Общественное страхование и социальная помощь: кратко

Социальная помощь и общественное страхование.

Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из разных источников: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, негосударственные источники.

В практике бюджетных ассигнований используются две формы бюджетного финансирования, которые имеют свои особенности.

Первая форма – это финансирование по системе – “нетто-бюджет ”. Эта форма предоставления средств характеризуется тем, что бюджетные ассигнования выделяются на ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом (субсидии, субвенции, гранты, госзаказы, целевые программы и др.).

Вторая форма – финансирование по системе – “брутто-бюджет ” применяется для организаций, состоящих на бюджетном финансировании. 3 этом случае ассигнования выделяются на все виды расходов бюджетных учреждений.

Существует два основных способа финансирования социальной помощи:

  1. прямое финансирование, когда денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной помощи;
  2. косвенное финансирование (уменьшение изъятия денежных средств), осуществляемое тремя способами:

• льготное ценообразование на социально значимые виды товаров и услуг.

Масштабы и характер социальной помощи определяются в основном укоренившимися в обществе представлениями о справедливости, и соответствующие расходы осуществляются в рамках перераспределительных программ. К этим программам относятся также обязательное государственное страхование граждан на случай болезни, безработицы и т.д. Как с точки зрения справедливости, так и эффективности принципиально важна разница между ситуацией, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и той, когда человек, столкнувшись с определенными трудностями, пользуется выплатами из общественного фонда, накопленного при его непосредственном участии.

Накопление фондов общественного страхования обеспечивается, как правило, с помощью маркированных налогов. Во многом аналогичные фонды формируются частными страховыми компаниями на основе контрактов с застрахованными, добровольно заключаемых обеими сторонами. Например, медицинское страхование бывает как частным, так и общественным. В частном страховании вместо маркированного налога фигурирует страховая премия, уплачиваемая застрахованным в соответствии с заключенным контрактом.

Принудительное (налоговое) финансирование страхования уместно поскольку, с одной стороны, сами страхуемые испытывают потребность в страховании, с другой – имеются существенные изъяны рынка, препятствующие эффективному удовлетворению этой потребности на основе свободного действия рыночных сил.

Потребность в страховании обусловлена неприятием риска. Многие люди с удовольствием рискуют небольшой частью своего состояния в надежде выиграть гораздо больше, но когда речь идет о ключевых компонентах благосостояния, типичным является стремление уклониться от риска. Ключевая проблема страхования – эффективное формирование страховых пулов (совокупностей лиц, объединяющих риски). Многие виды рисков вообще не возможно предотвратить, и результатом страхования обычно являются не гарантии от наступления так называемого страхового случая, а возмещение понесенных убытков в денежной форме. Возможность компенсации создается за счет объединения рисков. Потери каждого из застрахованных оплачиваются из общего фонда, созданного из индивидуальных взносов.

Для страхового дела характерна значительная экономия на масштабе. Увеличение числа застрахованных – не только ключевое условие объединения рисков, но и важнейший фактор относительного снижения административных издержек. С этой точки зрения всеобщее обязательное страхование, которое способно обеспечить только государство, имеет преимущество перед частным. В тех сферах, где сосуществуют общественные и частные страховые программы (например, в медицинском страховании, пенсионном обеспечении и Др.), типичным для общественных программ является уровень административных издержек, не превышающий 5% совокупных расходов (остальное идет на выплаты). Для частных же программ соответствующий показатель с учетом расходов на рекламу, уплачиваемых налогов и т.д., обычно составляет 20-30% и более.

Другой важный фактор – отсутствие достоверных прогнозов некоторых рисков. Частное страхование предполагает, что вероятность наступления страхового случая известна, и базируется на основе объединения рисков. Страховые компании опираются на основанные на эмпирических данных оценки вероятности пожаров, автомобильных аварий, краж и т.п. Однако практически невозможно оценить вероятность войны или стихийного бедствия. Частные страховые компании обычно не страхуют на случай смерти на войне, повреждения имущества в зоне боевых действий и т.п. С одной стороны, сказывается незнание вероятности (неопределенность), с другой – речь идет о социальных рисках, с которыми сталкивается не отдельный индивид, а общество в целом.

Читайте также:
Сущность страхования ответственности: в чем заключается

Социальный риск – это риск внезапного возникновения обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим лицам одновременно. Социальный риск не поддается объединению. Для частной страховой компании он означает возможность одновременного появления страхового случая у очень значительной части застрахованных.

В отличие от частных страховщиков, государство способно справляться с социальными рисками благодаря недоступному для частных компаний всеобщему охвату страхованием и в особенности благодаря своей способности привлекать дополнительные средства с помощью увеличения налогов.

В частности, при резком росте безработицы может быть принято политическое решение о некотором увеличении обязательных отчислений в соответствующий страховой фонд и об одновременном уменьшений пособий по безработице. Разумеется, подобные решения далеки от идеала, но оно часто предпочтительны по сравнению с полным отсутствием страхования. Между тем частные компании не способны эффективно страховать от социальных рисков, в том числе от массовой безработицы, возникающей в условиях экономического кризиса.

Еще один исключительно важный фактор, объясняющий участие государства в страховании – это неблагоприятный отбор. Данное явление характерно для тех случаев, когда совокупность страхующихся неоднородна с точки зрения уровня риска.

Проблема неблагоприятного отбора не слишком ощутима, например, в страховании имущества. Но в случае медицинского страхования представителей разных профессий от несчастных случаев, обойти эту проблему невозможно. Решение нередко удается найти на основе выделения нескольких групп страхующихся так, чтобы каждая из них была внутренне однородной.

При существенном изъяне рынка, есть основания проанализировать возможность подключения общественного сектора как “последней линии обороны”. Это относится к проблеме морального риска. Она состоит в том, сто страхование снижает заинтересованность застрахованного в предотвращении страхового случая. В основе морального риска лежит информационная асимметрия: страховщик не может прогнозировать будущее поведение с той же достоверностью, как этот последний. В такой области, как, например, страхование по безработице, фактор морального риска приобретает решающее значение. Однако и в других областях, чем выше уровень морального риска, тем ниже при прочих равных условиях предложение страховых услуг.

Поиск рациональной стратегии общественного страхования предполагает учет его взаимосвязей с социальной помощью и частным страхованием.

Социальное страхование

Социальное страхование в России представлено системой социальной защиты, призванной обеспечить реализацию конституционного права граждан на финансовое обеспечение в случаях:

  1. Виды социального страхования
  2. Заявление в фонд социального страхования
  3. Обязательное социальное страхование
  4. Отчисления в фонд социального страхования
  5. Условия социального страхования
  • болезни;
  • утраты трудоспособности, частичной или полной;
  • безработицы;
  • потери кормильца;
  • по достижению определенного возраста.

Социальное страхование может быть коллективным, государственным, смешанным.

Виды социального страхования

Обязательное социальное страхование в России — часть государственной системы по соцзащите населения. Речь идет о социальной защите как работающего, так и неработающего населения от вероятных изменений в их материальном или социальном положении, вследствие субъективных или объективных причин.

Социальное страхование в РФ представлено следующими видами:

  • обязательное социальное;
  • обязательное медицинское;
  • обязательное пенсионное;
  • страхование пассажиров;
  • страхование автогражданской ответственности.

Заявление в фонд социального страхования

Фонд социального страхования РФ представляет собой один из внебюджетных государственных фондов, цель которого заключается в обеспечении обязательного социального страхования российских граждан.

Обратившись с заявлением фонд социального страхования, вы можете рассчитывать на:

  • возмещение расходов, связанных с лечением, устранением последствий форс-мажорных обстоятельств;
  • выплату пособий;
  • подтверждение вида деятельности;
  • оплату больничного листа;
  • оплату родовых сертификатов, выплату пособий, связанных с беременностью и материнством;
  • обеспечение льготников путевками на санаторно-курортное лечение.

Обязательное социальное страхование

Обязательное социальное страхование — особая система защиты россиян, имеющих работу, и членов семей, находящихся на их иждивении, от потери трудового дохода в случаях наступления нетрудоспособности (вследствие болезни, старости, материнства, инвалидности и так далее).

Финансовые средства, вращающиеся в системе обязательного социального страхования, аккумулируются и распределяются 3-мя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского образования, Фонд социального страхования. Все эти фонды имеют собственные бюджеты, которые никак не связаны с бюджетной системой РФ.

Отчисления в фонд социального страхования

Фонды, деятельность которых простирается в рамках обязательного страхования в России, являются внебюджетными, это значит, что они не зависят от российской бюджетной системы.

Читайте также:
Защита прав страхователей: что можно требовать и куда писать в 2021

Все отчисления в Фонд социального страхования осуществляются предприятиями (страхователями), где работают застрахованные физические лица. Если наблюдается дефицит бюджета в фондах, недостаток средств восполняется из федерального бюджета РФ с помощью трансферных платежей.

Что касается размера страховых взносов, то рассчитываются они при учете размеров оплаты труда работников, а также других выплат и вознаграждений. В особом порядке суммы взносов определяются в случае с ИП, нотариусами и адвокатами.

Условия социального страхования

В соответствии с трудовым кодексом РФ условия социального страхования в обязательном порядке должны отражаться в трудовом договоре. Наличие в договоре пункта о социальном страховании дает возможность работнику рассчитывать на различные пособия и льготы в случае временной или постоянной потери трудоспособности. Содержание этого пункта может быть разным и зависит от характера и объема выполняемой работы. Чем более вредной является работа, чем большими рисками получения увечий она сопровождается, тем более высокими будут страховые взносы. В трудовом договоре также необходимо отразить наличие услуг дополнительного пенсионного или медицинского страхования, если работодатель оказывает такие услуги.

Виды государственного страхования в 2021 году

У каждого человека есть то, что требуется защищать. Жизнь и благополучие близких, а также свое собственное. Однако проблемы, способные перечеркнуть всё, могут прийти множеством путей, лишить человека спокойствия и уверенности в будущем. Одной из форм защиты от крупных и неожиданных проблем, является государственное страхование.

Закон о государственном страховании

Можно назвать два типа государственного страхования: обязательное и добровольное.

Обязательное страхование устанавливается законом и включает в себя программы для широких слоев населения. Государственное страхование описывается множеством законов, с каждым годом появляются новые и совершенствуются старые.

К обязательным видам страхования можно отнести:

  • медицинское страхование;
  • страховка при перевозке пассажиров;
  • государственное социальное страхование;
  • страхование военнослужащих;
  • страхование гражданской ответственности собственников ТС (ОСАГО);
  • страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов.

Для того, чтобы обеспечить все выплаты по страховке, ежегодно устанавливается бюджет и источники пополнения для фондов. Фонд государственного страхования включает в себя средства из различных источников:

Фонд государственного страхования

Виды страхования

Обязательное медицинское страхование является наиболее распространенным. Данный полис предназначен практически для всего населения, и направлен на то, чтобы каждый человек мог в кратчайшие сроки получить необходимую медицинскую помощь.

Медицинская страховка действует на всей территории РФ. При этом она не покрывает необязательные медицинские услуги. Все, что относится к профилактике, косметологии и санитарно-курортным услугам, придется оплачивать самостоятельно.

Страховка при перемещении пассажиров предполагает заключение договора между страховой компанией и перевозчиком. Это относится к водным, наземным и воздушным перевозкам. В данном случае страховка защищает пассажира при нанесении ему или его вещам вреда.

Социальное страхование можно назвать самым важным. Это пособия для детей, инвалидов, многодетных семей. Данная страховка продолжает действовать в течение всей жизни гражданина, а выплаты на нее собираются из социального фонда, отчисления в который поступают от каждого работающего человека.

Страхование военнослужащих и госслужащих предназначено для охраны здоровья и жизни этой группы населения. Люди, попавшие в эту группу, постоянно работают с определенным риском для себя, поэтому государство предоставляет им отдельные выплаты и льготы.

Важно отметить, что человек, самостоятельно причинивший себе вред, или попавший в страховую ситуацию в состоянии алкогольного опьянения, рассчитывать на подобную страховку не сможет.

ОСАГО – это обязательное государственное страхование защищает владельцев транспортных средств. В данном случае страховка не покрывает повреждения или потерю автомобиля. В случае дорожно-транспортного происшествия возмещен будет вред жизни, здоровью и определенному имуществу владельца автомобиля.

Важно отметить, что при оформлении ОСАГО потребуется указать всех водителей, которые будут использовать автомобиль, а также установить опыт каждого человека в вождении. Данные условия будут влиять на стоимость страховки. Документ, указывающий на наличие и действие ОСАГО, необходимо постоянно перевозить с собой.

Страхование владельца опасного объекта возмещает потери тем, кто пострадал из-за аварии данного объекта. К опасным объектам можно отнести:

  • АЭС;
  • химические склады и цехи;
  • шахты и рудники;
  • металлургические заводы и заводы, производящие взрывчатые вещества;
  • нефтедобывающие платформы;
  • мукомольные фабрики;
  • склады ГСМ;
  • другие предприятия, на которых может возникать опасность для жизни и здоровья работников.
Читайте также:
Сущность страхования: понятие, функции, основные виды и отрасли

Страховка работает таким образом, что, при возникновении опасной ситуации, все пострадавшие получат страховые выплаты.

Все обязательные страховки, предоставляемые государством, способны помочь при возникновении сложной ситуации. Чтобы получить необходимую выплату, нужно внимательно отнестись к данному виду помощи и не забывать о своих правах.

Взаимосвязь социальной помощи, общественного и частного страхования

Как мы убедились, общественное страхование обеспечивает эконо­мию на масштабе и относительное снижение административных издер­жек, а также в той или иной степени решает проблемы, связанные с неблагоприятным отбором, социальным и моральным риском. Все это достигается, однако, за счет обязательного характера страхования и влечет за собой элементы принудительного перераспределения.

В обществе, охваченном обязательным страхованием, вероятно, найдутся граждане с низким уровнем неприятия риска, которые не стали бы страховаться добровольно, однако, подчиняясь закону, они вынуждены вносить свой вклад в страховые фонды в форме марки­рованных налогов. Решение проблемы неблагоприятного отбора дости­гается постольку, поскольку лиц, рискующих меньше, лишают права уклониться от страхования на тех условиях, на которых страхуют более рискующих. Справиться с социальными рисками зачастую удается лишь за счет изменений в налоговой системе.

Альтернативами общественному страхованию выступают непосред­ственное индивидуальное накопление резервных средств, частное стра­хование и социальная помощь. Индивидуальное накопление денег “на черный день” было в прошлом преобладающим подходом, но в совре­менном обществе с развитой системой разнообразных финансовых ин­ститутов обычные сбережения зачастую уступают по эффективности страхованию, позволяющему объединять риски. Вместе с тем, как было показано, целый ряд факторов обусловливает относительное “не­допроизводство” страховых услуг частными фирмами.

При отсутствии обязательного общественного страхования зна­чительно возросла бы потребность в перераспределении в форме со­циальной помощи. В то же время сама система социальной помощи в некотором смысле выполняет страховые функции. Для каждого индивида, вообще говоря, существует некоторая возможность того, что он либо его близкие, например дети, когда-нибудь в силу неблагоприятного стечения обстоя­тельств окажутся в числе лиц, нуждающихся в такой помощи. Участ­вуя в качестве налогоплательщика в ее финансировании, типичный член общества в конечном итоге защищает в том числе и собственную семью от перспективы катастрофических потерь. Данная интерпре­тация не предполагает, разумеется, отрицания иных, прежде всего альтруистических мотивов социальной помощи, но позволяет понять, что в ней имеются элементы своего рода “страхования”.

Однако такое “страхование” защищает скорее от неопределенности, чем от риска, что делает крайне проблематичной непосредственную увязку права на помощь с конкретными обязательствами по ее финан­сированию. Но когда речь идет, например, о временной утрате трудо­способности в связи с болезнью, то для среднестатистического индивида может быть оценена вероятность наступления такого события, причем она отнюдь не является пренебрежимо малой. Вместе с тем работаю­щие индивиды способны вносить средства в страховой фонд. В такой ситуации обязательное страхование, пусть даже включающее некото­рые элементы перераспределения, несомненно эффективнее, чем по­мощь, полностью к перераспределению сводящаяся. Кроме того, воз­можность получить социальную помощь взамен страхования порождает проблему “безбилетника”, сокращая спрос на услуги добровольного страхования.

Принудительное перераспределение органически связано с природой социальных гарантий, которые общество предоставляет своим чле­нам исходя из требований справедливости. Вопрос, следовательно, не в том, как полностью избежать перераспределения, а в том, как мини­мизировать его масштабы (и его уже известные нам отрицательные последствия) при данном уровне социальных гарантий. Схематично говоря, рациональная стратегия состоит в следующем:

– те, кто не способны вносить вклад в формирование страховых фон­дов, должны получать социальную помощь в пределах установленных гарантий;

– остальные члены общества должны быть охвачены обязательным страхованием также в пределах четко установленных гарантий, не превышающих уровень, диктуемый требованиями справедливости и эффективности;

– государство призвано проводить политику, благоприятствующую до­бровольной реализации запросов, касающихся объединения рисков; тем самым оно способствует дополнению обязательного общественного страхования добровольным частным, в том числе в сферах, на которые общественное страхование вообще не распространяется.

Читайте также:
Международное страхование перевозок 2021: тарифы и условия СК

Система общественного страхования должна строиться таким образом, чтобы не нарушать баланс между требованиями справедливости и эффективности. Конечно, это не означает, что страхование может не обеспечивать застрахованному достойных условий жизни.

На практике размер социальных гарантий, которые способно предо­ставить общество, разумеется, зависит не только от доминирующих представлений о справедливости, но и от ресурсных возможностей. Последние в свою очередь определяются состоянием экономики и структурой населения.

Социальная помощь оказывается нуждающимся (чаще всего нерабо­тающим) за счет работающей части населения. В то же время текущие поступления от занятых обычно играют ведущую роль и в финансиро­вании выплат по общественному страхованию. Например, когда речь идет о медицинском страховании или страховании по безработице, ос­новным источником выплат, осуществляемых в данном году, являются не проценты на фонды, накопленные ранее, а текущие поступления от соответствующего маркированного налога. Упрощенно говоря, нужды тех, кто сегодня болеют или не имеют работы, покрываются за счет тех, кто сегодня трудится, а позднее роли могут перемениться.

Если соотношение численности нуждающихся в выплатах с общим числом застрахованных существенно не меняется, указанное обстоя­тельство не создает особых проблем. Однако дело обстоит по-иному, если, например, имеется устойчивая тенденция к увеличению доли лиц старшего возраста. Именно они нуждаются в пенсиях, да и вероятность заболевания для них существенно выше, чем для более молодых. В частности, в России доля лиц старше трудоспособного возраста воз­росла за последние тридцать лет примерно вдвое. При наличии подоб­ных тенденций одним и тем же социальным гарантиям, предостав­ляемым индивиду, соответствуют все большая нагрузка на рабо­тающее население.

Подводя итоги, следует сделать вывод, что не имеет смысла противопоставлять друг другу обычные сбережения, частное добро­вольное страхование, обязательное общественное страхование и со­циальную помощь. Задача состоит в том, чтобы на каждом этапе нахо­дить их сочетания, оптимальные для данного общества со свойст­венными ему институтами, уровнем экономической эффективности, демографической и социальной структурой и нравственными цен­ностями.

Тема 9 Общественные расходы. Социальная помощь, общественное страхование

Ресурсный потенциал общественного сектора, сформированный на базе государственных доходов, реализуется посредством государственных (общественных) расходов, которые осуществляются как в денежных, так и в натуральных формах.

Государственные расходы являются затратами, связанными с осуществлением государством своих функций. Они складываются из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, социальных выплат и обслуживания государственного долга. Расходы – это платежи, не подлежащие возврату, не создающие и не погашающие финансовых требований.

Государственные расходы по функциональному назначению могут быть объединены в четыре группы:

1. Государственные услуги общего назначения (расходы на законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику и оборону).

2. Общественные и социальные услуги (расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование, жилищно-коммунальное хозяйство, культуру).

3. Государственные услуги, связанные с экономической деятельностью (расходы на создание условий экономического роста, целевые программы экономического характера, создание новых рабочих мест).

4. Прочие функции (выплаты процентов и расходы, связанные с обслуживание государственного долга, трансферты общего характера).

В соответствии с экономической классификацией выделяются: текущие расходы (расходы на выплату заработной платы, взносы в фонды социального страхования, выплаты процентов, субсидии) и капитальные затраты (приобретение основного капитала, приобретение земли, приобретение товаров для создания запасов, нематериальных активов и капитальные трансферты).

Основные государственные расходы в Российской Федерации включают расходы на: оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности; фундаментальные исследования и содействия техническому прогрессу; культуру, искусство и средства массовой информации; здравоохранение и физическую культуру; социальное обеспечение; народное хозяйство (сельское хозяйство, промышленность, транспорт); обслуживание государственного долга.

Распределение расходов между уровнями бюджетной системы происходит в соответствии с принципами:

– федеральный бюджет обеспечивает общегосударственные интересы;

– бюджеты субъектов Федерации – функции, выполняемые данным уровнем управления;

– местные бюджеты предназначены для реализации экономической целесообразности территориального развития.

В структуре расходов консолидированного бюджета главную роль играют социальные расходы. В структуре расходов федерального бюджета главную роль играют расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность (около 28%) и обслуживание госдолга (около 20 %). В экономической структуре расходов региональных бюджетов значительное место занимает зарплата с начислениями и субсидии.

Читайте также:
Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) в России 2021

Общественные расходы можно представить в качестве отрицательных налогов. Подобно тому, как экономическая сфера действия налога не совпадает с кругом его непосредственных плательщиков, программа общественных расходов нередко приносит выгоды не одним только своим непосредственным реципиентам. Реципиенты – это те, кто безвозмездно или на льготных условиях получает какие-либо блага или денежные средства за счет общественного сектора. Круг лиц, на которых распространяются выгоды, обусловленные данной программой, обозначают термином сфера действия программы общественных расходов.

Процессы перемещения выгод общественных расходов связаны с их искажающим действием. Искажающее действие программ общественных расходов обусловлено вызывающими эффектами замещения.

Лимитированные программы (потребление отдельного товара или услуги субсидируется лишь в ограниченных пределах) натуральной помощи порождают меньшие чистые потери, чем нелимитированные, поскольку для части реципиентов не возникает эффект замещения. Однако лимитированные программы предполагают ломанные бюджетные ограничения, с которыми в свою очередь могут быть связаны существенные искажения.

Реципиент всегда отдает предпочтение помощи, предоставляемой в денежной форме, так как в форме натуральных выдач реципиенту в какой-то мере «навязываются» предпочтения тех, кто разработал и утвердил программу.

Взаимозависимость предпочтений заключается в том, что уровень полезности, достигаемый индивидом, зависит не только от набора материальных благ и услуг, потребляемых им лично, но также от характера потребления других членов общества. Увеличение потребления товара или услуги индивидом А может доставить положительную полезность индивиду В и одновременно отрицательную – индивиду С, а для индивида D быть безразличным.

Масштабы и характер социальной помощи определяются представлениями о справедливости в обществе и расходами осуществляющимися в рамках перераспределительных программ. К этим программа примыкают также программы обязательного государственного страхования граждан на случаи болезней, безработицы.

Накопление фондов общественного страхования обеспечивается с помощью маркированных налогов. В России это относится к отчислениям в фонды социального страхования, обязательного медицинского страхования и др. Накопление страховых фондов осуществляют также частные страховые компании.

Страхование возникает на основе осознания риска финансовых потерь от непредвиденных случайных обстоятельств. Для возмещения потерь необходимы страховые финансовые ресурсы, фонды, взносы. Они предназначаются для нормального возобновления хозяйственной жизнедеятельности после страховых случаев природно-погодного характера, техногенных, социальных происшествий, эпидемий, болезней животных, растений, людей. Страхование не гарантирует сохранность имущества и здоровья животных, людей, но оно гарантирует финансовую основу возмещения потерь.

Составной частью страховой системы является самострахование. В страховой системе функционируют обязательное и добровольное страхование. К первому виду относится обязательное социальное страхование, медицинское страхование и страхование ответственности. Страховые взносы осуществляют предприятия-работодатели. Страховщиками выступают как коммерческие страховые компании, так и государственные.

Рынок страховых услуг весьма многообразен. Он насчитывает несколько сот видов страхования. Они структурированы по группам. Выделяются наиболее крупные: страхование жизни, имущественное страхование, страхование гражданской ответственности перед третьими лицами, личное медицинское страхование. В свою очередь они подразделяются на подгруппы.

Важнейшим направлением деятельности современных государств является обеспечение социального равновесия в обществе. За последние полвека наиболее быстрыми темпами увеличиваются ассигнования на социальное обеспечение и социальное страхование. Они достигают в развитых странах в среднем 35 процентов государственных расходов (пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, продовольственная помощь). Увеличение государственных расходов на социальные цели вызвано причинами:

1) возросла роль «человеческого капитала»;

2) сглаживание неравенства в доходах различных социальных групп населения;

3) необходимость межрегионального выравнивания разрыва в бюджетном потенциале и среднедушевых государственных расходах на территории.

Целый ряд общественных услуг социальной направленности финансируется как из бюджетной системы, так и из государственных социальных внебюджетных фондов. Совокупные расходы на социально-культурную сферу составляют около 18% ВВП России.

Основная масса социальных льгот и выплат, установленных федеральным законодательством РФ, переложена на региональные и местные бюджеты, реальные финансовые ресурсы которых в несколько раз меньше возложенных на них обязательств.

Общественное страхование, взаимосвязь социальной помощи, общественного и частного страхования.

Роль общественного страхования. Проявление неприятия риска. Объединение рисков. Социальные риски и реакция государства на них. Проблема морального риска. Взаимосвязь между общественным страхованием и социальной помощью. Нагрузка на работающее население.

Читайте также:
Страховой полис на предъявителя: что это и когда выдается в 2021 г

Страхование выступает в роли финансового стабилизатора, позволяющего компенсиро­вать ущерб государству, обществу, бизнесу.

Главная цель страхования заключается в обеспече­нии непрерывности производственной, иной обществен­но-полезной деятельности на достаточном уровне, а также приемлемых доходов, уровня и качества жизни людей при наступлении случайных событий с неблагоприятными или благоприятными последствиями, именуемых страховыми случаями.

Потребность в принудительном (налоговом) финансировании страхования может быть обусловлена провалами рынка и перераспределительными требованиями. Рассмотрим провалы рынка, препятствующие удовлетворению потребности в страховании с помощью добровольных сделок.

Эта потребность обусловлена неприятием риска. Ключевая проблема страхования— эффективное формирование страховых пулов (совокупностей лиц, объединяющих риски). Многие виды рисков невозможно предотвратить, и результатом страхования являются обычно не гарантии от наступления страхового случая, а возмещение понесенных убытков в денежной форме. Так, страхование от пожара гарантирует не его отсутствие, а выплату, в той или иной степени компенсирующую понесенный ущерб. Возможность компенсации создается за счет объединения рисков. Потери каждого из застрахованных оплачиваются из общего фонда, созданного из индивидуальных взносов, т. е. распределяются на всех.

социальный риск – это признанное обществом вероятное событие, которое в случае своего наступления, может привести к наступлению полной либо частичной утраты трудоспособности человека или спровоцировать ограничение спроса на его труд, что в свою очередь, влечет полную либо частичную потерю заработка, являющегося источником средств для полноценного существования

Практически во всех развитых странах мира, утвержден перечень социальных рисков, защита от наступления которых гарантируется на государственном уровне. Чаще всего, к ним относят следующие социальные риски:

беременность и материнство (декретный отпуск); смерть кормильца; наступление болезни; увольнение, сокращение с занимаемой должности, безработица; инвалидность; старость (пенсионные выплаты); наступление производственной травмы.

Моральный риск – это риск, возникающий в результате изменения поведения стороны по контракту. И представляет собой разновидность постконтрактного оппортунизма и проявляется в том, что одна из сторон по контракту меняет своё отношение к предмету контракта, т.е. осуществляет действие или бездействие, в результате чего увеличиваются риски для другой стороны.3 Например, организация или гражданин, заключившие договор страхования от огня, начинают меньше уделять внимания противопожарной безопасности, или, владелец автомобиля, заключивший договор страхования автомобиля, после вступления в силу данного договора начинает меньше заботиться об автомобиле.

При отсутствии обязательного общественного страхования зна­чительно возросла бы потребность в перераспределении в форме со­циальной помощи. В то же время сама система социальной помощи в некотором смысле выполняет страховые функции. Для каждого индивида, вообще говоря, существует некоторая возможность того, что он либо его близкие, например дети, когда-нибудь в силу неблагоприятного стечения обстоя­тельств окажутся в числе лиц, нуждающихся в такой помощи. Участ­вуя в качестве налогоплательщика в ее финансировании, типичный член общества в конечном итоге защищает в том числе и собственную семью от перспективы катастрофических потерь. Данная интерпре­тация не предполагает, разумеется, отрицания иных, прежде всего альтруистических мотивов социальной помощи, но позволяет понять, что в ней имеются элементы своего рода “страхования”.

Социальная помощь оказывается нуждающимся (чаще всего нерабо­тающим) за счет работающей части населения. В то же время текущие поступления от занятых обычно играют ведущую роль и в финансиро­вании выплат по общественному страхованию. Например, когда речь идет о медицинском страховании или страховании по безработице, ос­новным источником выплат, осуществляемых в данном году, являются не проценты на фонды, накопленные ранее, а текущие поступления от соответствующего маркированного налога. Упрощенно говоря, нужды тех, кто сегодня болеют или не имеют работы, покрываются за счет тех, кто сегодня трудится, а позднее роли могут перемениться.

При наличии подоб­ных тенденций одним и тем же социальным гарантиям, предостав­ляемым индивиду, соответствуют все большая нагрузка на рабо­тающее население.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также:
Государственные страховые компании: список и рейтинг 2021 года

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Как устроен ФСС

И для чего он нужен

В нашей стране три государственных внебюджетных страховых фонда — медицинский, пенсионный и социальный. У каждого из них свои задачи, и между собой эти фонды не пересекаются.

О пенсионном фонде мы уже рассказывали, теперь разберемся с тем, как устроен и какие функции выполняет фонд социального страхования.

Что такое фонд социального страхования

Социальное страхование — это система, по которой государство защищает людей, временно оставшихся без дохода по каким-то причинам — например, из-за болезни. Фонд социального страхования — ФСС — существует, чтобы государство могло контролировать расходы на социальное страхование граждан.

Действующий ФСС РФ создан в 1991 году. Суть фонда в том, что в нем копятся страховые взносы от работодателей за их работников и от всех, кто страхует себя добровольно. Эти деньги фонд тратит на возмещение заработка тем, кто попал в ситуацию временной нетрудоспособности, то есть не может работать из-за болезни, несчастного случая на производстве или беременности и родов. Поясним на примере.

Кирилл приходил на работу во все рабочие дни, исправно выполнял свои обязанности и получал зарплату. В один день он на работу не вышел — заболел гриппом, открыл больничный лист и остался лечиться дома.

Работодатель не будет платить Кириллу зарплату, ведь тот дома, лечится и свои трудовые функции не исполняет. Но Кирилл без денег не останется: его застраховали на такие случаи, поэтому он получит пособие, которое компенсирует отсутствие зарплаты из-за болезни. За первые 3 дня заплатит работодатель, за остальные дни болезни — ФСС.

На месте Кирилла может быть любой человек, работающий по трудовому договору или застраховавшийся добровольно — адвокат, ИП, глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Но ФСС занимается не только выдачей пособий по временной нетрудоспособности — расскажем подробнее о его функциях и задачах дальше.

Нормативная база. ФСС в своей работе руководствуется как общими нормативными актами о социальном страховании, так и специальными — об организации деятельности фонда. Например, фонд работает в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101. В этом положении расписано, какие органы входят в ФСС, какие задачи они решают и за какие средства они это делают.

Бюджеты фонда устанавливаются федеральными законами, например от 08.12.2020 № 390-ФЗ .

Согласно ст. 2.2 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ ФСС — это страховщик по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. А по закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ — страховщик на случай производственной травмы или профессионального заболевания.

Тарифы страховых взносов на ОСС — обязательное социальное страхование — на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством указаны в ст. 425 НК РФ.

Тарифы на ОСС при травмах из-за несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются отдельными законами, например законом о страховых тарифах на 2020—2022 годы , и должны пересматриваться каждые три года. Но фактически эти тарифы не менялись с 2006 года.

Вся деятельность по обязательному социальному страхованию в России регулируется только на федеральном уровне — регионы не принимают решений и не издают собственные нормативные акты.

Правовой статус

Фонд социального страхования — это государственный фонд, который работает согласно федеральным законам, указам президента и постановлениям правительства, а его бюджет и имущество принадлежат государству.

При этом фонд — внебюджетный, то есть его деньги не учитываются в федеральном бюджете. Это значит, что государство не может взять деньги из ФСС и направить, например, на реализацию программы поддержки малого бизнеса. Деньги фонда в любом случае уходят на пособия по временной нетрудоспособности, социальные расходы и отдельные виды социального обеспечения, например программы по уменьшению производственного травматизма, — дальше расскажем об этом подробнее.

Читайте также:
Для чего нужна страховка, как работает полис и стоит ли его оформлять

И ФСС РФ, и его отделения в регионах — это некоммерческие юридические лица в форме учреждений. Учреждения всегда создаются для управленческих, социально-культурных или иных подобных функций, у них есть гербовая печать со своим наименованием, счета в банках. Это значит, что по многим вопросам фонд и его региональные отделения могут самостоятельно принимать решения. Например, сами решают текущие хозяйственные вопросы, взаимодействуют с местными жителями и организациями.

Структура

Система ФСС состоит из трех уровней — федерального, регионального и местного.

Как устроена система ФСС

Уровень Что входит
Федеральный Председатель, правление ФСС, центральный аппарат ФСС
Региональный Региональные отделения
Местный Филиалы региональных отделений

Председатель ФСС РФ выполняет управленческие функции — руководит фондом, вносит проект бюджета фонда на утверждение правительству, утверждает структуру и штатное расписание работников, принимает меры по результатам ревизий и т. д.

Председателя назначает Правительство РФ по предложению министра труда России. У председателя есть шесть заместителей.

Правление ФСС РФ — это коллегиальный орган, на заседаниях которого обсуждают проект бюджета фонда, его исполнение, отчеты о результатах деятельности региональных отделений, проекты нормативных актов по вопросам государственного социального страхования. Заседания проводят по мере необходимости.

В правлении 35 человек: председатель фонда и его первый заместитель, представители министерств, общероссийских объединений профсоюзов, работодателей, инвалидов, Госдумы, Совета Федераций и региональных отделений ФСС. Члены правления назначаются Правительством РФ, периодически происходит ротация — смена людей в составе правления ФСС.

Центральный аппарат ФСС РФ контролирует и обеспечивает деятельность фонда. В центральном аппарате несколько департаментов и управлений, каждое из которых выполняет свои функции. Например, часть департаментов отвечают за кадровое и финансовое обеспечение, другие — за страхование рисков, существующих на производстве, контроль поступления страховых взносов, контрольно-ревизионную работу, обеспечение клиентского обслуживания, деятельность центров реабилитации и т. д.

Региональные отделения организовывают и контролируют работу филиалов фонда, которые создают для работы со страхователями и застрахованными лицами.

В региональных отделениях ФСС создаются координационные советы — это собрания представителей фонда и других ведомств, объединений профсоюзов, работодателей. На таких собраниях обсуждаются различные важные для деятельности фонда вопросы. Например, как исполняется бюджет фонда, реализуются государственные программы, проходят проверки и население обеспечивается санаторно-курортным лечением.

Филиалы региональных отделений работают «на земле», они:

  1. Регистрируют страхователей — физлиц и юрлиц, и создают базы данных страхователей и застрахованных лиц.
  2. Проводят проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты страховых взносов.
  3. Получают от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок.
  4. Проверяют правильность заявленных страхователями (работодателями) сведений на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также пособий по несчастным случаям и профессиональным заболеваниям.

Филиалы — это обособленные подразделения региональных отделений, а не отдельные юридические лица. Это значит, что они могут действовать только в пределах полномочий, которыми их наделяют региональные отделения, выполняют все или часть их функций, представляют интересы и действуют от имени региональных отделений, а не от своего собственного.

Центральных отраслевых отделений фонда фактически сейчас нет, хотя они до сих пор фигурируют в Положении о ФСС. Раньше такие отделения нужны были для работы ФСС в отдельных отраслях, например атомной энергетике, промышленности, ракетно-космической отрасли и др. Но потом принцип управления изменился с территориально-отраслевого — это управление и на территориях, и в отраслях — на территориальный, и все отраслевые отделения ликвидировали.

Функции и задачи ФСС

Основная цель ФСС — обеспечить застрахованных лиц гарантированными пособиями, выплатами и некоторыми видами социальных услуг для их оздоровления, лечения или реабилитации. Чтобы достигать эту цель, фонд выполняет следующие задачи.

Собирает взносы от страхователей на ОСС по временной нетрудоспособности и материнству, от несчастных случаев на производстве и профессиональных травм, то есть наполняет фонд.

Выплачивает пособия, которые компенсируют временно утраченный доход людям, которые по каким-то причинам потеряли возможность трудиться и зарабатывать. Вот какие выплаты считаются основными:

  1. По временной нетрудоспособности, исключая пособие за первые 3 дня болезни — их работодатели оплачивают сами.
  2. По беременности и родам.
  3. За постановку на учет в ранние сроки беременности.
  4. При рождении ребенка.
  5. По уходу за ребенком до достижения им полутора лет.
  6. На погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг.

Участвует в разработке программ охраны здоровья работников. Например, в 2018 году ФСС стал партнером программы по продвижению концепции «нулевого травматизма», разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения. А в 2019 году при участии ФСС был разработан и утвержден комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни.

Готовит предложения о размерах тарифов страховых взносов. Эти тарифы затем утверждаются Госдумой и Советом Федерации РФ и фиксируются в федеральных законах, в том числе в налоговом кодексе.

Отвечает на вопросы по страхованию от населения и страхователей. Вопросы поступают через горячую линию и форму обращения на сайте, ответы на них публикуются там же на сайте, в информационных буклетах, оглашаются на вебинарах по разъяснению законодательства и т. д.

Контролирует страхователей. ФСС ведет учет работодателей и добровольно застраховавшихся лиц, проверяет отчетность, проводит камеральные и выездные проверки.

Работает со своими специалистами — готовит кадры и повышает их квалификацию.

Доходы ФСС

Под доходами фонда понимаются все деньги, которые поступают в него и могут быть потрачены на достижение его цели и выполнение задач.

Бюджет фонда социального страхования формируется за счет страховых взносов, перечисляемых работодателями и гражданами, вступившими в добровольное страхование. Кроме того, в доходы ФСС идут:

  1. Перечисления из федерального бюджета.
  2. Штрафы и пени, уплаченные страховщиками за нарушение сроков уплаты взносов.
  3. Финансовая прибыль, получаемая от инвестирования свободных денег.
  4. Прочие поступления, например недоимки по обязательным платежам.

Деньги от взносов поступают на счета территориального казначейства, хранятся там, а при наступлении страхового случая оттуда перечисляются на счета работников.

Виды социального страхования

  1. На случай временной нетрудоспособности, например из-за болезни.
  2. В связи с материнством — здесь предусмотрены сразу несколько видов пособий, расскажу о них ниже.
  3. От несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При этом страхование может быть обязательным и добровольным.

Обязательное социальное страхование касается всех лиц, занятых по трудовому договору. Страховые взносы за них платят страхователи — их работодатели.

Добровольное социальное страхование доступно для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, членов крестьянских (фермерских) хозяйств и общин коренных малочисленных народов Севера — все они могут застраховаться, но только на случай временной нетрудоспособности или материнства.

Для добровольного страхования нужно встать на учет в ФСС — подать заявление в филиал регионального отделения — и ежегодно уплачивать взносы в ИФНС по месту жительства. Если за предыдущий год взнос был уплачен, то в текущем году при наступлении страхового случая можно будет получить пособие.

Например, чтобы в 2022 году ИП смог получить пособие, до 31 декабря 2021 года ему нужно заплатить в ИФНС 4451,62 Р . Эта сумма получилась из такой формулы: МРОТ в 2021 году − 12 792 Р × 2,9% (это тариф страховых взносов) × 12 месяцев.

Кто подлежит обязательному социальному страхованию

По закону на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством обязательно страхуют:

  1. Работников, в том числе руководителей — единственных участников ООО.
  2. Государственных и муниципальных служащих.
  3. Членов производственного кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.
  4. Священнослужителей.
  5. Осужденных к лишению свободы и привлеченных к оплачиваемому труду.

От несчастных случаев и профессиональных травм обязательно страхуют только тех, кто работает по трудовому договору, и осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду.

Работодатели страхуют не только работников — граждан России, но и иностранных граждан и лиц без гражданства.

Страховые взносы

Часть бюджета ФСС пополняется за счет страховых взносов.

Кто обязан платить. Все работодатели — организации и индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, ИП, члены КФХ и другие лица, которые застраховали себя добровольно.

Виды взносов. Работодатели перечисляют два вида страховых взносов:

  1. На ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
  2. На ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие лица, которые добровольно себя застраховали, уплачивают страховые взносы только на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Страховые взносы ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечисляются по реквизитам налоговой инспекции. Собранные деньги налоговая потом передает ФСС для распоряжения.

При этом страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатели перечисляют сразу в ФСС.

Тарифные ставки отчислений. Основной тариф взноса на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%. То есть чтобы понять размер взноса за работника, его зарплату нужно умножить на 2,9%.

Например, Игорь получает 50 000 Р ежемесячно. Поэтому работодатель перечисляет за Игоря 50 000 × 2,9% = 1450 Р .

Бывают пониженные страховые взносы. В законе перечислено, кому они установлены, например разработчикам ИТ-индустрии , благотворительным организациям на УСН, субъектам малого и среднего предпринимательства.

Тарифы на взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зависят от класса профессионального риска, присвоенному основному виду деятельности. Классов риска всего 32, первый класс — самый неопасный, 32-й , соответственно, самый опасный.

Чем менее опасная работа, тем меньше тариф, и наоборот. Например, к 1 классу относится деятельность агентов по оптовой торговле мебелью, значит, за работников, которые занимаются продажей мебели оптом, платят взносы по самому низкому тарифу — 0,2%.

Другой пример: добыча угля считается деятельностью с самым высоким классом профессионального риска, поэтому за шахтеров платят взносы по самому дорогому тарифу — 8,5%.

Тариф устанавливает ФСС на основании заявления и справки-подтверждения вида деятельности, что подает организация ежегодно до 15 апреля. Если организация не подаст эти документы, то ей установят самый высокий тариф исходя из кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ.

Сниженные тарифы на взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены для работодателей, использующих труд инвалидов 1, 2 или 3 группы.

Предельная база для начисления страховых взносов — это сумма дохода работника, после достижения которой работодатель перестает платить за него страховые взносы. Она установлена только для страховых взносов на ОСС на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Для ОСС от несчастных случаев на производстве предельной базы нет — работодатель уплачивает взносы ежемесячно независимо от зарплаты.

Предельную базу правительство устанавливает ежегодно, в 2021 году это 966 000 Р . Разберем, как работает предельная база, на примере.

Предположим, что с января по декабрь Игорь заработает 50 000 × 12 = 600 000 Р , то есть работодатель будет платить за него взносы ежемесячно.

У другого работника — Степана — зарплата 120 000 Р , за год он заработает 120 000 × 12 = 1 440 000 Р . Работодатель уплатит за Степана взносы только с 966 000 Р , а оставшиеся 474 000 Р облагаться взносами не будут.

Когда производится выплата. Страховые взносы за работников в ИФНС и ФСС работодатели перечисляют ежемесячно до 15 числа.

Те, кто страхуются добровольно, могут уплатить взносы в любое время в течение года.

Как и когда предоставляется отчетность. По страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работодатель ежеквартально сдает в ИФНС расчет по форме КНД 1151111.

Если в организации больше 10 человек, то расчет отправляют электронно.

От тех, кто застраховался добровольно, никакая отчетность не требуется.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: