Средства страховых организаций: формирование и учет в 2021 году

Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 343-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 15 июня 2021 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года

Внести в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 1, ст. 4; 1999, № 47, ст. 5622; 2003, № 50, ст. 4858; 2005, № 10, ст. 760; № 30, ст. 3101, 3115; 2007, № 49, ст. 6048; 2009, № 44, ст. 5172; 2010, № 17, ст. 1988; № 49, ст. 6409; 2011, № 49, ст. 7040; 2012, № 53, ст. 7592; 2013, № 26, ст. 3207; № 30, ст. 4067; 2014, № 23, ст. 2934; № 30, ст. 4224; № 45, ст. 6154; 2015, № 10, ст. 1409; № 27, ст. 3946; № 29, ст. 4357, 4385; № 48, ст. 6715; 2016, № 1, ст. 52; № 22, ст. 3094; № 26, ст. 3863, 3891; № 27, ст. 4225, 4294, 4296; 2017, № 31, ст. 4830; 2018, № 1, ст. 10, 66; № 18, ст. 2557; № 31, ст. 4840; № 32, ст. 5113; 2019, № 18, ст. 2212; № 49, ст. 6953; 2020, № 14, ст. 2027; № 17, ст. 2727; № 30, ст. 4738; № 52, ст. 8588; 2021, № 1, ст. 53) следующие изменения:

1) абзац первый пункта 32 статьи 3 после слов “объединяющая страховые организации” дополнить словами “и иностранные страховые организации”;

дополнить подпунктом 21 следующего содержания:

“21) иностранные страховые организации, в том числе иностранные перестраховочные организации;”;

подпункт 8 после слов “объединяющие страховые организации” дополнить словами “и иностранные страховые организации”;

абзац первый после слов “Страховые организации,” дополнить словами “иностранные страховые организации,”;

абзац третий изложить в следующей редакции:

“Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Перечень сведений, содержащихся в едином государственном реестре субъектов страхового дела, и порядок его ведения устанавливаются органом страхового надзора.”;

абзацы четвертый и пятый признать утратившими силу;

в) абзац первый пункта 3 после слов “юридического лица” дополнить словами “(страховой организации, общества взаимного страхования, страхового брокера)”;

г) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

“31. Наименование филиала иностранной страховой организации должно содержать на русском языке:

1) слово “филиал” с указанием вида деятельности с использованием слов “страхование” и (или) “перестрахование”;

2) полное наименование иностранной страховой организации, включая сведения о ее организационно-правовой форме;

3) обозначение филиала иностранной страховой организации, отличающее его от других филиалов данной иностранной страховой организации на территории Российской Федерации.”;

д) дополнить пунктом 32 следующего содержания:

“32. В наименовании филиала иностранной страховой организации допускается использование наименования иностранной страховой организации на английском языке.”;

е) пункт 4 дополнить словами “, а также на иностранные страховые организации”;

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

“1. Страховщики – страховые организации, иностранные страховые организации, общества взаимного страхования.

Страховая организация – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию и (или) перестрахованию и получившее лицензию на осуществление соответствующего вида страховой деятельности в установленном настоящим Законом порядке.

Иностранная страховая организация – иностранное юридическое лицо, соответствующее требованиям, установленным пунктом 1 статьи 331 настоящего Закона, осуществляющее коммерческое присутствие на территории Российской Федерации путем создания филиала (филиалов) и получившее лицензию на осуществление соответствующего вида страховой деятельности на территории Российской Федерации в установленном настоящим Законом порядке. Положения настоящего Закона распространяются на иностранные страховые организации в части деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации через созданные ими филиалы.

Страховые организации, иностранные страховые организации, осуществляющие исключительно деятельность по перестрахованию, являются соответственно перестраховочными организациями и иностранными перестраховочными организациями.

Общество взаимного страхования – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по взаимному страхованию и получившее лицензию на осуществление взаимного страхования в установленном настоящим Законом порядке.

Страховые организации, включая перестраховочные организации, общества взаимного страхования не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, не связанную со страховой деятельностью (страховым делом).

Иностранные страховые организации, включая иностранные перестраховочные организации, не вправе осуществлять на территории Российской Федерации предпринимательскую деятельность, не связанную со страховой деятельностью (страховым делом).

Страховщики вправе инвестировать собственные средства (капитал) и средства страховых резервов, осуществлять сделки с имуществом в целях обеспечения своей деятельности, в том числе реализовывать имущество, приобретенное в целях обеспечения своей деятельности, и имущество, приобретенное в результате отказа страхователя (выгодоприобретателя) от прав на застрахованное имущество в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты в размере полной страховой суммы.”;

б) в абзаце третьем пункта 2 слово “страховщиком” заменить словами “страховой организацией, обществом взаимного страхования”;

в) в пункте 22 после слов “страховая организация” дополнить словами “, иностранная страховая организация”, слова “запрашивает и получает” заменить словами “запрашивают и получают”;

в абзаце первом слова “соответствующего бюджета федеральным” заменить словами “бюджетов бюджетной системы Российской Федерации”;

абзац третий после слов “иностранные организации” дополнить словами “и иностранные граждане”;

абзацы четвертый – восьмой признать утратившими силу;

дополнить абзацем следующего содержания:

“Иностранные страховые организации не могут осуществлять в Российской Федерации обязательное страхование (за исключением обязательного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”), страхование, связанное с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, страхование имущественных интересов государственных организаций и муниципальных организаций, страхование объектов, требующих наличия лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, иное страхование за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органам исполнительной власти (страхователям).”;

д) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

“31. В случае, если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 50 процентов, орган страхового надзора прекращает выдавать лицензии на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, а также прекращает принимать решения о выдаче (замене) лицензий на осуществление страховой деятельности иностранным страховым организациям и об аккредитации филиалов иностранных страховых организаций.

Читайте также:
Страховые споры: помощь опытного юриста

Размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций рассчитывается органом страхового надзора ежегодно по состоянию на 1 января текущего года в установленном им порядке на основе данных об уставных капиталах страховых организаций и данных о минимальных размерах гарантийных депозитов филиалов иностранных страховых организаций, установленных пунктом 1 статьи 334 настоящего Закона.

Информация о размере (квоте) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций, о введении или прекращении предусмотренных абзацами первым и пятым настоящего пункта ограничений на иностранные инвестиции подлежит опубликованию органом страхового надзора в определенном им печатном издании и размещается на официальном сайте органа страхового надзора в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в течение десяти дней с даты принятия соответствующего решения.

Страховая организация обязана получить предварительное разрешение органа страхового надзора на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов (за исключением случаев увеличения доли иностранного инвестора в уставном капитале страховой организации в номинальном выражении в результате увеличения уставного капитала страховой организации за счет ее собственных средств), на отчуждение в пользу иностранных инвесторов (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) обязаны получить предварительное разрешение органа страхового надзора на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов. Срок действия указанных предварительных разрешений составляет один год.

Если установленный настоящим пунктом размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций будет превышен, орган страхового надзора отказывает в выдаче предварительных разрешений, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта.

Оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций производится исключительно в денежной форме в валюте Российской Федерации.”;

слова “пунктом 3” заменить словами “пунктом 31”;

дополнить абзацем следующего содержания:

“Порядок выдачи предварительного разрешения органа страхового надзора, указанного в пункте 31 настоящей статьи, форма заявления для получения указанного предварительного разрешения, а также порядок представления такого заявления и прилагаемых к нему документов устанавливаются органом страхового надзора.”;

ж) пункт 6 изложить в следующей редакции:

“6. В целях доведения до страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, лиц, имеющих намерение заключить договор страхования, информации о своей деятельности страховщик должен иметь собственный сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – официальный сайт страховщика), на котором должна размещаться следующая информация на русском языке:

1) полное наименование, адрес (место нахождения), номера телефонов, режим работы страховщика, его филиалов и представительств;

2) сведения о руководителях, об акционерах (участниках, членах) страховщика;

3) сведения о правоустанавливающих документах, включая сведения об основном государственном регистрационном номере (за исключением иностранной страховой организации), идентификационном номере налогоплательщика, о регистрационном номере в едином государственном реестре субъектов страхового дела, а также сведения о всех лицензиях страховщика и сроках их действия;

4) перечень осуществляемых видов страхования;

5) правила страхования и страховые тарифы;

6) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховщика и подтверждающее ее достоверность аудиторское заключение за три предыдущих отчетных года;

7) годовая консолидированная финансовая отчетность и подтверждающее ее достоверность аудиторское заключение за три предыдущих отчетных года;

8) информация о присвоенных страховщику кредитных рейтингах (в случае присвоения), а также об их подтверждении, пересмотре или отзыве;

9) сведения о деятельности страховщика, об опыте его работы по видам страхования;

10) сведения об участии в ассоциациях (союзах), в том числе в саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и профессиональных объединениях страховщиков;

11) сведения об операторах финансовых платформ (их наименованиях и сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”) в случае, если страховщик присоединился к договорам об оказании услуг операторов финансовых платформ;

12) иная информация, необходимость опубликования которой предусмотрена законодательством Российской Федерации или вытекает из обычаев.”;

з) дополнить пунктом 61 следующего содержания:

“61. Требование о размещении информации, указанной в подпунктах 1, 6 и 7 пункта 6 настоящей статьи, не распространяется на иностранные страховые организации.”;

и) дополнить пунктом 62 следующего содержания:

“62. Иностранная страховая организация дополнительно к информации, указанной в пункте 6 настоящей статьи, размещает на своем официальном сайте следующую информацию на русском языке:

1) полное наименование иностранной страховой организации, адрес (место нахождения) в государстве (на территории), где зарегистрирована иностранная страховая организация, сведения о праве на осуществление страхования и (или) перестрахования на территории государства (на территории) – члена Всемирной торговой организации, предоставленном в соответствии с национальным законодательством этого государства (этой территории), номера телефонов, режим работы;

2) годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность иностранной страховой организации за предыдущие три года ее деятельности, составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности или иными, отличными от Международных стандартов финансовой отчетности, международно признанными правилами, с приложением копий аудиторских заключений, подтверждающих достоверность указанной отчетности (при наличии);

3) полное наименование филиала иностранной страховой организации, адрес (место нахождения), номера телефонов, режим работы;

4) сведения о руководителях филиала иностранной страховой организации;

5) положение о филиале иностранной страховой организации, сведения об идентификационном номере налогоплательщика, о коде причины постановки на учет в налоговом органе, номере записи об аккредитации филиала иностранной страховой организации в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и дате ее внесения.”;

абзац первый изложить в следующей редакции:

“7. Указанная в пунктах 6 и 62 настоящей статьи информация о деятельности страховщика подлежит размещению на его официальном сайте в течение пяти рабочих дней со дня принятия страховщиком, уполномоченным органом или организацией соответствующего решения, а в случае необходимости его регистрации или уведомления о принятом решении уполномоченных органов со дня соответственно регистрации, уведомления.”;

в абзаце втором слова “в пункте 6” заменить словами “в пунктах 6 и 62”;

л) в пункте 8 слова “в пункте 6” заменить словами “в пунктах 6 и 62”;

Читайте также:
Страховой полис на предъявителя: что это и когда выдается в 2021 г

а) в абзаце шестом пункта 5 слова “в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” исключить;

б) в абзаце третьем пункта 6 слова “в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” исключить;

а) абзац третий пункта 3 дополнить словами “, а также сведений об аккредитации филиала иностранной страховой организации и о размере его гарантийного депозита”;

б) в пункте 11 слова “на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” заменить словами “на своих официальных сайтах”, слова “на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” заменить словами “на своем официальном сайте”;

6) в пункте 2 статьи 11:

а) дополнить новым абзацем пятым следующего содержания:

“Если иное не установлено федеральными законами, иностранные страховые организации вправе применять страховые тарифы, которые рассчитываются в соответствии с требованиями национального законодательства государства (территории), где они зарегистрированы.”;

б) абзац пятый считать абзацем шестым;

в) дополнить абзацами следующего содержания:

“Страховщик обязан представлять в орган страхового надзора методику расчета страховых тарифов (за исключением случаев, когда методика расчета страховых тарифов устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти или органом страхового надзора и является обязательной для применения страховщиками) и положение о формировании страховых резервов, принятые в рамках видов страхования, которые он намерен осуществлять, с приложением документов, содержащих решение уполномоченного органа управления страховщика об их утверждении, в течение пяти рабочих дней с даты такого утверждения.

Страховщик обязан сообщить в орган страхового надзора об изменениях, внесенных в методику расчета страховых тарифов и положение о формировании страховых резервов, и одновременно представить документы, подтверждающие такие изменения, в течение пяти рабочих дней с даты их утверждения уполномоченным органом управления страховщика.

Установленное настоящим пунктом требование о представлении положения о формировании страховых резервов в орган страхового надзора не распространяется на иностранные страховые организации.”;

а) в абзаце втором пункта 2 слова “делового оборота” исключить;

б) в пункте 11 слова “страховые и (или) перестраховочные организации” заменить словами “юридические лица”, слова “страны, где они учреждены” заменить словами “государства (территории), где они зарегистрированы”, слово “российских” исключить;

8) статью 133 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

“11. Положения пункта 1 настоящей статьи распространяются на перестрахователя – иностранную страховую организацию по заключаемым на территории Российской Федерации основным договорам страхования (перестрахования).”;

а) в пункте 4 первое предложение изложить в следующей редакции: “Участниками перестраховочного пула могут являться страховщики, имеющие право на осуществление деятельности по перестрахованию, полученное в установленном настоящим Законом порядке, а также иностранные юридические лица, получившие в соответствии с национальным законодательством государства (территории), где они зарегистрированы, право на осуществление деятельности по перестрахованию.”;

б) в пункте 6 после слов “на сайте пула или на” дополнить словом “официальном”, слова “в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” исключить;

10) в пункте 1 статьи 142 после слов “страховые организации,” дополнить словами “иностранные страховые организации,”, слова “и сроки, которые предусмотрены” заменить словом “предусмотренном”, дополнить словами “, в течение девяноста дней с даты, следующей за днем принятия органом страхового надзора решения о выдаче лицензии, или в течение девяноста дней с даты, следующей за днем внесения в единый государственный реестр субъектов страхового дела сведений об иностранной страховой организации”;

а) в абзаце первом пункта 2 слова “страховщика (за исключением общества взаимного страхования)” заменить словами “страховой организации”;

в абзаце первом слова “Страховщики (за исключением

Учетная политика организации: образцы на 2021 год, как составить, примеры

Иногда законодательство позволяет организации выбирать между разными вариантами отражения хозяйственных операций или формами «первички». Однако свой выбор организация должна отразить в учетной политике, после чего неукоснительно ее придерживаться. В противном случае инспекторы зафиксируют нарушение правил учета. О том, как грамотно составить учетную политику, читайте в нашей статье.

  1. Что такое учетная политика организации
  2. Кто составляет учетную политику организации
  3. Требования к оформлению учетной политики предприятия
  4. Утверждение учетной политики
  5. Как составить учетную политику организации на 2021 год
  6. Образец учетной политики организации на 2021 год

Что такое учетная политика организации

Есть хозяйственные операции, которые можно отразить по-разному. Правила налогового учета (НУ) и бухучета (БУ) подразумевают несколько способов, и компания вправе выбрать один из них. Приведем примеры:

  • в НУ у организаций есть право отразить амортизационную премию, то есть списать на текущие расходы 10% (в отдельных случаях — 30%) первоначальной стоимости основного средства (п. 9 ст. 258 НК РФ). Но от премии допустимо отказаться;
  • в налоговом учете для большинства объектов ОС разрешено выбрать метод амортизации: линейный или нелинейный (п. 1 ст. 259 НК РФ). Выбор метода амортизации закреплен и в бухучете (п. 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. 35 ФСБУ 6/2020 «Основные средства»; см. « Что изменится в бухгалтерском учете основных средств: читаем новый ФСБУ 6/2020 »).

Вести налоговый и бухгалтерский учет основных средств по актуальным правилам Попробовать бесплатно

  • в БУ компании (кроме малых предприятий) обязаны создавать резервы по предстоящим отпускам. Для этого надо, в числе прочего, вычислить стартовую величину резерва. Методика расчета нормативами не установлена. Организация может определить стартовое значение для каждого работника, либо для подразделения в целом (см. « Как «бывшим» малым предприятиям создать резерв по предстоящим отпускам в бухгалтерском учете »).

Кроме того, у организаций есть право выбора: использовать унифицированные бланки первичных документов, либо разработать собственные. Это относится к накладной по форме № ТОРГ-12, графику отпусков, табелю учета рабочего времени, штатному расписанию и проч.

Составить штатное расписание по готовому шаблону Попробовать бесплатно

ВНИМАНИЕ

Учетная политика (УП) — это внутренний документ компании, где зафиксированы все выбранные ею способы отражения операций и формы первичных документов. Например, в УП может быть закреплено, что амортизация основных средств начисляется линейным методом. Амортизационная премия не применяется. Стартовая величина резерва расходов по предстоящим отпускам считается по каждому сотруднику. При отгрузке товара используется унифицированная форма накладной ТОРГ-12 и т.д.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Формировать УП для целей бухучета должны все юридические лица. Это следует из пункта 3 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Придерживаться УП обязаны как головной офис, так и каждый филиал, подразделение и представительство организации (п. 9 ПБУ 1/2008).

Учетная политика должна, в частности, обеспечивать:

  1. Полноту отражения в БУ всех фактов хозяйственной деятельности.
  2. Своевременность отражения каждой операции в БУ и в бухгалтерской отчетности.
  3. Равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам на последнее число каждого месяца.
Читайте также:
Добровольное страхование: договор, виды, полис, где оформить
СПРАВКА

Рабочий план счетов — один из элементов УП для целей бухучета. Из всех счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н) организация выбирает те, которые будет использовать в своей работе. В крайнем случае, с разрешения Минфина, допустимо ввести новый счет. Для этого можно задействовать «свободные» номера из утвержденного плана (см. «План счетов бухгалтерского учета в 2020 году»).

Получить образец учетной политики для небольшого ООО Получить бесплатно

Учетная политика для целей налогового учета

Если Налоговый кодекс допускает различные способы учета, компания должна выбрать один из них и закрепить в своей УП.

ВАЖНО

Отступать от утвержденной учетной политики нельзя. На это указал Конституционный суд в определении от 12.05.05 № 167-О. Там говорится, цитируем: «Однако, избрав конкретный вариант такой политики, каждый налогоплательщик включается в соответствующий механизм налогообложения и в силу этого лишается возможности использовать другой».

Кто составляет учетную политику организации

Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

Требования к оформлению учетной политики предприятия

Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

СПРАВКА

Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.

Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.

Утверждение учетной политики

По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.

Сроки утверждения учетной политики для бухучета и для целей налогового учета — разные:

  1. Учетная политика для целей БУ утверждается не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юрлица (вновь созданного, либо реорганизованного). Но применяется уже с момента внесения записи в ЕГРЮЛ. Если со следующего года УП меняется, соответствующий приказ нужно утвердить до 1 января этого года (п. 9 ПБУ 1/2008).
  2. Учетную политику по НДС вновь созданные организации утверждают не позднее окончания первого налогового периода (квартала). А применяют — со дня создания (п. 12 ст. 167 НК РФ).
  3. Для утверждения УП по налогу на прибыль сроки не прописаны. Но указано, что применять ее в общем случае нужно до конца текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ).
ВАЖНО

Менять учетную политику в середине отчетного или налогового периода не возбраняется. Но для это нужны существенные основания. Их два. Первое — появление новых операций или нового вида деятельности. Второе — поправки в законодательстве о налогах и сборах, либо в федеральных или отраслевых стандартах. Для целей БУ есть дополнительное основание — разработка или выбор более эффективного способа ведения бухучета.

Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП

Как составить учетную политику организации на 2021 год

Нужно отразить изменения, которые вступят в силу. Вот основные новшества:

  • с 2021 года налоговый режим в виде ЕНВД прекращает свое существование. «Вмененщикам» следует решить, какую систему налогообложения они будут применять, и зафиксировать это в УП. Если выбор пал на УСН, то не позднее 31 декабря 2020 года нужно подать заявление о переходе на «упрощенку» (см. « Отмена ЕНВД: налоговики рассказали, как перейти с «вмененки» на «упрощенку» и « Отмена ЕНВД с 2021 года: как перейти на УСН, ОСНО, патент или ЕСХН и работать дальше »);

Заполнить и подать уведомление о переходе на УСН через интернет Подать бесплатно

  • в 2021 году увеличатся лимиты, позволяющие применять «упрощенку». По численности сотрудников — со 100 до 130 человек, по величине доходов — со 150 млн до 200 млн руб. (см. « Как изменится УСН в 2021 году: читаем свежие поправки в Налоговый кодекс »). Если эти показатели не будут соблюдаться, следует заранее выбрать иную налоговую систему;
  • в 2021 году для субъектов малого и среднего бизнеса продолжат действовать пониженные тарифы страховых взносов. Они применяются к части зарплаты, превышающей МРОТ (см. « Для малого и среднего бизнеса снижены ставки страховых взносов »). Тарифы влияют на размер резерва по отпускам;

Рассчитывать страховые взносы по новой, пониженной ставке Попробовать бесплатно

  • по желанию с января 2021 года разрешено вместо ПБУ 6/01 применять федеральный стандарт «Основные средства». В учетной политике можно предусмотреть, к примеру, что к ОС — так же, как и в налоговом учете — относятся объекты стоимостью более 100 000 руб. (см. « Что изменится в бухгалтерском учете основных средств: читаем новый ФСБУ 6/2020 »);
  • для IT-компаний с 2021 года снижается ставка по налогу на прибыль (с 20% до 3%) и по страховым взносам (с 14% до 7,6%; см. « Для IT‑организаций снижены ставки по налогу на прибыль и по страховым взносам »). Это отразится и на УП, например, при составлении резерва по отпускам;
  • добавлены обязательные реквизиты в бланк путевого листа, поэтому следует разработать новый вариант этого документа. И решить, в каком виде его оформлять — в электронном или на бумаге (см. « С 1 января изменятся правила заполнения путевых листов »).
Читайте также:
Сущность личного страхования: понятие и классификация кратко

Заполнить и распечатать путевой лист со всеми обязательными реквизитами

Образец учетной политики организации на 2021 год

Скачать образец учетной политики организации на ОСНО.

Скачать образец учетной политики организации на УСН с объектом «доходы минус расходы».

Скачать образец учетной политики организации на УСН с объектом «доходы».

Скачать образец учетной политики организации на ЕСХН.

Изменения по страховым взносам в 2021 году

С 2021 года в законодательстве по страховым взносам многое поменялось. Составили для вас список важных изменений и рассказали как работать с ними.

Прямые выплаты пособий через ФСС

С 2021 года отменили зачётную систему ФСС, при которой работодатели сами выплачивали пособия и уменьшали на них начисленные страховые взносы. На выплаты пособий напрямую из соцстраха перешли последние участники зачётной системы:

  • Москва;
  • Московская область;
  • Санкт-Петербург;
  • Краснодарский край;
  • Свердловская область;
  • Пермский край;
  • Челябинская область;
  • ХМАО.

Теперь по всей России соцстрах перечисляет почти все пособия сразу на счета застрахованных. Работодатели обязаны только вовремя передавать в ФСС информацию для назначения и выплаты пособий.

У организаций и ИП остаётся обязанность выплачивать за счёт собственных средств:

  • первые 3 дня больничного при заболевании или травме работника;
  • пособие на погребение, причём после выплаты работодатель может обратиться в ФСС за возмещением расходов.

Больничный с четвёртого дня и остальные виды пособий платит соцстрах.

Вот как теперь получают прямую выплату пособия из ФСС.

  1. Работник передаёт своему работодателю документы для назначения и расчёта пособия: листок нетрудоспособности (или его номер, если больничный электронный), справки с других мест работы, реквизиты для перечисления денег и др. Обратите внимание, что заявление о выплате пособия (оплате отпуска) с 1 января 2021 годп работнику больше не нужно заполнять.
  2. Работодатель в течение пяти календарных дней передаёт документы с описью в соцстрах или отправляет электронный реестр сведений.
  3. ФСС проверяет, все ли документы предоставлены. Если комплект неполный или есть ошибки, в течение пяти рабочих дней работодатель получит извещение. Передать в соцстрах недостающие документы или внести исправления нужно тоже не позднее пятого рабочего дня.
  4. Получив всю нужную информацию, ФСС принимает решение о назначении и выплате пособия. Деньги отправляют на счёт застрахованного в течение 10 календарных дней, считая с даты получения соцстрахом всех документов.

Предельная база по страховым взносам на 2021 год

С 1 января 2021 года действуют новые лимиты, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 1935 от 26.11.2020. Их устанавливают только для взносов на обязательное социальное и пенсионное страхование. Для страховых взносов от несчастных случаев и на обязательное медстрахование предельных баз нет.

На социальное страхование

Предельная величина базы на соцстрахование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) — 966 тыс. руб. Когда облагаемые доходы работника превысят эту сумму, взносы на этот вид страхования до конца года больше не начисляют.

В дальнейшем при расчёте больничных, пособий по беременности и родам, по уходу за ребёнком до 1,5 лет учитывают только облагаемый взносами заработок, то есть не более 966 тыс. руб.

На пенсионное страхование

Предельная база по пенсионным взносам — 1 млн 465 тыс. руб.

Если плательщик применяет общий тариф 22%, то с превышения рассчитывает взносы по ставке 10%. Если пониженный, то при достижении лимита не начисляет взносы до конца года.

Исключение — организации и ИП из реестра МСП. Для них действует пониженный тариф с зарплаты свыше МРОТ, но при достижении предельной базы они продолжают начислять взносы по льготному тарифу 10%.

Лимит по взносам на пенсионное страхование не относится к доптарифам за вредность, установленным ст. 428 НК РФ. О последних мы недавно рассказывали.

Страховые взносы ИП за себя на 2021 год

По сравнению с 2020 годом они не изменились. В 2021 году для всех ИП фиксированные страховые взносы с дохода, не превышающего 300 тыс. руб.:

  • 32 448 руб. — на пенсионное страхование;
  • 8 426 руб. — на медицинское.

Осталась прежней и максимальная сумма годовых пенсионных взносов за себя — 259 584 руб. (фиксированный взнос 32 448 руб 1% допвзносов с доходов свыше 300 тыс. руб.).

Предпринимателям на патенте с 2021 года разрешили вычитать страховые взносы за себя и работников из стоимости патента. Вычет действует по аналогии с УСН 6% и отменённым ЕНВД. ИП без работников могут уменьшить стоимость патента на сумму уплаченных взносов вплоть до 100%, ИП с работниками — максимум до 50%.

Льготные ставки страховых взносов для IT-компаний

С 1 января 2021 года для организаций из сферы информационных технологий снизили страховые взносы. Вместо 14% совокупный тариф составил 7,6%, из них:

  • 6% — на пенсионное страхование;
  • 1,5% — на соцстрахование в связи с нетрудоспособностью и материнством;
  • 0,1% — на медицинское страхование.

Право на пониженные тарифы получили организации, которые занимаются проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (пп. 18 п. 1 ст. 427 НК РФ).

IT-компании могут получить льготу по страховым взносам при соблюдении условий:

  • госаккредитация в Минкомсвязи (включение в спецреестр);
  • доля доходов от IT-деятельности — не менее 90% от общего дохода;
  • среднесписочная численность — не менее 7 человек.

В письме № 03-07-07/111669 от 18.12.2020 Минфин разъяснил как определить долю доходов и привёл примеры применения налоговых льгот. Если IT-компания соответствует нужным критериям, можно применять новые тарифы, не сообщая об этом в налоговую.

Пониженные тарифы для малых и средних предприятий

С 1 января 2021 года организациям и ИП из реестра МСП бессрочно продлили право на пониженные тарифы страховых взносов (пп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ):

  • 10% — на пенсионное страхование;
  • 0% — на соцстрахование;
  • 5% — на медстрахование.

Льготные ставки применяют к ежемесячным выплатам, превышающим федеральный МРОТ по каждому застрахованному. На выплаты, равные МРОТ, действуют общие тарифы.

Читайте также:
Страховая премия по российскому законодательству

Изменения в условиях возврата переплаты по пенсионным взносам

В Налоговый кодекс внесли поправки, благодаря которым стало проще возвращать излишне уплаченные пенсионные взносы. В п. 6.1 ст. 78 НК РФ уточнили условия, при которых нельзя вернуть переплату:

  • переплату уже учли в индивидуальной части тарифа страхового взноса и разнесли на лицевой счёт застрахованного физлица.
  • человеку, за которого переплатили взносы, на момент подачи заявления о возврате назначили пенсию.

Ранее в этом же пункте был полный запрет на возврат переплаты, разнесённой Пенсионным фондом по индивидуальным лицевым счетам застрахованных. Изменения внесли в связи с постановлением Конституционного суда № 32-П от 31.10.2019. В нём КС РФ признал такой запрет чрезмерным ограничением прав страхователей и разрешил возвращать разнесённую переплату:

  • в индивидуальной части тарифа — если ещё не назначена пенсия;
  • в солидарной части тарифа — независимо от назначения пенсии.

Изменение формы РСВ

Обновлённую форму расчёта по страховым взносам нужно применять с отчётности за 2020 год. Вот что изменилось.

  1. На титульный лист добавили строку «Среднесписочная численность (чел.)». Это связано с отменой с 2021 года отдельного отчёта о среднесписочной численности (КНД 1110018).
  2. В приложении № 5 порядка заполнения добавили новые коды тарифов плательщиков: «20» — для субъектов МСП и «21» — для тех, кого освободили от уплаты страховых взносов за 2 квартал 2020 года.
  3. Появилось новое приложение № 5.1 для заполнения IT-компаниями начиная с отчёта за 1 квартал 2021 год.
  4. Приложение № 7 дополнили новыми кодами категорий застрахованных лиц.

Упростить ведение учёта поможет сервис «Моё дело Профбухгалтер» . Он сам рассчитает налоги и взносы, сформирует отчёты, а по сложным вопросам вы сможете получать бесплатные консультации экспертов.

Как ведется бухгалтерский учет в страховании

Организации, предлагающие страховые услуги, обязаны вести бухучет. Деятельность их контролируется департаментом страхового рынка, существующим при ЦБ.

Вопрос: Как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете расходы на страхование имущества (в том числе лизингового, арендованного)?
Организация заключила договор имущественного страхования сроком на 12 месяцев (365 дней) и единовременно уплатила страховую премию в сумме 146 000 руб. Договор страхования действует с 1 марта текущего года (даты уплаты страховой премии) по 28 февраля следующего года включительно.
Для целей налогообложения доходы и расходы учитываются методом начисления. Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется на последнее число каждого квартала.
Посмотреть ответ

Первичная документация

Первичная документация – это бумаги, на основании которых ведется бухучет. Первичка для страховой организации:

  • Учредительные бумаги: устав, лицензия.
  • Договоры о страховании.
  • Бумаги, подтверждающие наступление случая (заявка, страховой акт).
  • Бумаги, подтверждающие покрытие убытков.
  • Регистры налогового учета.

Страховой компании нужно утвердить график документооборота и формы документов, которые необходимы для нужд бухучета.

Учет платежей по основным соглашениям со страхователями

Организация делает страховые выплаты при наступлении страховых случаев. Они могут касаться различных сфер:

  • Собственности (выплаты делаются на случаи краж, затоплений и прочего ущерба).
  • Медицины (выплаты на случай болезни).
  • Авто (платежи на случай угона авто).

Страховые выплаты формируются из совокупности всех поступлений от людей, заключивших с организацией страховое соглашение. Выплаты учитываются на счете 22. Сведения о них собираются в регистрах. Аналитический учет осуществляется в разрезе форм соглашений и страхователей. Сведения фиксируются в учете на дату наступления страхового права.

Учет премий

Страховые премии – это выплаты лица в адрес организации. Страховое соглашение вступает в силу или с даты, прописанной в нем, или с даты внесения первой премии.

Компенсация при наступлении страхслучая выплачивается только тогда, когда у лица нет задолженностей по премиям. Все суммы за прошедший период должны быть внесены.

Компенсация, уплачиваемая застрахованному лицу, может засчитываться в счет следующих страховых премий.

Рассмотрим пример. Застрахованному лицу начислено возмещение в размере 50 000 рублей. Были также подтверждены дополнительные траты, связанные со страховым случаем. Лицо решило направить половину из этой суммы в счет следующих платежей по страховке. В этом случае используются эти проводки:

  • ДТ22/1 КТ51. Выплата возмещения по страховке.
  • ДТ22/1 КТ51. Выплата дополнительных трат.
  • ДТ22/1 КТ77/1. Зачет части суммы возмещения в счет следующих страховых премий.

Законность всех выплат подтверждается первичкой.

Учет при перестраховании

Перестрахование – это передача обязательств по защите от рисков. Предполагается, что эти обязательства передаются от одной организации другой. То есть договор лицо заключает с одной организацией. Она будет считаться основным страхователем. Именно она несет ответственность перед клиентами. Она же принимает различные претензии, касающиеся страховки.

Если выполняется перестрахование, становятся актуальными эти проводки:

  • ДТ92/4 КТ77/4. Премия, направленная на перестрахование.
  • ДТ77/4 КТ91/1. Деньги, полученные от перестраховщика.
  • ДТ77/4 КТ77/6. Деньги, депонированные по соглашениям, направленным в перестрахование.

Соглашение о перестраховании – это отдельный договор. Перестраховщик делает выплаты только в размерах, установленных договором. Суммы больше лимита выплачиваются основным страховщиком.

Учет платежей по соглашениям о состраховании

Лицо может заключить страховые соглашения с несколькими организациями. В этом случае компании будут нести солидарную ответственность перед лицом при возникновении страхового случая. То есть каждая организация вносит определенную долю. Существует 2 варианта оформления соглашения:

  • Лицо заключает отдельные соглашения с каждой компанией. Расчеты осуществляются каждой организацией в отдельном порядке.
  • Все операции выполняются одной организацией, которая действует от лица других.

Если с соглашения заключены с каждой организацией отдельно, используются эти проводки:

  • ДТ77/1 КТ92/1. Начисление страховой премии.
  • ДТ51 КТ77/1. Внесение премии.
  • ДТ22/1 КТ77/1. Начисление выплаты при наступлении страхового случая.
  • ДТ77/1 КТ51. Перечисление выплаты.

Если расчеты ведутся одной организацией, учет осуществляет каждая страховая компания. В учете отражаются суммы, пропорциональные доле организации.

Учет страхования ответственности

Страхование ответственности предполагает компенсацию ущерба, нанесенного страховщиком третьему лицу. К примеру, человек получил страховку на случай затопления квартиры. А потом он затопил квартиру соседа. В этом случае страховая организация возмещает ущерб, нанесенный этому соседу. Рассмотрим другие распространенные случаи страхования ответственности:

  • Ущерб, нанесенный чужому ТС в ходе его эксплуатации.
  • Ущерб, нанесенный окружающей среде или людям в связи с потенциально опасной деятельностью.
  • Ущерб, нанесенный третьим лицам в связи с выполнением адвокатской или медицинской деятельности.

Рассмотрим записи, выполняемые при страховании ответственности (пример):

  • ДТ22/1 КТ51. Выплата ущерба пострадавшему в автоаварии лицу.
  • ДТ91/2 КТ22/1. Выплата включена в структуру трат.
  • ДТ50 КТ91/1. Поступление денег от лица, признанного виновным в аварии.
Читайте также:
Система обязательного страхования в России 2021: виды и участники

К СВЕДЕНИЮ! Застраховать можно предпринимательские риски. В этом случае действие страхового соглашения оканчивается досрочно при завершении предпринимательской деятельности.

Учет страхования собственности и жизни

Лицо может застраховать свою собственность. Выплаты в этом случае он получит при порче или краже имущества. Страхование имущества может быть как добровольным, так и обязательным. Второе актуально при лизинге. Используются эти проводки:

  • ДТ77/1 КТ92/1. Начисленные премии.
  • ДТ50, 51 КТ77/1. Страховые поступления.

Обычно страхование жизни и имущества на счету 91 учитывается отдельно.

Особенности учета ДМС

ДМС – это один из видов личного страхования. Как правило, входит в «социальный пакет», предоставляемый работодателем. Взносы на ДМС включаются в расходы при наличии обстоятельств, оговоренных в подпункте 16 статьи 255 НК РФ. Рассмотрим эти обстоятельства:

  • Соглашение ДМС подписывается на срок больше года.
  • У страховой организации есть лицензия на ведение страховой деятельности.
  • Фиксируются расходы не больше 6% от совокупности трат на оплату труда.

В бухучете траты на ДМС относятся к тому периоду, в котором они возникли. Платежи по страхованию фиксируются по ДТ счетов расходов (к примеру, счет 20, 26, 44). Компания может вносить страховые платежи за лиц, трудовые отношения с которыми не оформлены. Сопутствующие траты будут фиксироваться на ДТ 91. К нему открывается субсчет 02.

Особенности создания страховых резервов

Формирование страховых резервов – это мероприятие, считающееся обязательным для страховой компании. Обязательность создания таких резервов оговорена в статье 26 ФЗ №4015-1 «О страховом деле» от 27 ноября 1992 года. Последовательность формирования резервов оговорена в приказе Минфина №51 н от 11 июня 2002 года.

Рассмотрим последовательность формирования резервов:

  1. Установление нужного вида резерва. В этом помогут приказы Минфина 32н и 51н. Ориентироваться также нужно на локальные акты фирмы.
  2. Установление метода определения резерва.
  3. Определение резерва по каждому страховому соглашению.

Резерв нужен для того, чтобы у организации всегда была сумма средств, которая необходима при возникновении страхового случая.

Новшества в системе обязательного медицинского страхования с 2021 года

Автор: Зайцева Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Федеральные медицинские организации теперь могут оказывать специализированную медпомощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования – ФФОМС взял на себя отдельные полномочия страховщика и станет напрямую финансировать такие организации. Эти и другие поправки, внесенные в Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ и направленные на то, чтобы сделать медицинскую помощь более доступной для граждан, начали действовать с 2021 года. Подробности – в нашем материале.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 08.12.2020 № 430-ФЗ, прежде всего регулируют оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС. Как сказано в пояснительной записке к проекту данного закона (рассматривался в ГД РФ, № 1027750-7), поправки призваны повысить эффективность реализации базовой программы ОМС и обеспечить доступность медпомощи. Ключевая роль в достижении этой цели отведена медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти.

Рассмотрим, как изменились система ОМС и схемы организации и оплаты медпомощи в ее рамках.

Новые полномочия и обязательства ФФОМС

Федеральный фонд взял на себя отдельные полномочия страховщика и начал напрямую финансировать федеральные медицинские организации. Само полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению предоставления специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями в рамках базовой программы ОМС, теперь прописано в п. 11 ст. 5 Закона № 326-ФЗ. Расходы на это несет ФФОМС, он же должен регулировать отношения по ОМС в части оказания пациентам такой помощи (п. 4, 5 ч. 2 ст. 26 Закона № 326-ФЗ).

Кроме того, к полномочиям ФФОМС отнесено ведение единого реестра медицинских организаций и включение в него федеральных учреждений, оказывающих специализированную медпомощь (ч. 2.2 ст. 15, п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ), а также ведение единого реестра экспертов качества медпомощи, куда в том числе входят сведения об экспертах, оценивающих качество помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями (п. 11 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ). Эти реестры (как и иные сведения и документы) должны размещаться в государственной информационной системе ОМС, оператором которой является ФФОМС (ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).

А вот полномочия по принятию подзаконных актов в ряде случаев перешли к Минздраву. В частности, министерство утверждает порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи (п. 9.1 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ), хотя раньше это делал ФФОМС (п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона № 326-ФЗ утратил силу). Аналогичная ситуация сложилась в отношении требований к структуре и содержанию тарифного соглашения: раньше их устанавливал ФФОМС, теперь – Минздрав (ч. 2 ст. 30 Закона № 326-ФЗ). Соответственно, Приказ ФФОМС от 21.11.2018 № 247, определяющий такие требования, больше не применяется – этот вопрос теперь регулируется Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1397н.

Медпомощь, оказываемая федеральными медорганизациями

Согласно поправкам федеральные медицинские организации теперь могут предоставлять медпомощь в трех видах. Во-первых, они по-прежнему вправе участвовать в реализации территориальных программ ОМС и оказывать в их рамках первичную медико-санитарную и скорую (в том числе скорую специализированную) помощь. Во-вторых, по территориальной программе ОМС такие организации вправе оказывать специализированную (в том числе высокотехнологичную) медпомощь – в случае распределения учреждению объемов предоставления названной медпомощи (ч. 2.3 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). В-третьих, федеральные медицинские организации смогут оказывать специализированную медпомощь (в том числе высокотехнологичную) в условиях стационара и дневного стационара в рамках базовой программы ОМС (п. 11 ст. 5, ч. 3.1 ст. 35 Закона № 326-ФЗ).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 326-ФЗ пациенты могут выбирать медицинскую организацию (в том числе федеральную). Порядок направления пациентов в федеральные учреждения утвержден Приказом Минздрава РФ от 23.12.2020 № 1363н.

Как видим, для первых двух случаев действуют общие правила распределения объемов и финансирования медпомощи, установленные Законом № 326-ФЗ, для третьего введены отдельные нормы. Остановимся на последних.

Медпомощь в рамках базовой программы ОМС.

В базовой программе ОМС для федеральных медицинских организаций должны быть отдельно установлены нормативы объемов оказания специализированной медпомощи (в том числе высокотехнологичной) в условиях стационара и дневного стационара. Эти объемы будут распределяться (перераспределяться) между федеральными учреждениями с учетом их мощностей и объемов оказываемой медпомощи за счет иных источников финансирования (ч. 3.1, 3.2 ст. 35 Закона № 326-ФЗ). Порядок распределения и перераспределения объемов установит Правительство РФ.

Читайте также:
Общественное страхование и социальная помощь: кратко

Также должны быть определены нормативы финансовых затрат на предоставление единицы такой помощи и перечень заболеваний, по которым ее оказывают федеральные учреждения.

К сведению: базовая программа ОМС – это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа госгарантий на 2021 год и плановый период утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 (далее – Программа госгарантий, Постановление № 2299). Нормативы объемов медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, установлены в разд. VI Программы госгарантий, нормативы затрат – в ее разд. VII. Порядок установления тарифов на оплату такой помощи приведен в приложении 2 к Программе госгарантий.

Порядок распределения объемов медпомощи пока не утвержден, но обозначены правила на переходный период. Как сказано в п. 3 Постановления № 2299, до утверждения Правительством РФ названного порядка федеральные учреждения, направившие заявки на распределение им объемов, могут оказывать медпомощь при заболеваниях и состояниях, приведенных в приложениях 1 и 3 к Программе госгарантий. ФФОМС предоставит организациям авансы в размере 1/12 финансового обеспечения, полученного ими в 2019 году за оказание специализированной помощи в условиях стационара и дневного стационара в рамках реализации территориальных программ ОМС (с учетом индексации).

В свою очередь, объемы оказания специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС и оказываемой федеральными медицинскими организациями, в 2021 – 2023 годах планируется нарастить (по сравнению с 2020 годом). Такое поручение Президент РФ дал Правительству РФ (пп. «а» п. 1 Перечня поручений, утвержденного Президентом РФ 12.12.2020 № Пр-2072). Объемы помощи должны быть увеличены в отношении пациентов со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, направляемых в федеральные учреждения субъектами РФ.

Единый реестр медицинских организаций.

Чтобы участвовать в оказании специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС, федеральное учреждение должно сначала войти в единый реестр медицинских организаций (ч. 1, 2.2 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). Для этого надо направить в ФФОМС заявку на распределение объемов предоставления медпомощи, финансовое обеспечение которой осуществляется на основании п. 11 ст. 5 Закона № 326-ФЗ. Заявка подается до 1 сентября года, предшествующего году, в котором учреждение намерено осуществлять деятельность в сфере ОМС (заявку на 2021 год можно было подать до 25 декабря 2020 года).

Форма заявки и порядок ее подачи утверждены Приказом Минздрава РФ от 21.12.2020 № 1346н.

Заключение договора с ФФОМС.

Для оказания специализированной медпомощи в рамках базовой программы ОМС федеральные медицинские организации должны заключить договор с ФФОМС. Особенности этой процедуры определены ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, а форма типового договора утверждена Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1396н.

Чтобы заключить договор, федеральное учреждение должно отвечать двум условиям:

1) быть включенным в единый реестр медицинских организаций;

2) иметь распределенный объем предоставления медпомощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС (с учетом правил, действующих в переходный период).

Отметим, что в рамках реализации базовой программы ОМС федеральные учреждения заключают иной договор, нежели в рамках реализации территориальной программы (второму виду договора посвящена ст. 39 Закона № 326-ФЗ, а его новая форма утверждена Приказом Минздрава РФ от 30.12.2020 № 1417н). В первом случае сторонами договора выступают ФФОМС и федеральное учреждение, во втором – территориальный ФОМС, страховая медицинская организация и учреждение здравоохранения.

Как следует из норм ч. 2 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, по договору федеральная медицинская организация обязуется оказать медпомощь пациенту в рамках распределенного объема и по установленным тарифам, а ФФОМС обязуется оплатить эту медпомощь. Оплата осуществляется на основании представленных федеральным учреждением реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 5 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ).

Создание подзаконной базы нормативных актов

Перераспределение полномочий ФФОМС, новая схема организации и оплаты специализированной медпомощи, а также другие поправки обусловили доработку нормативной базы, необходимой для исполнения новых норм Закона № 326-ФЗ (причем не только тех, которые регулируют оказание специализированной помощи в рамках базовой программы ОМС). Некоторые ранее изданные акты перестали действовать. Принят ряд новых документов (они названы выше), а что-то только предстоит утвердить.

Приведем несколько вопросов, на отдельное регулирование которых указано в Законе № 326-ФЗ, но пока эти нормативные акты не приняты:

методика расчета объемов финансового обеспечения медицинской помощи, утверждаемая Минздравом (п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ);

порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи по ОМС застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, который устанавливается Минздравом (п. 9.1 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);

порядок ведения, форма единого реестра медицинских организаций и перечень содержащихся в нем сведений, которые устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования (в силу п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ для этого потребуется внести изменения в Приказ Минздрава РФ от 28.02.2019 № 108н, утвердивший названные правила);

порядок ведения единого реестра экспертов качества медпомощи, определяемый Минздравом (ч. 7.1 ст. 40 Закона № 326-ФЗ);

порядок функционирования государственной информационной системы ОМС, который устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).

Иные изменения в системе ОМС

Помимо регламентации работы федеральных медицинских организаций, оказывающих медпомощь в рамках базовой программы ОМС, в Закон № 326-ФЗ внесены и другие поправки. Перечислим только три из них.

1. Медпомощь должна быть предоставлена вне зависимости от места проживания пациента, что тоже призвано обеспечивать ее доступность. Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 326-ФЗ учреждения здравоохранения обязаны оказывать помощь пациентам как в пределах территории субъекта РФ, в котором гражданину выдан полис ОМС (в этом случае помощь предоставляется в рамках территориальной программы ОМС), так и за пределами субъекта РФ, где гражданину выдан полис (тогда помощь оказывается в рамках базовой программы ОМС). В первой ситуации медпомощь оплачивается страховой медицинской организацией, а во второй – территориальным ФОМС (ч. 2.1 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

Читайте также:
Страховые программы 2021 года: условия и тарифы

Полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению медпомощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории региона, в котором выдан полис ОМС, передано на уровень субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона № 326-ФЗ).

2. В договоре на оказание и оплату медпомощи по ОМС, заключаемом с учреждением здравоохранения, должны содержаться положения, предусматривающие обязанность территориального ФОМС проводить медико-экономический контроль. Кроме того, оплачивать такую помощь можно по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи и на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 4.1, 6 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).

3. Нормативный размер средств, предоставляемый территориальным ФОМС страховой медицинской организации на ведение дела по ОМС, уменьшен. Если раньше на эти расходы предусматривалась сумма в размере от 1 до 2 % объема средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам, то сейчас лимит сокращен до 0,8 1,1 % (ч. 18 ст. 38 Закона № 326-ФЗ). Как сказано в пояснительной записке к проекту № 1027750-7, такое изменение связано со сложившейся в регионах структурой затрат страховых медицинских организаций и общим увеличением средств ОМС. Высвободившиеся денежные средства предполагается направить на реализацию территориальных программ ОМС.

Кратко сформулируем ключевые изменения, которые напрямую касаются учреждений здравоохранения.

1. Федеральные медицинские учреждения теперь могут оказывать специализированную медпомощь (в условиях стационара и дневного стационара) в рамках базовой программы ОМС. Финансировать такую работу будет ФФОМС. В федеральное учреждение пациент направляется учреждением здравоохранения, проводящим лечение в рамках территориальной программы ОМС. При наличии нескольких федеральных учреждений, предоставляющих специализированную помощь по конкретному заболеванию, у пациента появляется возможность выбора федеральной медицинской организации.

2. Учреждение здравоохранения, работающее в рамках территориальной программы ОМС, обязано принять пациента вне зависимости от субъекта РФ, в котором ему выдан полис ОМС. В «родном» регионе оказанную медпомощь, как и раньше, оплачивает страховая медицинская организация – из средств, предназначенных для реализации территориальной программы ОМС. За пределами «родного» региона помощь оплачивает территориальный ФОМС, но уже из средств, выделенных на базовую программу ОМС.

Минфин рассказал об исчислении и уплате страховых взносов в 2021 году

Можно ли задним числом оплачивать сотруднику тест на коронавирус? Какие категории работодателей в 2021 году смогут пользоваться пониженными тарифами на соцвзносы? Как пройдет переход на прямые выплаты социальных пособий из ФСС? На эти и другие вопросы БУХ.1С ответила Любовь Котова, начальник отдела нормативно-правового регулирования страховых взносов Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России.

Уходящий год по понятным причинам стал для бизнеса трудным. Любовь Алексеевна, напомните, пожалуйста, о тех мерах антикризисной поддержки предпринимателей, которые были связаны с уплатой страховых взносов и до сих пор сохраняют актуальность.

В первую очередь, конечно же, нельзя не напомнить о снижении для всех представителей малого и среднего бизнеса тарифов по страховым взносам с 30% до 15% (в отношении выплат сверх МРОТ). Для бухгалтеров это означает раздельный учет начислений – до МРОТ и после МРОТ. Мера действует с апреля 2020 года и теперь уже является постоянной. Пониженный тариф работодатель может применять с момента внесения в реестр МСП, который теперь, как известно, обновляется ежемесячно.

Взносы за II квартал для МСП и некоммерческих организаций в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях снижены до 0%.

Для индивидуальных предпринимателей в пострадавших отраслях фиксированный платеж на обязательное пенсионное страхование за 2020 год уменьшен на размер МРОТ.

Для всех представителей МСП в пострадавших отраслях продлены сроки уплаты страховых взносов: за март – на 9 месяцев, за июль – на 4 месяца. Для индивидуальных предпринимателей взносы на ОПС за 2019 год с дохода, превышающего 300 тыс. руб., продлены на 4 месяца.

Помимо этого, по заявлению работодателя налоговый орган может предоставить ему отсрочку (рассрочку) уплаты страховых взносов. Мера распространяется на плательщиков, указанных в постановлении правительства от 02.04.2020 № 409 (не только МСП). Если падение выручки составило 50% и выше, отсрочка по уплате взносов может быть предоставлена на год. При падении на 30% – на 9 месяцев и так далее.

Помимо этого, в 2020 году были и изменения, не связанные с пандемией коронавируса. Какие?

Например, согласно федеральному закону № 325-ФЗ от 29.09.2019, обособленное подразделение организации, чтобы представлять Расчет по страховым взносам (РСВ), должно иметь собственный расчетный счет и осуществлять фактические выплаты работникам. Это необходимо, чтобы ФСС мог проводить проверку страховых выплат.

Организации с численностью более 10 человек с 2020 года обязаны представлять РСВ только в электронном виде (было более 25).

Размер фиксированного платежа по взносам на ОПС для индивидуальных предпринимателей уточняется пропорционально количеству календарных дней (если деятельность ИП велась неполный месяц).

Давайте перейдем к изменениям с 2021 года. Что нас ждет?

По федеральному закону № 374-ФЗ от 23.11.2020 синхронизируются выплаты в пользу работника, не облагаемые страховыми взносами и НДФЛ. Речь идет о компенсационных выплатах по ТК РФ и по законам субъектов Федерации – выходные пособия, материальная помощь, и так далее.

Работа непростая, не на один год. После того, как администрирование страховых взносов вернулось к ФНС, стараемся вырабатывать единый подход. Уж если выплаты не облагаются НДФЛ по ст. 217 НК РФ, то и взносами они не должны облагаться. И наоборот. За редким исключением типа госпособий (они облагаются НДФЛ, но не взносами).

Уточнено положение о том, что не облагаются страховыми взносами выплаты на возмещение расходов физлица – исполнителя работ, услуг по договорам ГПХ (транспорт, гостиница и т.д.). Если ранее не подлежали обложению только расходы, возмещенные заказчиком исполнителю после выполнения заказа, то теперь уточнили это положение в части необложения взносами сумм оплаты самим заказчиком таких расходов заранее.

Установлено, что страховыми взносами не облагаются выплаты полевого довольствия в соответствии с ТК РФ (п.1 ст. 217 НК РФ – не более 700 руб.). Ранее выплаты не облагались в том размере, который устанавливался локальным актом организации.

Что касается объектов обложения взносами, равно как и сумм, не подлежащих обложению (ст. 422 НК), то здесь изменений нет.

Читайте также:
Система обязательного страхования вкладов: список участников

Стоит лишь отметить нюансы, связанные с ДМС и прочими выплатами на медицинское обслуживание сотрудников. Во-первых, важно, чтобы срок обслуживания в страховой организации составлял год и более. Во-вторых, оплата тестирования сотрудников на COVID-19 взносами не облагается, но лишь в том случае, если работодатель сам производит предварительную оплату анализа, а не возмещает сотруднику его расходы задним числом. Последнюю ситуацию законодательство не предусматривает, поэтому такое возмещение будет облагаться, как обычная выплата в рамках трудовых отношений.

Есть ли изменения в тарифах взносов для основной категории налогоплательщиков?

Сами тарифы не изменились. Взносы на ОПС – в рамках предела 22%, свыше предела – 10%. Социальное – в рамках предела 2,9%. Медицинское – 5,1%. Изменение – только в повышении предельной величины базы на 2021 год: по ОПС она поднята до 1,465 млн руб., по социальному страхованию – до 966 тыс. руб.

Что изменится в части пониженных тарифов в 2021 году?

По закону № 265-ФЗ от 31.07.2020 для ИТ-компаний тарифы снижены с 14% до 7,6% на бессрочный период (если доля доходов от ИТ составляет не менее 90%, в организации не менее 7 сотрудников, и она аккредитована в Минкомсвязи).

Для организаций, занимающихся проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и радиоэлектроники – те же параметры, но организация должна быть включена в реестр Минпромторга.

И последний вопрос – о переходе на прямые выплаты со стороны ФСС. Он был запланирован еще четыре года назад, и теперь, наконец, становится реальностью?

Да, с 2021 года полностью отменяется зачетный механизм при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование (Федеральный закон № 243-ФЗ от 03.07.2016).

Со 2021 года работодатели должны исчислять и уплачивать взносы в полном объеме, не вычитая суммы расходов на выплаты страхового обеспечения. Оплата трех дней больничного остается за работодателем, а все, что дальше, будет выплачиваться напрямую за счет ФСС. Соответственно, за 2020 год сведения в разделе «расходы» РСВ еще сохраняются, с 2021 их уже не будет.

В 2021 году порядок прямых выплат будет регламентироваться постановлением Правительства, с 2022 года он будет закреплен законодательно (в совокупности с порядком выдачи электронного больничного листа).

Что нового в учетной политике на 2021 год?

  • Принципы государственного регулирования учета в РФ
  • Изменения последних лет, влияющие на учетную политику 2021 года
  • Что изменилось в 2019-2020 годах
  • Изменения с 2021 года
  • Анализ тенденций, что ждать дальше
  • Итоги

Принципы государственного регулирования учета в РФ

Несмотря на широко заявляемое сближение с международными стандартами, бухгалтерия российских предприятий по-прежнему жестко регулируется на государственном уровне в подавляющем большинстве основных аспектов.

Причиной этого, возможно, следует считать особые взгляды российских законодателей на учет. Данные учета в первую очередь рассматриваются как данные для исчисления, удержания и контроля налогов. В то время как распространенные в мире системы стандартов и правил (например, IFRS или GAAP) ориентированы на формирование и представление данных, годных для принятия решений в отношении фирмы заинтересованными лицами. Налоговые расчеты, как правило, остаются именно расчетами, без обособления в отдельный (почти ведущий) раздел учета.

Поэтому ничего нет удивительного в том, что каждая попытка еще больше детализировать регулятивные налоговые законы ведет к тому, что это так или иначе отражается и на бухгалтерском учете предприятия и, как следствие, на применяемой учетной политике.

Попробуем разобраться, откуда и куда дует ветер.

Изменения последних лет, влияющие на учетную политику 2021 года

Из изменений последних лет, предшествующих 2017 году, наиболее существенными стали:

  • увеличение до 100 000 руб. стоимости приобретаемого имущества для целей его признания в налоговом учете основным средством (ОС);
  • увеличение до 15 млн руб. суммы среднеквартального дохода, дающего право на уплату квартальных авансов по прибыли;
  • введение возможности применять вычет по НДС в таком же, как и для реализации на территории РФ, порядке для экспортеров несырьевых товаров и расширение круга лиц, имеющих право на применение заявительного порядка возмещения;
  • принятие закона об онлайн-кассах, меняющего состав лиц, обязанных применять обновленные ККТ и освобождаемых от этой обязанности;
  • уточнение критериев СМП, которые не вправе пользоваться упрощенными методами ведения учета (в первую очередь это те СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту), и появление в ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02 отдельно оговоренных разрешений не применять их положения тем, кто ведет бухучет упрощенными методами;
  • введение обязанности по начислению налога на имущество от кадастровой стоимости для лиц, ранее освобождавшихся от таких платежей.

Вступившие в силу с 2017 года изменения, которые имеют значение для учетной политики, таковы:

  • появились варианты определения размера резерва по сомнительным долгам;
  • ограничена величиной 50% доля прибыли, которую можно использовать для списания убытков прошлых лет, но снято 10-летнее ограничение срока на списание;
  • изменено соотношение распределения налога на прибыль между бюджетами (3 и 17% вместо 2 и 18%);
  • обновлены ОКОФ и классификатор ОС;
  • увеличены лимиты, значимые для применения УСН (до 112,5 млн руб. — 9-месячный доход, до 150 млн руб. — общий годовой доход, до 150 млн руб. — предел стоимости ОС);
  • регионам предоставлено право принятия решения о применении освобождения от налога на имущество движимых объектов, приобретенных после 2012 года;
  • страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС (по нетрудоспособности и материнству) начали подчиняться положениям НК РФ, пределы баз по ним традиционно выросли, появилось ограничение для сумм суточных, не облагаемых взносами;
  • определена последовательность предпочтений при выборе образца в случае самостоятельной разработки способов ведения бухучета: стандарты МСФО — аналоги в стандартах РСБУ — рекомендации в области РСБУ;
  • шире стал перечень энергоэффективных объектов, допускающих применение ускоренной амортизации.

В 2018 году были приняты следующие изменения, которые необходимо учесть при составлении учетной политики:

  • скорректирован алгоритм исчисления резерва по сомнительным долгам;
  • с 01.01.2018 введен инвестиционный вычет по издержкам на капремонт и покупку ОС;
  • дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (некоторые из них ограничены определенным периодом действия);
  • на период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация, а в отношении зданий с высокой энергоэффективностью сокращен;
  • изменились требования к раздельному учету НДС по «правилу 5%»;
  • покупателей металлолома и сырых шкур обязали уплачивать НДС;
  • ставка налога в отношении движимого имущества снижена до 1,1%.
Читайте также:
Система обязательного страхования в России 2021: виды и участники

О других изменениях 2018 года мы рассказывали здесь.

Что изменилось в 2019-2020 годах

Изменения, вступившие в силу с 2019 года, оказались не менее значимыми, чем предшествовавшие этому году.

В части бухучета изменений не произошло. Исключение — бюджетные учреждения, которые с января 2019 года обязаны публиковать учетную политику на своих сайтах и подробно раскрывать ее положения в отчетности.

А в сфере налогового законодательства новшества есть. Среди значимых обновлений:

  • увеличение ставки НДС с 18% до 20% — подробности см. здесь;
  • спецрежимники на ЕСХН стали плательщиками НДС — подробности в этом материале;
  • установлен норматив в 700 руб. по НДФЛ с полевого довольствия;
  • отменен налог на движимое имущество — о нюансах читайте здесь.

О наиболее значимых налоговых обновлениях-2019 читайте здесь.

Работая над учетной политикой на 2020 год помимо вышеперечисленных нужно было учитывать также нововведения 2019 года, в т.ч.:

  • введение нового ограничения на изменение метода амортизации ОС: переходить с линейного метода на нелинейный теперь тоже можно не чаще раза в 5 лет;
  • продление действия 50%-ного ограничения на перенос убытков до 31.12.2021 включительно;
  • возможность применять инвествычет к ОС восьмой — десятой амортизационных групп, кроме зданий, сооружений, передаточных устройств;
  • многочисленные изменения по имущественным налогам и др.

Подробнее о налоговых изменениях с 2020 года мы рассказали в этой статье.

Изменения с 2021 года

  • С 2021 года отменен режим ЕНВД на территории всей страны.
  • С 01.01.2021 отменено ПБУ 5/01. Вместо него вступило в действие ФСБУ 5/2019 «Запасы».

Некоторые учетные правила по МПЗ изменены существенно. Узнать об изменениях в учете вам поможет аналитический Обзор от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал.

  • Для предприятий IT-отрасли предусмотрены льготы по налогу на прибыль.
  • Для СМП с 01.04.2020 года снизили ставки в 2 раза по страховым взносам.
  • Изменились лимиты по доходам УСН.
  • Транспортный и земельный налог для юрлиц ФНС будет рассчитывать самостоятельно. Декларировать налоги больше не нужно. Подробности см. здесь.

Все эти нововведения следует учесть при составлении учетной политики на 2021 год. Примеры учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета (для различных систем налогообложения) можно скачать в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • С 01.01.2022 утратит силу ПБУ 6/01, а учет ОС будет регулироваться двумя новыми ФСБУ 6/2020 и 26/2020. Подробнее о них читайте здесь.

Анализ тенденций, что ждать дальше

Если посмотреть в комплексе на такие изменения, как:

  • тотальное введение системы электронной передачи данных по наличным расчетам в ФНС через онлайн-кассы;
  • передача ФНС всего комплекса зарплатных налогов и сборов;
  • приведение в определенный формат плана счетов и строк отчетов;

Приоритетный с точки зрения госрегулирования налоговый учет переводится под полный контроль налоговых органов. Более того, скорее всего, будет сделана попытка выведения налоговых расчетов из компетенции самого предприятия. Все вычисления попробуют производить силами ФНС на основе поступающих сведений и отчетов самих плательщиков для контрольной сверки. Недаром в СКБ «Контур», который собирается стать оператором фискальных данных, разработку соответствующего ПО ведет отдел, занимающийся, кроме этого, системой ЕГАИС. В ЕГАИС видна вся цепочка движения товаров от продавцов до конечной реализации потребителям. Теперь того же стараются добиться по всем остальным (неалкогольным) товарам.

Исходя из этого, возможно, что в дальнейшем следует ожидать:

  • Обособления налогового учета от бухгалтерского с переходом многих функций по налоговым расчетам и контролю в ФНС.
  • Упрощения способов и методов учета для тех предприятий, чья отчетность не подлежит аудиту. Для этого будет сразу несколько резонов:
    • Единообразие учетных политик поможет ФНС упростить обработку поступающих данных по деятельности этих фирм.
    • Унифицикация порядка учета доходов и расходов позволит лучше контролировать, а также автоматизировать расчет налогов к уплате на основе этого порядка. Возможно, что будут внесены дополнительные изменения в законы, исключающие варианты выбора метода учета по инициативе предприятия, — наподобие закрытого перечня принимаемых в уменьшение налога расходов по УСН.
  • Полноформатный бухгалтерский учет получит свою «нишу» — подготовку отчетов для заинтересованных лиц: инвесторов, акционеров, кредиторов. На этом фоне, должно быть, станет действительно возможным полное принятие какой-либо системы международных стандартов. Если же и дальше будут отдельно «совершенствовать» РСБУ, то такое выделение бухучета и финансовой отчетности в отдельную категорию вообще может утратить смысл. Крупные игроки в экономике и финансах все равно захотят видеть отчеты в международных стандартах (и аудированные по международным же стандартам), а мелкие акционеры и инвесторы на внутреннем рынке не имеют достаточного практического опыта и соответствующих традиций, чтобы вникать в нюансы отчетности в РСБУ. То есть у финансовой отчетности по РСБУ не будет пользователей (может быть, кроме проверяющих инспекторов ФНС, если сохранятся штрафы за некорректное ведение бухучета).

Подробнее о международных стандартах читайте в рубрике МСФО.

  • Услуги бухгалтеров также по-прежнему будут нужны налогоплательщикам для ведения управленческого учета, необходимого для принятия менеджерских решений и планирования деятельности (в том числе в сфере налоговых вопросов, например, выбора системы налогообложения).

Больше об управленческом учете читайте в рубрике «Управленческий учет».

Таковы тенденции. Будет ли реформация в учетной сфере идти по этому пути — покажет практика.

Итоги

Нововведения в законодательстве, затрагивающие учетную политику в бухгалтерском и налоговом аспектах, ведут к дальнейшему обособлению бухгалтерского учета от налогового учета. При этом то, что связано с исчислением налогов, сборов, страховых взносов, полностью переходит в компетенцию ФНС, с совершенствованием получения ФНС оперативной информации по деятельности плательщиков. Бухгалтерский учет и подготовленная на его основе информация отходят в сферу предоставления информации заинтересованным лицам: руководству и акционерам предприятия, инвесторам и кредиторам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: