Отчетность страховых компаний перед ЦБ РФ: виды и опубликование

Отчетность в ЦБ РФ

В Экстерне можно заполнить и отправить форму 1-ПИ, а также загрузить для отправки формы 1-ИЦБ, 1-АРЕНДА, 1-МЕД, 1-ПОЕЗДКИ, 1-РОУМИНГ, 1-ТРАНСПОРТ, 2-ТРАНСПОРТ и 3-ТРАНСПОРТ.

Отправка отчетности в ЦБ РФ подключена всем абонентам Экстерна, которые входят в реестр респондентов по формам федерального статистического наблюдения от Центробанка. Проверить, попала организация в реестр или нет, можно на сайте ЦБ.

Если ваша компания входит в реестр, но у вас не подключена отчетность в ЦБ, обратитесь в техподдержку.

Что можно отправлять в Экстерне

Подготовка формы 1-ПИ

Форму 1-ПИ «Сведения об остатках и потоках прямых инвестиций в Российскую Федерацию из-за рубежа и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж» сдают не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Чтобы заполнить форму, в Экстерне выберите вкладку «ЦБ», затем «Заполнить в системе» и «1-ПИ». После этого вы попадете в редактор формы: внесите необходимые данные, Экстерн проверит форму, и, если ошибок нет, нажмите на кнопку «Перейти к отправке».

Также вы можете отправить из Экстерна уже заполненный отчет 1-ПИ в формате pdf. Шаблон можно скачать на сайте ЦБ.

Также вы можете отправить из Экстерна уже заполненный отчет 1-ПИ в формате pdf. Шаблон можно скачать на сайте ЦБ.

Отправка готовых форм в ЦБ РФ

Скачайте шаблон нужной формы на сайте ЦБ, заполните. В Экстерне выберите вкладку «ЦБ» и нажмите «Загрузить и отправить», чтобы загрузить готовую форму и передать ее в ЦБ.

Из Экстерна можно отправить в ЦБ следующие формы:

1-ИЦБ «Портфельные инвестиции в иностранные ценные бумаги».

1-АРЕНДА «Сведения о долговых обязательствах перед нерезидентами по договорам аренды».

1-МЕД «Сведения об осуществлении медицинской деятельности в отношении нерезидентов».

1-ПОЕЗДКИ «Сведения о деятельности туроператора в области въездного и выездного туризма».

1-РОУМИНГ «Сведения об абонентах оператора подвижной радиотелефонной связи, находившихся в международном роуминге».

1-ТРАНПОРТ «Сведения об оказанных нерезидентам услугах грузовых и пассажирских перевозок».

2-ТРАНПОРТ «Сведения об услугах грузовых и пассажирских перевозок, оказанных нерезидентами».

3-ТРАНПОРТ «Сведения о вспомогательных и дополнительных транспортных услугах и сопутствующих транспортным услугам операциях по договорам, заключенным с нерезидентами».

По требованию Центробанка перечисленные формы должны быть переданы в формате xlsm.

Кто отчитывается в ЦБ РФ

Актуальные перечни компаний, которые должны отчитываться в ЦБ РФ, размещаются на сайте Центробанка. В число респондентов входят:

По форме 1-ПИ — юридические лица всех организационно-правовых форм, которые получают прямые инвестиции из-за рубежа или сами осуществляют прямые инвестиции за рубеж.

По форме 1-ИЦБ — юридические лица, которые осуществляли операции с иностранными финансовыми инструментами в течение квартала, предшествующего отчетному кварталу.

По форме 1-АРЕНДА — юридические лица, которые перечисляли денежные средства нерезидентам по договорам на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) за последние 12 месяцев (с ноября предыдущего года по октябрь текущего года включительно). А также юридические лица, которые не вошли в перечень респондентов по этой форме за предыдущий год, с объемом перечислений денежных средств свыше 100 тыс. долларов США в пользу одного контрагента-нерезидента по договору суммарно за каждые три последовательных месяца с ноября предыдущего года по октябрь текущего года включительно.

По форме 1-ПОЕЗДКИ — туроператоры России со сферами туристской деятельности — международный въездной туризм и/или международный выездной туризм.

По форме 1-МЕД — медицинские и иные организации, которые ведут деятельность в сфере охраны здоровья, подведомственные Минздраву России и другим федеральным органам исполнительной власти (за исключением Минобороны, МВД, ФСБ, Росгвардии), органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. А также медицинские организации частной системы здравоохранения (кроме ИП, микропредприятий, организаций из реестра МСП, организаций, расположенных за пределами РФ, а также иностранных компаний).

По форме 1-РОУМИНГ — компании, которые имеют действующие лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи на территории 70 % и более субъектов РФ по состоянию на 10 декабря года, предшествующего первому кварталу отчетного года. По форме 1-ТРАНСПОРТ — авиакомпании, сведения о которых содержатся в реестре авиакомпаний, опубликованном на www.favt.ru в «Перечне эксплуатантов, имеющих сертификат эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок» по состоянию на 10 декабря года, предшествующего первому кварталу отчетного года. А также: компании, которые перевозят пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании; операторы магистральных трубопроводов.

Читайте также:
Страховое мошенничество по УК РФ: виды и примеры из практики

По форме 2-ТРАНСПОРТ — компании, которые поставляют топливно-энергетические товары в Россию, а также операторы магистральных трубопроводов.

Полную методику формирования перечней респондентов по формам федерального статистического наблюдения см. на сайте ЦБ РФ.

Вы всё ещё думаете?
Просто попробуйте.

Оставьте заявку, и мы поможем вам подобрать подходящий тариф

Наш консультант свяжется с вами в течение трех рабочих часов и подберет подходящий тариф для вашей компании. Мы настроим рабочее место и поможем перенести документооборот из другого сервиса.

Новые требования ЦБ к страховым компаниям

30 апреля 2020г. на сайте ЦБ РФ опубликовано Положение Банка России от 10 января 2020 г. №710-П «Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков».

Требования Банка России предусматривают новые методические правила к определению финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков. Изменяется подход к расчету собственных средств (капитала) и к определению достаточности капитала с учетом риска изменения стоимости активов и обязательств.

Вступление в силу положения предполагает поэтапный ввод, а именно:

  • 01 июля 2021 г. вступают методические требования к расчету величины собственных средств, а в расчете нормативного соотношения учитывается оценка влияния концентрационного риска и нормативный размер маржи платежеспособности.
  • 01 июля 2022 г. вводится оценка влияния всех рисков на платежеспособность страховщика, предусмотренных Положением, в ограниченном объеме.
  • 01 июля 2025 г. планируется, что Положение будет применяться в полном объеме.

Таким образом страховщики должны пересмотреть методику расчёта активов и обязательств, с учётом особенностей новых требований и выполнить подготовительные мероприятия к применению Положения.

Одним из этапов перехода является автоматизация процесса расчёта величины собственных средств и подготовка экономического баланса.

Компания Ортикон Групп предлагает решение по автоматизации этого Положения «Ортикон: 710-П», которое можно использовать как самостоятельный модуль, отделённый от существующих учётных систем, так и как встраиваемый дополнительный модуль в существующую информационную систему на базе 1С:Предприятие.

Решение позволяет настроить интеграционную связь для получения данных из внешних систем по видам активов и обязательств, используя данные по счетам учёта второго порядка бухгалтерского учёта, с помощью предустановленного фильтра – так называемый мэппинг счетов.

После загрузки (заполнения) данных и установки признаков, оказывающих влияние на величину актива в соответствии с Положением, можно выполнить расчёт экономического баланса.

Программный продукт «Ортикон: 710-П»позволяет вводить корректирующие документы по данным активов и обязательств, что позволяет отслеживать историю изменений, а также предполагает использование различных вариантов и сценариев расчёта экономического баланса.

Часть активов признается равной нулю, по отдельным активам устанавливается процентный удельный вес, либо особые правила определения их стоимости, в соответствии с Положением. Иные активы, порядок определения стоимости, которых не установлен, оцениваются по справедливой стоимости, в соответствии с МСФО-13 «Оценка справедливой стоимости» и внутренними методиками страховщика. Стоимость обязательств определяется по данным бухгалтерского учета, с учетом особенностей для отдельных обязательств, в соответствии с Положением.

После выполнения расчёта величины собственных средств и влияния рисков, программный модуль позволяет выполнить расчёт показателя «Нормативное cоотношение», определённого Положением.

При снижении нормативного соотношения до порогового значения страховая организация обязана представить в Банк России план оздоровления финансового положения.

Данное программное решение позволяет выполнить выгрузку показателей, в части применения Положения, в соответствии с требованиями таксономии XBRL ЦБ РФ, для последующей интеграции в основной пакет отчётности.

По мысли регулятора исполнение страховыми организациями новых требований приведет к повышению устойчивости страхового сектора экономики. Поэтому автоматизация процессов необходима для оперативности и точности расчетов в требуемые сроки.

Отправить по почте

Законодательство о МСФО

от 27.07.2010 № 208-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»

Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» Отправить по электронной почте

Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» Поделиться в социальных сетях

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 05.09.2019

Дата изменения: 05.09.2019

Прикрепленный файл: docx, 28.4 кБ

О консолидированной финансовой отчетности

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 № 327-ФЗ,

от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ,

от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 04.11.2014 № 344-ФЗ,

от 03.07.2016 № 262-ФЗ, от 18.07.2017 № 164-ФЗ,

от 31.12.2017 № 481-ФЗ, от 25.12.2018 № 485-ФЗ,

от 27.12.2018 № 514-ФЗ, от 27.12.2018 № 567-ФЗ,

Читайте также:
Портфель страховой компании и инвестиционная деятельность

от 26.07.2019 № 247-ФЗ)

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и раскрытию консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также – организация).

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

2. Для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее – МСФО) определяется как группа.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ)

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон распространяется:

1) на кредитные организации;

2) на страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);

3) на негосударственные пенсионные фонды;

4) на управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

5) на клиринговые организации;

6) на федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

7) на акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

8) на иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов.

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 27.12.2018 № 514-ФЗ)

2. В случае если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

3 – 4. Утратили силу с 1 сентября 2013 года. – Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ.

5. Настоящий Федеральный закон применяется также при составлении, представлении и раскрытии финансовой отчетности организациями, которые не создают группу, указанную в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением банков с базовой лицензией). В наименовании такой финансовой отчетности слово «консолидированная» не используется.

(часть 5 введена Федеральным законом от 05.05.2014 № 111-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 № 262-ФЗ, от 27.12.2018 № 567-ФЗ)

6. Настоящий Федеральный закон не распространяется на организации бюджетной сферы.

(часть 6 введена Федеральным законом от 05.05.2014 № 111-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 № 247-ФЗ)

7. Настоящий Федеральный закон не применяется к консолидированной (сводной) бюджетной отчетности, консолидированной отчетности государственных (муниципальных) учреждений, формируемым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

(часть 7 введена Федеральным законом от 05.05.2014 № 111-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 № 247-ФЗ)

Статья 3. Составление консолидированной финансовой отчетности

1. Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.

2. Консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской (финансовой) отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ)

3. На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Международных стандартов финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ)

4. Отчетным периодом для годовой консолидированной финансовой отчетности (отчетным годом) является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

(часть 4 введена Федеральным законом от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

5. Учредительными документами организаций, не являющихся организациями, указанными в пунктах 1 – 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и (или) головными организациями банковских холдингов, могут быть установлены иные даты начала и окончания отчетного года при условии, что его продолжительность равна продолжительности календарного года. Настоящее положение не применяется, если другими федеральными законами предусмотрено, что отчетным периодом для годовой консолидированной финансовой отчетности организации является календарный год и (или) консолидированная финансовая отчетность входит в состав годового отчета организации.

Читайте также:
Страховой анамнез: что это значит и как влияет на выплату

(часть 5 введена Федеральным законом от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

6. Первым отчетным годом для годовой консолидированной финансовой отчетности организации является период с даты ее государственной регистрации по 31 декабря того же календарного года включительно. В случае, если учредительными документами организации установлена иная дата окончания отчетного года, первым отчетным годом для годовой консолидированной финансовой отчетности такой организации является период с даты ее государственной регистрации по дату окончания отчетного года, установленную учредительными документами организации, включительно. Организации, за исключением организаций, указанных в пунктах 1 – 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и организаций, являющихся головными организациями банковских холдингов, вправе не составлять консолидированную финансовую отчетность за первый отчетный год, если продолжительность периода с даты их государственной регистрации по дату окончания отчетного года включительно менее 90 дней.

(часть 6 введена Федеральным законом от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

7. Отчетным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчетности является период с даты начала отчетного года по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчетность, включительно. Первым отчетным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчетности является период с даты государственной регистрации организации по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчетность, включительно.

(часть 7 введена Федеральным законом от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

Статья 4. Представление консолидированной финансовой отчетности

1. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации. Указанная отчетность, за исключением отчетности организаций, указанных в пунктах 6 – 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 7.1 настоящей статьи, также представляется в Центральный банк Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

2. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами. Указанная отчетность, за исключением отчетности организаций, указанных в пунктах 6 – 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 7.1 настоящей статьи, также представляется в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

2.1. Федеральными законами могут быть установлены случаи представления годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организациями, указанными в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, также в Центральный банк Российской Федерации.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

3. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляются участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации в порядке, определяемом учредительными документами организации.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ)

4. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. – Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ.

5. Представление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организациями в Центральный банк Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

6. Консолидированная финансовая отчетность представляется пользователям, предусмотренным настоящей статьей, на русском языке с отражением ее показателей в валюте Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 № 344-ФЗ, от 25.12.2018 № 485-ФЗ)

7. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 120 дней после окончания отчетного года, за который составлена данная отчетность. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность. В случае, если последний день срока представления консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока представления консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 № 262-ФЗ, от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

7.1. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность организаций, указанных в пунктах 1 – 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющихся головными организациями банковских холдингов, представляется в Центральный банк Российской Федерации в сроки, установленные Центральным банком Российской Федерации.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

8. Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации. Если федеральными законами установлены квалификационные требования к руководителю организации, консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации, а также иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации, в предусмотренных такими документами случаях.

Читайте также:
Куда жаловаться на страховую компанию: образцы жалобы и ведомства

(часть 8 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

Статья 5. Аудит консолидированной финансовой отчетности

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

1. Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.

2. Консолидированная финансовая отчетность за первое полугодие отчетного года, раскрытие которой предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, подлежит аудиту либо проводимой аудиторской организацией проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

3. Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности либо иной документ, составляемый по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, представляется и раскрывается вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

Статья 6. Надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчетности

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

Надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением организаций, указанных в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

Статья 7. Раскрытие консолидированной финансовой отчетности

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

1. Организация раскрывает годовую консолидированную финансовую отчетность. Организации, указанные в пунктах 1 и 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, раскрывают также промежуточную консолидированную финансовую отчетность.

2. Консолидированная финансовая отчетность считается раскрытой, если она размещена в информационных системах общего пользования или опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

3. Организация размещает на собственном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о месте раскрытия консолидированной финансовой отчетности в случае размещения (опубликования) этой отчетности в ином, отличном от собственного сайта организации, месте.

4. При раскрытии консолидированной финансовой отчетности путем размещения в информационных системах общего пользования она должна быть доступна для заинтересованных в ней лиц вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составляемым по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, в течение трех лет с даты ее размещения.

5. Раскрытие консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней со дня истечения срока для ее представления в соответствии с частью 7 статьи 4 настоящего Федерального закона, если иной срок раскрытия консолидированной финансовой отчетности не установлен другими федеральными законами.

6. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать сокращенные сроки раскрытия консолидированной финансовой отчетности организаций, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющихся головными организациями банковских холдингов. В случае, если последний день срока раскрытия консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока раскрытия консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

7. Сведения о раскрытии консолидированной финансовой отчетности с указанием состава раскрытой отчетности, способа, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, и даты ее раскрытия представляются организациями, указанными в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организациями, указанными в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющимися головными организациями банковских холдингов, в Центральный банк Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

8. Консолидированная финансовая отчетность организации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определенные Правительством Российской Федерации, раскрывается в части, не содержащей указанных сведений. В случае, если в консолидированной финансовой отчетности часть информации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определенные Правительством Российской Федерации, не может быть выделена, такая отчетность не подлежит раскрытию.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 481-ФЗ)

Статья 8. Заключительные положения

Читайте также:
Для чего нужна страховка, как работает полис и стоит ли его оформлять

1. Организации составляют, представляют и раскрывают консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

2. Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, обязаны представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 год.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

3. В случае, если к организованным торгам допущены только облигации организации путем их включения в котировальный список, такая организация обязана составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за 2014 год.

(часть 3 введена Федеральным законом от 05.05.2014 № 111-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

4. Организации, указанные в пунктах 3 – 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за 2015 год, а организации, указанные в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором они включены в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

(часть 4 введена Федеральным законом от 05.05.2014 № 111-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

Бухучет и отчетность страхового брокера

Страховой брокер оказывает консультационные и финансовые (посреднические) услуги физическим, юридическим лицам. Особенности бухгалтерского учета в такой компании во многом определяются спецификой страховой сферы. На первый план здесь выходит защита интересов страхователей. В остальном же бухгалтерия брокера мало чем отличается от бухгалтерии в страховой компании или банке. Особое внимание уделяется учету вносимых клиентами взносов и осуществляемых выплат.

Страховые взносы – основа для получения прибыли. Они рассчитываются по специальным тарифам. Также тарифный принцип применяется при распределении платежей страховщиков.

Страховые выплаты – это финансовый ответ страховщика по взятым на себя финансовым обязательствам. Такие расходы должны быть обоснованы, подтверждены первичными документами.

Кто за что отвечает и кто что учитывает?

Итак, необходимость точного документирования и своевременного отражения в учете взносов и возмещений понятна. Давайте разберемся, какие особенности имеет бухучет брокера, заключившего договор со страховщиком.

Страховые компании передают брокерским организациям финансовые ресурсы для заключения сделок. Средства, согласно требованиям действующего законодательства, размещаются в банке на специальном счете. От брокера требуется непрерывный, четкий и грамотный учет финансов. Важный момент: собственные средства компания не имеет права хранить на «клиентском» счете.

Что касается использования средств страховщика, все условия прописываются в договоре. В большинстве случаев брокер получает доступ к части финансовых ресурсов. Он может перевести их на расчетный счет. Каждая операция должна быть отражена в учете соответствующей проводкой.

Бизнес-обязательства включают составление и представление страховщику типовой отчетности. Тип, количество и формат отчетов согласовываются между участниками правоотношений. Отчетность брокера перед страховой компанией не входит в пакет бухгалтерской и/или налоговой.

За услуги по заключению сделок организации полагается брокерское вознаграждение. Обычно его добавляют к стоимости ценных бумаг. Страховщик относит комиссию брокера к прочим инвестрасходам. Также она может быть распределена пропорционально приобретенным ценным бумагам и включена в их стоимость.

Что касается практической части бухгалтерского учета, брокер ведет его согласно требованиям действующего законодательства. Он опирается на положения учетной политики, ведет регистры, делает проводки по счетам, своевременно закрывает периоды и открывает новые. Зарплатный учет в брокерской компании тоже стандартный. Бухгалтерия рассчитывает размер выплат, исчисляет и удерживает налоги. Работодатель выполняет функции налогового агента, перечисляя в бюджет НДФЛ. Сам он рассчитывает и платит страховые взносы, отчитывается в фонды, предоставляет фискалам данные о среднесписочной численности.

Какие отчеты сдает брокер?

Брокерская компания отчитывается перед налоговой в соответствии с применяемым режимом налогообложения. То же самое касается внебюджетных фондов.

Кроме этого брокер отчитывается перед Центробанком. Такая отчетность является публичной и размещается в свободном доступе на сайте ЦБ. Данные обновляются ежеквартально, публикуются с нарастающим итогом. Также доступна отчетность за каждый период текущего года, предыдущих лет.

Читайте также:
52 ФЗ об обязательном страховании военнослужащих: обзор закона

Специфика деятельности страхового брокера не предусматривает ведение упрощенного учета и сдачи соответствующих форм. Это обусловливает необходимость грамотной организации работы бухгалтерии. Но содержание штата специалистов создает серьезную нагрузку на бюджет компании. Сегодня большая часть брокеров пользуется консалтинговыми услугами и передает бухучет на аутсорсинг.

Вернемся к статистической отчетности брокера. Она включает общие сведения об организации, сведения о страховых компаниях, для которых брокер является аффилированным лицом. Также брокер предоставляет ЦБ сведения об участниках ООО, акционерах. Данные о составе аффилированных лиц.

Отдельная форма подается для анализа данных о деятельности страхового брокера. В отчете отражаются сведения по заключению, сопровождению, изменению страховых договоров и их исполнению (с разделением по видам страхования). Содержит статистическая отчетность и данные о сопровождении договоров перестрахования.

Информация о вознаграждении брокера тоже не является налоговой или коммерческой тайной. В обязательном порядке компания предоставляем фискалам сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю в рамках финансового мониторинга.

Результаты финансовой деятельности брокера тоже оцениваются и анализируются. Компания отчитывается по активам, банковским вкладам, полученным дивидендам, общим доходам и расходам, кредиторской, дебиторской задолженности.

Также брокеры сдают отчетность в Росстрахнадзор. Причем ведомство намерено ввести дополнительные формы в 2020-2021 годах для получения более полной картины о деятельности профильных организаций.

Организация бухучета у страхового брокера

Если брокерская деятельность только планируется, важно позаботиться о грамотной организации бухгалтерского и налогового учета. Не лишним будет напомнить: оказание услуг брокером лицензируется.

С чего начинается постановка учета? С формирования учетной политики и организации документооборота. Бухгалтерию брокера невозможно себе представить без применения передовых решений для автоматизации и оптимизации рутинных операций. Программные продукты пользователи вольны выбирать по индивидуальным параметрам и субъективным критериям.

Углубившись в методику учета, отметим ряд блоков, в которых нередко допускаются ошибки. Последние могут дорого обойтись организации, поскольку влияют на финансовый результат, определение налогооблагаемой базы. Особое внимание бухгалтеру страхового брокера стоит обратить на учет комиссионной торговли и агентских договоров, банковских и кассовых операций, НМА и основных средств, вспомогательного производства, косвенных расходов и НДС. Также важно контролировать завершающие операции месяца.

Нередко ошибки допускаются в персонифицированном и зарплатном учете. При возникновении сомнений в качестве данных, фигурирующих в базе, стоит заказать анализ бухучета. Быстрая выборочная проверка выявит нестыковки и грубые ошибки. Их самостоятельное исправление до сдачи отчетности в налоговую или встречи выездной проверки минимизирует финансовые и, что очень важно в страховой среде, репутационные риски.

Брокерская деятельность специфична. Каждое ее направление требует соответствующего контроля. И дело не только в необходимости отчитываться перед налоговой, ЦБ или Росстрахнадзором. Грамотно организованный, непрерывный, качественный бухгалтерский и налоговый учет – источник сведений для оценки эффективности деятельности компании, рентабельности реализуемых проектов в целях принятия управленческих решений.

Указание Банка России от 01.09.2014 N 3374-У О порядке представления в Банк России годовой консолидированной финансовой отчетности организациями, указанными в пунктах 2 – 5 и 8 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ “О консолидированной финансовой отчетности

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 сентября 2014 г. N 3374-У

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В БАНК РОССИИ ГОДОВОЙ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ

ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, УКАЗАННЫМИ В ПУНКТАХ

2 – 5 И 8 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27 ИЮЛЯ

2010 ГОДА N 208-ФЗ “О КОНСОЛИДИРОВАННОЙ

Настоящее Указание на основании части 5 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ “О консолидированной финансовой отчетности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4177; 2011, N 48, ст. 6728; 2012, N 53, ст. 7607; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 19, ст. 2316) (далее – Федеральный закон “О консолидированной финансовой отчетности”) устанавливает порядок представления в Банк России годовой консолидированной финансовой отчетности (далее – отчетность) организациями, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список (за исключением кредитных организаций и головных организаций банковских холдингов) (далее – эмитенты), страховыми организациями (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), негосударственными пенсионными фондами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, не являющимися кредитными организациями (далее при совместном упоминании – отчитывающиеся организации).

Читайте также:
Дожитие застрахованного лица: страховые события и условия

1. Отчетность представляется в Банк России вместе с сопроводительным письмом, содержащим общую информацию (в том числе о представленных документах с указанием исходящей даты письма и его регистрационного номера) и информацию об организациях, входящих в группу, определяемую в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее – группа), и включенных в отчетность, в случае если отчитывающаяся организация является материнским предприятием, определяемым в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (приложение к настоящему Указанию), к которому также прилагаются следующие документы:

копия аудиторского заключения, содержащего мнение о достоверности такой отчетности (далее – аудиторское заключение);

пояснения к протоколу проверки контрольных соотношений информации, содержащейся в сопроводительном письме, выдаваемому программным продуктом для формирования отчетности, предусмотренным пунктом 5 настоящего Указания, в случае если протокол проверки содержит контрольные соотношения, которые не выполнены либо которые требуют разъяснения;

копия распорядительного документа о назначении лица, подписавшего отчетность, исполняющим обязанности руководителя отчитывающейся организации на период, соответствующий дате подписания отчетности, в случае подписания отчетности лицом, исполняющим обязанности руководителя отчитывающейся организации;

выписка из учредительных документов о лице, уполномоченном подписывать отчетность, в случае подписания отчетности лицом иным, чем руководитель отчитывающейся организации, уполномоченным на это ее учредительными документами.

2. Отчетность представляется в Банк России не позднее срока, установленного частью 7 статьи 4 Федерального закона “О консолидированной финансовой отчетности”.

Если последний день срока представления отчетности приходится на выходной или нерабочий праздничный день, признаваемый таковым законодательством Российской Федерации, то окончание срока представления отчетности переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

3. Эмитенты представляют в Банк России отчетность, в случае если их ценные бумаги включены в котировальный список на 31 декабря отчетного года и до истечения срока, установленного пунктом 2 настоящего Указания.

4. Отчетность и иные предусмотренные пунктом 1 настоящего Указания документы представляются в Банк России в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ “Об электронной подписи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3390) (далее – электронные документы с ЭП), без представления на бумажном носителе.

Отчетность и иные предусмотренные пунктом 1 настоящего Указания документы представляются отчитывающимися организациями в виде электронных документов с ЭП через личные кабинеты, ссылка на которые размещена на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”) в разделе “Финансовые рынки / Участники финансовых рынков”.

5. Отчетность и иные предусмотренные пунктом 1 настоящего Указания документы в виде электронных документов с ЭП формируются с использованием программного продукта “Программа для формирования годовой консолидированной финансовой отчетности”, размещенного на официальном сайте Банка России в сети “Интернет” в разделе “Финансовые рынки / Участники финансовых рынков” в свободном доступе (далее – программа).

Отчитывающаяся организация представляет в Банк России отчетность и иные предусмотренные пунктом 1 настоящего Указания документы с соблюдением предусмотренных программой комплектности, структуры, состава, наименований и форматов электронных документов.

Отчитывающаяся организация осуществляет проверку полноты и правильности заполнения отчетности, в том числе проверку предусмотренных программой контрольных соотношений информации, содержащейся в сопроводительном письме, до отправки отчетности и иных предусмотренных пунктом 1 настоящего Указания документов в Банк России.

6. В случае представления в Банк России неопубликованной отчетности сведения о ее фактическом опубликовании представляются в Банк России с использованием программы в течение трех рабочих дней со дня ее опубликования.

Если представляемая в Банк России отчетность не размещена в информационных системах общего пользования, но опубликована в средствах массовой информации (периодическом печатном издании) или путем издания иной печатной продукции (брошюры, буклеты и иные изделия полиграфического производства), экземпляр оригинала издания, в котором опубликована отчетность, направляется в Банк России в течение трех рабочих дней со дня ее опубликования.

7. Организации, указанные в пунктах 2 и 8 части 1 статьи 2 Федерального закона “О консолидированной финансовой отчетности”, представляют отчетность в соответствии с настоящим Указанием начиная с отчетности за 2014 год.

8. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в “Вестнике Банка России”.

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Финансовая газета, 22 сентября 2011 г.

Анализ работы российских страховых компаний в первом полугодии 2011 г.

Состояние российского страхового рынка остается стабильным, продолжается устойчивый рост номинальной страховой премии, собираемой страховщиками. Однако влияние на рынок важнейших законодательных новаций (в частности, изменений, внесенных в Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», и Федерального закона от 27.07.10 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», вступающих в силу с 1 января 2012 г., а также Федерального закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», вступившего в действие годом ранее) остается неоднозначным. В данной статье будет сделана попытка проанализировать текущую ситуацию в отечественном страховании в целом и его ключевых секторах.

Читайте также:
Сущность имущественного страхования: виды, принципы, особенности

КонсультантПлюс , 6 сентября 2021 г.

Банк России разъяснил, какими нормативными актами необходимо руководствоваться в целях соблюдения требований к финансовой устойчивости страховщиков

Информационное письмо Банка России от 03.09.2021 № ИН-015-46/69 «О составлении и представлении в Банк России отчетности в соответствии с Указанием Банка России от 03.02.2021 № 5724-У»

Сообщается о вступлении в силу с 1 июля 2021 года Положения Банка России от 10.01.2020 № 710-П «Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков».

Некоторые страховые организации обязаны применять данное Положение с 1 января 2022 года.

Сообщается, что до этой даты необходимо соблюдать требования к финансовой устойчивости, предусмотренные нормативными актами, согласно приведенному в письме перечню.

При этом Банк России рекомендует отдельным страховым организациям при составлении и представлении в Банк России отчетности по состоянию на 31.10.2021, 30.11.2021 и 31.12.2021 применять Указание Банка России от 03.02.2021 № 5724-У с учетом требований Положения Банка России № 710-П, а не требований перечисленных в письме указаний Банка России.

Информационное письмо о составлении и представлении в Банк России отчетности в соответствии с Указанием Банка России
от 03.02.2021 № 5724-У от 3 сентября 2021 г. № ИН-015-46/69

В связи с вступлением в силу с 1 октября 2021 года Указания Банка России от 03.02.2021 № 5724-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности страховщиков» (далее – Указание Банка России № 5724-У) Банк России информирует о следующем.

Указание Банка России № 5724-У устанавливает формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России отчетности в порядке надзора страховщиков, в том числе позволяющей Банку России осуществлять контроль за соблюдением страховщиками требований к финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с Положением Банка России от 10.01.2020 № 710-П «Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков» (далее – Положение Банка России № 710-П), и статистической отчетности страховщиков, а также формы, сроки и порядок представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков.

Положение Банка России № 710-П вступило в силу с 1 июля 2021 года. При этом согласно пункту 6.31 Положения Банка России № 710-П страховые организации, осуществляющие обязательное медицинское страхование, а также страховые организации, у которых сумма страховых премий (взносов), 2 начисленных по договорам страхования, сострахования, перестрахования по итогам 2020 года составила два миллиарда рублей и менее (за исключением страховых организаций, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) (далее – отдельные страховые организации), применяют Положение Банка России № 710-П с 1 января 2022 года.

Требования к финансовой устойчивости и платежеспособности отдельных страховых организаций в период до 1 января 2022 года установлены следующими нормативными актами Банка России:

Указание Банка России от 28.07.2015 № 3743-У «О порядке расчета страховой организацией нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств»;

Указание Банка России от 22.02.2017 № 4297-У «О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов»;

Указание Банка России от 22.02.2017 № 4298-У «О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов»;

Указание Банка России от 03.09.2018 № 4896-У «О методике определения величины собственных средств (капитала) страховщика (за исключением общества взаимного страхования)».

Указание Банка России от 25.10.2017 № 4584-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности, необходимой для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности, и статистической отчетности страховщиков, а также формах, сроках и порядке представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков» в связи с вступлением в силу Указания Банка России № 5724-У утрачивает силу с 1 октября 2021 года, в связи с чем Банк России рекомендует отдельным страховым организациям при составлении и представлении в Банк России отчетности по состоянию на 31.10.2021, 3 30.11.2021 и 31.12.2021 применять Указание Банка России № 5724-У с учетом требований Положения Банка России № 710-П, а не требований перечисленных указаний Банка России, в том числе при расчете величины собственных средств (капитала), при определении стоимости активов, в которые инвестированы средства страховых резервов и собственные средства (капитал), при расчете нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств.

Читайте также:
Государственное страхование: понятие, виды и формы в 2021 году

Настоящее информационное письмо подлежит размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заместитель Председателя Банка России В.В. Чистюхин

Отчетность страховых компаний перед ЦБ РФ: виды и опубликование

Основные виды отчетности страховых компаний перед ЦБ РФ, как составляется и куда подается. Особенности раскрытия в сети интернет в 2021 году

  1. Состав отчетности
  2. Общая информация об отчетности
  3. Документы, регулирующие деятельность субъектов рынка страховых услуг
  4. Данные и показатели
  5. Данные отчетности по отдельным субъектам страхового дела
  6. Как составляется отчетность
  7. Сводные данные отчетности субъектов страхового дела
  8. Куда подается отчетность
  9. Обнародование в интернете
  10. Реестры субъектов страхового дела
  11. Видео по теме статьи

Состав отчетности

Бухгалтерская отчетность страховых компаний включает в себя:

  • бухгалтерский баланс страховой компании (по форме № 1-страховщик);
  • отчет по прибылям и убыткам страховой компании (по форме № 2 – страховщик);
  • отчет по изменениям капиталов страховой компании (по форме № 3-страховщик);
  • отчет по движению финансовых средств страховой компании (по форме № 4-страховщик);
  • приложение к бухгалтерскому балансу страховой компании (по форме № 5-страховщик);

В состав бухгалтерской отчетности медицинских страховых компаний включены также:

  • отчет по прибылям и убыткам медицинской страховой компании по ОМС (по форме № 2а-страховщик);
  • отчет по движению финансовых средств медицинской страховой компании по ОМС (по форме № 4а-страховщик).

В состав годовой бухгалтерской отчетности страховой компании помимо всех перечисленных выше форм входят: пояснительная записка, а также заключение аудитора, которое подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности страховой компании.

Промежуточная бухгалтерская отчетность страховой компании включает:

  • бухгалтерский баланс страховой компании (по форме № 1-страховщик);
  • отчет по прибылям и убыткам страховой компании (по форме № 2-страховщик);

Страховыми компаниями предоставляются в ФССН, а также в ее территориальные подразделения следующие типовые формы отчетов:

  • отчет по платежной способности страховой компании (по форме № 6-страховщик);
  • отчет по размещению страховых ресурсов (по форме № 7-страховщик);
  • отчет по размещению страховых резервов по ОМС (по форме № 7а-страховщик);
  • отчет по страховым резервам по страхованию другому, чем страхование жизни (по форме № 8-страховщик);
  • отчет по использованию средств резервов на предупредительные мероприятия (по форме № 9-страховщик);
  • отчет по операциям в перестраховании (по форме № 10-страховщик);
  • информация операционного сегмента (по форме № 11-страховщик);
  • информация о зависимых и дочерних обществах страховой компании (по форме № 12-страховщик);
  • информация о представительствах и филиалах страховой компании (по форме № 13-страховщик).

Общая информация об отчетности

Организации, осуществляющие страховую деятельность, сдают обязательные отчеты в надзорные ведомства, статистические и налоговые органы, а также в иные учреждения, если это предусмотрено действующим законодательством.

Порядок создания и сдачи, а также состав отчетности для страховых компаний устанавливается п.3 ст.28 ФЗ № 4015-1 «Об организации страхового дела», приказом Министерства финансов №41-н от 11.05.2010 года, Указанием Центробанка №4263-У от 13.01.2017 года. Кроме того, Положение ЦБ №526-П от 28.12.2015г. определяет стандарты бухгалтерского учета для организации и порядок составления отчетности.

Документы, регулирующие деятельность субъектов рынка страховых услуг

Характер и требования к отчетности, которую необходимо составлять и направлять в контролирующие органы страховым компаниям, регламентируются следующими нормативными документами:

  • Законом РФ № 4015-1, действующим с ноября 1992 года и устанавливающим требования к организации страхования в России;
  • приказом российского Минфина за № 41-н, подписанного в мае 2010г.;
  • указанием Центрального Банка Российской Федерации № 4263-У, введенным в январе 2017г.;
  • Положением ЦБ РФ № 526-П, утвержденным в декабре 2015г.

Последний из перечисленных документов посвящен стандартам по бухгалтерскому учету, относящимся к деятельности страховых компаний.

Читайте также:
Комбинированное страхование транспорта, пассажиров, ипотеки, жизни

Данные и показатели

В бухгалтерскую отчетность страховой компании включаются сведения, которые являются необходимыми для образования полного и достоверного представления о финансовом состоянии страховой компании, финансовых итогах ее деятельности и изменениях в ее финансовом состоянии. При этом отдельные показатели, недостаточно значимы для того, чтобы потребовалось их отдельное предоставление в бухгалтерском балансе и отчете об убытках и прибылях, а другие могут быть столь важными, что предоставляются отдельно в форме пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету об убытках и прибылях. Существенной признается сумма, отношение которой к совокупного итогу соответственных данных за отчетный год образует не меньше 5 %.

Данные отчетности по отдельным субъектам страхового дела

Информацию по итогам работы отдельных страховых субъектов можно найти на официальном сайте ЦБ РФ. Любой желающий может ознакомиться с итогами деятельности СК и определиться с выбором страховщика, если ставится подобная задача.

Сведения находятся в открытом доступе. На портале ЦБ представлены данные по итогам деятельности страховых организаций за 2019, 2020 и предыдущие годы.

Как составляется отчетность

Бухгалтерская отчетность составляется на основании данных по аналитическим и синтетическим счетам. На аналитических отображается подробная информация по объектам бухучета. Синтетические счета группируют эту информацию. Все данные заполняются в соответствии с требованиями национальных и международных стандартов ведения фин.отчетности.

Информация предоставляется только в отношении материнских структур либо групп, куда входит головная контора, а также ее дочерние подразделения.

Внимание! Полная информация о требованиях в отношении составления отчетности и ее пересылки в адрес контролирующего органа, содержится в указании ЦБ №4356-У от 21.04.2017 года.

Сводные данные отчетности субъектов страхового дела

Также на сайте ЦБ представлены сводные данные отчетности по каждому из страховых субъектов. Информация, представленная на указанном ресурсе ЦБ, приведена в хронологическом порядке, с включением следующих сведений:

  • форм бухгалтерской отчетности всех страховщиков в виде общего архива;
  • указанной информации без архивирования;
  • данных по ОСАГО;
  • архивированных файлов по форме 0420162;
  • сводных данных по указанному выше направлению;
  • информации о работе брокеров.

Для поиска указанных сведений на начальной странице сайта ЦБ необходимо обратиться к разделу с документами и данными, выбрать подраздел со статистикой.

Куда подается отчетность

Все бланки бухгалтерских отчетов, которые обязана сдавать компания-страховщик, передаются в установленные сроки в территориальное подразделение ЦБ РФ, которое располагается по месту регистрации компании.

Формат предоставления информации в адрес регулятора – электронный документ, который подписывается специальной электронной подписью.

Обнародование в интернете

Любой отчет по страховым, полученный ЦБ, попадает в систему электронного документооборота. По результатам полученной отчетности российский Центробанк публикует информацию в свободном доступе на своем сайте.

Здесь размещается актуальная информация об изменениях в законодательстве, касающихся порядка предоставления отчетности страховыми компаниями, можно найти данные по отдельным компаниям и брокерам за определенный период времени. Здесь же указана сводная информация о всем страховом бизнесе РФ за каждый отчетный период времени.

Реестры субъектов страхового дела

Сведения, представленные отдельными субъектами страхового дела, заносятся надзорным органом, в роли которого выступает ЦБ, в единый электронный реестр, представленный на официальном сайте.

Кроме основной информации, характеризующей работу страховой компании, обратившись к реестру, можно ознакомиться с общими сведениями о страховщиках:

  • полным и сокращенным названием;
  • местом расположения и адресом;
  • налоговым кодом;
  • данными о руководящем составе;
  • информации о внутреннем аудиторе;
  • учредителем и размером уставного капитала;
  • лицензионным направлением деятельности;
  • видами страховой защиты;
  • правилами страхования;
  • электронным адресом;
  • реквизитами лицензии;
  • прочими дополнительными сведениями.

Кроме указанного единого реестра, ведутся списки компаний по отдельным направлениям работы, ответственность за которые несут соответствующие ассоциации.

Своевременность и точность подготовки и предоставления отчетности страховых компаний в ЦБ РФ свидетельствует о прозрачности работы страховщика и его ответственности. СК необходимо обеспечить достоверность информации, представленной в отчетных формах. Но если со сдачей отчетности возникают проблемы, это может привести к различным дисциплинарным санкциям со стороны ЦБ, вплоть до отзыва выданной страховой лицензии.

Видео по теме статьи

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: