История социального страхования в мире и России кратко

История социального обеспечения и социального страхования в России

Обеспечением незащищенных категорий населения в Древней Руси занималась церковь и состоятельные князья. Однако формы помощи были далеки от постоянных и зависели от щедрости князя либо его поверенных, которые отвечали за дела благотворительности. Наступление старости, многочисленные болезни, отсутствие работы делали человека беззащитным перед всеми социальными рисками. Единственное обеспечение, которое мог получить больной старик или инвалид, — это милостыня либо помощь собственной семьи. С введением христианства ситуация несколько изменилась.

Первые законы о соцобеспечении на Руси

В 996 г. князь Владимир своим указом утвердил Церковный Устав, в котором на духовенство возлагалась попечительская функция. Церкви и монастыри из своих доходов должны были оказывать помощь неимущим, финансировать лечебные учреждения (богадельни, дома призрения, лечебницы). Несколько десятилетий спустя при больших монастырях стали появляться больницы, в которых оказывали помощь священнослужителям, путешественникам, бедным крестьянам. В городской черте соцобеспечение по-прежнему зависело от благотворительности вельмож. В основу системы легло понятие «призрения», в рамках которого на приют и еду могли рассчитывать бедняки, инвалиды, странники. Оплачивалась подобная помощь из средств десятины, которую платили князья, бояре, церковники, ремесленники, имеющие доход. В начале XVIII ст. церковно-государственное финансирование несколько изменилось, поскольку государство приняло на себя основную часть расходов. Полномочия по сбору и распределению средств были возложены на Монастырский приказ, восстановленный в начале века. Заседателями в этом органе, несмотря на название, были светские чиновники. Приказ оплачивал:

  • Работу докторов, которые состояли на госслужбе;
  • Содержание приютов, лечебниц;
  • Строительство, функционирование смирительных, воспитательных домов.

Также выделялись средства на выплаты вдовам и детям солдат, которые находились на службе и не могли прокормить семью. Реформирование соцпомощи в конце XVIII ст. связано с правлением царицы Екатерины. Меняя формат управления территориями, государыня учредила Приказ общественного призрения, который ведал не только социальной помощью, но и образованием. Главой приказа назначался губернатор, подчинявшийся сенату.

Период до отмены крепостного права

Во время функционирования Приказа перечень категорий населения, которым назначались выплаты от государства, был значительно расширен. Кроме нищих помогали больным, старикам, инвалидам, сиротам, бездомным. Бюджет губернских Приказов общественного призрения формировался из благотворительных пожертвований, производственных взносов, кружечного сбора, отчислений от торговли и транспортных перевозок, юридических операций. На эти деньги содержались:

  • Дома для сирот;
  • Приюты для незаконнорожденных и брошенных младенцев;
  • Богадельни для стариков, инвалидов;
  • Работные дома (учреждения, где лицам без заработка предоставлялась работа за еду либо небольшую плату);
  • Больницы;
  • Лечебницы для лиц с психическими расстройствами.

Однако медицинская помощь была доступна немногим, поскольку за пребывание в больнице, лечение, медицинские препараты нужно было платить. Этот доход также шел на социальные нужды. Лишь после 50-х годов XIX ст. бюджет Приказов стал формироваться из государственной казны, самофинансирование было упразднено. Дальнейшее развитие системы соцпомощи стало следствием отмены крепостного права. Это событие обусловило рост численности рабочего класса, который в активных протестах выражал недовольство государственной системой. В начале 1864 г. царь издал «Положение о земских учреждениях». В необязательный перечень земских полномочий вошли: финансирование больниц, школ, богаделен; содержание учителей, ремонт дорог, помощь голодающему населению и другое.

Россия до 1917 года

Стартовой площадкой для соцстрахования рабочих стала Германия. В 80-х годах XIX ст. в стране утвердили несколько законодательных актов, касающихся страхования трудящихся. В этот период в России работали кассы взаимопомощи, страховые товарищества и другие организации, которые можно считать первыми страховщиками социальных рисков. Несчастные случаи на производстве страховались по двум схемам: индивидуальной, коллективной. При коллективном страховании владелец производства заключал соглашение со страховщиками, снимая с себя финансовое бремя выплат. В начале XX ст. был принят закон, в котором подробно прописывалась гражданско-правовая ответственность хозяев перед работниками, получившими увечье на производстве.

Нормативный документ «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев» исследователи считают одним из первых законов, касающихся отечественного соцстрахования.

Положения документа не только защищали рабочих, но и мотивировали владельцев производств активно поддерживать инициативу соцстрахования на государственном уровне. Основой дореволюционного этапа становления соцстрахования считаются законы 1912 г., принятые Третьей Госдумой. Акты касались больничных выплат (в том числе роженицам), пособий по инвалидности. Отдельным законом был утвержден Совет по делам страхования рабочих.

В первых законах оставались неучтенными риски конкретных профессий, условия и продолжительность труда. Больничный лист оплачивали только с четвертого дня заболевания, а на оплаченный отпуск после родов отводилось всего полтора месяца. Однако была сформирована финансовая база для страховых выплат, учитывались принципы страхования. Взносы по страховке от несчастных случаев на производстве вносили только хозяева предприятий, что побуждало их следить за условиями труда.

Послереволюционный период (1917 – 1933 гг.)

Уже осенью 1917 г. новое правительство анонсировало кардинальные реформы соцстрахования, однако на практике реально действующим оказалось лишь утвержденное Советом народных комиссаров «Положение о соцобеспечении трудящихся». Документ предписывал выплачивать пособия роженицам, инвалидам, безработным, пенсионерам и временно нетрудоспособным лицам. Из-за тяжелого экономического положения в новом государстве соцпомощь выделялась, как правило, в виде вещевого и продуктового довольствия. В 1921 г., в период внедрения НЭПа, был принят декрет «О соцстраховании лиц, занятых наемным трудом». Государство стремилось разделить финансовую ответственность с предприятиями, в которых сотрудники работали по найму.

Читайте также:
Страховое агентство: как подобрать, виды и расчет полиса

Пособия по каждому социальному риску регламентировались отдельными законами, общей законодательной базы не существовало. Реальная ставка сотрудника составляла размер выплат по листку нетрудоспособности при беременности, однако при отсутствии средств размер пособия урезался до 1/3. Безработные могли рассчитывать на выплаты до половины заработной платы (учитывался стаж, квалификационный уровень). Страховой тариф составлял 28,5%. Впервые средства соцстрахования стали выделяться на профилактические мероприятия: отдых и лечение в санаториях, возможность получать диетическое питание, кормить детей продуктами из молочной кухни.

Союзный совет соцстрахования в 1925 г. впервые утвердил перечень профзаболеваний, разработал тарифную сетку соцстрахования, определил размер соцвыплат. До 1930 г. страховые фонды запрещалось использовать для покрытия дефицита бюджета, деньги должны были идти только на компенсацию социальных рисков. Обозначилась и система управления страхованием: на местах работали профсоюзные страховые кассы, которые подчинялись губернским. Главным органом в системе соцстраха являлось Центральное управление, находящееся в подчинении Народного Комиссариата Труда.

Эпоха профсоюзов (1933-1990 гг.)

В 1933 г. все полномочия по соцстрахованию, включая бюджет, были делегированы Всесоюзному центральному совету профсоюзов. Назначение помощи, контроль правильности начисления пособий, выдача санаторно-курортных путевок и другие функции выполняли профсоюзы на местах. Как следствие — зависимость решений профсоюзов от государственной политики, что выражалось в ряде ограничений для трудящихся, в частности, больничный лист оплачивался лишь на 50% от заработка. Через 5 лет после перехода страховых полномочий к профсоюзам бюджет соцстрахования, который ранее формировался отдельно, был включен в общегосударственный.

Военное время внесло свои коррективы: санатории использовались как госпитали для раненых, инвалидам войны больничный оплачивался в размере 100% от заработка, увеличился период нетрудоспособности для рожениц. После 1945-го года 100% от заработка для оплаты временной нетрудоспособности назначалось рабочим, получившим увечье на производстве или профзаболевание. За 15 послевоенных лет в 5 раз возросло количество санаториев и профилакториев, причем путевки на 70-80% оплачивались профсоюзами.

Важнейшим вкладом периода в развитие соцстрахования стало принятие Советом Министров в 1970 г. Постановления, которое регламентировало выплату пенсий и соцпособий всем членам колхозов. Ранее социальное страхование касалось только трудящихся на производстве, служащих. Однако размер пособий для тружеников сельского хозяйства был меньше стандартного, лишь в 1991 г. права рабочих и колхозников уравняли. 80-е годы были отмечены мерами по усилению социальной защиты для семей с детьми, именно тогда начали выплачиваться пособия малообеспеченным гражданам.

Социальное страхование в системе рыночных отношений

С 1990 г. в России функционирует Фонд соцстрахования, имеющий собственный бюджет. В основе его деятельности лежат Указы Президента РФ, подписанные в 1993 г., и Положение, датированное 1994 г. Рыночные отношения существенно повлияли на систему соцстрахования и соцобеспечения. В разы сократилось финансирование системы профилактики профзаболеваний и травматизма, уменьшилось количество санаторно-курортных комплексов, повысилась стоимость путевок для трудящихся. Выплаты роженицам и семьям с детьми увеличились, однако на фоне глобальной инфляции средств, выделяемых Фондом, недостаточно.

Современная концепция соцстрахования многими исследователями воспринимается как переходный этап от постсоветской системы к новым формам социальной помощи населению. В основе — проблемы финансирования, увеличение количества социально незащищенного населения, недоверие граждан к государственной страховой, пенсионной, медицинской системе.

Реформы, направленные на построение эффективной системы соцстрахования, пока приносят лишь предварительные результаты, зачастую создавая новые проблемы. Многие страны, сталкиваясь с подобной ситуацией, стремятся увеличить взносы граждан и бизнеса в страховые фонды. В России эксперты указывают на возможность сократить расходы, исключив из перечня выплат компенсации при погребении, финансирование внешкольных детских организаций, приобретение подарков, оплату дополнительных выходных и другое. Основным достижением периода можно считать создание и развитие Фонда соцстрахования и других учреждений, обеспечивающих соцвыплаты населению. Стоит также учитывать реформирование медицинской, пенсионной системы социального страхования, введение обязательных видов страховки для работающих граждан.

Заключение

Советская система соцстрахования многими воспринимается как эталон, однако в современных условиях рыночной экономики подобные формы соцзащиты обречены на вымирание. Реформы переходного периода, в основном, нацелены на экономию госбюджета, преодоление демографического кризиса, вовлечение в социальное страхование средств работающих и самозанятых граждан, среднего и крупного бизнеса.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

История возникновения и развития социального страхования в мире

История возникновения и развития страхового дела тесно связана с историей общественного развития, в частности с появлением капитализма на рубеже XVII-XVIII вв. Зарождение промышленности, бурный рост торговли и мореплавания способствовали появлению новых форм сохранения и упрочения капитала, в том числе и за счет страхования имущества, грузоперевозок. Так появились первые страховые товарищества, которые наряду с банками и биржами стали неотъемлемой частью новой общественно-экономической формации.

Читайте также:
Государственное страхование: понятие, виды и формы в 2021 году

Начиналось социальное страхование с наиболее простых его видов – страхования жизни и от несчастных случаев, которыми занимались небольшие частные страховые компании. По мере того, как крепла и развивалась промышленность, появлялись крупные предприятия, фабрики, в процесс страхования вовлекались все более широкие слои населения, а основным объектом страхования становилось здоровье и способность к труду. Стремясь обеспечить себя и свою семью в случае утраты трудоспособности по болезни или инвалидности, рабочие создавали общества взаимопомощи, “братства”, и другие ассоциации, в которые сами производили страховые отчисления. В таком виде социальная защита рабочих в странах Европы существовала в течение XVIII-XIX вв. Например, в Германии такая структура сохранилась до сих пор в виде страховых фондов по профессии (Die Innungskrankenkassen). Небольшие фонды в каждом городе сливались в более крупные и устойчивые.

Во Франции было более 5000 обществ взаимопомощи на случай потери работы, болезни или выхода на пенсию. Некоторые из них содержали центры здоровья, нанимали врачей, но чаще возмещали расходы пациента после визита независимого врача. Подобным образом создавались страховые товарищества в Великобритании, Австрии, Бельгии, Швейцарии, России, Скандинавских странах и многих других.

Однако такие добровольные структуры постоянно испытывали дефицит финансовых средств, а число застрахованных было ограниченным, не говоря уже об иждивенцах, стариках, детях и других категориях нуждающихся.

К началу нынешнего столетия во многих европейских странах были приняты законы о страховании работающих на случай болезни, инвалидности, старости, безработицы. Согласно этим законам в формировании страховых взносов помимо самих работников стали участвовать предприниматели, владельцы фабрик и мануфактур, выплачивавшие от 25 до 40% страховых взносов. В более поздний период в страховые фонды стали поступать субсидии и дотации государства.

Чем больше государство вносило средств (дотаций) в систему обязательного страхования здоровья, тем больше оно контролировало этот процесс. Стремление создать регулируемое страхование здоровья стало одной из главных предпосылок формирования государственного (бюджетного) здравоохранения в таких странах, как Великобритания, Швеция, Дания, Ирландия и других (“бевериджская” модель). В Германии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии и других странах Центральной и Восточной Европы получила распространение так называемая “бисмаркская” модель, при которой существенную роль играло финансовое участие предпринимателей, выплачивающих обязательные взносы в установленные законом страховые фонды.

Показательной является реформа национального страхования в Великобритании.

“Акт о национальном страховании” был принят в Великобритании 15 января 1911 г. и первоначально, подобно аналогичным законам других стран, не предусматривал внесения страховых взносов полностью за счет государства, что является наиболее социально справедливой формой страхования. Акт 1911 года установил для одной группы застрахованных страхование без взносов (право на все пособия имели рабочие самой низкооплачиваемой категории с заработком 1,5 шиллинга в день, которые ничего не вносили в кассу общества). Пособия им формировались из взносов предпринимателей, других более высокооплачиваемых рабочих, дотаций государства. Для других категорий застрахованных Акт сохранял принцип взаимопомощи, смягчая его лишь предписанием выделения субсидий и дотаций из государственного бюджета. Таким образом, Акт 1911 г. впервые в Великобритании закрепил законодательно принцип общественной солидарности, когда богатый платит за бедного, здоровый – за больного.

Страховые взносы в Великобритании (а также в странах континентальной Европы) собирались через почтовые ведомства путем покупки специальных марок, затем эти средства поступали к страховым комиссарам в страховые комиссии. Последние и распределяли полученные суммы (фактически налоги) между всеми обществами взаимопомощи в зависимости от численности застрахованных за минусом средств, предназначенных на пополнение резервного фонда и содержание центральных органов страхования.

Спустя неполных 2 года (в 1913 г.) была проведена реформа национального страхования в Великобритании, в результате чего государство стало покрывать расходы, связанные со страхованием на случай болезни и инвалидности, из бюджета.

Чтобы государство было в состоянии брать на себя такого рода расходы, понадобилось сравнительно широкое определение его компетенции, подводящее английскую систему страхования на случай болезни и инвалидности к идеалу страхования – “страхованию без взносов”, что и стало в последующем в Великобритании главной предпосылкой реформы 1948 г. и создания бюджетной Национальной службы здравоохранения.

Во Франции вопрос об организации страхования здоровья, выплаты пенсии по старости и инвалидности впервые был поставлен еще Конвентом, который создал реестр – “Книгу национальной благотворительности”, и Законом “22 флореаля второго года”, определившим, какие категории населения подлежат записи в этот реестр. Но едва был опубликован этот Закон, как Конвент из финансовых соображений отказался от его выполнения. И только 100 лет спустя французское правительство приступило к проведению в жизнь принципов, провозглашенных Великой французской революцией.

В июле 1913 г. во Франции был принят закон, согласно которому проводилось страхование рабочих от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. По этому закону предприниматель обязан был выплачивать денежное пособие в течение календарного года с момента увольнения работника, этот вопрос решался комиссией, в которую входили депутаты, сотрудники страховых учреждений, рабочие и предприниматели. Закон имел очень важное значение в становлении системы страхования здоровья.

Читайте также:
Страховые споры: помощь опытного юриста

В Швеции проект закона о социальном страховании рабочих был внесен в риксдаг в 1883 г. Закон этот не был принят. В 1907 г. правительством Швеции была учреждена специальная комиссия под председательством профессора В. Линдстэда, в результате деятельности которой 21 мая 1913 г. риксдагом был принят “Закон об обязательном страховании на случай болезни, инвалидности, старости”. По этому закону обязательно должны были страховаться все шведские граждане в возрасте от 16 до 66 лет. Страхование осуществлялось с единственной целью – обеспечить каждого по наступлении пожилого возраста (67 лет), а также при утрате трудоспособности (временной и стойкой) денежными пособиями из средств, получаемых путем внесения взносов страхуемыми и дотаций от общин и государства. Примерно в этот же период происходило реформирование законов о социальном страховании в Австрии, Бельгии, Швейцарии, Норвегии, Португалии и других странах, где законодательная власть в той или иной мере регламентировала общественно-экономические отношения в государстве.

Родоначальницей больничных касс по праву считается Германия, где они образовались еще за 30 лет до появления первых касс в России, а немецкий das Krankenversicherungsgesetz стал образцом для подготовки Закона о социальном страховании рабочих на случай болезни, принятого III Государственной Думой 23 июня 1912 г. в России.

Еще в 1883 г., сразу после принятия das Krankenversicherungsgesetz, по всей Германии стали формироваться больничные кассы: фабричные, строительные, общинные, местные и др. Опыт их деятельности показал, что крупные кассы несравненно лучше обеспечивают всеми видами помощи своих членов, чем мелкие. Поэтому с 1885 г. начался процесс объединения и централизации больничных касс, их реорганизация в местные (городские) больничные кассы. Наиболее крупными из них были Лейпцигская, Дрезденская, Мюнхенская, Штутгартская.

К примеру, в Лейпциге было образовано 18 местных касс и одна общинная, насчитывающая 22800 членов. Таким образом, возникла местная больничная касса для Лейпцига и окрестностей (Ortskrankenkasse fur Leipzig und Umgegend) – самая большая больничная касса Германии. Для оказания врачебной помощи (в период 1910-1913 гг.) касса оформила договорные отношения с 429 врачами, в том числе с 13 поликлиниками, 143 узкими специалистами и 28 зубными врачами.
Касса содержала свои санатории и Цандеровский институт, где имелся рентгеновский кабинет, электро- и светолечение. Она состояла в договорных отношениях с 59 аптеками, 29 оптическими магазинами и другими учреждениями. У больных имелось право свободного выбора врача из опубликованного кассой списка врачей, работавших с ней по договору.

В обязанности больничных касс согласно закону входили:
– предоставление бесплатного лечения;
– выплата денежного пособия во время болезни;
– материальная помощь и пособие беременным и роженицам;
– пособие на погребение.
Членам семей застрахованных предоставлялось только бесплатное лечение, а также медицинская помощь беременным и роженицам. Но большинство касс этим не ограничивались и расширяли свою помощь за счет профилактических мероприятий (санатории, дома отдыха, пансионаты и др.), а также выделяли особые чрезвычайные фонды для помощи нетрудоспособным, создавая таким образом замену отсутствующего страхования по старости и инвалидности. Средства больничных касс составляли: 2/3 – взносы самих рабочих и 1/3 – взносы предпринимателей. Таким образом, исторически сформировалось несколько типов организации врачебной помощи застрахованным: система свободного выбора врача; система “списочных врачей”; система врачей, постоянно работающих в больничных кассах по контрактам.

Каждая из систем имела свои преимущества и недостатки и применялась в зависимости от сложившихся традиций, социально-экономических и географических особенностей данной территории.

Изложенные исторические аспекты формирования и продвижения в практику обязательного медицинского страхования в различных странах во многом определили его будущее развитие, что отчетливо прослеживается при анализе современного состояния система здравоохранения стран Западной Европы и США.

Экономическая библиотека

Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.

Ю.Т. Ахвледиани – СТРАХОВАНИЕ

Глава 10. Социальное страхование
10.1. История развития социального страхования

Социальная политика государства реализуется через систему социальной защиты населения. Основным механизмом ее реализации является социальное страхование. Социальное страхование представляет собой систему отношений по перераспределению национального дохода путем формирования из обязательных страховых взносов работодателей и работников специальных страховых фондов для компенсаций утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных социальных рисков. Социальное страхование основано на следующих принципах:

•обязанность по уплате страховых взносов несут совместно работники и работодатели с привлечением при необходимости средств из государственного бюджета;

•размеры фондов соответствуют той степени социальной защиты, которая необходима населению, исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни;

•социальные выплаты определяются степенью потребности социальной помощи и зависят от размеров, сроков и других условий уплаты страховых взносов;

•право на получение социальных выплат определяется фактами уплаты взносов и наступления социального риска без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.

Финансовую основу социального страхования составляют страховые отношения, условия которых являются всеобщими и носят обязательный характер. Все доходы, поступающие в фонды социального страхования, в том числе и получаемые от инвестирования временно свободных средств, направляются исключительно на социальные цели. Перечень социальных рисков и уровень их финансирования определяются социальной политикой государства. Содержание социального страхования заключается в создании целевых фондов денежных средств, используемых для социальной защиты населения.

Читайте также:
Страховой фонд документации: ГОСТ, единый и ТСФД

Возникновение социального страхования в России связано с образованием эмиритальных (пенсионных касс) во второй половине

XIXв. Эмиритальная касса — это организация, в которую гражданин вносил определенную сумму денежных средств, из которой через определенное количество лет участия в кассе или по выслуге лет выплачивалась ежегодная пенсия как самим участникам, так и членам их семьи в случае смерти кормильца. Первая эмеритальная касса, устав которой впоследствии был взят за образец для пенсионных касс других учреждений, была основана в 1858 г. при Морском ведомстве.

Во второй половине XIX в. были приняты законы, которые устанавливали обязанность предпринимателей обеспечивать рабочих медицинской помощью. Получила развитие также система страхования ремесленников и наемных рабочих, основой которой стали больничные кассы. Позднее больничные кассы учреждались на предприятиях с числом не менее 200 рабочих. Средства больничных касс состояли из взносов рабочих и предпринимателей. Основной функцией больничной кассы была выдача пособий в случае болезни, увечья, родов и смерти.

В начале XX в. с принятием законов «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни» получило развитие страхование от несчастных случаев и болезней. Общее руководство социальным страхованием осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности. В губерниях утверждались страховые присутствия, наблюдающие за исполнением страховых законов.

В 1917 г. были приняты декреты «О передаче больничным кассам лечебных учреждений», «О страховых присутствиях и страховом совете», «О страховании на случай безработицы», «О страховании на случай болезни». В соответствии с этими декретами началось создание системы, получившей название «Рабочая страховая медицина», которая контролировалась Народным комиссариатом труда. Появление в июле 1918 г. Народного комиссариата здравоохранения привело к существованию двух систем здравоохранения: «Рабочей страховой медицины», подчиненной Народному комиссариату труда, и «советской медицины», созданной на основе земской и городской медицины и подчиненной Народному комиссариату здравоохранения. Это привело к тому, что 18 февраля 1919 г. было принято решение об объединении страховой медицины с общегосударственной. Рабочая страховая медицина была ликвидирована, и утверждена единая советская медицина. В это же время проходила реформа всей системы социального страхования, которая заменялась государственной системой социального обеспечения. В 1918 г. Народным комиссариатом труда было принято Положение о социальном обеспечении трудящихся, в соответствии с которым страховые органы ликвидировались.

Возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой экономической политикой. Появление различных форм собственности потребовало новых подходов к социальному страхованию и были определены страховые взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность, безработицу, лечебную помощь. Размер страхового взноса зависел от опасности и вредности производства. Были установлены страховые тарифы трех видов (нормальный, временный и льготный), что позволяло учитывать интересы государства в системе социального страхования и реальное финансовое положение отдельных предприятий.

В 30-х гг. был осуществлен переход к государственной системе социального обеспечения и страхования в стране. В 1933 г. социальное страхование в СССР было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы ликвидированы. Бюджет государственного социального страхования был консолидирован в государственный бюджет. Данная система существовала до конца 1980-х гг. и характеризовалась высокой степенью централизации в государственный бюджет.

Новый этап развития социального страхования начался в 1990 г. путем создания внебюджетных фондов: 22 декабря был организован Пенсионный фонд РФ (ПФР), а 25 декабря — Фонд социального страхования РФ (ФСС) как преемник советского социального страхования Всесоюзной организации профсоюзов. В 1992 г. был образован Государственный фонд занятости населения (ГФЗ), а в 1994 г. — федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС).

История социального страхования в мире и России кратко

Социальное страхование – это отдельная немаловажная часть политики любого государства. Его целью является материальное обеспечение и поддержка престарелых и нетрудоспособных лиц.

Становление системы социального страхования в России прошло ряд исторических этапов, которые раскрывают предпосылки, тенденции и закономерности его развития.

Так в становлении социального страхования России можно выделить ряд периодов: возникновение социального страхования (1861-1917); социальное страхование в условиях социализма (1917-1990); социальное страхования с начала развития рыночной экономики и по настоящее время. Особенностью социального страхования России на любом этапе развития – это главенствующая роль государства [6, 8].

Развитие этой сферы в нашей стране началось гораздо раньше, чем в других странах. Впервые этот вопрос был поднят ещё в десятом веке, когда был принят князем Владимиром церковный устав. Он установил обязанность духовенства и имущих слоёв Киевской Руси осуществлять надзор за медиками, а также содержать больницы и богадельни. Церковь и княжество должны были выделять для этих целей одну десятую от своих доходов.

Читайте также:
Сущность страхования: понятие, функции, основные виды и отрасли

Уже в 1581 году в России был принят Аптекарский приказ, среди полномочий которого определённое место занимало проведение судебно-медицинских и врачебных экспертиз [2].

Социально-экономические реформы 60-х годов девятнадцатого века стали своеобразным толчком для окончательного законодательного закрепления вопроса о социальном страховании. Предпосылками этого явились: появление центров фабричного производства; увеличение числа промышленных рабочих, формирование и развитие финансовых институтов [4].

В 1861 году был принят Закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных заводах». Это дало возможность объединения всех работников завода в единое товарищество. Страховые взносы включали в себя отчисления из заработной платы рабочих в размере 2-3%, а также отчисления заводоуправлений, которые также составляли 2-3%. Формами страховых выплат были пособия по болезни, пенсии по инвалидности и по потере кормильца.

В начале двадцатого века Россия начала перенимать опыт европейских государств, в частности опыт Германии, которая в 80-90-х годах девятнадцатого века ввела систему социального страхования. В России разработкой этого вопроса занимались К.В. Берви-Флеровский, Н.Е. Введенский, Н.А. Вигдорчик, М.М. Туган-Барановский, Г.Б. Хлопин [5].

15 мая 1901 года был принят немаловажный для внедрения социального страхования Законодательный акт «Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах». В 1903 году уже был образован особый фонд для выплат при массовых несчастных случаях.

Однако в начале двадцатого века рассчитывать на «вспомоществование» могли далеко не все рабочие. Помощь выдавалась заводоуправлением в зависимости от срока службы на предприятии, личных заслуг, исполнительности в работе.

В результате сложившихся условий 1912 года Третьей Государственной Думой был принят ряд законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих». Этими законами регулировалась бесплатная медицинская помощь наёмным работникам, а также выплата пенсий при полной потере трудоспособности в размере 2/3 от заработка [7].

Обязательному страхованию подвергались наёмные работники фабрично-заводской и горной промышленности, железнодорожного транспорта и судоходства.

Страхование в России этого времени было несовершенно, так как оно имело низкие страховые выплаты, не учитывало многие социальные риски, и самое главное – охватывала лишь определённый круг рабочей силы, исключая при этом работников других областей народного хозяйства (80% от всего рабочего класса).

Однако уже к 1917 году социальное страхование абсолютно точно стало неотъемлемой частью государственной политики России того времени. С 1917 года начался новый этап в развитии социального страхования – этап в условиях социализма.

Советская власть достаточно критически оценила законы, принятые Третьей Государственной Думой. Сразу после революции большевики попытались воплотить в жизнь программу страхования, разработанную Лениным. С 1917 по 1931 года были изданы 15 декретов, касающихся этого вопроса. Их содержание носило довольно противоречивый характер: от реформирования до отмены социального страхования [2].

До 1921 года система страхования всё же основывалась на финансировании из государственного бюджета. Но в условиях новой экономической политики промышленность не являлась собственностью лишь государства, а потому 15 ноября 1921 года был введён новый декрет «О социальном страховании лиц, занятых наёмным трудом» [10, 11]. С этого времени финансирование социального страхования основывалось на обязательных взносах предприятий, использующих труд наёмных работников. Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам были в размере фактического заработка лица. При рождении ребёнка представлялось два вида пособия: на предметы ухода и на кормление новорождённого до 9 месяцев в размере 25% от средней заработной платы. Пособие по безработице зависело от стажа работы и квалификации работника и варьировало от 1/6 до 1/2 от средней заработной платы [11].

Правительство самостоятельно утверждало тарифы страховых взносов, которые сильно варьировали для государственных и частных предприятий. Так государственные предприятия имели минимальные взносы в размере 12-16%, частные же – максимальные в размере 21-28,5%. Кроме того существовали льготный и поощрительно-карательный тариф в зависимости от степени вредности предприятия и условий труда [10].

В это время система социального страхования приобрела профилактический характер: активно создавались санатории, профилактории, дома отдыха.

В 1933 году все средства социального страхования были преданы Всесоюзному Центральному Совету Профессиональных Союзов, а руководство этими средствами осуществляли профсоюзные органы. В их полномочия входили контроль за социальными пособиями (обоснованность и своевременность их выплаты), обеспечение работников путёвками на предприятиях, вопросы охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии [1, 8].

В 1938 году бюджет системы обязательного социального страхования был включён в единый государственный бюджет СССР, и социальное страхование преобразовалось в социальное обеспечение [3].

С 1964 года социальное обеспечение было распространено на новые категории работающих. Изначально в социальное страхование были включены только рабочие и служащие. В 1964 году право на страхование получили руководители ведущих должностей колхозов (председатели, специалисты и механизаторы). В 1970 году на основании решения Третьего Всесоюзного съезда колхозников система социального страхования получило распространение на все рабочие классы колхоза.

Читайте также:
Основы медицинского страхования граждан в РФ в 2021 году

Таким образом, в социалистическом периоде были устранены недостатки предыдущего времени. Государство выступало гарантом доступности и стабильности социального страхования.

Система государственного социального обеспечения, действовавшая в СССР, не могла существовать в условиях нового экономически ориентированного времени. Поэтому система социального страхования требовала создание внебюджетных фондов.

Поэтому в 1990 году были созданы два государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования.

16 июня принимается Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования», который окончательно закрепил основы социального страхования, права и обязанности всех его субъектов. В настоящее время государственное обязательное социальное страхование осуществляется через Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ [9].

Сегодня государство является гарантом устойчивости обязательного социального страхования, так как существует система дотаций из федерального бюджета (при нехватке денежных средств для обеспечения выплат).

Несмотря на обилие законов и активную позицию государства в вопросах социального страхования, эта отрасль всё ещё остаётся несовершенной. Для достижения положительных результатов всё же необходимо дальнейшее реформирование, а также совершенствование этой сферы.

Страхование. Ответы на экзаменационные билеты

В доступной форме и на высоком профессиональном уровне рассмотрены основные вопросы страхового дела. Особенностью данного учебного пособия является акцентирование внимания на решении проблем, не решенных за годы рыночных преобразований, когда не удалось в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг. Дальнейшее развитие страхования в России требует уточнения его роли в решении социально-экономических задач государства. Данное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников экономических и финансовых вузов, руководителей страховых компаний, брокеров, андеррайтеров, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами страхового дела в современной России.

Оглавление

  • 1. История создания страхования
  • 2. Исторические типы страхования в обществе
  • 3. История возникновения и развития страхования в мире
  • 4. История возникновения и развития страхования в России
  • 5. Сущность и необходимость страхования
  • 6. Роль страхования в рыночной экономике
  • 7. Особенности страхования по сравнению с другими экономическими категориями
  • 8. Страховой фонд и его формы
  • 9. Функции страхования
  • 10. Необходимость в страховой терминологии
  • 11. Страховые понятия и термины, выражающие наиболее общие условия страхования
  • 12. Страховые термины, связанные с формированием и расходованием страхового фонда
  • 13. Международная страховая терминология

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страхование. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. История возникновения и развития страхования в мире

Страхование является одной из древнейших категорий. Смысл этого термина связан со значением слова «страх», от которого он и произошел.

Самой первой защитной реакцией людей в жизни была неэкономическая религиозная форма обращения к богам за помощью и спасением (моления, жертвоприношения и т. п.). По мере развития производства и общества неэкономические формы избежания опасностей и угроз стали дополняться экономическими. Осознавая неминуемость стихийных бедствий и катастроф, люди стали создавать общинные запасы пищи, воды, семян и пр. на случай неурожаев, засух, пожаров и т. д.

Согласно историческим документам начальные формы страхования получили отражение в законах вавилонского царя Хаммурапи (2 тыс. лет до н. э.), в разовых соглашениях о взаимной помощи купцов-корабельщиков стран, расположенных на берегах Персидского залива, Финикии, Древней Греции, Древней Индии, Древнего Египта, Рима, на случай стихийного бедствия, или разбойного нападения, или кражи в торговой экспедиции.

Объектами страхования являлись товары и транспортные средства. Страховым интересом являлось возмещение убытков. Специальных страховщиков не существовало. Страховые взносы никто никому не платил. Но если происходил оговоренный соглашением случай, то все участники за свой счет возмещали убыток пострадавшему участнику соглашения. Таким образом возникло страхование, основанное на солидарной «замкнутой раскладке» причиненного ущерба между заинтересованными участниками.

По мере развития общественных отношений стало увеличиваться число видов страхования, совершенствоваться его содержание и формы.

Можно выделить несколько этапов развития страхования в мире.

1. Страхование в рабовладельческом строе.

Классическим примером является развитие страхового дела в Римской империи, где постепенно складывались постоянные организации (коллегии, союзы) со своими уставами по профессиональному (торговцы, ремесленники, военные) или религиозному признаку. Члены коллегий, союзов уплачивали взносы и имели право на возмещение убытков при определенных условиях, записанных в уставах. Если член коллегии умирал, то средства на погребение выделялись из ее кассы. Уставы содержали определенные правила и ограничения выдачи этой суммы. Таким образом, в рабовладельческом обществе были заложены две отрасли современного страхового дела (имущественное и личное) и появилась первая в страховании организационно-правовая форма (общественные союзы на основах взаимности).

2. Страхование в средневековье.

Оно характеризуется расширением сферы страховых отношений по видам, целям и страховому обеспечению; началом процесса выделения из общего страхового фонда гильдии, цеха специальных (отдельных) страховых фондов в виде вдовьих, сиротских и других касс, к участию в которых стали допускаться не только члены гильдии или цеха.

3. Страхование при капитализме.

Происходит развитие производства и наращивание финансовых мощностей страховых компаний. Происходит слияние страховых компаний с промышленностью и торговлей, что способствовало появлению страхования новых рисков. Процесс монополизации страхового дела характеризуется также синдицированием, которое заключалось в объединении нескольких страховых обществ по тарифам и другим профессиональным вопросам. Появляется государственное страхование. Во всех культурных странах появляется наука страхового дела, перед которой возникает много задач.

Читайте также:
Отрасли страхования в РФ: основные формы и объекты в 2021 году

4. Страхование на современном этапе.

Развитие общественных отношений, научно-технический прогресс являются основой появления новых видов страхования.

Описание всей истории появления страхования на территории России

С развитием экономических и финансовых отношений в обществе возрастала необходимость на оказание страховых услуг с целью уменьшения возможных убытков от влияния непредвиденных событий. В предлагаемом материале рассматривается краткая история страхования в России, с учетом этапов развития различных направлений данного вида деятельности, проблем на стадии становления страхового дела и прочих сопутствующих моментов.

  1. История создания и развития страхования в России
  2. Кто придумал страхование жизни
  3. История создания различных видов страховой деятельности в России и в мире
  4. Имущественная сфера
  5. Личное страхование
  6. Страхование ответственности
  7. Предпринимательские риски бизнеса
  8. Специфические риски
  9. Какие были проблемы в начале развития
  10. Виды страхования
  11. Какая была самая первая страховая компания в России
  12. Видео по теме статьи

История создания и развития страхования в России

Продолжительное существование крепостного строя и медленное развитие экономики выступали в роли главных факторов, тормозящих становление страхования в России. Этот вид деятельности здесь развивался медленнее, чем в других государствах.

Первые направления страхования в России предусматривали выплату компенсаций за повреждение имущества от пожаров. Вначале на данном рынке лидировали преимущественно иностранные инвесторы. Но значительный отток капитала в связи с большими прибылями указанных предпринимателей подтолкнул государственные власти к участию в страховом деле.

Краткий обзор роли государства в развитии страхования в царской России проявляется в следующих знаковых событиях:

  • 1827г. – учреждение бароном Штиглицем совместно с другими российскими предпринимателями «Российского страхового от огня общества», которое владело монопольным правом страхования, благодаря царскому Указу Николая I.
  • 1835г. – создание общества «Жизнь», начавшего с личного страхования в России, но с развитием экономических процессов расширившего интересы на другие направления.
  • 1864г. – принятие «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», предоставившего свободу действий в области страхования от пожаров сельских построек.
  • 1913г. – пик развития страхования в царской России, когда объемы страховых премий достигли 205 млн. руб.

После революции 1917 года страхование в России, как и другие направления экономики, претерпели серьезные изменения. Длительная гражданская война и последующая разруха значительно затормозили развитие государства, что не могло не отразиться на страховой деятельности.

В связи с экономическими трудностями, властью большевиков было отменено страхование со стороны государства в имущественной сфере. Частная страховая деятельность также не имела возможностей для развития по причинам проводимой в то время государственной политики.

В1921 году была создана главная страховая организация «Госстрах». А спустя пару лет, после проведения денежной реформы, законодательством была предусмотрена возможность личного страхования.

Победа в Великой Отечественной Войне позволила «Госстраху» получить акции немецких, австрийских и венгерских компаний в рамках репараций.

К 1989 году при общем количестве населения в СССР 148 млн. человек, 125 млн. из них входили в число участников добровольного страхования в различных сферах. Но этот показатель значительно уступал более развитым экономическим государствам, где на каждого жителя приходилось до шести подобных договоров.

Наработки советской страховой системы были учтены в новейшей истории, при развитии современного российского государства. На страховом рынке России в конце прошлого и начале нынешнего столетия появились новые направления, соответствующие мировым тенденциям развития страхования.

В настоящее время в России зарегистрировано более семисот страховщиков, с долей страховых премий в общем показателе ВВП около трех процентов, при аналогичном значении для развитых стран – до десяти процентов.

Кто придумал страхование жизни

Первые краткие упоминания о страховании жизни известны с античных времен и датируются 960 годом до Р.Х. Еще в Древнем Египте существовали сборы для оказания помощи семьям погибших при возвещении пирамид.

В эпоху существования древнеримского государства организовывались сборы для поддержки родных воинов и погашения расходов на похороны.

В Европе первые страховые сделки по защите жизни отмечаются с XV века, когда страховались торговые суда от гибели в результате нападения пиратов или в шторме.

Сделки по страхованию жизни при дожитии до определенного события фиксировались в XVI – XVII веках, когда в Италии родители страховали дочерей от смерти до замужества.

Широкое распространение страхование жизни в развитых европейских странах получило к концу XIX столетия.

В России первое краткое упоминание о данной сфере зафиксировано в 1771 году, с принятием закона о вдовьей казне, не получившего серьезного распространения. Первое общество в истории, предлагавшее услуги по страхованию жизни в России, начало работу с 1835 года.

История создания различных видов страховой деятельности в России и в мире

Далее рассматривается краткая история основных вех развития различных направлений страхования в России и в мире.

Имущественная сфера

Первые краткие упоминания об истории имущественного страхования известны с IV тысячелетия до н.э., когда перевозчикам из Междуречья (территория современного южного Ирака) возмещались убытки от утраты или порчи груза.

Читайте также:
Застрахованное лицо: это кто, статус в 2021 году

В средневековье, сделки по защите имущества отмечались в Италии в XIII веке, распространявшиеся на морские перевозки.

Современная краткая история возникновения и последовательного развития страхования имущества в России включает следующие этапы:

  • первый – связан с именем императрицы Екатерины II, в 1876 году подписавшей Указ о государственном ипотечном кредитовании;
  • второй (с 1827 по 1918 гг.) – время становления частных страховщиков и развития роли государства;
  • третий (с 1918 по 1991 гг.) – советское страхование, с монопольной ролью государства в защите имущества;
  • четвертый – современная Россия.

В настоящее время, по мере развития законодательства, постепенно реализуются возможности по страховой защите собственности.

Личное страхование

Личное страхование, кроме защиты жизни, предполагает сохранение привычного уровня дохода человека при ухудшении здоровья и в результате различных травм и последствий несчастных случаев.

Первые краткие упоминания об указанном виде защиты в истории известны со времен Древнего Рима. В эпоху средневековья данная деятельность использовалась для обхода запрета на ростовщичество, наложенного церковью.

С шестнадцатого века указанная система значительно усложнилась, в данном виде деятельности все большую роль стали играть государственные власти.

В России личное страхование развивалось медленнее, чем в более развитых странах Европы. Государство стало участвовать в данном процессе с 1835 года, с созданием первого официального страхового общества.

Завершился процесс развития истории указанного направления в 1912 году, с принятием на законодательном уровне обязательства по страхованию рабочих работодателями.

Страхование ответственности

С древних времен известны исторические примеры страхования ответственности, наиболее распространенные в области морских перевозок. Дата первого известного договора по данному направлению страховой защиты – 1347 года, страховавший груз судна «Санта-Клара», перевозимый из Генуи на Майорку.

Страхование ответственности полностью сформировалось во Франции к середине девятнадцатого столетия, где страховая защита распространялась на собственников машин и лошадей.

С развитием предпринимательства, возрастала роль защиты ответственности в истории. Постепенно совершенствовалась правовая база. Первым образцом краткого свода законов, который стал основой в истории создания последующих нормативов в данной области, следует считать гражданский кодекс Германии, действовавший с 1900 года.

Предпринимательские риски бизнеса

Аналогично можно охарактеризовать краткую историю возникновения и становления предпринимательства. С древних времен до наших дней эта область страховой защиты получала все большее распространение.

Современный мир сложно представить без компенсации убытков от предпринимательских рисков. Но нынешняя нормативная база и принятые правила сформировались, с учетом опыта прошлых лет и столетий.

Специфические риски

По мере экономического развития, страховое дело в истории обогащалось следующими направлениями защиты:

  • от технических рисков – связаны с недостаточностью ресурсов страховщика; учитывают неадекватность страховых тарифов, опасность катастрофического ущерба и прочие убытки, вызванные неправильными действиями и низкой надежностью страховой организации;
  • от инвестиционных рисков – возврат убытков, связанных с неправильной оценкой активов при вложении средств;
  • от нетехнических рисков – вызываются опасностью неисполнения обязательств страховщиками, связанными с внешними факторами (отказом смежников, сбоями в управленческой сфере и пр.).

Эти направления страховой деятельности связаны непосредственно с ее спецификой и развивались по мере возрастания роли данного вида деятельности в мировой экономике.

Какие были проблемы в начале развития

Начальный этап становления в кратком обзоре истории отличался следующими проблемами, тормозившими развития данного вида деятельности:

  • асимметрией информации между субъектами – страховщик не располагал достаточно полными сведениями относительно застрахованного объекта, что снижало возможную прибыль;
  • оппортунистическим поведением – когда недостаточно четко составленный договор оставляет возможность для одного из участников нанести ущерб другому.

Роль перечисленных недостатков в краткой истории данного направления постепенно снижалась по мере развития законодательства и совершенствования принимаемых норм и тарифов.

Виды страхования

Первые виды страхования предусматривали защиту имущества и проводились в натуральном выражении. Взносы предусматривали сбор семян или плодов, с целью сохранения части урожая при возникновении рисков различного характера.

Постепенно указанный вид деятельности развивался, с появлением таких направлений, как защита жизни, ответственности, предпринимательства. Натуральная система в истории человечества, по мере развития финансовой сферы, сменилась денежной.

Какая была самая первая страховая компания в России

Первая организация, учрежденная на территории Российской Империи – «Рижской общество взаимного страхования от пожаров», созданное в Риге в 1786 году и функционировавшее по 1820 год.

Эта компания учреждалась за счет средств частного капитала, и ее краткая история существования продолжалась до момента вмешательства государства в данную область, с созданием общества аналогичной направленности в 1827 году. После этого государство стало играть значительную роль в развитии данного направления.

Страховое дело в современном мире – важнейшая составляющая экономического развития. Без страхования невозможно существование экономики всех государств в современной истории. Но данный вид деятельности продолжает развиваться и совершенствоваться по мере изменения экономических и политических условий.

Видео по теме статьи

История развития социального страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:19, реферат

Читайте также:
Страховые выплаты военнослужащим при травме в 2021 году
Краткое описание

Цель работы: Сформировать общую картину развития социального
страхования в Российской Федерации и других странах.
Задачи: 1. Проследить историю появления и развития системы социального страхования в России.
2. Сравнить систему социального страхования России с аналогичными системами в других странах мира.

Содержание работы

1 Введение
2 Глава 1. История появления и развития системы социального страхования в России
3 Глава 2 Система социального страхования в других странах.
4 Заключение.
5 Список литературы

Содержимое работы – 1 файл

Академия труда и социальных отношений.doc

Академия труда и социальных отношений

Волгоградский филиал

по дисциплине «Основы социального страхования»

на тему: «История развития социального страхования в Росси»

Выполнил: студент группы Юс-111

Волгоград 2012

  1. Введение
  2. Глава 1. История появления и развития системы социального страхования в России
  3. Глава 2 Система социального страхования в других странах.
  4. Заключение.
  5. Список литературы

Актуальность темы социального страхования заключается в том, что каждый гражданин РФ обязан отчислять процент от своих доходов в фонд обязательного социального страхования, получая взамен право на материальное обеспечение в случае утраты трудоспособности, болезни, а также по возрасту.

Если социальное страхование в советские времена, было незыблемым понятием, и работник был уверен, что ему оплатят больничный лист, он сможет отправить ребенка в пионерский лагерь за небольшой процент от стоимости путевки, женщина, уходя в декретный отпуск, знала, что сможет вернуться на свое рабочее место. На сегодняшний момент не все так безоблачно.

Незнание законодательства работником, а также частое несоблюдение этого же законодательства работодателем в наше время рыночных отношений, приводит к тому, что люди не уверены в том, что им оплатят больничный или очередной отпуск, многие частные предприятия не хотят брать на работу женщину с детьми, которые часто болеют, предпочитая сотрудников, у которых нет малолетних детей, не берут на работу и людей предпенсионного возраста, что является нарушением законодательства и т.п.

Средства массовой информации затрагивают проблему реформ в социальной сфере весьма поверхностно, «выхватывая» лишь некоторые наиболее острые вопросы.

Основная же масса населения просто не имеет представления о тех социальных гарантиях, которые им предоставляет государство.

Объект: Социальное страхование.

Предмет: Система социального страхования.

Цель работы: Сформировать общую картину развития социального

страхования в Российской Федерации и других странах.

Задачи: 1. Проследить историю появления и развития системы социального страхования в России.

2. Сравнить систему социального страхования России с аналогичными системами в других странах мира.

1. История появления и развития системы социального страхования в России.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

Первые законы о страховании были приняты в России в начале ХХ столетия.

В 1912 г. Россия получила пакет страховых законов, предусматривавших обязательное социальное страхование: от несчастных случаев на производстве, в случае болезни, а женщин-работниц – в случае родов. В соответствии с этими законами медицинская и лекарственная помощь наемным работникам предоставлялись безвозмездно; пенсии при полной потере трудоспособности устанавливались в размере 2/3 заработка.

Рабочую группу в Государственной Думе, которая занималась подготовкой и согласованием страховых законов, возглавлял барон Е.Е. Тизенгаузен, исповедовавший концепцию необходимости государственного вмешательства в регулирование отношений между работодателем и работниками, включая отношения по обязательному социальному страхованию.

По его мнению, противостояние сторон этих отношений могло привести к стихийному взрыву, “который под развалинами существующего строя похоронит все то, что достигло человечество тысячелетней культурой” 3 .

В 1913 г. в целях систематизации законодательства о наемном труде принимается Устав о промышленном труде, который входит в новое издание второй части Х1 тома Свода законов Российской Империи.

Из четырех разделов Устава один раздел предусматривает виды обеспечения работников промышленных предприятий. В этом разделе первые семь глав содержат нормы, определяющие общие вопросы страхования наемных работников.

Трудно не согласиться с выводом Е.Б. Хохлова – автора Очерков истории правового регулирования труда в России, – считающим, что с принятием таких актов Россия стояла перед громадным качественным сдвигом в общественном правосознании, а российское общество начинало претерпевать самые настоящие революционные изменения как в теории юридической науки, так и в правоприменительной практике регулирования отношений между трудом и капиталом.

Таким образом, уже на самом первом этапе становления в России системы социального страхования рабочих, обществом осознавалось неразрывное единство отношений, возникающих между работодателями и работниками по поводу применения наемного труда и по поводу “рабочего страхования”.

В России страхование от несчастных случаев имело две формы: индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые общества заключали договоры с владельцами предприятий, принимая на себя выплату определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев.

Наличие подобного договора освобождало предпринимателя от гражданско – правовой ответственности за причинение вреда. Вопрос о гражданско- правовой ответственности работодателя при подобных обстоятельствах особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев».

Читайте также:
Страховой убыток для компании и страхователя: понятие

Именно после принятия этого закона предприниматели стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования работников с тем, чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Таким образом, данный закон можно считать, в какой-то степени, началом государственного социального страхования в России.

Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых регионов страны. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев.

Основы обязательного социального страхования в стране были заложены принятием Третьей Государственной Думой в 1912 г. законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих».

Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей.

Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих не менее 200. Для обслуживания рабочих более мелких предприятий создавались кассы на кооперативных началах. До революции в России действовало несколько тысяч страховых касс. В центре эту работу проводил Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях – Страховые присутствия.

Октябрьская революция внесла в жизнь свои коррективы, новшества не обошли и социальное страхование. Новые руководители страны, пришедшие к власти после Октябрьской революции 1917 года, считали, что законы Третьей Государственной думы не отвечали интересам рабочих. Однако полномасштабного закона о социальном страховании так и не было принято. Изданные вскоре нормативные акты о страховании на случай болезни, беременности и родам, а также безработицы, не нашли своей полной реализации. Они были фактически заменены Положением о социальном обеспечении трудящихся, утвержденным декретом СНК в октябре 1918 года. Этот документ не только обозначил круг выплат, но и определял размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по безработице и пенсий по инвалидности. Однако в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи Положение не получило необходимого развития. Обеспечение трудящихся осуществлялось, в основном, в виде натурального продовольственного и вещевого довольствия.

Система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства, просуществовала до 1921 года, когда с переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не является единственным собственником промышленности и не должно нести все бремя обеспечения всех работающих по найму.

По декрету СНК от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» материальное обеспечение трудящихся основывалось на обязательных взносах предприятий, учреждений и хозяйств, использующих труд наемных работников. Конкретные нормы обеспечения определялись отдельными постановлениями СНК.

В частности, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам устанавливались в размере фактического заработка работника. Если средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка предусматривалось два вида пособия: на предметы ухода за новорожденным и на кормление ребенка до девяти месяцев в размере 25 процентов средней зарплаты.

Пособие по безработице выдавалось в размере от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с учетом квалификации и стажа работы. В этих нормативных актах подчеркивалось, что фонды социального страхования твердо бронированы и не могут быть использованы на какие-либо другие цели.

В деятельности страховых органов, кроме обеспечения застрахованных денежными выплатами, все больше внимания уделялось вопросам профилактического и социально-бытового направления (курорты, санатории, дома отдыха, профилактории, диетпитание, детские сады и ясли, молочные кухни).

Союзный совет социального страхования обладал довольно широкими полномочиями. Он рассматривал и утверждал разработанные инструкции и положения в развитие действующих законоположений, касающихся страхования отдельных категорий работников, порядка взимания страховых взносов, применения действующих тарифов к отдельным видам страхования и размеров страхового обеспечения; разъяснял законодательство о социальном страховании; устанавливал порядок хранения денежных средств органов страхования и др. Этим Советом в 1925 году был утвержден первый список профессиональных заболеваний.

Заметной вехой в истории социального страхования России является передача этого института в управление профсоюзам на основании постановления ВЦСПС от 23 июня 1933 года. Все средства социального страхования, а также санатории, дома отдыха и другие учреждения были переданы в управление ВЦСПС.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: