деятельность

Как известно, деятельность аудиторов жестко регулирует законодательство. Перечислим основные законодательные акты (законы), регламентирующие и регулирующие деятельность аудитора и аудиторскую деятельность (аудита).

Виды аудита: внешний/внутренний, обязательный/инициативный

Все виды аудиторских проверок делятся на две категории. Одни из них проводятся внешними наблюдателями, так называемыми независимыми экспертами (внешний аудит). Другие — личным составом предприятия (внутренний). Классификация также учитывает несколько подгрупп. О каждой из них расскажем далее.

Виды услуг аудита (аудиторских услуг)

Существует множество видов аудита, а точнее видов аудиторских услуг. Перечислим основные виды услуг аудита являющиеся основными (ведущие направлений аудиторской деятельности):

  • Финансовый аудит – комплексная независимая проверка аудиторами экономического состояния организации с выражением оценки её достоверности и перспектив развития;
  • Инвестиционный аудит – это аудит профессиональных участников рынка ценных бумаг, различных инвестиционных фондов, также сюда входит и комплексная проверка инвестиционного проекта с выражением итоговой оценки;
  • Промышленный аудит – это специальная система мероприятий, которая совмещает в себе элементы единовременного финансового и технического контроля объемов фактически выполненных работ или выполняемых работ и их качество на соответствие проектам, требованиям строительных норм и правил, стандартов, технических условий и других нормативных документов.
  • Управленческий аудит – это диагностика существующей в организации системы управления его производственной, коммерческой и социальной деятельностью с целью выявления проблем и определения путей их решения, поиска повышения результативности и эффективности работы компании.

Также перечислим наиболее популярные узкоспециализированные направления виды услуг аудита, иначе говоря расскажем о наиболее востребованных узкоспециализированных направлениях аудиторской деятельности:

Понятие аудиторская деятельность и проверка

Так что же такое аудиторская деятельность и аудиторская проверка? Будущие аудиторы хоть раз да и задавались таким вопросом. Поэтому в данном разделе мы решили Вам рассказать про эти два термина.

1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА

1.2. Виды аудита

Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогранны. Общая классификация аудиторской деятельности представлена на рис. 1.

Рис.1. Общая классификация аудиторской деятельности

По виду деятельности проверяемого экономического субъекта аудит подразделяется на:

– банковский аудит (проверяемые организации – банки и другие кредитные учреждения);

– страховой аудит (проверяются страховые организации и общества взаимного страхования);

– аудит инвестиционных институтов и бирж (проверяются инвестиционные институты, товарные и фондовые биржи);

– общий аудит (проверяемые субъекты – организации прочих видов деятельности).

Данная классификация введена потому, что аудиторские аттестаты и лицензии выдаются отдельно по каждому из перечисленных видов аудита.

По степени обязательности аудит подразделяется на:

Обязательный аудит осуществляется на основе требований законодательных и нормативных актов РФ, устанавливающих обязательность проверки годовой бухгалтерской отчетности для отдельных категорий экономических субъектов. Он проводится ежегодно.

В статье 5 Федерального закона № 307-ФЗ установлены основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. К экономическим субъектам относятся:

§ открытые акционерные общества независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала;

§ банки и другие кредитные учреждения;

§ бюро кредитных историй;

§ страховые организации и общества взаимного страхования;

§ товарные и фондовые биржи;

§ инвестиционные институты (инвестиционные и чековые фонды, холдинговые компании);

§ благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;

§ организации, у которых объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 50 млн. руб. или сумма активов балансов на конец года, предшествующего отчетному, превышает 20 млн. руб.

Инициативный аудит осуществляется по решению экономического субъекта. Инициативный аудит может иметь место, например, в следующих случаях:

– руководство организации хочет удостовериться в том, что бухгалтерия правильно ведет учет и исчисляет налоги;

– собственник не доверяет директору организации и хочет проконтролировать его работу;

– банк выдает организации кредит и хочет быть уверенным в достоверности баланса и отчета о прибылях и убытках.

По составу и объему проверяемой документации аудит подразделяется на:

1) аудит годовой бухгалтерской отчетности;

2) специальный аудит.

Аудит годовой бухгалтерской отчетности осуществляется независимой аудиторской фирмой (независимым аудитором) и имеет своей целью выражение аудитором профессионального мнения о степени достоверности проверяемой отчетности организации. Мнение это выражается в аудиторском заключении.

Специальный аудит – это проверка интересующих экономического субъекта конкретных вопросов, касающихся его деятельности. Целью специального аудита может быть:

– подтверждение законности совершенных хозяйственных операций;

– подтверждение правильности исчисления налогов и составления налоговых деклараций (налоговый аудит);

– проверка правильности организации производства, эффективности методов управления (управленческий аудит);

– проверка соответствия отдельных показателей деятельности предприятия установленным требованиям, например экологическим (экологический аудит) и т. д.

По аудиту годовой бухгалтерской отчетности составляется официальное аудиторское заключение. Результат специального аудита может быть обобщен в ином документе (экспертном заключении, заключении по результатам проверки и т. д.).

Читайте также:
Страховые выплаты военнослужащим при травме в 2021 году

По виду исполнителя аудиторских услуг аудит разделяют на:

Под внешним аудитом понимают оказание аудиторских услуг (проведение проверки, оказание сопутствующих услуг) независимой аудиторской фирмой (независимым аудитором).

Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Заказчиками внешнего аудита могут являться государственные, собственники предприятия: акционеры, инвесторы, государство, частные лица, банки и другие кредитные учреждения.

Внутренний аудит (финансовый контроллинг) – это элемент системы внутреннего контроля на предприятии. Службы внутреннего аудита создаются, как правило, на крупных предприятиях, имеющих разветвленную сеть филиалов. Цель внутреннего аудита – помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции.

Задачами служб внутреннего аудита могут быть:

1) подтверждение достоверности информации, предоставляемой руководству;

2) контроль за состоянием и сохранностью активов;

3) исполнительский контроль;

4) оценка эффективности управления, производства, финансовых вложений и т. д.

Понятие страхового аудита и кто его проводит: виды страхового аудита и его цель

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие страхового аудита и кто его проводит: виды страхового аудита и его цель». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В результате проведения аудиторской проверки аудитор представляет аудируемой организации аудиторское заключение.

Аудит, как самостоятельный институт права, не должен войти в систему норм административного регулирования. Административное регулирование уже имеет комплекс норм, регулирующих проведение проверок и ревизий, начисление штрафов и т.д. со стороны налоговой инспекции, налоговой полиции, фининспекций, казначейства и органов государственной власти.
Аудит должен быть саморегулирующейся системой, которая, выражая интересы общества, сможет сама издавать решения, касающиеся ее деятельности.

Значимость аудиторского заключения для компании

Согласно законодательству РФ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховой организации подлежит обязательному внешнему аудиту, который проводится один раз в год. При этом заключение, выданное аудитором, должно содержать информацию о выполнении страховой компанией требований финансовой устойчивости и платежеспособности, а также об эффективности организации системы внутреннего контроля.

Как правило, в организациях используется внешний аудит. Руководство обращается к консалтинговой фирме с приглашением провести экспертизу социального характера, например при внедрении новой технологии, перепрофилировании производства, структурной реорганизации, создании временных или оперативных творческих групп, разрешении конфликтных ситуаций между работниками и работодателем.

Результат аудита — сокращение текучести кадров, повышение производительности труда, выявление необходимости обучения персонала и экономия средств на поиски новых кадров.

Согласно определениям словарей, вид страхования — это страхование однородных объектов от опасностей, которые для них характерны. Такому определению соответствуют, например, такие понятия, как «автострахование», «страхование детей», «страхование рисков предприятия». Но подобных видов страхования вы не найдете ни в одном классификаторе.

Порядок приватизации — это предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества С.И. Комарицкий понимает под порядком приватизации решение двуединойзадачи: выбор из всего массива государственного имущества, подлежащего…

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия.

Как известно, деятельность аудиторов жестко регулирует законодательство. Перечислим основные законодательные акты (законы), регламентирующие и регулирующие деятельность аудитора и аудиторскую деятельность (аудита).

Страховой тариф – ставка, взимаемая страховщиком с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска, которая используется для расчета размера страховой премии (п.2 ст.954 ГК). Страховщики разрабатывают и применяют страховые тарифы самостоятельно. Но в любом случае, страховая премия устанавливается в договоре страхования по соглашению сторон.

В соответствии со стандартами аудиторских проверок оценка деятельности страховой организации начинается с установления законности деятельности, для чего нужно проверить учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации, лицензии на осуществление страховой деятельности.

Так что же такое аудиторская деятельность и аудиторская проверка? Будущие аудиторы хоть раз да и задавались таким вопросом. Поэтому в данном разделе мы решили Вам рассказать про эти два термина.
Аудиторское заключение оформляется на фирменном бланке аудиторской организации (индивидуального аудитора). Аудиторское заключение не может и не должно включать никакие иные элементы, равно как в таком документе не должны отсутствовать какие-либо из предусмотренных ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и стандартами аудиторской деятельности элементы.

Законченность: все ли суммы, которые должны быть включены в отчетность, действительно входят туда? В частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании?

Организация аудиторской проверки в страховых организациях

Из приведенного примера видно, что страхование имеет сложную иерархическую структуру, причем зачастую один вид страхования относится одновременно к нескольким ветвям классификации. Ветви эти могут быть разной длины, поэтому, что именовать «отраслью», что «типом», что «классом», что «видом», а что «подвидом» страхования, непонятно.

Задача проведения аудиторской проверки — проанализировать доходность и эффективность основной, финансовой и инвестиционной деятельности компании. Для выполнения этой задачи необходимы детальные изучение, анализ и оценка информации, представленной в финансовой отчетности организации.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Проверим правильность и полноту формирования бухгалтерских записей, первичных документов и корректность их оформления, достоверность и правильность формирования бухгалтерской отчетности.

Читайте также:
Страхование государственных служащих: закон, участники и система

В ходе аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Основные факторы, влекущие к нарушению принципа независимости аудитора согласно Кодексу этики МФБ. Механизм разрешения этических конфликтов.

Особенности внутреннего аудита страховой компании

Эффективное развитие любой компании требует постоянного повышения уровня компетенции и квалификации ее сотрудников. Полноценный грамотный кадровый аудит персонала является основным средством контроля за кадровой ситуацией на предприятии.

На втором этапе составляется общий план аудита, который представляет собой подробную инструкцию для проведения планируемой аудиторской проверки. В этом плане должны быть указаны сроки и график проведения аудита, а также учтены трудозатраты, уровень существенности и оценочный показатель аудиторских рисков.

Страховой агент – физическое или юридическое лицо, действующее от имени и по поручению страховщика. Агент представляет страховщика при заключении договоров страхования и должен иметь полномочия, оформленное в установленном гражданским законодательством порядке.

Страховой аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Аудит нашел широкое применение в различных сферах человеческой деятельности. С точки зрения аудируемых экономических субъектов различают аудит: общий, банковский, страховых организаций, бирж, инвестиционных институтов, внебюджетных фондов.

Гегель писал об этом как о политическом отчуждении, перевоплощении государства в нечто чуждое обществу, господствующее над ним, хотя и порожденное этим обществом.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

Аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге?

Состав и результаты финансового аудита организации

Основная цель независимой аудиторской проверки — оценка правильности ведения бухгалтерского учета в проверяемой компании, а также проверка достоверности финансовой отчетности.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

Даже «основной закон» страхования — Закон об организации страхового дела в РФ — не дает четкого определения этому термину. Тем не менее, как в разговорной речи, так и в печатных изданиях мы довольно часто встречаем это словосочетание, интуитивно понимая его смысл.

Деятельность страховых организаций связана с формированием страхового фонда, формируемого за счет уплаченных страхователями страховых премий (взносов), что предполагает необходимость контроля за соблюдением страховщиками исполнения обязательств перед застрахованными лицами, а следовательно, и за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховщика.

Осуществлением внутреннего финансового аудита занимается специальный отдел, который работает в составе проверяемой компании. Такая проверка необходима руководству, чтобы иметь возможность изучить и проанализировать реальное состояние дел в их организации. На основе полученной в ходе финансового аудита информации руководство разрабатывает пути улучшения работы организации.

Преддоговорная экспертиза клиента. Организация конкурсного отбора на право проведения аудита отдельных категорий экономических субъектов. Характеристика письма-обязательства о согласии на проведение аудита и договора на проведение аудита.

Страхователь — лицо, заключившее договор страхования. В роли страхователя, по общему правилу, может выступать любое лицо, но в некоторых видах страхования должен быть специальный субъект. Поэтому, на стороне страхователя кроме него самого, могут одновременно выступать третьи лица – выгодоприобретатель.
Лицензирование аудиторской деятельности: особенности Положения о лицензировании аудиторской деятельности, основания для аннулирования лицензий.

Кто вправе проводить аудит финансовой отчетности

Аудит страховщиков — аудит финансовой отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования. Характеризуется повышенным аудиторским риском из-за тяжелых последствий в случаях банкротства страховщиков. Особенность аудита страховщиков состоит в значительной работе по проверке актуарных расчетов.
Специфические особенности аудита страховщиков определены также наличием специального страхового законодательства, особенностями в ведении бухгалтерского учета страховых операций и составлении бухгалтерской отчетности, расчетов страховых резервов, существующими особенностями в налогообложении страховых организаций.

Основной задачей внешнего аудита является определение финансовой устойчивости страховщика, оценка соответствия совершаемых им финансовых и хозяйственных операций российскому законодательству, подтверждение правильности отражения в финансовой отчетности результатов деятельности.

В аудиторских документах обязательно отражаются вопросы о наличии и степени соответствия российскому законодательству документов, подтверждающих право организации на осуществление страховой деятельности. Объем и последовательность выполнения страхового аудита представлены на рис. 1.2.

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Если в договоре страхования участвуют, несколько страховщиков имеет место сострахование, то есть оно предполагает наличие множественности лиц на стороне страховщика.

Правовые основы государственного регулирования аудиторской деятельности: нормативные документы, права и обязанности уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности.
Лучшим подтверждением надежности и честности компании в современном деловом мире служит заключение независимого аудитора о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности. Кроме того, аудиторское заключение необходимо для подтверждения имиджа и деловой репутации компании при заключении договоров и соглашений с партнерами или различными кредитными организациями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: