Система обязательного социального страхования в РФ 2021: понятие

Виды государственного страхования в 2021 году

У каждого человека есть то, что требуется защищать. Жизнь и благополучие близких, а также свое собственное. Однако проблемы, способные перечеркнуть всё, могут прийти множеством путей, лишить человека спокойствия и уверенности в будущем. Одной из форм защиты от крупных и неожиданных проблем, является государственное страхование.

Закон о государственном страховании

Можно назвать два типа государственного страхования: обязательное и добровольное.

Обязательное страхование устанавливается законом и включает в себя программы для широких слоев населения. Государственное страхование описывается множеством законов, с каждым годом появляются новые и совершенствуются старые.

К обязательным видам страхования можно отнести:

  • медицинское страхование;
  • страховка при перевозке пассажиров;
  • государственное социальное страхование;
  • страхование военнослужащих;
  • страхование гражданской ответственности собственников ТС (ОСАГО);
  • страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов.

Для того, чтобы обеспечить все выплаты по страховке, ежегодно устанавливается бюджет и источники пополнения для фондов. Фонд государственного страхования включает в себя средства из различных источников:

Фонд государственного страхования

Виды страхования

Обязательное медицинское страхование является наиболее распространенным. Данный полис предназначен практически для всего населения, и направлен на то, чтобы каждый человек мог в кратчайшие сроки получить необходимую медицинскую помощь.

Медицинская страховка действует на всей территории РФ. При этом она не покрывает необязательные медицинские услуги. Все, что относится к профилактике, косметологии и санитарно-курортным услугам, придется оплачивать самостоятельно.

Страховка при перемещении пассажиров предполагает заключение договора между страховой компанией и перевозчиком. Это относится к водным, наземным и воздушным перевозкам. В данном случае страховка защищает пассажира при нанесении ему или его вещам вреда.

Социальное страхование можно назвать самым важным. Это пособия для детей, инвалидов, многодетных семей. Данная страховка продолжает действовать в течение всей жизни гражданина, а выплаты на нее собираются из социального фонда, отчисления в который поступают от каждого работающего человека.

Страхование военнослужащих и госслужащих предназначено для охраны здоровья и жизни этой группы населения. Люди, попавшие в эту группу, постоянно работают с определенным риском для себя, поэтому государство предоставляет им отдельные выплаты и льготы.

Важно отметить, что человек, самостоятельно причинивший себе вред, или попавший в страховую ситуацию в состоянии алкогольного опьянения, рассчитывать на подобную страховку не сможет.

ОСАГО – это обязательное государственное страхование защищает владельцев транспортных средств. В данном случае страховка не покрывает повреждения или потерю автомобиля. В случае дорожно-транспортного происшествия возмещен будет вред жизни, здоровью и определенному имуществу владельца автомобиля.

Важно отметить, что при оформлении ОСАГО потребуется указать всех водителей, которые будут использовать автомобиль, а также установить опыт каждого человека в вождении. Данные условия будут влиять на стоимость страховки. Документ, указывающий на наличие и действие ОСАГО, необходимо постоянно перевозить с собой.

Страхование владельца опасного объекта возмещает потери тем, кто пострадал из-за аварии данного объекта. К опасным объектам можно отнести:

  • АЭС;
  • химические склады и цехи;
  • шахты и рудники;
  • металлургические заводы и заводы, производящие взрывчатые вещества;
  • нефтедобывающие платформы;
  • мукомольные фабрики;
  • склады ГСМ;
  • другие предприятия, на которых может возникать опасность для жизни и здоровья работников.

Страховка работает таким образом, что, при возникновении опасной ситуации, все пострадавшие получат страховые выплаты.

Все обязательные страховки, предоставляемые государством, способны помочь при возникновении сложной ситуации. Чтобы получить необходимую выплату, нужно внимательно отнестись к данному виду помощи и не забывать о своих правах.

Обязательное социальное страхование в РФ – виды и взносы

  • Что такое государственное социальное страхование
  • Принципы социального страхования
  • Обязательное страхование от несчастных случаев
  • Что обеспечивает социальное страхование от несчастных случаев на производстве
  • Итоги
Читайте также:
Международный полис страхования медрасходов, авто и ВЗР в 2021

Что такое государственное социальное страхование

Государство обеспечивает гражданам некоторые выплаты в качестве социальных гарантий для поддержания их материального положения. Социальное страхование в РФ – это обеспечение населения пособиями за счет средств бюджета в периоды наибольшей социальной незащищенности. Среди предусмотренных государством можно выделить следующие виды обязательного социального страхования:

  1. Оплата периода временной нетрудоспособности, в том числе в период беременности и родов. На это имеет право работающее население при предоставлении больничных листов. Больничные листы выдаются не только в случаях заболеваний самих сотрудников, также они предоставляются при необходимости ухода за больными детьми и прочими нетрудоспособными родственниками.
  2. Выплаты при наступлении несчастных случаев на производстве. Компенсируют полученные работниками увечья при выполнении трудовых обязанностей.
  3. Перечисление единовременных сумм при рождении ребенка, в случае постановки на учет на ранних сроках беременности.
  4. Выплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  5. Пособие при усыновлении.
  6. Пособие на погребение.

См. также:

В целях обеспечения дальнейших возможных затрат по нетрудоспособности за своих сотрудников работодатели ежемесячно производят отчисления в фонды. Процент перечислений зависит от видов деятельности, условий труда.

На некоторые виды пособий вправе претендовать лишь работающие граждане. Согласно ст. 183 ТК РФ, работодатель обязан материально компенсировать своим сотрудникам периоды их вынужденной нетрудоспособности в связи с заболеванием, уходом за больными родственниками, больничным листом во время беременности и родов. Размер перечислений зависит от стажа работника и его заработков.

Более подробную информацию о размерах выплат по больничным листам см. в материале «Максимальный размер больничного листа в 2019 – 2020 годах».

Такие виды социального страхования в РФ, как выплаты по уходу за детьми до 1,5 лет, единовременные суммы, связанные с рождением ребенка, пособие на погребение, доступны и неработающим гражданам. Однако, в отличие от работающих лиц, размер выплат будет минимален, в то время как трудоспособное население вправе претендовать на некоторые суммы пособий (по уходу за ребенком до 1,5 лет), размер которых рассчитывается исходя из заработка. Минимальные же суммы могут меняться в зависимости от действующих районных коэффициентов к заработной плате. Кроме того, регионы вправе сами устанавливать дополнительные социальные пособия, регулируя периодичность их выплат и целенаправленность.

Более полную информацию о размере детских выплат можно получить в материале «Новые пособия на детей в 2020 году – таблица».

Принципы социального страхования

Федеральный закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ содержит принципы соцстрахования граждан страны. Среди них выделяют следующие:

  1. Доступность соцстрахования для всех граждан (застрахованных лиц).
  2. Соблюдение прав работников вне зависимости от финансового состояния работодателя-страховщика.
  3. Наличие обязанности по уплате взносов всеми страхователями.
  4. Ответственность за использование внебюджетных средств, выделяемых на соцстрахование физлиц.
  5. Государственный контроль за исполнением обязательств по соцстрахованию граждан.
  6. Финансовая независимость системы страхования в стране.

Одним из принципов правового регулирования отношений между работником и руководством в соответствии со ст. 2 ТК РФ также считается обязательное возмещение вреда сотруднику, полученного в ходе выполнения трудовых обязанностей.

Большую часть расходов по обеспечению населения социальными пособиями берет на себя государство. Оно восполняет работодателю потраченные ранее средства на выплату больничных листов и прочих компенсаций работникам. На руководство возлагается обязанность по начислению пособий за счет собственных средств лишь за первые 3 дня болезни самого сотрудника.

Читайте также:
Рейтинг страховых брокеров 2021 года: советы по выбору и критериям

Периодические отчисления взносов в бюджет напрямую зависят от уровня доходов работающих лиц. Выплаты пособий (больничные листы, по уходу за ребенком до 1,5 лет) также зависят от предыдущих размеров зарплат.

Обязательное страхование от несчастных случаев

Конституция РФ гарантирует право не только на труд, но и на приемлемые условия работы, отвечающие принципам безопасности сотрудников во время исполнения трудовых обязательств. При возникновении несчастных случаев на производстве работники вправе рассчитывать на получение компенсации по возмещению ущерба и реализацию права на социальное страхование.

Согласно положениям ст. 219 ТК РФ, граждане на время трудовых отношений имеют следующие права:

  • трудиться в оборудованном по всем правилам безопасности рабочем месте;
  • иметь доступ к достоверной информации о порядке охраны труда на рабочем месте, возможных производственных рисках;
  • получить необходимые средства защиты от руководства;
  • проходить обучение по обеспечению безопасности на рабочем месте за счет работодателя;
  • отказаться от выполнения работ, если они нарушают требования по безопасности труда;
  • рассчитывать на компенсацию при наступлении несчастных случаев.

Обеспечение безопасности сотрудников гарантируется обязательным социальным страхованием, связанным с риском возникновения профзаболеваний и несчастных случаев. Подобный вид мер является одним из видов социального страхования, который регулируется нормами Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Что обеспечивает социальное страхование от несчастных случаев на производстве

Субъектами страхования от несчастных случаев выступают страхователь, страховщик и застрахованные лица, где страховщиком является ФСС, страхователем – работодатели, а застрахованными лицами – наемные работники. К последней категории лиц относятся выполняющие работу на основании трудовых и гражданско-правовых (если предусмотрена условиями соглашения обязанность по перечислению страховых взносов) договоров сотрудники, в том числе лица без гражданства и иностранцы.

Закон № 125-ФЗ предоставляет работникам следующие гарантии:

  • обеспечение соцзащиты застрахованных лиц;
  • оплата дополнительных медицинских расходов, связанных с наступлением несчастных случаев на производстве, возмещение вреда вследствие травм, полученных при выполнении трудовых обязанностей;
  • оплата последующих расходов на профреабилитацию ;
  • повышенное внимание к мерам, предупреждающим наступление несчастных случаев при выполнении трудовых обязанностей.

Право на получение компенсации наступает с первого дня подтверждения страхового случая. В случае смерти застрахованного выплаты, согласно ст. 7 закона № 125-ФЗ, получают иждивенцы, дети, члены семьи (в том числе родители и супруги умершего). Сроки выплат в таких случаях разные:

  1. Несовершеннолетние вправе претендовать на компенсацию вплоть до достижения ими возраста 18 лет.
  2. Инвалиды – на весь период инвалидности;
  3. Родственники пенсионного возраста – пожизненно.
  4. Обучающиеся дети – до окончания получения образования, но не позже 23-летнего возраста.
  5. Прочие лица – в соответствии с законом № 125-ФЗ.

При некоторых обстоятельствах несчастные случаи на производстве не квалифицируются как страховые ситуации. Так, согласно ст. 229.2 ТК РФ, алкогольное, токсическое, наркотическое и другие виды опьянения сотрудников, а также совершение самими работниками противоправных действий, повлекших по неосторожности причинение ущерба здоровью и жизни, не определяются как несчастные случаи на производстве.

Итоги

Социальное страхование в РФ призвано дать гражданам некоторые гарантии в виде денежной компенсации в случаях наступления нетрудоспособности, рождения детей, обеспечивает компенсационные выплаты при наступлении несчастных случаев на рабочем месте. Другие функции соцстрахования – предотвращение неблагоприятных ситуаций, повышение мер безопасности по охране труда, защита прав сотрудников на обеспечение мер, исключающих несчастные случаи при исполнении трудовых обязанностей.

Читайте также:
История страхования в России: особенности развития

Социальное страхование

Социальное страхование в России представлено системой социальной защиты, призванной обеспечить реализацию конституционного права граждан на финансовое обеспечение в случаях:

  1. Виды социального страхования
  2. Заявление в фонд социального страхования
  3. Обязательное социальное страхование
  4. Отчисления в фонд социального страхования
  5. Условия социального страхования
  • болезни;
  • утраты трудоспособности, частичной или полной;
  • безработицы;
  • потери кормильца;
  • по достижению определенного возраста.

Социальное страхование может быть коллективным, государственным, смешанным.

Виды социального страхования

Обязательное социальное страхование в России — часть государственной системы по соцзащите населения. Речь идет о социальной защите как работающего, так и неработающего населения от вероятных изменений в их материальном или социальном положении, вследствие субъективных или объективных причин.

Социальное страхование в РФ представлено следующими видами:

  • обязательное социальное;
  • обязательное медицинское;
  • обязательное пенсионное;
  • страхование пассажиров;
  • страхование автогражданской ответственности.

Заявление в фонд социального страхования

Фонд социального страхования РФ представляет собой один из внебюджетных государственных фондов, цель которого заключается в обеспечении обязательного социального страхования российских граждан.

Обратившись с заявлением фонд социального страхования, вы можете рассчитывать на:

  • возмещение расходов, связанных с лечением, устранением последствий форс-мажорных обстоятельств;
  • выплату пособий;
  • подтверждение вида деятельности;
  • оплату больничного листа;
  • оплату родовых сертификатов, выплату пособий, связанных с беременностью и материнством;
  • обеспечение льготников путевками на санаторно-курортное лечение.

Обязательное социальное страхование

Обязательное социальное страхование — особая система защиты россиян, имеющих работу, и членов семей, находящихся на их иждивении, от потери трудового дохода в случаях наступления нетрудоспособности (вследствие болезни, старости, материнства, инвалидности и так далее).

Финансовые средства, вращающиеся в системе обязательного социального страхования, аккумулируются и распределяются 3-мя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского образования, Фонд социального страхования. Все эти фонды имеют собственные бюджеты, которые никак не связаны с бюджетной системой РФ.

Отчисления в фонд социального страхования

Фонды, деятельность которых простирается в рамках обязательного страхования в России, являются внебюджетными, это значит, что они не зависят от российской бюджетной системы.

Все отчисления в Фонд социального страхования осуществляются предприятиями (страхователями), где работают застрахованные физические лица. Если наблюдается дефицит бюджета в фондах, недостаток средств восполняется из федерального бюджета РФ с помощью трансферных платежей.

Что касается размера страховых взносов, то рассчитываются они при учете размеров оплаты труда работников, а также других выплат и вознаграждений. В особом порядке суммы взносов определяются в случае с ИП, нотариусами и адвокатами.

Условия социального страхования

В соответствии с трудовым кодексом РФ условия социального страхования в обязательном порядке должны отражаться в трудовом договоре. Наличие в договоре пункта о социальном страховании дает возможность работнику рассчитывать на различные пособия и льготы в случае временной или постоянной потери трудоспособности. Содержание этого пункта может быть разным и зависит от характера и объема выполняемой работы. Чем более вредной является работа, чем большими рисками получения увечий она сопровождается, тем более высокими будут страховые взносы. В трудовом договоре также необходимо отразить наличие услуг дополнительного пенсионного или медицинского страхования, если работодатель оказывает такие услуги.

Как реформировать систему социального страхования

20 лет назад был принят закон «Об основах обязательного социального страхования», который должен был иметь основополагающее значение для пенсионного обеспечения, защиты работника в случае безработицы и временной нетрудоспособности, функционирования системы здравоохранения. Если посчитать средства, которые аккумулируются и тратятся на обязательное социальное страхование, то они будут сопоставимы с федеральным бюджетом: так, в 2018 г. государственные внебюджетные фонды – Пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования (ОМС) – потратили почти 11 трлн руб., а федеральный бюджет – 16,7 трлн. Работодатели перечисляют в эти фонды 30% заработной платы своих работников, кроме того, регионы вносят платежи за неработающее население в федеральный фонд ОМС.

Читайте также:
Виды обеспечения по страхованию и порядок выплаты пособия

Но функционирует ли такая объемная и затратная система действительно по страховому принципу? Нет. И вот почему.

Во-первых, устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования должна базироваться на основе автономности, для чего собираемые взносы должны полностью обеспечивать исполнение страховых обязательств. Однако в реальности и Пенсионный фонд, и федеральный фонд ОМС получают трансферты из федерального бюджета, без которых невозможно обеспечить предусмотренные расходы.

Во-вторых, введенная с 1 января 2015 г. так называемая балльная система исчисления пенсионных прав нивелирует размер выплачиваемых пенсий, не связывая их величину с фактическим заработком, с которого уплачен взнос в Пенсионный фонд, что не мотивирует людей к получению высоких зарплат – ведь они никак не влияют на стоимость пенсионных коэффициентов.

В-третьих, отмена индексации пенсий работающим пенсионерам и искусственное занижение стоимости зарабатываемых ими пенсионных коэффициентов грубо нарушают основополагающий страховой принцип соизмеримости (соотносимости) страховых взносов и размеров пенсий.

В-четвертых, у нас нет общефедерального персонифицированного учета объема взносов в увязке с размером индивидуальных затрат в фонде социального страхования и федеральном фонде ОМС.

В-пятых, отсутствует возможность внесения собственных денежных средств гражданином в систему обязательного социального страхования на основе персонального договора между ним и всеми тремя внебюджетными государственными фондами.

В-шестых, льготы по уплате взносов в систему обязательного социального страхования предоставляются работодателю по принципу вида деятельности (отраслевой принадлежности), а не на индивидуальной основе, базирующейся на улучшении полученных финансово-экономических показателей в результате применения такого рода стимулирования.

Наконец, ликвидирован институт обязательного страхования от безработицы, что лишило рынок труда важного и проверенного международным опытом механизма его регулирования.

Фактически российское обязательное социальное страхование институционально весьма напоминает еще один федеральный бюджет, отличие от которого только в чисто социальном характере расходов этой системы. Поэтому неудивительно, что в 2001–2010 гг. активно обсуждался вопрос о ликвидации внебюджетных фондов и поглощении их федеральным бюджетом. В качестве первого шага в этом направлении страховые платежи были заменены на единый социальный налог, несмотря на то что природа страхового взноса принципиально отличается от налога (первый – это отложенная часть оплаты труда, которая возвращается работнику в виде пенсии, услуг бесплатного здравоохранения, пособий по временной нетрудоспособности и т. п., второй, например НДФЛ, – это прямые отчисления в казну, где перечисления теряют целевой характер и могут быть использованы на любые государственные нужды).

В чем же главные нерешенные институциональные проблемы, которые не дают создать в России реально действующую систему обязательного социального страхования? Мы бы выделили две.

Прежде всего, это форма собственности средств, аккумулируемых во внебюджетных страховых фондах: сейчас это федеральная собственность. Отсюда следует и огосударствление управления средствами обязательного социального страхования. Сейчас эта обязанность возложена на правительство, хотя законом закреплен принцип паритетности участия представителей работников, работодателей и государства в органах управления этой системой.

Мы считаем, что роль государства в обязательном социальном страховании должна быть принципиально изменена. Как? Необходимо уже в ближайшие годы сформировать нормативную базу для создания и функционирования (например, с 2024 г.) единого социального страхового фонда, предполагающую изменение формы собственности средств этого фонда с государственной на общественную (публичную). Не менее важно создать механизм управления этим фондом на основе равного по численности участия представителей работников, работодателей и федерального правительства. Руководитель фонда должен избираться его правлением, а не назначаться государством, как сейчас.

Читайте также:
Банкротство страховой компании: что делать клиенту в 2021 году

Второй принципиальный вопрос – определение видов обязательного социального страхования, относящегося к компетенции этого фонда. Кроме уже привычных его видов – пенсионное, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, медицинское страхование – мы считаем необходимым возобновить страхование от безработицы, а также на случай необходимости постороннего постоянного ухода.

Надо перейти и к единому страховому платежу, покрывающему все виды рисков. Его совокупный размер должен устанавливаться на основе консенсуса представителей работников, работодателей и федерального правительства в органе управления единого социального страхового фонда и, что принципиально важно, в прямой увязке с ожидаемым коэффициентом замещения страховой выплатой утраченного работником заработка. Ведь страховой тариф и коэффициент замещения – это как две стороны одной медали.

Мы считаем целесообразным сформировать персонифицированную систему управления социальными рисками – такую, которая предполагала бы право перераспределения самим работником личного страхового взноса для увеличения уровня гарантий по одному или нескольким видам обязательного социального страхования и одновременного сокращения по другим видам страхового покрытия. Кроме того, надо дать гражданам трудоспособного возраста право самостоятельно осуществлять дополнительные платежи в систему социального страхования из собственных средств, а в случае отсутствия у человека необходимого страхового стажа – право «выкупать» его за прошлый период по установленным тарифам.

Что касается работодателей, то льготы по платежам на социальное страхование должны предоставляться им в персональном порядке в обмен на выполнение ключевых показателей по созданию дополнительных рабочих мест, повышению уровня оплаты труда, легализации занятости и фонда оплаты труда.

Инфраструктура единого фонда социального страхования должна строиться на базе единого реестра застрахованных лиц. В нем кроме персональной информации о человеке, месте его работы и размерах заработка и отчислениях из него, условиях труда должен содержаться паспорт здоровья – информация о прохождении диспансеризаций и специальных профосмотрах, включая сведения о противопоказаниях к работе с вредными и тяжелыми условиями труда. Неотъемлемой частью этого реестра должна стать и информация об объеме произведенных выплат по видам страхования.

Безусловно, предлагаемая реформа обязательного социального страхования должна стать объектом открытой дискуссии с участием экспертов, политиков, широкого круга граждан, для того чтобы найти устраивающий все стороны компромисс. Только тогда можно приступить к реальным шагам, целью которых в конечном счете станет формирование институциональной основы для долгосрочного улучшения социального положения всех слоев российского общества.

Авторы – замминистра здравоохранения и социального развития в 2007–2012 гг.; замминистра социальной защиты населения в 1993–1994 гг., начальник департамента социального развития аппарата правительства в 1997–2003 гг.; замминистра здравоохранения и социального развития в 2007–2012 гг.

Понятие социального страхования

Социальное страхование выступает как одна из форм социальной защиты населения от рисков, которые могут быть связаны с потерей работы, трудоспособности, доходов.

Социальное страхование – это система мер поддержки нетрудоспособных граждан, которая реализуется государством посредством государственного страхового фонда, а также частных или коллективных страховых фондов.

Так же социальное страхование можно рассматривать как систему отношений, касающихся способа перераспределения национального дохода, где лица, которые не принимают участие в общественном труде, имеют возможность получать содержание из специально созданных фондов.

Читайте также:
Застрахованная опасность и страхуемые риски

Выделим источники формирования фондов социального страхования:

  • государственные дотации;
  • страховые взносы, которые оплачивают граждане, занятые трудом и работодатели.

Важная черта социального страхования – его финансирование из внебюджетных фондов, которые формируются за счет целевых взносов работников и работодателей.
Величина страховых выплат зависит от величины трудового вклада и страхового стажа.

Функции и задачи социального страхования

Основная функция социального страхования – создание условий, необходимых для воспроизводства трудовых ресурсов.
Социальное страхование способствует поддержанию социальной справедливости и политической стабильности в обществе.

Основные задачи социального страхования:

  1. Формирование денежных фондов, покрывающих затраты на содержание нетрудоспособных лиц, которые не заняты в трудовом процессе.
  2. Обеспечение структуры воспроизводства трудовых ресурсов.
  3. Уменьшение различия в материальном плане между работающими членами общества и неработающими.
  4. Повышение уровня жизни различных нуждающихся социальных групп в обществе, которые не заняты в трудовом процессе.

Система социального страхования имеет две важные особенности:

  • с одной стороны, она обеспечивает восстановление и сохранение трудоспособности работников;
  • с другой стороны, социальное страхование гарантирует материальное обеспечение населения, которое утратило трудоспособность.

Основной социального страхования, обеспечивающего его материальную составляющую, являются фонды, функционирующие на принципах самоуправления.

Формы социального страхования

Существует две формы социального страхования:

  1. Обязательное страхование;
  2. Добровольное страхование.

Определение 2

Обязательное социальное страхование – это вид государственных социальных гарантий, которые обеспечиваются посредством целевых внебюджетные (государственных или общественных) фондов.

Под обязательным социальным страхованием можно понимать систему социальной защиты граждан, состоящую в страховании работающего населения от изменения социального и/или материального их положения, в частности, по независящим от них причинам. Если расшифровать подробно, сюда относится страхование при наступлении нетрудоспособности в связи с инвалидностью, безработицей, наступлением пенсионного возраста, болезнью, материнства.

В обязательном социальном страховании действует принцип неполного самофинансирования. Если фонд имеет дефицит, то государство помогает фонду средствами государственного бюджета.

Можно выделить несколько проблем, присущих обязательному социальному страхованию в Российской Федерации на сегодняшний день:

  • Во-первых, наблюдается доминирование роли государства в управлении данной системой;
  • Во-вторых, весьма существенная проблема – это несбалансированный характер финансовых ресурсов, которые имеют тенденцию к уменьшению;
  • В-третьих, невысокая степень страховой защиты, которая не соответствует реальному уровню жизни.

Таким образом, необходимо снизить роль государства в управлении обязательным социальным страхованием, для того, чтобы более активно развивать институт негосударственных фондов. Далее, с целью роста финансовых ресурсов, усилить ответственность работодателей за использование нелегальных схем при расчете заработной платы, механизма серых и черных зарплат, повысить прозрачность экономической системы в целом.

Государство является гарантом устойчивости социальных фондов и программ обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование подразделяется на два вида:

  1. Общее страхование;
  2. Профессиональное страхование.

Общее обязательное страхование – это вид страхования, который имеет сферу распространения на всех лиц, которые работают по трудовому договору / контракту.

Обязательное профессиональное страхование – вид страхования, который распространяется на лиц, работающих в сферах, связанных с повышенным травматизмом, особо опасными условиями труда.

Страховые взносы и материальное обеспечение в обязательном профессиональном страховании значительное выше, чем в обязательном общем страховании.

Добровольное социальное страхование – это вид страхования, которое имеет в своей основе принцип коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства.

Черты добровольного социального страхования:

  • демократизм и самоуправление в сфере управления страховыми фондами;
  • социальное партнерство работодателей и наемных работников;
  • тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей.

Сегодня фонды добровольного социального страхования чаще всего рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию. Это связано с недостаточным уровнем гарантий со стороны государства в системе обязательного социального страхования и высоким уровнем доходов страхователей. Такое взаимное дополнение фондов позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинствами другого.

Читайте также:
Доверенность для страховой компании: образец для физ лица скачать

Так же в государстве существуют вид частного страхования как разновидность добровольного личного страхования граждан. Частное страхование действует за счет взносов физических и юридических лиц, частных страховых компаний пенсионных фондов.

Принципы частного страхования:

  • рыночная эквивалентность индивидуальной оценки социального риска;
  • зависимость размера возмещения от индивидуальной платежеспособности застрахованного лица;
  • взаимосвязь программы страхования с размером индивидуального взноса застрахованного лица.

Частным страхованием занимаются обычно коммерческие страховые компании.
В стране с развитой рыночной экономикой система страхования включает в себя государственные, коллективные и частные институты, коммерческие и некоммерческие общества.

Виды социального риска

Социальный риск ведет к потере трудоспособности и дохода. Обозначим основные виды социального риска:

  • болезнь;
  • производственная травма;
  • профессиональное заболевание;
  • несчастный случай;
  • материнство и детство;
  • безработица;
  • старость;
  • смерть кормильца.

Каждому риску соответствует своя форма социального страхования.
Специфика социальных рисков заключается в высокой значимости их последствий не только для отдельной личности, но и для общества.
Чем более развитое общество, тем больше роль социального страхования. Это связано с развитием системы социальной защиты населения, расширением программ страхования, ростом оказываемых услуг.

Социальное страхование является способом реализации конституционных прав граждан, гарантируемых государством.
Размеры выплат зависят от величины трудового (страхового) стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности.

Источники страховых фондов

Фонд социального страхования образуется за счет следующих источников:

  1. Страховые взносы работников;
  2. Страховые взносы работодателей;
  3. Субсидии государства.

Страховые взносы работников – прямой вычет определенной суммы из их дохода. В сущности – целевой подоходный налог. Ставка взноса зависит от валового заработка, устанавливает в процентах, независима от величины дохода. Предусмотрена годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Страховые взносы работодателей взимаются в процентах от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы. Другими словами суммы, которые превышают этот максимум, не учитываются.

Субсидии государства представляют собой взносы в фонды обязательного социального страхования, которые вносят за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы.

Виды средств обязательного социального страхования

Средства обязательного социального страхования могут использоваться в следующих видах:

  • денежные выплаты;
  • финансирование социальных услуг;
  • предоставление льготных благ.

Основными являются денежные выплаты, представленные пенсиями и пособиями в зависимости от контингента получателей.

Финансирование социальных услуг происходит в здравоохранении, учебных заведениях, санаторно-курортных организациях, при проведении профилактических мероприятий и т.д.

Льготные блага связаны с получением определенного материального блага или услуги. Они являются промежуточным звеном между денежным и натуральным распределением, за счет чего увеличивается потребительская возможность некоторых групп населения.

Выплаты и услуги распределяются на следующие группы:

  1. Выплаты и услуги, предназначенные для поддержания жизнедеятельности. Например, пенсии по возрасту и инвалидности, пособия по нетрудоспособности и прочие.
  2. Выплаты и услуги, которые связаны с дополнительными затратами в связи с рождением и воспитанием детей. Например, пособие на рождение ребенка, пособия на детей и т.д.
  3. Выплаты и услуги для восстановления трудоспособности, которые связаны с медицинской реабилитацией инвалидов, безработных, женщин, возвращающихся к труду после декретного отпуска.

Система обязательного социального страхования в РФ 2021: понятие

Минтруд России подготовил проект бюджета Фонда социального страхования (ФСС) России на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Проект бюджета подготовлен Фондом социального страхования на основании параметров прогноза Минэкономразвития России.

Читайте также:
Виды страхования ответственности в РФ: обязательные и добровольные

Согласно проекту средства ФСС будут направлены на выполнение государственных обязательств в области социального страхования: выплату пособий по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов), выплату пособий по беременности и родам, выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших на производстве и другие виды страхового обеспечения. Кроме того, Фонд будет выделять средства на обеспечение граждан с инвалидностью техническими средствами реабилитации и санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан.

За 2021 год Фонд социального страхования оплатит 314,9 млн дней временной нетрудоспособности; 118,6 млн дней отпуска пособия по беременности и родам; 1,8 млн дней дополнительных выходных родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами.

Прогнозируемый общий объем расходов Фонда на 2021 год составит 833,3 млрд рублей. Расходы Фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности запланированы в сумме 330,2 млрд рублей, на выплату пособия по беременности и родам – 130,1 млрд рублей. На выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет Фонд направит 167,6 млрд рублей, на выплату единовременного пособия при рождении ребенка – 19,8 млрд рублей, на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, – 0,5 млрд рублей.

В 2021 году Фонд планирует направить 33,3 млрд рублей на обеспечение граждан с инвалидностью техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.

17,2 млрд рублей пойдет на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников; 11,4 млрд рублей – на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших на производстве.Порядка 6,2 млрд рублей будет выделено на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами.

Доходы Фонда на 2021 год составят 815,1 млрд рублей, из них 756,3 млрд рублей – это доходы от двух видов социального страхования: на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; а 95,9 – будет направлено в Фонд социального страхования из бюджета, чтобы компенсировать выпадающие доходы из-за установления пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Совокупный дефицит составит 18,2 млрд рублей.

Бюджет ФСС на следующий год в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством формируется с дефицитом в 55,5 млрд рублей; в 2022 году – с профицитом в 14,3 млрд рублей, в 2023 году – с профицитом в сумме 38,4 млрд рублей и сбалансирован в 2021 году с учетом использования остатка денежных средств на начало года по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 55,5 млрд рублей.

Проект бюджета Фонда социального страхования РФ на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов также планируется обсудить на заседании Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям.

ФЗ «Об обязательном социальном страховании» редакция 2021 года

Основные положения и структура 255 ФЗ

Как было упомянуто выше, Федеральный закон об обязательном соц. страховании на случай временной нетрудоспособности был принят в 2006 году в декабре. Он состоит из преамбулы, пяти глав и девятнадцати статей. Каждая статья в свою очередь состоит из пунктов.

  1. Материнство.
  2. Беременность.
  3. Рождение ребенка и др.
Читайте также:
Куда жаловаться на страховую компанию: образцы жалобы и ведомства

Регулированием данных правоотношений помимо вышеуказанного закона занимается Конституция РФ, иные федеральные законы, а также постановления Правительства РФ.

Последние в большинстве своем определяют размеры назначаемых социальных выплат и порядок их предоставления.

Основным распределителем финансовых средств и одновременно страховщиком является фонд обязательного социального страхования (ФСС).

ОСС распространяется на всех граждан, проживающих на территории РФ. Нормы данного федерального закона относятся и к гражданам, которые не имеют работы. В этом случае деньги будут заимствованы напрямую из фонда обязательного социального страхования. Единственной разницей является то, что размер пособия в данной ситуации будет меньше.

  • Рекомендации по подаче иска в суд
  • Частная жалоба на определение суда об отказе в приеме искового заявления
  • Уголовно — правовая норма и квалификация преступлений
  • Уголовный кодекс признает фиктивные браки
  • Установление отцовства
  • Ответственность юридических лиц в современном уголовном праве
  • С какой суммы кражи начинается уголовная ответственность

ФЗ о пособиях по временной нетрудоспособности

Регулирование этого правоотношения также происходит при помощи ФЗ 255. Пособие по временной нетрудоспособности напрямую зависит от того, каким трудовым стажем на момент приобретения временной нетрудоспособности обладал гражданин.

Размер пособия может быть и снижен. Это может быть связано со следующими обстоятельствами:

  1. Несоблюдение рекомендаций врача.
  2. Неявки на врачебные осмотры и терапии.
  3. Если нетрудоспособность стала следствием аморального поведения гражданина, в том числе алкоголизма, наркомании и др.

Снижен размер пособия может на любую сумму. Однако нужно помнить, что размер пособия не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Виды и сроки получения пособий

  1. Временная нетрудоспособность.
  2. По беременности и родам.
  3. При рождении детей.
  4. По уходу за ребенком.
  5. На погребение и др.

Для каждого отдельного пособия предусмотрены свои сроки выплат. Однако, существует общее для всех правило, обратиться за начисленными но не выплаченными пособиями необходимо не позднее полугода до окончания причин, по которым возникла временная нетрудоспособность.

Что говорит федеральный закон 255 о выплате больничных листов

Получить выплаты можно только по достоверному больничному листу, который необходимо получить в государственной поликлинике или в частном медицинском учреждении, имеющем лицензию.

Скачать 255 ФЗ в новой редакции, с изменениями и комментариями

Скачать текст ФЗ номер 255 в последней, новейшей редакции. ⇐

Таким образом, конкретная часть данного закона, а также приказы иных органов государственной власти регулируют выплату пособий при разных обстоятельствах. Между размером пособия и трудовым стажем есть неразрывная связь.
Чем больше стаж, тем больше размер пособия в каждом из вышеописанных случаев.

Основные моменты

ФЗ 255 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в новой редакции по состоянию на 2021 год имеет несколько изменений, которые коснулись в основном правил расчета и начисления пособий и больничных, которые выплачиваются по беременности и родам.

Фото: основания для получения компенсации в связи с материнством

Последнее изменение, внесенное 07.03.2018 законом №56, касается части 10 статьи 13 о размещении в ЕГИССО информации о назначениях и выплатах в отношении застрахованных лиц, которые предусматриваются ч.4 данной статьи в соответствии с ФЗ №178, регламентирующим предоставление социальной государственной помощи.

Закон №255 был принят в 29.12.2006 году. С тех пор он несколько видоизменился, в него вносятся ежегодно поправки, поэтому тем, кто рассчитывает на получение пособий, нужно следить за актуальной версией данного законодательного акта.

Читайте также:
Международный полис страхования медрасходов, авто и ВЗР в 2021

Структура норматива

Данный закон состоит из 5 глав, состоящих в целом из 19 статей. Глава 1 содержит 4 основных статьи. В них рассматриваются общие положения документа, ознакомление с которыми позволяет понимать терминологию и основные понятия, которые изложены в данном документе.

Фото: основные сферы деятельности Фонда социального страхования РФ по социальной защите населения

Важными являются и другие статьи этой главы, позволяющие избежать двусмысленности при определении страхователя и страховщика, категорий лиц, подлежащих страхованию по этому закону, а также понять, что представляют собой страховые случаи и риски.

  • страхователя;
  • страховщика;
  • лиц, застрахованных работодателем.

Гл. 1.2. регламентирует требования уплаты взносов по страхованию, регулирует процедуру оплаты страховых взносов.

Также здесь описываются вопросы ведения страхового учета и предоставление отчетов. Во второй главе содержится 5 основных статей, описывающих нюансы предоставления пособий при наступлении временного периода нетрудоспособности.

Здесь также затрагиваются вопросы выплаты пособий, касающиеся:

Ст.5 Случаев, являющихся основаниями для их выплаты
Ст.6 Условий, по которым они начисляются, а также продолжительность выплат
Ст.7 Размеров
Ст.8 Оснований, по которым они могут быть снижены
Ст.9 Периодов, когда оно не может быть назначено, а также оснований для отказа
Ст.10 Длительности таких выплат
Ст.11 Размерам начисляемых пособий
Ст.11.1 Условиям и срокам предоставления денежных выплат во время ухода за детьми
Ст.11.2 Размер ежемесячно предоставляемых начислений

Четвертая глава описывает сроки, регламентирует порядок назначения и исчисления пособий по временной нетрудоспособности, БиР, уходу за детьми (ст.12-15), а также ответственность за предоставление неверных данных, которые используются при назначении декретных выплат.

Ст. 16 регламентирует страховой стаж, необходимый для расчета. Гл. 5 содержит требования по вступлению в действие этого ФЗ.

Правила оформления больничного листа

Нюансы оформления больничного листа (БЛ) изложены в статье 13 данного законодательного акта. БЛ является основным документом, позволяющим начислять женщине положенное ей пособие при уходе в декретный отпуск.

Все расчеты по этому документу, а также выплаты денег осуществляет непосредственно работодатель застрахованного лица.

Это требование регламентировано п. 2 данной статьи. Основанием для назначения, выплаты таких пособий, связанных с временной нетрудоспособностью по БиР, является лист нетрудоспособности (ЛН), который выдает медорганизация.

В таком случае данный листок нетрудоспособности имеет электронный вид. Он подписывается усиленной электронной подписью медорганизации или медработника. Об этом сказано в части 5, которая издана в редакции з-на от N 86 от 01.05.2017 года.

Чтобы выплаты были назначены, женщина предоставляет справку о заработанных средствах, из которых исчисляется пособие, выданное на месте работы другим страхователем (если женщина была нанята на работу в нескольких местах).

Особенности выдачи ЛН описаны в Порядке, утвержденном Приказом МЗСР №624-н от 29.06.2011 года (глава VIII).

Главные принципы работы Федерального закона

Главными принципами ФЗ 255 является гарантирование оплаты периода временной нетрудоспособности физлицам, по которым работодатель вносит обязательные страховые отчисления, компенсационные выплаты женщинам по беременности и родам, а также ухаживающим за малышами до определенного возраста.

Все выплаты в основном берутся со средств, перечисленных работодателем в фонд соцстрахования за каждого нанятого на производство работника.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: