История медицинского страхования в России кратко

История медицинского страхования в России

История медицинского страхования в современной России насчитывает около 20 лет. За это время медстрахование успело и завоевать популярность, и накопить проблемы.
Прообраз того, что сегодня принято называть страхованием сотрудников, впервые появился в 1827 году в Санкт-Петербурге. В то время рабочие отдельных предприятий инициировали создание общества взаимопомощи. Участники вносили регулярные взносы в бюджет общества, в то время как владельцы фабрик и заводов в этом не участвовали. Если в результате несчастного случая на производстве рабочий становился нетрудоспособен, он получал из собранных средств помощь. В случае гибели выплаты шли в пользу семьи участника общества. Этот принцип лег в основу первых больничных касс, которые появились во второй половине XIX века.

Позднее, в 1842 году, в крупных периодических изданиях было напечатано объявление, которое обязывало всех граждан, принадлежавших к 4 и 5 разрядам (землекопы, дворники, лакеи, печники и т.д.), заплатить по 60 копеек. Взамен они получали право проходить лечение в городских больницах в течение одного года. А вот регулярные взносы за приказчиков, поваров, буфетчиков и садовников должны были делать их наниматели.

Вскоре стало понятно, что символические 60 копеек с человека даже частично не покрывают фактические расходы на лечение. Поэтому в период правления Александра II тарифы были подняты до 1 рубля. Еще 1 рубль за каждого работника должны были внести наниматели.
С 1870 года взнос должны были выплачивать абсолютно все граждане, вне зависимости от социального положения и достатка. Это касалось в том числе дворян и купцов, которые никогда не лечились в городских больницах, а наблюдались у частных докторов. Таким образом, появилось обязательное медицинское страхование – минимально необходимый перечень медицинских услуг, которыми мог воспользоваться абсолютно каждый. Такие черты присущи этому виду страхования и по сей день.
Переломным моментом в практике медицинского страхования принято считать 1861 год, когда вступил в действие первый нормативный акт, устанавливающий стандарты обязательного страхования для казенных горных заводов. Он потребовал учреждения при заводах вспомогательных касс. Они занимались выдачей пособий по временной нетрудоспособности, вызванной несчастными случаями, а также выплатой пенсий и компенсаций семьям рабочих в случае гибели кормильцев. Спустя некоторое время появилось дополнение, предписывающее управляющим основывать на предприятиях больницы.

Следующий этап эволюции трудовых отношений начался 2 июня 1903 г., когда в Российской империи были утверждены правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности.

Правила обязывали владельцев предприятий вознаграждать рабочих, без различия их пола и возраста, за утрату больше чем на три дня трудоспособности от телесного повреждения, причиненного им во время производства работ на предприятии. В случае смерти работника при тех же условиях право на вознаграждение возникало у членов его семьи.

Вознаграждение производилось в виде пособий и пенсий. Пособия назначались со дня несчастного случая по день восстановления трудоспособности или признания постоянной ее утраты. Размер пособия составлял половину действительного заработка потерпевшего.

Пенсии назначались в случаях постоянной утраты трудоспособности. Величина пенсии рассчитывалась так: при полной утрате трудоспособности пенсия назначалась в размере 2/3 годового содержания потерпевшего, а при неполной – в уменьшенном размере, который определялся соответственно степени потери трудоспособности потерпевшего.

По тем временам это был один из наиболее существенных законодательных актов, регулирующих отношения рабочих и предпринимателей. Впервые российские рабочие получили право требовать хотя бы какую-то компенсацию в случае травмы, полученной на производстве. Вместе с тем по-прежнему не вводилось никаких мер, защищающих рабочих на случай болезни.

В 1912 году III Государственная Дума одобрила Закон “О страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев”. Этот документ стал преемником правил 1903 года, но он кардинально отличался от них по содержанию. Помимо выплаты пособий по утрате трудоспособности или смерти, закон обязал предпринимателей оплачивать медицинские услуги, оказываемые участникам вспомогательных касс. В том числе – скорую медицинскую помощь, амбулаторное лечение, пребывание на стационаре, а также родовспоможение. Самое интересное, что по набору услуг такое страхование сотрудников во многом напоминает базовые программы современного добровольного медицинского страхования (ДМС).

События 1917 года кардинально изменили подход к медстрахованию. Более того, из нормативных актов надолго исчез сам термин “страхование”: его сменило словосочетание “социальное обеспечение”, гораздо больше соответствующее мировоззрению того времени. При советской власти медицинское обслуживание стало одинаково доступным для всех слоев населения, а расходы на него полностью взяло на себя государство. Но у такого подхода была и обратная сторона – низкое качество обслуживания, недостаточное финансирование медицинских учреждений, которое осуществлялось по остаточному принципу.

Читайте также:
Страховые резервы: понятие, виды и формирование

В новой России медицинское страхование получило право на существование с принятием Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”. Этот Закон применялся вплоть до текущего года, но сейчас утратил силу.

С 1993 года медицинское страхование существует в двух формах: обязательное и добровольное. Обязательное медицинское страхование является частью системы социального страхования государства. Добровольное представляет собой самостоятельный вид медицинского страхования, служащий дополнением к обязательному.

История обязательного медицинского страхования в России

05 февраля 2018

В настоящее время мы расцениваем систему обязательного медицинского страхования в России как сравнительно новую, начавшую действовать в 1991 г. с принятием закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Тем не менее, медицинское страхование в России имеет свою немалую историю.

Впервые сборы с граждан на содержание больниц предложило взимать Министерство внутренних дел, в чьем ведении находились вопросы деятельности общественных больниц, почти 170 лет назад в Петербурге.

Согласно Своду законов, городское сословие распадалось на пять различных «состояний» (статья 503):

почетные граждане (личные и потомственные)
гильдейское купечество, местное и иногороднее
мещане или посадские
ремесленники или цеховые
рабочие люди.

Сборы взимались с граждан, зарегистрированных по 4-му и 5-му разрядам, а это лакеи, кучера, дворники, каменщики, землекопы, плотники, мостовщики, печники, и составляли 60 копеек серебром в год, что являлось не очень значительной суммой, равной зарплате за 1,5 дня. Уплата страховых взносов давала право лечиться в общественных больницах.

При этом петербуржцы других категорий – повара, буфетчики, садовники, приказчики – сами взносы не платили. За них платили их работодатели, а об уплате сбора работникам ставился штамп в паспорте.

Впоследствии сумма сбора с хозяев-нанимателей увеличилась до 1 рубля. Кроме того, было решено, что сбор будут платить все категории горожан по принципу: «пусть богатый, который лечится у частного врача, все равно платит за бедного».

Вывод 1870 года звучал так: «Лица, уплатившие по принадлежности означенные сборы, приобретают для себя и семейств своих право на бесплатное лечение в городских больницах».

Были и «льготники», не платившие сбор: члены императорской фамилии, дипломатические и торговые представители, дети до 15 лет, не имевшие средств к существованию, лица, находившиеся в благотворительных учреждениях на полном пансионе, военные и гражданские чиновники. За лечение последних всегда платили ведомства.

При этом надо отметить, что у купцов, мещан и ремесленников еще ранее решения МВД, были особые «общественные» капиталы на лечение своих членов, которые составлялись из обязательных страховых взносов, у них были свои амбулатории и больницы, где кормили и лечили бесплатно. Эти сообщества оплачивали лечение своих сложных больных в городских и частных лечебницах.

В 1861 году был принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного страхования в России. При казенных горных заводах учреждались товарищества, а при товариществах – вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд. Чуть позднее работодателям, владельцам фабрик и заводов было предписано создавать больницы при предприятиях. На 100 работающих полагалась 1 койка.

В 1912 году был принят закон о страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев. Врачебная помощь за счет предпринимателя оказывалась участнику больничной кассы в четырех видах: первоначальная помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях, амбулаторное лечение, родовспоможение, больничное лечение с полным содержанием больного.

Введенные законы позволили государству значительно уменьшить расходы на здравоохранение. В 1912 году почти 80% работающих петербуржцев лечились бесплатно и получали лекарства на своих производствах. В благотворительных учреждениях состояло на учете свыше 107 тысяч человек, и только 70 тысяч все еще лечились за счет государственной казны.

Советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России “полного социального страхования”. Основные положения Декларации были следующие:

· распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту;

· распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства,

Проводимые Советским правительством реформы способствовали осуществлению полного социального страхования на началах полной централизации

В дальнейшем Советская власть отказалась от системы медицинского страхования как проявления капитализма. Декретом от 31 октября 1918г. было утверждено “Положение о социальном обеспечении трудящихся”. В новом Положении термин “страхование” был заменен на термин “обеспечение”. Это соответствовало концепции Советского правительства о том, что через год после Октябрьской революции капитализм уже ликвидирован и Россия стала “социалистической”.

Читайте также:
Основы медицинского страхования граждан в РФ в 2021 году

19 февраля 1919 г. В.И. Ленин подписал Декрет “О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному Комиссариату Здравоохранения”, в результате чего все лечебное дело передавалось Народному Комиссариату Здравоохранения и его отделам на местах. Таким образом, кассовая медицина упразднялась. Результаты реформы на первых порах в деле борьбы с инфекционными заболеваниями были достаточно убедительными. Значительно снизились уровень заболеваемости социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.), детская смертность и т.д.

В период НЭПа ненадолго страна вернулась к элементам медицинского страхования, но впоследствии, после 1929 г., система оказания медицинской помощи строилась на остаточном принципе финансирования государством. Как известно, система здравоохранения в СССР обладала как плюсами, которые взяли на вооружение продвинутые страны, так и минусами, приведшими к ее кризису.

Принятие Закона “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” 28 июня 1991 г., можно считать началом нового этапа в развитии социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.

Медицинское страхование явилось радикальным переходом от бюджетного финансирования к выделению и изоляции средств, предназначенных для отрасли здравоохранения, не позволяя таким образом урезать ее финансирование. 3,6% от фонда оплаты труда делились между региональным фондом (3,4%) и федеральным фондом (0,2%). Последний уравнивал доступ к медицинской помощи в более бедных регионах и выделял средства в случае катастроф и эпидемий. Страховые компании, получая средства от фондов, контролировали медицинские учреждения, в теории борясь за потребителя и, стараясь расходовать средства наиболее эффективно, на благо пациента.

Необходимость совершенствования системы обязательного медицинского страхования привела к принятию Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании» от 29.11.2010 г. №326-ФЗ, положения которого существенным образом изменили систему оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ. Кроме того, реформирована вся система взаимодействия между субъектами и участниками обязательного медицинского страхования.

Так, застрахованные граждане обладают максимально широкими правами по выбору страховой медицинской организации и медицинской организации для оказания услуг по ОМС: это право получить бесплатную медицинскую помощь при наступлении страхового случая на всей территории РФ, право самостоятельного выбора и замены страховой медицинской организации без участия работодателя один раз в год, а также право выбора медицинской организации из участвующих в реализации территориальной программы ОМС.

Также закон снял излишние административные барьеры для участия медицинских организаций в системе ОМС, устанавливая уведомительный порядок участия в системе ОМС любой медицинской организации или индивидуального предпринимателя, имеющих право на осуществление медицинской деятельности.

Основополагающими в современной сфере обязательного медицинского страхования являются принципы пациентоориентирования, на которых строятся отношения между всеми участниками системы: медицинскими организациями, страховыми компаниями и застрахованными.

История развития медицинского страхования в России

Страхование здоровья является одной из важнейших форм социальной защиты населения, задачей которой выступает финансовое обеспечение высококачественной медицинской помощи для нуждающихся в ней граждан. Для того чтобы лучше понять особенности современной ситуации в этой сфере, необходимо проанализировать историю развития данного явления. Каковы основные этапы становления и формирования медицинского страхования в Российской Империи, Советской России, в Советском Союзе? Какие факторы оказали основное влияние на развитие системы медицины в России? Каковы самые важные события и законы, повлиявшие на систему медицинского страхования в России? Ответим на эти вопросы в настоящей статье.

Развитие медицинского страхования в России до 1991 года

Первые упоминания о законодательных актах, связанных с внедрением элементов медицинского страхования, датируются серединой 19 века. В 1861 году был издан закон, по которому при горных предприятиях создавались так называемые вспомогательные кассы, чей бюджет базировался на основе взносов рабочих. При наступлении определенных обстоятельств, к которым относились и болезни, участник своеобразного фонда получал фиксированное пособие, которое должно было облегчить период его нетрудоспособности. Впоследствии кассы взаимопомощи стали создаваться повсеместно на большинстве крупных производств и заводов, зачастую даже без посредничества работодателей, однако в общем и целом уровень доступности медицинской помощи в этот период был неудовлетворительным.

Новый этап развития в рассматриваемой сфере начался в 1912 году, когда в государстве был создан специальный Совет по делам страхования. Благодаря его активной деятельности по всей территории России стали открываться страховые товарищества, обеспечивавшие оплату лечения работника при особо тяжелых заболеваниях и несчастных случаях. Действовали данные организации вплоть до революции, однако с узакониванием монополии государства во всех отраслях, в том числе и в здравоохранении, они лишились своей легитимности.

Читайте также:
Термины страхования 2021 для чайников: основные понятия

С приходом к власти советское правительство преобразовало институт страхования в институт социального обеспечения. Он распространялся на всех граждан и любые случаи временной потери трудоспособности. Для финансирования создавались специальные фонды, денежные средства в которые поступали от уплаты обязательных взносов предприятий и дотаций из государственного бюджета. Система здравоохранения была полностью бесплатной, а потому надобность в каких-либо дополнительных механизмах страхования отсутствовала.

Постсоветский период

После распада Советского Союза система медицинского страхования вновь была восстановлена. В 1991 году правительство приняло закон № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ», однако действовать он начал только в 1993, поскольку на тот момент практически полностью отсутствовала соответствующая структурно-организационная база для ввода обновленной страховой системы. Также было объявлено о создании федерального и территориальных фондов ОМС, которые должны были взять на себя часть функций, касающихся контроля за работой медицинских учреждений.

Из-за тяжелой экономической и политической ситуации внедрение медицинского страхования осуществлялось неравномерно и с большим количеством трудностей. Не было введено четкого разграничения полномочий между органами, управляющими системой здравоохранения, и фондами ОМС, из-за чего возникало множество разногласий между упомянутыми организациями, а проводимые ими мероприятия нередко дублировали друг друга.

Обязанности по финансированию программ ОМС были возложены на предприятия и работодателей, которые должны были в обязательном порядке отчислять 3,6% от всего фонда заработной платы на медицинское страхование своих сотрудников. За неработающее население отчисления производили местные органы исполнительной власти.

Современное положение ОМС

С течением времени в ходе своего становления и развития система ОМС была внедрена во все регионы РФ. Кроме того, с накоплением опыта окончательно оформилась законодательная база в данной сфере, согласно которой субъектами ОМС в стране выступают: граждане, страхователи, страховые организации и медицинские учреждения. Договорами об ОМС охвачено более 131 миллиона граждан (90% от общего населения) и 10 тысяч медицинских учреждений. Можно говорить о том, что становление системы страхования, основы которой были задуманы еще в 90-ых, вступило в свою завершающую стадию, однако далеко не все поставленные тогда задачи удалось выполнить. Одной из главных проблем сложившегося механизма стала экономическая несбалансированность ОМС на фоне постоянно сокращающегося государственного финансирования. Выявились и другие проблемы, связанные с неэффективностью государственного контроля над институтом страхования.

В 2011 году вступила в силу новая редакция закона «Об ОМС в РФ», которая подразумевает ряд постепенных структурных преобразований и повышение экономической заинтересованности всех субъектов ОМС, что в конечном итоге должно отразиться на качестве оказываемой медицинской помощи.

Развитие добровольного страхования

В отличие от ОМС, которое по своей сути одна из составляющих государственной программы, направленной на социальную защиту граждан, добровольное медицинское страхование (ДМС) можно отнести к сугубо коммерческой деятельности. ДМС оформлялось по личному усмотрению гражданина и было востребовано в 90-ые, поскольку предоставляло куда более надежные гарантии оказания высококачественной помощи в случае болезни.

В период с 1991 по 1998 года ДМС практически никак не регулировалось законодательством и было представлено в форме обычного заключения договора между страхователем и страховщиком. По этому соглашению страховой компании уплачивался фиксированный взнос, а она в свою очередь устанавливала лимит ответственности, в пределах которого оплачивались медицинские услуги в заранее оговоренном учреждении здравоохранения.

После 1998 года ДМС постепенно интегрировалось в общую систему медицинского страхования и использовалось по большей части как дополнение к ОМС. Его основной задачей стало возмещение расходов на дорогое лечение и дополнительный сервис, которые не покрывает стандартный полис ОМС.

Заключение

Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов. Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII — начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. История медицинского страхования в современной России насчитывает уже почти 30 лет. С 1993 года медицинское страхование существует в двух формах: обязательное и добровольное.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Читайте также:
Сущность имущественного страхования: виды, принципы, особенности

История возникновения фонда обязательного медицинского страхования в РФ

Введение

Медицинское страхование (Health insurance) в РФ – форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.

В правовом отношении этот вид страхования опирается на закон, определяющий правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения России. Закон обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь. Также вспомним историю возникновения Обязательного медицинского страхования. Об этом пойдет речь в главе 1.

Цель медицинского страхования состоит в том, чтобы гарантировать гражданам РФ при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

На территории РФ лица, не имеющие гражданства, или иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане РФ.

Во второй главе, мы поговорим о необходимости создания ОМС. Рассмотрим центральные проблемы ОМС. Согласно Программе госгарантий на систему обязательного медицинского страхования возлагается 85% всего объема медицинской помощи, а за счет средств бюджетов – 15%. Фактически в финансовом выражении это соотношение представляется как 38% и 68%, соответственно;

Медицинское страхование на территории РФ осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное страхование осуществляется в силу закона, а добровольное проводится на основе договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Каждая из этих форм страхования имеет свои особенности.

Проблемы системы обязательного медицинского страхования вытекают из одного фактора – обязательное медицинское страхование осуществляется на основе принципа финансирования, а не на основе принципов организации рискового страхования. Все отношения в системе обязательного медицинского страхования построены по тому принципу, что лечебные учреждения получают средства от страховых медицинских организаций не в качестве возмещения затрат за проведенное лечение застрахованного, а в качестве средств на предоставление медицинской помощи. Медицинские учреждения не заинтересованы в повышении качества оказываемых услуг, поскольку при организации оплаты по системе финансирования медицинские учреждения в любом случае получать ранее оговоренную оплату, вне зависимости от своих реальных усилий. Целью реформирования обязательного медицинского страхования является, в том числе, и повышение качества оказываемых в данной системе услуг. А этого можно добиться только в случае отказа от системы финансирования в пользу принципов оплаты с учетом не только объемов, но и качества услуг. Обязательное медицинское страхование перестанет развиваться по экстенсивному типу только тогда, когда оно станет рисковым видом страхования, по которому оплата будет осуществляться унифицированными и персонифицированными способами. Об этой поговори в третьей главе.

Чтобы разобраться в особенностях отечественного медицинского страхования, необходимо, прежде всего, рассмотреть основные принципы страховой деятельности. Этому и посвящена данная курсовая работа.

История возникновения фонда обязательного медицинского страхования в РФ

В России становление системы помощи населению при болезни связывается, в первую очередь, с развитием в конце XIX в. земской медицины, дотируемой за счет казны, ассигнований губернских и уездных властей. Медицинское страхование не получило в дореволюционной России широкого распространения в силу ее аграрности и очень малого периода пореформенного капиталистического развития.

Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось в XVIII – начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи – предшественников больничных касс. Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге.

Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов.

1 этап. С марта 1861 г. по июнь1903 г. В 1861 г. был принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного страхования в России. В соответствии с этим законом при казенных горных заводах учреждались товарищества, а при товариществах – вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд. Участниками вспомогательной кассы при горных заводах стали рабочие, которые уплачивали в кассу установленные взносы (в пределах 2-3% заработной платы). В 1866 г. был принят Закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц. Согласно этому Закону к работодателям, владельцам фабрик и заводов предъявлялось требование иметь больницы, число коек в которых исчислялось по количеству рабочих на предприятии: 1 койка на 100 работающих.

Читайте также:
Страхование финансовой деятельности хозяйственной организации

Открывшиеся в 70-80-е годы XIX в. на крупных заводах больницы были малочисленными и не могли обеспечить всех нуждавшихся в медицинской помощи. В целом медицинская помощь фабрично-заводским рабочим была крайне неудовлетворительной.

Фабричные страховые кассы начали создаваться в начале XX в. преимущественно на крупных предприятиях Москвы и Санкт-Петербурга. Принципы их организации и функционирования были аналогичны западноевропейским.

2 этап. С июня 1903 г. по июнь 1912 г. Особое значение в становлении обязательного медицинского страхования в России имел принятый в 1903 г. Закон “О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично- заводской, горной и горнозаводской промышленности”. По данному Закону работодатель нес ответственность за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных случаях на производстве, предусматривалась обязанность предпринимателя и казны выплачивать вознаграждения потерпевшим или членам их семей в виде пособий и пенсий.

3 этап. С июня 1912 по июль 1917 г. В 1912 г. III Государственной Думой было сделано немало для социального обновления страны, в том числе 23.06.1912 г. был принят Закон о страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев – закон о введении обязательного медицинского страхования для работающих граждан.

В декабре 1912 г. был учрежден Совет по делам страхования. В январе 1913 г. в Москве и Санкт-Петербурге открылись Присутствия по делам страхования. С июня-июля 1913 г. были созданы больничные кассы на многих территориях Российской Империи. В январе 1914 г. начали появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих при несчастных случаях. По закону 1912г. врачебная помощь за счет предпринимателя оказывалась участнику больничной кассы в четырех видах: 1. Первоначальная помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях. 2. Амбулаторное лечение. 3. Родовспоможение. 4. Больничное (коечное) лечение с полным содержанием больного.

К 1916 г. в России уже существовало 2403 больничные кассы, насчитывающие 1961 тысяч членов.[19] Такие кассы просуществовали до революции, а после принятия запрета о введении государственной монополии в страховании они потеряли не только свою актуальность, но и легитимность.

4 этап. С июля 1917 по октябрь 1917 года. После Февральской революции 1917 г. к власти пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей деятельности начало реформы в области обязательного медицинского страхования (Новелла от 25.07.1917 г.), включающие следующие основные концептуальные положения: – расширение круга застрахованных, но не на все категории работающих (поскольку одномоментно это технически было сделать невозможно, были выделены категории застрахованных); – предоставление права больничным кассам объединяться, при необходимости, в общие кассы без согласия предпринимателей и Страхового присутствия (окружные, общегородские больничные кассы); – повышены требования к самостоятельным больничным кассам по числу участников: в них должно было быть не менее 500 человек; – полное самоуправление больничных касс работающими, без участия предпринимателей. Временным правительством были приняты четыре законодательных акта по социальному страхованию, в которых серьёзно пересматривались и исправлялись многие недостатки Закона, принятого III Государственной Думой в 1912 г.

5 этап. С октября 1917 по ноябрь 1921 г. Советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России “полного социального страхования”.

Основные положения Декларации были следующие: – распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту; – распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы).

Проводимые Советским правительством реформы способствовали осуществлению полного социального страхования на началах полной централизации.

Логическим продолжением начатой политики слияния наркомздравовской и страховой медицины стало принятие Декрета от 31.10.1918г., которым было утверждено “Положение о социальном обеспечении трудящихся”. В новом Положении термин “страхование” был заменен на термин “обеспечение”. Это соответствовало концепции Советского правительства о том, что через год после Октябрьской революции капитализм уже ликвидирован и Россия стала “социалистической” и, следовательно, капиталистический институт социального страхования должен был уступить свое место социалистическому институту социального обеспечения. Содержание Декрета от 31.10.1918 г. полностью этому соответствовало.

19 февраля 1919 г. В.И. Ленин подписал Декрет “О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному Комиссариату Здравоохранения”, в результате чего все лечебное дело передавалось Народному Комиссариату Здравоохранения и его отделам на местах. Таким образом, этим Декретом кассовая медицина упразднялась. Результаты такой реформы на первых порах в деле борьбы с инфекционными заболеваниями были достаточно убедительными. Значительно снизились уровень заболеваемости социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.), детская смертность и т.д.

Читайте также:
Нестраховые посредники в страховой деятельности: понятие и примеры

6 этап. С ноября 1921 г. по 1929 г. C 1921 г. в стране была провозглашена новая экономическая политика (НЭП), и Правительство вновь обратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с 1921 по 1929 г.

15.11.1921 г. издается Декрет “О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом”, в соответствии с которым вновь вводится социальное страхование, распространяющееся на все случаи временной и стойкой утраты трудоспособности. Для организации социального страхования на случай болезни были установлены страховые взносы, ставки которых определялись Советом Народных Комиссаров и дифференцировались в зависимости от числа занятых на предприятии лиц и условий труда.

Впервые этим Декретом устанавливался порядок взимания взносов, при этом основными сборщиками стали комиссии по охране труда и социального обеспечения. По Постановлению Совета Народных Комиссаров № 19 ст.124 от 23.03.1926 г. из всех средств социального страхования образовывались следующие операционные фонды:

1) Фонды, находящиеся в непосредственном распоряжении органов социального страхования.

2) Фонды медицинской помощи застрахованным (ФМПЗ), находящиеся в распоряжении органов здравоохранения.

7 этап. С 1929 г. по июнь 1991 г. Этот этап можно охарактеризовать как период государственного здравоохранения, в течение которого в силу объективной политической и экономической ситуации сформировался остаточный принцип финансирования системы охраны здоровья.

В советское время надобность в медицинском страховании отсутствовала, поскольку существовало всеобщее бесплатное медицинское обслуживание, а сфера здравоохранения полностью содержалась за счет средств государственного бюджета, государственных ведомств, министерств и социальных фондов самих предприятий.

8 этап. С июня 1991 года по настоящее время. И лишь с принятием Закона РСФСР “О медицинском страховании граждан в РСФСР” 28 июня 1991 г. можно начать говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.

В период проведения экономических и социальных реформ, резкого снижения уровня жизни, острой нехватки бюджетных и ведомственных средств на содержание медицинских учреждений в 1991 г. был принят закон о введении в России медицинского страхования граждан в двух формах: обязательной и добровольной. При чем все положения этого закона, которые касались обязательного медицинского страхования, вводились в действие, начиная только с 1993 г. До этого времени необходимо было подготовить организационно-нормативную базу для управления и финансирования новой государственной страховой системы.

История медицинского страхования в России кратко

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ – это глобальная кампания, которая направлена на привлечение внимания каждого жителя нашей планеты к проблемам здоровья и здравоохранения с целью проведения совместных действий для защиты здоровья и благополучия людей.

Ежегодно Всемирный День здоровья проходит под определенным девизом, определяемым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В 2019 году он посвящен проблемам медицинского страхования и звучит следующим образом: «МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО» , тем самым подчеркивая важность медицинского страхования для обеспечения всеобщей доступности медицинской помощи населению.

Медицинское страхование сегодня – одно из основных направлений системы охраны здоровья населения Российской Федерации и служит юридическим гарантом реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и оказание медицинской помощи. Чтобы понять своеобразие и особенности, представить целостную картину формирования медицинского страхования от истоков до конца ХХ века, необходимо изучить некоторые исторические особенности, определить её этапы, проанализировать роль государственной политики в сфере организации и развития отечественной страховой медицины, оценить наличие соответствующей нормативно-правовой базы на разных этапах становления государства.

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ

Появление первых элементов страхования на Руси связывают с памятником древнерусского права «РУССКОЙ ПРАВДОЙ» (Х-Х1 вв.). В нем, в частности были приведены нормы материального возмещения вреда общиной в случае убийства. Так, за убийство члена княжеской семьи и при том, что убийца не будет пойман, община, на территории которой было совершено преступление, должна была выплатить 80 гривен, а в случае убийства простолюдина – 40 гривен.

Зарождение элементов страховой медицины и социалистического страхования в России началось в ХVIII веке. На первых капиталистических предприятиях рабочие без участия работодателей создавали ОБЩЕСТВА ВЗАИМОПОМОЩИ . Формирование бюджета происходило из регулярных взносов участников общества взаимопомощи. При утрате трудоспособности рабочий получал денежную компенсацию, а в случае гибели выплаты получала семья участника общества. Этот принцип лег в основу первых БОЛЬНИЧНЫХ КАСС, которые появились лишь во второй половине ХIХ века. В 1827 году в Санкт – Петербурге было организовано ПЕРВОЕ ТОВАРИЩЕСТВО , которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни.

В 1842 году в крупных периодических изданиях Санкт-Петербурга было опубликовано объявление, согласно которому лицам 4-го и 5-го разрядов (лакеи, дворники, землекопы, печники и т.д.) рекомендовалось уплатить по 60 копеек серебром (примерная сумма, равная заработку за полтора дня). Взамен им предоставлялось право на бесплатное лечение в городских больницах в течение одного года, а при нехватке мест – в гражданских и сухопутных госпиталях. Инициатором данного действа было Министерство внутренних дел, которое в те времена занималось вопросами здравоохранения. Причиной послужила нехватка финансирования больниц для бедных, но благодаря этой задумке даже самые малоимущие смогли получать медицинскую помощь. Позже стало ясно, что собираемые средства по факту покрывали лишь 1/16 долю всех расходов на лечение, вследствие чего Александром П были утверждены рекомендации межведомственной комиссии об увеличении страхового сбора до 1 рубля, а также о взимании 1 рубля за каждого рабочего с нанимателя. С сего момента обязаны были платить все категории граждан, а также приезжие купцы и дворяне. Переломным моментом в практике медицинского страхования принято считать 1861 год, когда был принят закон «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ НА КАЗЕННЫХ ГОРНЫХ ЗАВОДАХ» , вводивший элементы обязательного страхования в России. В соответствии с данным документом при казенных горных заводах учреждались ТОВАРИЩЕСТВА , а при них – ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КАССЫ , в задачи которых входила выдача пособий по временной нетрудоспособности, пенсий инвалидам, вдовам и сиротам, прием вкладов и выдача ссуд. При этом бюджет фонда формировался за счет вычетов из заработной платы работников в размере 2-3%.

Наряду с городской и земской медициной в России уже во второй половине ХIХ века сформировалась система фабрично-заводской медицины. В 1866 году был принят закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц для рабочих из расчета: одна койка на 100 работающих. Этот принцип лег в основу первых БОЛЬНИЧНЫХ КАСС, которые появились лишь во второй половине ХIХ века. ПЕРВАЯ БОЛЬНИЧНАЯ КАССА на территории России была организована в Риге в 1859 году при фабрике «П.Х. Розенкранц и Ко». В целом фабрично-заводскую помощь рабочим можно признать крайне неудовлетворительной, так как открывшиеся больницы были малочисленны и не удовлетворяли потребности в медицинской помощи.

Трансформация источников финансирования и организационной структуры ПРИКАЗОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ в конце Х1Х века привела к серьезным изменениям. С 1869 года началось ВВЕДЕНИЕ постоянных ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУБСИДИЙ . Важным этапом в становлении медицинского страхования стало ПРИНЯТИЕ ЗАКОНА «О ВОЗНАГРАЖДЕНИИ ГРАЖДАН, ПОТЕРПЕВШИХ ВСЛЕДСТВИЕ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ, РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ, А РАВНО ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙСТВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРНОЙ И ГОРНОЗАВОДСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» в 1903 году. С этого момента на работодателя и казну налагалось обязательство выплаты вознаграждения потерпевшим или членам их семей в виде пособий или пенсий при несчастных случаях на производстве.

ДАТОЙ РОЖДЕНИЯ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ в нашей стране является 23 июня 1912 года, когда Ш Государственная Дума приняла ПАКЕТ ЗАКОНОВ , который завершил процесс формирования системы страхования рабочих. В соответствии с направлением, заданным П.А. Столыпиным, начала действовать широкомасштабная социальная реформа.

П.А. Столыпин

Анализ показывает, что закон 1912 года сложный, многоуровневый нормативный акт. В его структуре насчитывалось 286 статей (для сравнения положение 1903 года содержало всего 53 статьи) , которые сформировали два блока: первый – содержательный, регламентировал социальное обеспечение рабочих в связи с несчастными случаями и по болезни, второй – институциональный , представлял организационную сторону будущего страхования. Произошло закрепление сложившейся практики страхования и появление таких новых элементов, как ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ и ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ . Однако, принятая в 1912 году система страхования рабочих оказалась весьма несовершенной и вызывала обоснованную критику даже на заседаниях Государственной Думы. Указанная система действовала только для рабочих, занятых на сравнительно крупных предприятиях, которых в то время в России было немного. Кроме того, закон не распространялся на Сибирь, Дальний Восток и Среднюю Азию. Из общего числа в 13 миллионов человек страхованию от несчастных случаев и по болезни подлежали только 2 миллиона трудящихся.

Здание Правления Страхового общества «Россия» в Москве

Здание Правления Страхового общества «Россия» в Санкт-Петербурге

Вокруг страховых законов 1912 года развернулась экономическая и политическая борьба. Важнейшие требования рабочих в области социального страхования и охраны здоровья были сформулированы в докладе Н.А. Семашко на Пражской конференции РСДРП.

Н.А. Семашко

После прихода к власти, Временное правительство в 1917 году разработало «ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПРАВИЛ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАБОЧИХ НА СЛУЧАЙ БОЛЕЗНИ» , а также был принят новый закон, регламентирующий медицинское страхование. Реформирование системы социального страхования и медицинского страхования, как его части, было прогрессивным, но осталось нереализованным.

С приходом советской власти Народный комиссариат здравоохранения объявил о программе с полным социальным страхованием на началах массовой централизации. Был принять ряд декретов, которые положили начало рабочей страховой медицине : «О ПЕРЕДАЧЕ БОЛЬНИЧНЫМ КАССАМ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» (14ноября 1917 года), «О СТРАХОВЫХ ПРИСУТСТВИЯХ И СТРАХОВОМ СОВЕТЕ» (29 ноября 1917 года), «О СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ БЕЗРАБОТИЦЫ» (11 декабря 1917 года), «О СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ БОЛЕЗНИ» (22 декабря 1917 года). 18 февраля 1919 года согласно постановлению Народного комиссариата вся лечебная часть бывших больничных касс перешла в ведомство Народного комиссариата здравоохранения.

Д. Кардовский «Страхование жизни». 1917 год.

На месте «рабочей страховой медицины» создана единая общегосударственная «советская медицина». Одновременно с этим вся система социального страхования заменена государственной системой социального обеспечения.

С момента провозглашения новой экономической политики (НЭП) правительство возвратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за 1921-1929 годы. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ стало реальным дополнительным источником финансирования здравоохранения при сохранении государственного финансирования (как основного), и использования иных форм оплаты медицинских услуг. После ликвидации НЭПа медицинское страхование было упразднено, хотя существовало только в форме санаторно-курортного лечения и отдельных видов профилактической и оздоровительной работы на промышленных предприятиях.

В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ НАДОБНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ НЕ БЫЛО , так как существовало ВСЕОБЩЕЕ БЕСПЛАТНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ .

Здравоохранение полностью содержалось за счет средств государственного бюджета, государственных ведомств, министерств и социальных фондов самих предприятий. Спустя почти 60 лет изменения в экономической и политической сферах привели к неспособности обеспечить медицинскую помощь населению за счет государства. Вновь возникла потребность в реформировании системы социального страхования и возрождения института медицинского страхования. Регламентация новой модели была осуществлена в 1991 году законом РФ «О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН» . С этого момента в России введено ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ (ОМС) и ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ . Базовый принцип – ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН РАВНЫМИ ПРАВАМИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ в соответствии с программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи начал действовать с 1993 года.

В 1993 году начал действовать новый этап реформы отрасли. В дополнение к бюджетной системе здравоохранения была создана СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ . Современная система медицинского страхования имеет двойственную природу: с одной стороны, её истоки находятся в дореволюционной России, с другой стороны, за её основу взята современная голландская модель.

За 20-летний период в системе медицинского страхования накопилось немало проблем и противоречий, которые требуют специального изучения и решения. Население в полной мере не удовлетворено качеством и доступностью медицинской помощи. Добровольное медицинское страхование в России не получило своего развития из-за несовершенства нормативно-правового обеспечения. Федеральный закон №326-ФЗ «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» , вступивший в силу с 1 января 2011 года, хотя и изменил систему здравоохранения в стране, но все же не решил накопившихся проблем. Только комплексная реализация обязательного и добровольного медицинского страхования способна качественно повысить уровень оказываемых населению медицинских услуг и гарантированно обеспечить доступность медицинской помощи всему населению Российской Федерации.

Литература:

1. Алексеев В.А., Борисов К.. Проблемы реорганизации здравоохранения в России//Мир. 2011.№2.с. 66-72.

2. Антонова Н.Л. Становление практики обязательного медицинского страхования в России: проблемы и противоречия//Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. Вып. 2. С. 230-235.

3. Таранов А.М. Основные результаты деятельности системы ОМС за 10 лет и неотложные задачи её совершенствования//Экономика и практика обязательного медицинского страхования. 2003.№4. с.4-10.

4 . Экономические методы управления в здравоохранении/Уйба В.В., Чернышев В.М., Пушкарев О.В.. Новосибирск. Альфа-ресурс. 2012. 312 с.

История развития медицинского страхования в России

Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов.

Читайте также:
История страхования жизни: развитие в России и мире

1 этап. С марта 1861 по июнь 1903 года

В 1861 г. был принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного страхования в России. В соответствии с этим законом при казенных горных заводах учреждались товарищества, а при товариществах – вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд. Участниками вспомогательной кассы при горных заводах стали рабочие, которые уплачивали в кассу установленные взносы (в пределах 2-3 процентов заработной платы). В 1866 г. был принят Закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц. Согласно этому Закону к работодателям, владельцам фабрик и заводов предъявлялось требование иметь больницы, число коек в которых исчислялось по количеству рабочих на предприятии: 1 койка на 100 работающих.

2 этап. С июня 1903 – по июнь 1912 года

Особое значение в становлении обязательного медицинского страхования в России имел принятый в 1903 г. Закон “О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности”. По данному Закону работодатель нес ответственность за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных случаях на производстве, предусматривалась обязанность предпринимателя и казны выплачивать вознаграждение потерпевшим или членам их семей в виде пособий и пенсий.

3 этап. С июня 1912 по июль 1917 года

В 1912 г. III Государственной Думой было сделано немало для социального обновления страны, в том числе 23.06.1912 г. был принят Закон о страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев. В декабре 1912 г. был учрежден Совет по делам страхования. В январе 1913 г. в Москве и Санкт-Петербурге открылись Присутствия по делам страхования. С июня-июля 1913 г. были созданы больничные кассы на многих территориях Российской Империи. В январе 1914 г. начали появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих при несчастных случаях. По Закону 1912 г. врачебная помощь за счет предпринимателя оказывалась участнику больничной кассы в четырех видах:


Читайте также:
Международное страхование перевозок 2021: тарифы и условия СК

4 этап. С июля 1917 по октябрь 1917 года

После Февральской революции 1917 г. к власти пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей деятельности начало реформы в области обязательного медицинского страхования (Новелла от 25.07.1917 г), включающие следующие основные концептуальные положения:

Расширение круга застрахованных, но не на все категории работающих (поскольку одномоментно это технически было сделать невозможно, были выделены категории застрахованных).

Предоставление права больничным кассам объединяться, при необходимости, в общие кассы без согласия предпринимателей и Страхового присутствия (окружные, общегородские больничные кассы).

Повышены требования к самостоятельным больничным кассам по числу участников: в них должно было быть не менее 500 человек.

Полное самоуправление больничных касс работающими, без участия предпринимателей.

Временным правительством были приняты четыре законодательных акта по социальному страхованию, в которых серьёзно пересматривались и исправлялись многие недостатки Закона, принятого III Государственной Думой в 1912 г.

5 этап. С октября 1917 по ноябрь 1921 года

Советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России “полного социального страхования”. Основные положения Декларации были следующие:


Проводимые Советским Правительством реформы способствовали осуществлению полного социального страхования на началах полной централизации. Логическим продолжением начатой политики слияния наркомздравовской и страховой медицины стало принятие Декрета от 31.10 1918 г., которым было утверждено “Положение о социальном обеспечении трудящихся”. В новом Положении термин “страхование” был заменен на термин “обеспечение”. Это соответствовало концепции Советского Правительства о том, что через год после Октябрьской революции капитализм уже ликвидирован и Россия стала “социалистической” и, следовательно, капиталистический институт социального страхования должен был уступить свое место социалистическому институту социального обеспечения. Содержание Декрета от 31.10 1918 г. полностью этому соответствовало. 19.02.1919 г.В.И. Ленин подписал Декрет “О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному Комиссариату Здравоохранения”, в результате чего все лечебное дело передавалось Народному Комиссариату Здравоохранения и его отделам на местах. Таким образом, этим Декретом кассовая медицина упразднялась. Результаты такой реформы на первых порах в деле борьбы с инфекционными заболеваниями были достаточно убедительными. Значительно снизились уровень заболеваемости социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.), детская смертность и т.д.

Читайте также:
История обязательного страхования России: возникновение и развитие

История медицинского страхования в России кратко

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики

  • (8352) 63-26-02
  • general@chuvtfoms.ru

Контакт центр
8 800 770 09 55

История обязательного медицинского страхования

Летопись обязательного медицинского страхования в современной России насчитывает четверть века, но корни его зарождения уходят глубоко в историю. Зачатки страховой медицины как форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья в России появились еще в конце XVIII – начале XIX веков, когда на первых в стране капиталистических предприятиях возникли кассы взаимопомощи.

Впервые обязательное медицинское страхование было введено в Пруссии в 1845 году для лиц определенных профессий. В 1883 году закон о медицинском страховании был принят на всей территории Германии. При Бисмарке система
социального страхования для рабочих получила дальнейшее развитие. В конце XIX — начале XX веков системы социального медицинского страхования возникли во многих европейских странах.

В России во второй половине XIX века получила развитие система страхования ремесленников, основой которой были больничные кассы, однако сравнительно широкое развитие эти кассы получили после революции 1905 года.

В 1912 году III Государственная Дума приняла закон об обеспечении рабочих на случай болезни, который охватывал около 20% наемных работников. На предприятиях с числом работников свыше 200 учреждались больничные кассы,
мелкие предприятия могли создавать общие больничные кассы. Они управлялись собранием, куда входили представители рабочих и предпринимателей, 2/3 голосов на собрании принадлежало наемным работникам.

Собрание избирало Правление кассы, в которое входили представители работодателя и представители наемных работников, причем последние имели большинство. Страховые взносы, размер которых устанавливало собрание, делились между работниками и работодателями. Взносы рабочих в полтора раза превышали взносы предпринимателей.

Основной задачей больничных касс была выплата пособий в случае болезни, увечья, родов и смерти. Амбулаторное лечение и первая помощь при несчастных случаях и внезапных заболеваниях участникам больничных касс должны были, в соответствии законом, обеспечиваться за счет предпринимателя, стационарная помощь и родовспоможение — на общих для населения основаниях. Однако на практике этот вид помощи часто финансировал предприниматель.

Читайте также:
Страховая защита: понятие, пути реализации и сроки

Страхование было индивидуальным, помощь членам семей не оказывалась. Но кассы имели право организовывать для них лечебницы.

В соответствии с законом больничные кассы подчинялись губернским страховым присутствиям, которые возглавляли губернаторы или градоначальники и состояли из 15 человек (из них 2 — рабочих). Страховые присутствия подчинялись Российскому страховому совету численностью 21 человек, из которых 5 были рабочими.

С приходом советской власти были сделаны попытки развить страховую медицину. В период НЭП в начале 20-х годов XX века были определены страховые взносы по ряду видов социального страхования. В 1922 году для негосударственных предприятий размер взноса на медицинское страхование составлял от 5,5 до 7% по отношению к оплате труда. Страховые взносы передавались непосредственно в распоряжение органов здравоохранения, и обязательное медицинское страхование было реальным дополнительным источником финансирования медицины при сохранении государственного финансирования как основного.

Однако в 1929 году страховая медицина была ликвидирована. После окончания периода НЭП финансирование учреждений здравоохранения осуществлялось за счет государственного бюджета. Вместо страховой медицины была утверждена единая — «всеобщая и бесплатная». Сохранились лишь отдельные элементы медицинского страхования: за счет страховых средств частично финансировались санаторно-курортное лечение, отдельные виды профилактической и здоровительной работы на промышленных предприятиях.

Но с 60-х годов система стала буксовать: давал о себе знать остаточный принцип финансирования охраны здоровья. В начале 90-х ситуация переросла в критическую: денег из бюджета катастрофически не хватало, и никто не мог ответить, сколько их нужно и почему врачи получают одинаковую зарплату за неодинаковую работу. Тогда в России вспомнили о медицинском страховании. Бюджетная модель здравоохранения уступила место бюджетно-страховой медицине.

Создание системы обязательного медицинского страхования в современной России совпало с началом глобального реформирования политических и экономических институтов государства, формирования рыночной экономики. Концептуальные основы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации и его организационная модель были сформулированы в принятом в 1991 году Законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Вместе с тем, оставались нерешенными такие основные вопросы, как организация финансовых потоков, управление реализацией закона и государственный контроль в системе. Необходимо было создание страховой инфраструктуры с обязательным формированием в ней активных элементов, которые бы организовывали взаимодействие субъектов системы и создавали условия для ее развития.

Такими активными элементами стали государственные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования. Для регламентации их деятельности в 1993 году был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР», после принятия которого Закон о медицинском страховании стал действующим и именно 1993 год считается годом начала развития системы обязательного медицинского страхования в России.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: