Страхование профессиональной ответственности 2021: закон и договор

Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 343-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 15 июня 2021 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года

Внести в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 1, ст. 4; 1999, № 47, ст. 5622; 2003, № 50, ст. 4858; 2005, № 10, ст. 760; № 30, ст. 3101, 3115; 2007, № 49, ст. 6048; 2009, № 44, ст. 5172; 2010, № 17, ст. 1988; № 49, ст. 6409; 2011, № 49, ст. 7040; 2012, № 53, ст. 7592; 2013, № 26, ст. 3207; № 30, ст. 4067; 2014, № 23, ст. 2934; № 30, ст. 4224; № 45, ст. 6154; 2015, № 10, ст. 1409; № 27, ст. 3946; № 29, ст. 4357, 4385; № 48, ст. 6715; 2016, № 1, ст. 52; № 22, ст. 3094; № 26, ст. 3863, 3891; № 27, ст. 4225, 4294, 4296; 2017, № 31, ст. 4830; 2018, № 1, ст. 10, 66; № 18, ст. 2557; № 31, ст. 4840; № 32, ст. 5113; 2019, № 18, ст. 2212; № 49, ст. 6953; 2020, № 14, ст. 2027; № 17, ст. 2727; № 30, ст. 4738; № 52, ст. 8588; 2021, № 1, ст. 53) следующие изменения:

1) абзац первый пункта 32 статьи 3 после слов “объединяющая страховые организации” дополнить словами “и иностранные страховые организации”;

дополнить подпунктом 21 следующего содержания:

“21) иностранные страховые организации, в том числе иностранные перестраховочные организации;”;

подпункт 8 после слов “объединяющие страховые организации” дополнить словами “и иностранные страховые организации”;

абзац первый после слов “Страховые организации,” дополнить словами “иностранные страховые организации,”;

абзац третий изложить в следующей редакции:

“Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Перечень сведений, содержащихся в едином государственном реестре субъектов страхового дела, и порядок его ведения устанавливаются органом страхового надзора.”;

абзацы четвертый и пятый признать утратившими силу;

в) абзац первый пункта 3 после слов “юридического лица” дополнить словами “(страховой организации, общества взаимного страхования, страхового брокера)”;

г) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

“31. Наименование филиала иностранной страховой организации должно содержать на русском языке:

1) слово “филиал” с указанием вида деятельности с использованием слов “страхование” и (или) “перестрахование”;

2) полное наименование иностранной страховой организации, включая сведения о ее организационно-правовой форме;

3) обозначение филиала иностранной страховой организации, отличающее его от других филиалов данной иностранной страховой организации на территории Российской Федерации.”;

д) дополнить пунктом 32 следующего содержания:

“32. В наименовании филиала иностранной страховой организации допускается использование наименования иностранной страховой организации на английском языке.”;

е) пункт 4 дополнить словами “, а также на иностранные страховые организации”;

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

“1. Страховщики – страховые организации, иностранные страховые организации, общества взаимного страхования.

Страховая организация – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию и (или) перестрахованию и получившее лицензию на осуществление соответствующего вида страховой деятельности в установленном настоящим Законом порядке.

Иностранная страховая организация – иностранное юридическое лицо, соответствующее требованиям, установленным пунктом 1 статьи 331 настоящего Закона, осуществляющее коммерческое присутствие на территории Российской Федерации путем создания филиала (филиалов) и получившее лицензию на осуществление соответствующего вида страховой деятельности на территории Российской Федерации в установленном настоящим Законом порядке. Положения настоящего Закона распространяются на иностранные страховые организации в части деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации через созданные ими филиалы.

Страховые организации, иностранные страховые организации, осуществляющие исключительно деятельность по перестрахованию, являются соответственно перестраховочными организациями и иностранными перестраховочными организациями.

Общество взаимного страхования – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по взаимному страхованию и получившее лицензию на осуществление взаимного страхования в установленном настоящим Законом порядке.

Страховые организации, включая перестраховочные организации, общества взаимного страхования не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, не связанную со страховой деятельностью (страховым делом).

Иностранные страховые организации, включая иностранные перестраховочные организации, не вправе осуществлять на территории Российской Федерации предпринимательскую деятельность, не связанную со страховой деятельностью (страховым делом).

Страховщики вправе инвестировать собственные средства (капитал) и средства страховых резервов, осуществлять сделки с имуществом в целях обеспечения своей деятельности, в том числе реализовывать имущество, приобретенное в целях обеспечения своей деятельности, и имущество, приобретенное в результате отказа страхователя (выгодоприобретателя) от прав на застрахованное имущество в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты в размере полной страховой суммы.”;

б) в абзаце третьем пункта 2 слово “страховщиком” заменить словами “страховой организацией, обществом взаимного страхования”;

в) в пункте 22 после слов “страховая организация” дополнить словами “, иностранная страховая организация”, слова “запрашивает и получает” заменить словами “запрашивают и получают”;

в абзаце первом слова “соответствующего бюджета федеральным” заменить словами “бюджетов бюджетной системы Российской Федерации”;

Читайте также:
Страхование СМР 2021: строительно-монтажные работы и риски

абзац третий после слов “иностранные организации” дополнить словами “и иностранные граждане”;

абзацы четвертый – восьмой признать утратившими силу;

дополнить абзацем следующего содержания:

“Иностранные страховые организации не могут осуществлять в Российской Федерации обязательное страхование (за исключением обязательного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”), страхование, связанное с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, страхование имущественных интересов государственных организаций и муниципальных организаций, страхование объектов, требующих наличия лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, иное страхование за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органам исполнительной власти (страхователям).”;

д) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

“31. В случае, если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 50 процентов, орган страхового надзора прекращает выдавать лицензии на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, а также прекращает принимать решения о выдаче (замене) лицензий на осуществление страховой деятельности иностранным страховым организациям и об аккредитации филиалов иностранных страховых организаций.

Размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций рассчитывается органом страхового надзора ежегодно по состоянию на 1 января текущего года в установленном им порядке на основе данных об уставных капиталах страховых организаций и данных о минимальных размерах гарантийных депозитов филиалов иностранных страховых организаций, установленных пунктом 1 статьи 334 настоящего Закона.

Информация о размере (квоте) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций, о введении или прекращении предусмотренных абзацами первым и пятым настоящего пункта ограничений на иностранные инвестиции подлежит опубликованию органом страхового надзора в определенном им печатном издании и размещается на официальном сайте органа страхового надзора в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в течение десяти дней с даты принятия соответствующего решения.

Страховая организация обязана получить предварительное разрешение органа страхового надзора на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов (за исключением случаев увеличения доли иностранного инвестора в уставном капитале страховой организации в номинальном выражении в результате увеличения уставного капитала страховой организации за счет ее собственных средств), на отчуждение в пользу иностранных инвесторов (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) обязаны получить предварительное разрешение органа страхового надзора на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов. Срок действия указанных предварительных разрешений составляет один год.

Если установленный настоящим пунктом размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций будет превышен, орган страхового надзора отказывает в выдаче предварительных разрешений, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта.

Оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций производится исключительно в денежной форме в валюте Российской Федерации.”;

слова “пунктом 3” заменить словами “пунктом 31”;

дополнить абзацем следующего содержания:

“Порядок выдачи предварительного разрешения органа страхового надзора, указанного в пункте 31 настоящей статьи, форма заявления для получения указанного предварительного разрешения, а также порядок представления такого заявления и прилагаемых к нему документов устанавливаются органом страхового надзора.”;

ж) пункт 6 изложить в следующей редакции:

“6. В целях доведения до страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, лиц, имеющих намерение заключить договор страхования, информации о своей деятельности страховщик должен иметь собственный сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – официальный сайт страховщика), на котором должна размещаться следующая информация на русском языке:

1) полное наименование, адрес (место нахождения), номера телефонов, режим работы страховщика, его филиалов и представительств;

2) сведения о руководителях, об акционерах (участниках, членах) страховщика;

3) сведения о правоустанавливающих документах, включая сведения об основном государственном регистрационном номере (за исключением иностранной страховой организации), идентификационном номере налогоплательщика, о регистрационном номере в едином государственном реестре субъектов страхового дела, а также сведения о всех лицензиях страховщика и сроках их действия;

4) перечень осуществляемых видов страхования;

5) правила страхования и страховые тарифы;

6) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховщика и подтверждающее ее достоверность аудиторское заключение за три предыдущих отчетных года;

7) годовая консолидированная финансовая отчетность и подтверждающее ее достоверность аудиторское заключение за три предыдущих отчетных года;

8) информация о присвоенных страховщику кредитных рейтингах (в случае присвоения), а также об их подтверждении, пересмотре или отзыве;

9) сведения о деятельности страховщика, об опыте его работы по видам страхования;

10) сведения об участии в ассоциациях (союзах), в том числе в саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и профессиональных объединениях страховщиков;

11) сведения об операторах финансовых платформ (их наименованиях и сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”) в случае, если страховщик присоединился к договорам об оказании услуг операторов финансовых платформ;

12) иная информация, необходимость опубликования которой предусмотрена законодательством Российской Федерации или вытекает из обычаев.”;

з) дополнить пунктом 61 следующего содержания:

“61. Требование о размещении информации, указанной в подпунктах 1, 6 и 7 пункта 6 настоящей статьи, не распространяется на иностранные страховые организации.”;

Читайте также:
Морское страхование 2021: КАСКО, карго, фрахт, ответственность

и) дополнить пунктом 62 следующего содержания:

“62. Иностранная страховая организация дополнительно к информации, указанной в пункте 6 настоящей статьи, размещает на своем официальном сайте следующую информацию на русском языке:

1) полное наименование иностранной страховой организации, адрес (место нахождения) в государстве (на территории), где зарегистрирована иностранная страховая организация, сведения о праве на осуществление страхования и (или) перестрахования на территории государства (на территории) – члена Всемирной торговой организации, предоставленном в соответствии с национальным законодательством этого государства (этой территории), номера телефонов, режим работы;

2) годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность иностранной страховой организации за предыдущие три года ее деятельности, составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности или иными, отличными от Международных стандартов финансовой отчетности, международно признанными правилами, с приложением копий аудиторских заключений, подтверждающих достоверность указанной отчетности (при наличии);

3) полное наименование филиала иностранной страховой организации, адрес (место нахождения), номера телефонов, режим работы;

4) сведения о руководителях филиала иностранной страховой организации;

5) положение о филиале иностранной страховой организации, сведения об идентификационном номере налогоплательщика, о коде причины постановки на учет в налоговом органе, номере записи об аккредитации филиала иностранной страховой организации в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и дате ее внесения.”;

абзац первый изложить в следующей редакции:

“7. Указанная в пунктах 6 и 62 настоящей статьи информация о деятельности страховщика подлежит размещению на его официальном сайте в течение пяти рабочих дней со дня принятия страховщиком, уполномоченным органом или организацией соответствующего решения, а в случае необходимости его регистрации или уведомления о принятом решении уполномоченных органов со дня соответственно регистрации, уведомления.”;

в абзаце втором слова “в пункте 6” заменить словами “в пунктах 6 и 62”;

л) в пункте 8 слова “в пункте 6” заменить словами “в пунктах 6 и 62”;

а) в абзаце шестом пункта 5 слова “в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” исключить;

б) в абзаце третьем пункта 6 слова “в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” исключить;

а) абзац третий пункта 3 дополнить словами “, а также сведений об аккредитации филиала иностранной страховой организации и о размере его гарантийного депозита”;

б) в пункте 11 слова “на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” заменить словами “на своих официальных сайтах”, слова “на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” заменить словами “на своем официальном сайте”;

6) в пункте 2 статьи 11:

а) дополнить новым абзацем пятым следующего содержания:

“Если иное не установлено федеральными законами, иностранные страховые организации вправе применять страховые тарифы, которые рассчитываются в соответствии с требованиями национального законодательства государства (территории), где они зарегистрированы.”;

б) абзац пятый считать абзацем шестым;

в) дополнить абзацами следующего содержания:

“Страховщик обязан представлять в орган страхового надзора методику расчета страховых тарифов (за исключением случаев, когда методика расчета страховых тарифов устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти или органом страхового надзора и является обязательной для применения страховщиками) и положение о формировании страховых резервов, принятые в рамках видов страхования, которые он намерен осуществлять, с приложением документов, содержащих решение уполномоченного органа управления страховщика об их утверждении, в течение пяти рабочих дней с даты такого утверждения.

Страховщик обязан сообщить в орган страхового надзора об изменениях, внесенных в методику расчета страховых тарифов и положение о формировании страховых резервов, и одновременно представить документы, подтверждающие такие изменения, в течение пяти рабочих дней с даты их утверждения уполномоченным органом управления страховщика.

Установленное настоящим пунктом требование о представлении положения о формировании страховых резервов в орган страхового надзора не распространяется на иностранные страховые организации.”;

а) в абзаце втором пункта 2 слова “делового оборота” исключить;

б) в пункте 11 слова “страховые и (или) перестраховочные организации” заменить словами “юридические лица”, слова “страны, где они учреждены” заменить словами “государства (территории), где они зарегистрированы”, слово “российских” исключить;

8) статью 133 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

“11. Положения пункта 1 настоящей статьи распространяются на перестрахователя – иностранную страховую организацию по заключаемым на территории Российской Федерации основным договорам страхования (перестрахования).”;

а) в пункте 4 первое предложение изложить в следующей редакции: “Участниками перестраховочного пула могут являться страховщики, имеющие право на осуществление деятельности по перестрахованию, полученное в установленном настоящим Законом порядке, а также иностранные юридические лица, получившие в соответствии с национальным законодательством государства (территории), где они зарегистрированы, право на осуществление деятельности по перестрахованию.”;

б) в пункте 6 после слов “на сайте пула или на” дополнить словом “официальном”, слова “в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” исключить;

10) в пункте 1 статьи 142 после слов “страховые организации,” дополнить словами “иностранные страховые организации,”, слова “и сроки, которые предусмотрены” заменить словом “предусмотренном”, дополнить словами “, в течение девяноста дней с даты, следующей за днем принятия органом страхового надзора решения о выдаче лицензии, или в течение девяноста дней с даты, следующей за днем внесения в единый государственный реестр субъектов страхового дела сведений об иностранной страховой организации”;

а) в абзаце первом пункта 2 слова “страховщика (за исключением общества взаимного страхования)” заменить словами “страховой организации”;

в абзаце первом слова “Страховщики (за исключением

Страхование профессиональной ответственности в 2021 году

Даже квалифицированный и грамотный профессионал своего дела может совершить ошибку в своей работе. Для такой ситуации и было разработано страхование профессиональной ответственности. В нашей стране такие договоры заключаются совсем недавно, не имеют четкого законодательного обоснования, являются наиболее дорогостоящими, зато позволяют рассчитывать на компенсацию вреда.

Читайте также:
Страхование предпринимательских рисков в 2021 году: особенности, объекты, условия

Страхование профессиональной ответственности: суть и объекты

Договор страхования профессиональной ответственности заключается для того, чтобы оградить себя от любых неприятностей, связанных с выполнением трудовой деятельности. Если потерпевшей стороне будет причинен ущерб по вашей вине, все выплаты возьмет на себя страховая компания.

Приобрести такую страховку можно не в каждой организации, более того, нет четких условий, которые бы содержались в договорах. Правила страхования разрабатываются в каждом случае индивидуально: с учетом рисков, профессиональной деятельности, других факторов.

Объектом выступает профессиональная ответственность перед иными лицами. У страхователя есть имущественный интерес в качественном выполнении своей работы. Такой договор имеет нечто общее с ОСАГО, если вы повреждаете чужую машину, компания выплатит ущерб другой стороне. В данном же случае ущерб наносится в процессе деятельности: проведении операций, строительства, проверок.

Особенности страхования

Существует несколько особенностей страхования:

  • Застраховать свою деятельность могут физические лица и предприятия, хотя длительное время юридические лица не могли воспользоваться страхованием;
  • Выплату по договору может получить только пострадавшее лицо. Выплачивается материальный, моральный вред;
  • Страховой случай должен быть документально зафиксирован судебным органом. То есть, чтобы производилась выплата, пострадавшее лицо должно обратиться в суд. Там вынесут решение о выплате компенсации, соответственно, эту сумму придется вносить страховой компании;
  • Риски всегда высоки, страхование гражданской профессиональной ответственности предлагается на рынке лишь единичными компаниями.

Условия страхования

Договор страхования регулирует порядок заключения сделки, действия при наступлении непредвиденной ситуации, возможность получения компенсации. Все условия обговариваются индивидуально, однако основные положения всегда указываются в Правилах страхования. Этот документ разрабатывается на законодательной основе, позволяет регулировать взаимоотношения между сторонами.

В договоре указывают такие существенные условия:

  • Имущественный интерес страхователя;
  • Суммы, причитающиеся к уплате;
  • Страховые случаи;
  • Срок действия документа;
  • Основания для отказа в компенсации;
  • Порядок действий сторон при наступлении указанного случая.

По каждому пункту должно быть достигнуто соглашение, устраивающее сторон. Если требования не будут соблюдены, договор можно расторгнуть в судебном порядке.

Виды страхования

Страхование профессиональной деятельности ввиду недостаточного распространения не имеет многочисленных видов:

Обязательное страхование профессиональной ответственности

Заключение договора предусмотрено законом, деятельность предпринимателя или специалиста возможна только при наличии страховки. Действует в отношении аудиторов.

Само лицо принимает решение о том, стоит заключать договор или не стоит. При этом страховка убережет от рисков врачей, строителей, адвокатов, охранников, бухгалтеров, нотариусов.

Соответственно, страхование может быть разделено в зависимости от вида профессиональной деятельности, ведь риски в каждой работе разные. К примеру:

  • Аудиторы. Страховым случаем является ошибка, допущенная по неосторожности во время проведения проверки;
  • Строители. Страхуются риски при возведении дома, проведении инженерных работ, расчетов, архитектурных разработок, допущенных без прямого умысла;
  • Риелторы. Если в процессе работы специалист не учел важные детали, заключил договор купли-продажи между сторонами, а после выяснилось наличие дефектов, пострадавшее лицо имеет право получить компенсацию;
  • Врачи. В такой работе профессиональная ошибка может произойти в любой момент. Правда, она должна быть доказуема. Умышленные действия врача, нарушение инструкций, действия в экстремальных ситуациях – все эти случаи исключают получение премии.

Страхование профессиональной ответственности – возможность снизить потери в результате собственной ошибки. Такой вид страхования еще недостаточно развит, однако будет очень полезен отдельным видам специалистов, чья работа связана с рисками. Выплачивать ущерб пострадавшей стороне будет уже страховая компания.

Страхование ответственности арбитражных управляющих: с чем они категорически не согласны?

Генеральный директор Союза арбитражных управляющих “Саморегулируемая организация “Северная Столица”

специально для ГАРАНТ.РУ

Как известно, новый проект федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” 1 уже несколько раз дорабатывался, однако специалисты, представители саморегулируемых организаций и сами арбитражные управляющие считают, что он все еще требует пересмотра. К примеру, всеобщее недовольство вызывает то, как сегодня работает страхование ответственности арбитражных управляющих. Именно поэтому Национальный союз профессионалов антикризисного управления (НСПАУ) направил письма в Банк России и Минэкономразвития России, в которых были выражены основные проблемы в сложившейся ситуации (текст письма есть в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ).

Как обстоят дела со страхованием ответственности арбитражных управляющих сегодня?

Законодательство обязывает каждого арбитражного управляющего заключать договор обязательного страхования ответственности за причинение убытков лицам, которые участвуют в делах о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон № 127-ФЗ). Данный договор необходимо заключать со страховой компанией, которая должна быть аккредитована СРО арбитражных управляющих.

Кроме того, наличие заключенного страхового договора является одним из требований к членству управляющего в СРО. Если он не соблюдает данное условие, то он исключается из состава СРО. А это не соответствует логике и условиям рынка. Вводить страхование необходимо лишь при наличии у арбитражного управляющего процедур. Некоторые управляющие порой готовы взять небольшой “отпуск” и не работать, но желают оставаться при этом членами СРО. В этом случае страхование арбитражных управляющих бессмысленно – оно не достигает установленных целей, а лишь бьет по их карману.

Читайте также:
Страхование от несчастных случаев на производстве : закон, тарифы 2021

Претензии арбитражных управляющих

Первая проблема касается того, что сегодня страховая премия, установленная страховыми компаниями по договору страхования, зачастую настолько высока, что порой она в несколько раз превышает размер ежемесячного вознаграждения арбитражного управляющего. Годовая страховка действующих АУ колеблется в среднем 70-130 тыс. руб. в зависимости от страховой компании. В то время как еще несколько месяцев назад стоимость страхования ответственности арбитражного управляющего составляла в среднем от 20 тыс. до 30 тыс. руб.

Стоимость страховки потенциальных арбитражных управляющих, то есть тех специалистов, которые только планируют начать свою деятельность в качестве арбитражных управляющих составляет 90-120 тыс. руб. Помимо этого, для того, чтобы потенциальный арбитражный управляющий мог вести свою деятельность, он должен вступить в СРО и заплатить взнос, согласно ст. 2 ст. 25.1 Закона № 127-ФЗ в компенсационный фонд СРО 200 тыс. руб.

При этом необходимо не забывать, что реальный доход арбитражного управляющего часто не позволяет оплачивать счета страховых организаций. Вознаграждение арбитражного управляющего за конкурсное производство, установленное законодательством не повышалось с 2008 года. Кроме того, почти во всех делах арбитражный управляющий получает вознаграждение лишь по завершению процедуры. При этом, нет никакого нормативного регулирования страхового тарифа. Каждая страховая устанавливает порядок определения страхового тарифа самостоятельно. Исходя из этого можно сказать, что страховщики вводят заградительные тарифы, препятствующие заключению договора страхования ответственности.

Другая проблема заключается в том, что этот вид страхования является необязательным для страховых компаний, и сегодня функционирует менее 10 страховых компаний, которые работают в данном направлении, соответственно в этой сфере отсутствует конкурентная среда и вполне естественно, что у арбитражных управляющих почти нет выбора по условиям, предоставляемым страховыми компаниями. Кроме того, управляющим нередко отказывают в предоставлении страхования, особенно, если это начинающий специалист или наоборот профессионал с большим стажем и значительным количеством сопровождаемых процедур. Для арбитражных управляющих, только вступающих в СРО, отсутствие страховки превращается в запрет на профессию.

Что нужно изменить?

Сегодня страховые компании считают, что сами имеют право решать, заключать договор страхования или нет, о чем было сказано выше. Страховщики выдвигают зачастую заведомо невыполнимые условия, на которые арбитражный управляющий не может согласиться. К сожалению, альтернативы этим условиям часто нет. Поэтому управляющим приходится подписывать крайне невыгодный для них договор.

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) недавно предложил изменить Закон № 127-ФЗ по части страхования арбитражных управляющих. По словам вице-президента ВСС Светланы Гусар, система страхования должна стать более надежной и действенной для добросовестных арбитражных управляющих, формирование тарифов должно быть более прозрачным и официально регулируемым. В качестве примера госрегулирования можно отметить тарифы на ОСАГО. Эксперты считают, что должны быть инструменты, которые будут гарантировать соблюдение условий договора с двух сторон, в том числе и в случае ликвидации страховой организации. В декабре прошлого года Банк России отозвал лицензии у ООО “РИКС”, где было застраховано около 20% от общего количества арбитражных управляющих. Учитывая то, что сейчас осталось лишь 7 страховых компаний, которые могут работать с арбитражными управляющими, а в законодательстве до сих пор отсутствуют гарантии для арбитражных управляющих, последние находятся в очень уязвимом положении. При отсутствии заключенного договора страхования ответственности придется покинуть профессию ввиду несоответствия требованиям закона и внутренних норм саморегулируемой организации.

Арбитражные управляющие считают, что к проработке закона нужно привлечь представителей профессионального сообщества: как самих арбитражных управляющих, так и страховщиков.

1 С текстом законопроекта № 598603-7 “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Апокалипсис страхования ответственности арбитражных управляющих

Статья 24.1 Закона о банкротстве предусматривает обязанность арбитражного управляющего заключить договор страхования ответственности со страховой организацией, аккредитованной при его саморегулируемой организации, а в соответствующих случаях – также договор дополнительного страхования, под угрозой исключения из СРО. Контроль за осуществлением обязательного страхования осуществляется саморегулируемой организацией.

Таким образом, надлежащее исполнение указанной обязанности предполагает наличие как минимум двух условий: наличие на рынке страховых организаций, предлагающих страхование ответственности арбитражных управляющих, и их аккредитация при соответствующей саморегулируемой организации.

В действительности, есть также третье условие, до поры до времени «пребывающее в тени»: адекватность тарифа страховой премии.

На сегодняшний день для всех арбитражных управляющих сложилась следующая ситуация: на рынке осталось порядка 5-7 страховых организаций, предлагающих страхование ответственности арбитражных управляющих. По результатам беглого ознакомления с информацией на сайтах СРО: Международная страховая группа, ТИТ, Арсенал, Гелиос, Ак Барс, Спасские ворота. Извините, если кого забыл.

Быстрота убывания страховщиков в этом сегменте страхования превосходит самые смелые предположения, причём чистка рядов идёт не столько по инициативе Банка России путём отзыва лицензий, сколько путём добровольного отказа страховщиков от данного вида страхования и/или установления ими заведомо запретительных тарифов (вероятно, в ожидании истечения сроков действия ранее заключённых договоров с последующим официальным отказом от данного вида страхования).

В тех или иных комбинациях указанные страховщики аккредитованы при большинстве СРО, у кого-то больше, у кого-то меньше. Весьма вероятно, если не сказать – очевидно, что тарификация вновь заключаемых договоров имеет некий согласованный характер, по крайней мере, случаев демпинга на рынке точно не наблюдается.

Читайте также:
Страхование ответственности товарный знак и администратор домена

Что имеем (на моём личном примере). Исходные данные: безубыточное страхование с 2011 до 2019 года; в 2019 году – взыскано 647 тысяч рублей, оплачено страховой организацией; в 2020 году – взыскано 300 тысяч рублей, оплачено самостоятельно (у страховой организации к тому моменту отозвали лицензию). В мае 2021 года необходима новая страховка. Три страховщика – отказ, один – от 500 тысяч рублей, один – от 150 тысяч рублей (но это не точно, ждём ответ андеррайтеров).

Т. е. страховой тариф задаётся такой, чтобы его хватило как минимум на половину вероятного убытка. А лучше полностью. Смысл страхования именно как страхования при этом утрачивается чуть более, чем полностью, но не об этом речь.

Что имеем в ближайшей перспективе? Не исключён вариант, что в течение короткого периода времени оставшиеся 5-7 страховщиков либо откажутся от данного вида страхования, либо лишатся лицензий. Т. е. на рынке не останется вовсе страховщиков с данным видом страхования либо их будет 1-2. Это самое кардинальное развитие событий. Вопрос с аккредитацией не так важен, т. к. при наличии на рынке одного-двух страховщиков любая саморегулируемая организация будет вынуждена аккредитовать хотя бы одного из них под угрозой самороспуска. Соответственно, полёт фантазии в установлении страховых тарифов будет ограничен только платёжеспособным спросом. Другое дело, что для соблюдения минимальной численности членов СРО (100 душ) и сохранения ею своего статуса этот платёжеспособный спрос должен охватывать как минимум указанное число страхователей в данной конкретной СРО. В противном случае (и этот случай во всех смыслах слова противный) саморегулируемой организации придётся либо неформально субсидировать нищебродов в своих рядах (добавляя им на страховку, лишь бы удержаться в пределах минимальной численности членов), либо увеличивать число номиналов, либо объединяться с другой СРО. В любом из указанных случаев финансовый результат один: падение доходности от управления саморегулируемой организацией.

В самом крайнем варианте развития событий на рынке не остаётся ни одного страховщика. Все арбитражные управляющие одномоментно перестают соответствовать статье 24.1 Закона о банкротстве. Все подлежат исключению из своих саморегулируемых организаций. Единственная лазейка – на уровне СРО тормозить процесс проверки соответствия, т. е. делать вид, что всё нормально (и ждать теперь уже проверки самой саморегулируемой организации со стороны Росреестра с перспективой лишиться статуса СРО).

Вопрос: что в таком случае будет предпринято в целях сохранения института банкротства и профессии арбитражного управляющего? Успеет ли Дума принять поправки в Закон о несостоятельности в том же темпе, в котором присоединялся Крым? Будут ли суды отстранять управляющих, не соответствующих требованиям, и кого они будут назначать взамен?

Где гарантия, что к часу икс, когда на рынке останется одна-единственная страховая компания, в ней не окажутся застрахованы «эта нога кого надо нога», а всем остальным будет указано на выход из профессии? С соответствующим переделом всего рынка околобанкротных услуг, естественно. Нет таких гарантий. Более того – предполагаю, что это наиболее вероятный сценарий.

Критикуя – предлагай. Что можно было бы предложить взамен?

Первое. Хватит кормить Кавказ страховщиков. Идея обязательного страхования ответственности арбитражных управляющих, безусловно, была так же красива и маняща, как рекламные проспекты хедж-фонда Бернарда Мэдоффа. Однако настало время трезво посмотреть на вещи: страхование в том виде, как оно есть, давно превратилось в оброк, навязанный законом управляющим и мало защищающий интересы конкурсной массы. Выплаты страховых возмещений, как у меня, в размере нескольких сотен тысяч рублей могли бы быть обеспечены другими способами, да хотя бы личными средствами управляющего. О случаях выплаты возмещений ближе к верхнему порогу лимита страхования лично мне неизвестно. В любом случае действительно значимый деликт управляющего (на несколько десятков или сотен миллионов рублей и даже более – история такие случаи знает) страхованием не покрывается. Тогда резонный вопрос: а зачем оно нужно, если защищает только от незначительных по размеру убытков? По аналогии: требуется ли вам ОСАГО, которое защищает от поцарапанного бампера, но в случае серьёзной аварии не работает? Нет, не нужно. Потому что за бампер вы сами можете заплатить, а страховка вам нужна именно на случай серьёзной аварии. Поэтому – предложение отменить полностью обязательное страхование ответственности в том виде, как оно есть. Альтернативой могла бы стать поправка в Закон о банкротстве (пункт 1 статьи 24.1), состоящая всего из четырёх слов: после слов «со страховой организацией» дополнить словами «или обществом взаимного страхования». (Тема страхования ответственности управляющих через общества взаимного страхования – предмет отдельного обсуждения).

Второе. Последовательность ответственности за убытки, причинённые управляющими, изначально была лишена логики, а потому не работала. Накопленный кумулятивный эффект неразумного законодательного регулирования сегодня привёл к тому, что мы имеем. Страховщик не контролирует текущую деятельность управляющего, не наделён полномочиями каким-либо образом влиять на надлежащее исполнение им своих обязанностей, не может отстранить его от профессии в случае выявившейся явной неспособности или противоправности. Более того, мне лично неизвестны случаи, когда представитель страховщика участвовал бы в судебном заседании по вопросу, грозящему взысканием убытков с управляющего. Полное безразличие. Такие возможности есть у СРО. Но они законом поставлены во вторую очередь ответственности. Получается ситуация: страховщик получил премию, повлиять на управляющего в текущем моменте не может, терпеливо ждёт окончания срока страховки и, в случае убытков, выставляет заградительный тариф или отказывает в страховании. СРО в это время блюдёт один-единственный интерес: чтобы размер «косяка» управляющего не превысил страховой суммы, т. е. чтобы не «прилетело» к компенсационному фонду. А поскольку каждый управляющий – это ежегодные взносы, плюс взносы от аккредитованных организаций, плюс прочие финансовые интересы, плюс минимальная численность членов, постольку СРО терпит «убыточного» управляющего либо до момента «грандиозного шухера», либо пока у него хватает денег платить взносы. Очищения рядов от недобросовестных, неспособных и попросту криминальных управляющих не происходит. В результате страховщики и их андеррайтеры, подсчитав «среднюю температуру по больнице», выставляют управляющим заоблачные тарифы. Парадокс заключается в том, что управляющий, допустивший неосторожный деликт на пару сотен тысяч рублей (как правило, в связи с необоснованным привлечением обеспечивающих специалистов), финансово не в состоянии оплатить страховку по повышенному тарифу. А управляющие, которые умышленно опустошали конкурсную массу на десятки миллионов рублей, имеют возможность платить практически любую цену за страхование, лишь бы остаться в профессии и продолжать свой криминальный промысел. Поэтому – поменять местами компенсационный фонд и страхование. В первую очередь отвечать рублём должен тот, кто допустил виновника в профессию, поверхностно осуществлял контроль за его деятельностью и вовремя не остановил.

Читайте также:
Страхование рисков адвоката и юриста 2021: тариф и страховые случаи

Третье. Коль скоро страхование является обязательным, то должно быть государственное регулирование тарифов или надлежащий контроль за ценообразованием у страховщиков. Система ОСАГО, со всеми её недостатками, относительно неплохо работает хотя бы в том, что коэффициентами бонус-малус стимулирует водителей к соблюдению ПДД и финансово наказывает нарушителей, однако у страховщиков отсутствует возможность отказаться от страхования вовсе либо выставить произвольный тариф. Страхование ответственности управляющих, напротив, являет собой «дикое поле», в котором страховщикам можно всё.

В связи с изложенным к профессиональному сообществу есть следующие дискуссионные вопросы.

Если на рынке не останется ни одного страховщика, то может ли отсутствие договора обязательного страхования ответственности рассматриваться как результат действия обстоятельств непреодолимой силы? Другими словами, смогут ли управляющие ссылаться на невозможность их отстранения или исключения из СРО в связи с тем, что по независящим от них причинам они не смогли продлить действие страховых полисов?

Есть ли возможность (это вопрос прежде всего к оператору Федресурса) собрать статистику по взысканным и возмещённым страховщиками убыткам управляющих, желательно за несколько лет? Со стороны СРО могла бы быть предоставлена информация о суммарных и средних уплаченных страховых взносах (без ФИО). Получилась бы наглядная картина действительной убыточности или доходности этой сферы страхования.

Страховка для адвоката

Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) наряду с другими обязанностями адвоката было введено страхование риска профессиональной имущественной ответственности (подп. 6 п. 1 ст. 7). Однако действие данной нормы было приостановлено до 1 января 2007 г. – т.е. с указанной даты адвокатам надлежало страховать профессиональную деятельность в обязательном порядке.

Все было бы так, если бы не одно «но». Поправками в ст. 7 Закона (Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. № 320-ФЗ) действие нормы об обязательном страховании риска профессиональной имущественной ответственности вновь было приостановлено – до дня вступления в силу федерального закона, регулирующего вопросы обязательного страхования профессиональной ответственности адвокатов.

В настоящее время положения подп. 6 п. 1 ст. 7 Закона не возлагают на адвокатов обязанность страховать указанный риск, при этом ст. 19 предполагает возможность страхования риска профессиональной имущественной ответственности за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи.

На мой взгляд, страхование профессиональной ответственности адвокату необходимо, и вот почему.

Во-первых, его введение упростило бы возврат суммы вознаграждения, уплаченной доверителем по соглашению с адвокатом в случае возможных ошибок последнего при оказании юридической помощи (например, если в результате действий адвоката доверителю был причинен какой-либо вред, а также в случае смерти адвоката или наступления иных обстоятельств, препятствующих оказанию квалифицированной юридической помощи конкретным лицом либо адвокатским образованием).

При этом страховка должна иметь обязательную силу, так как именно она обеспечивает возможность возврата сумм, уплаченных по соглашению, возмещения вреда или иных убытков, возникших у доверителя в результате неоказания или ненадлежащего оказания ему правовой помощи, за счет страховой компании, с которой заключен договор страхования ответственности адвоката или адвокатского образования.

Во-вторых, такое нововведение безусловно пошло бы на пользу адвокатскому сообществу и повысило уровень доверия граждан к нему.

В своей практике я неоднократно сталкивался с примерами, доказывающими необходимость страхования профессиональной ответственности адвоката.

В первом случае доверитель заключил с адвокатом соглашение о представлении его интересов в нотариальной палате при оформлении права на наследство. Адвокат вместо того, чтобы оказать квалифицированную юридическую помощь, устранился от выполнения поручения доверителя, перепоручив это своему помощнику, который такую помощь оказать не смог.

Доверитель, в свою очередь, обратился с жалобой в адвокатскую палату. Рассмотрев жалобу, палата констатировала ненадлежащее исполнение адвокатом обязательств перед доверителем. Чтобы вернуть денежные средства, уплаченные адвокату в качестве вознаграждения, гражданин обратился в суд, который принял решение об удовлетворении исковых требований, взыскав с адвоката указанную сумму.

Читайте также:
Степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности: правила 2021 года

Таким образом, доверитель вынужден был сначала обращаться в адвокатскую палату – для констатации факта неисполнения обязательств и неоказания правовой помощи, а затем – в суд, прибегая при этом к помощи уже иного юриста или адвоката для возврата денежных средств, уплаченных адвокату по соглашению.

Полагаю, что необходимо принимать меры для урегулирования споров с доверителями, минуя судебные учреждения. В условиях недоверия к власти и судебной системе адвокатура должна самостоятельно повысить уровень доверия граждан к сообществу.

Считаю, что для безусловного подтверждения факта ненадлежащего исполнения профессиональных обязательств адвоката доверителю следует, прежде всего, обращаться в адвокатскую палату субъекта Федерации, в которой состоит адвокат, тем более что в ходе дисциплинарного производства адвокат может примириться с доверителем, услышав профессиональное мнение коллег (п. 7 ст. 23 КПЭА). Более того, в случае обоснованности жалобы адвокату целесообразно принять меры для примирения с доверителем, чтобы избежать последующих судебных споров, – с таким итогом корреспондируются положения п. 2 ст. 7 КПЭА.

Поскольку в дисциплинарном производстве действует презумпция добросовестности адвоката, доверитель, полагающий, что адвокат нарушил нормы Кодекса профессиональной этики, лишен возможности квалифицированно представить свою позицию без профессионального представительства, равно как и в судебном процессе по спору с адвокатом многие доверители являются более слабой стороной ввиду недостаточных познаний в юриспруденции. Это обстоятельство неравности также следует учитывать.

В-третьих, окончание спора в адвокатской палате – будь то решение о ненадлежащем исполнении адвокатом обязательств, после которого доверитель имел возможность вернуть ранее уплаченные им в качестве вознаграждения денежные средства, – избавило бы адвокатов, застраховавших их профессиональную имущественную ответственность, от ненужных судебных споров.

В еще одном примере адвокат заключил с доверителем соглашение об оказании юридической помощи, но скоропостижно скончался. Доверитель обратился в адвокатское образование, в котором состоял адвокат, однако коллеги покойного не имели возможности оказать правовую помощь по делам, в которых тот участвовал. В конечном итоге было принято решение о возвращении денежных средств, уплаченных доверителем.

Кроме того, необходимо учитывать, что у лица, обратившегося к конкретному адвокату, возникает доверие именно к нему, что является основой профессиональной деятельности адвоката.

Также остается неурегулированным вопрос о том, как поступать доверителю в случае смерти адвоката, избравшего форму адвокатского образования в виде адвокатского кабинета, – т.е. осуществлявшего деятельность индивидуально.

Все перечисленные проблемы могут быть решены с помощью страховки для адвоката.

Полагаю, что задуматься об урегулировании вопроса страхования профессиональной имущественной ответственности адвокатов следует именно сейчас.

Поясню, почему. К сожалению, адвокатура не обладает правом законодательной инициативы, а нововведения, вносимые в профильный закон, не всегда в полной мере обсуждаются с адвокатским сообществом. В связи с этим, на мой взгляд, следует принять меры для разработки условий и правил страхования ответственности профессиональной деятельности органами адвокатского самоуправления с учетом мнения всего сообщества, в перспективе будущего развития корпорации – в противном случае очередным законом могут быть введены правила, не учитывающие интересы адвокатуры.

Механизм страхования ответственности адвоката мог бы быть следующим.

Адвокат, в зависимости (или независимо) от избранной им формы адвокатского образования, персонально заключает договор со страховой компанией, либо адвокатское образование заключает договор страхования ответственности состоящих в нем адвокатов, либо адвокатская палата субъекта РФ заключает договор страхования адвокатов, являющихся членами палаты.

При заключении договора страхования риска профессиональной имущественной ответственности могут учитываться:

  • стаж адвокатской деятельности (менее 3 лет; 5, 10, 15 и более лет);
  • форма осуществления адвокатской деятельности (коллегиальная, индивидуальная);
  • оказание юридической помощи по определенным категориям дел и определенного вида (уголовное судопроизводство, гражданское, арбитраж, административное, юридическая помощь, связанная с ценными бумагами, оформлением недвижимости, и т.д.);
  • привлекался ли адвокат к дисциплинарной ответственности.

Эти и другие возможные варианты страхования риска профессиональной имущественной ответственности адвокатов за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи, а также вопросы, касающиеся суммы страхования, страховой премии (страховых взносов) и сроков действия договора страхования, следует, на мой взгляд, обсудить с учетом мнения всего сообщества.

Констатация страхового случая может происходить следующим образом.

Доверитель, пострадавший от недобросовестных действий адвоката либо не получивший правовой помощи, обращается в адвокатскую палату субъекта Федерации с соответствующим заявлением или жалобой. Квалифкомиссия, а затем Совет палаты, рассмотрев жалобу, принимают решение, предусмотренное ст. 23, 25 КПЭА. Решение, которым констатируется дисциплинарный проступок адвоката, в том числе малозначительный, могло бы стать основанием, подтверждающим факт наступления страхового случая и получения доверителем соответствующей выплаты.

Возможны и другие варианты признания факта наступления страхового случая, в том числе органами палаты, минуя дисциплинарное производство. Например, доверитель обращается в палату с заявлением о наступлении страхового случая (включая смерть адвоката). Совет, минуя дисциплинарное производство, рассматривает заявление, изучает обстоятельства неисполнения адвокатом профессиональных обязательств и принимает решение о признании страхового случая наступившим. Получив мотивированное решение Совета палаты, доверитель обращается в страховую компанию.

Полагаю, что в подп. 6 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре следует внести поправку о том, что адвокат обязан осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности в порядке, установленном Федеральной палатой адвокатов РФ и адвокатскими палатами субъектов Федерации.

В заключение добавлю, что Общий кодекс правил для адвокатов стран Европейского сообщества предусматривает, что адвокат должен в разумной мере застраховать свою профессиональную ответственность с учетом природы и степени допускаемых рисков.

Читайте также:
Оговорки института лондонских страховщиков: что это и где смотреть

Статья 26. Правила профессиональной деятельности

Статья 26. Правила профессиональной деятельности

1. Профессиональным объединением страховщиков устанавливаются правила, обязательные для профессионального объединения и его членов и содержащие требования в отношении:

а) порядка и условий рассмотрения членами профессионального объединения требований потерпевших о страховом возмещении по договорам обязательного страхования, заключенным другими членами профессионального объединения, порядка и условий осуществления указанного страхового возмещения;

б) порядка и условий осуществления профессиональным объединением компенсационных выплат, в том числе очередности удовлетворения указанных требований в случае недостаточности средств данного профессионального объединения, и порядка распределения между его членами ответственности по обязательствам профессионального объединения, связанным с осуществлением компенсационных выплат;

б.1) условий соглашения о прямом возмещении убытков;

в) порядка финансирования компенсационных выплат членами профессионального объединения, мер по контролю за целевым использованием соответствующих средств, порядка ведения профессиональным объединением учета по операциям со средствами, предназначенными для компенсационных выплат;

в.1) действий членов профессионального объединения страховщиков и оформления ими документов при передаче страхового портфеля, а также дополнительных условий и особенностей передачи страхового портфеля, в том числе выбора страховщика, которому передается страховой портфель, при применении мер по предупреждению банкротства страховщика и в случае принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), порядка определения размера компенсации страховщику, которому передан страховой портфель, недостающей части активов при передаче страхового портфеля;

г) создания и использования информационных систем профессионального объединения, содержащих информацию ограниченного доступа, а также защиты информации в этих системах;

д) порядка вступления в профессиональное объединение новых членов и выхода или исключения из него членов;

е) условий и порядка формирования и расходования средств профессионального объединения на цели иные, чем финансирование компенсационных выплат, в том числе порядка распределения соответствующих издержек, выплат, сборов и взносов между его членами;

ж) квалификации работников;

з) документации, правил ведения учета и отчетности;

и) защиты связанных с обязательным страхованием прав страхователей и потерпевших, в том числе порядка рассмотрения их жалоб на действия членов профессионального объединения;

к) процедуры проведения проверок деятельности членов профессионального объединения по обязательному страхованию и соблюдения ими установленных правил, в том числе создания контрольного органа и порядка ознакомления с результатами этих проверок других членов профессионального объединения, а также требований об обеспечении открытости информации для проведения таких проверок;

л) санкций и иных мер по отношению к членам профессионального объединения, их должностных лиц и работников, порядка применения и учета таких санкций и иных мер, а также контроля за их исполнением;

м) разрешения споров между членами профессионального объединения, возникших при рассмотрении одним из членов профессионального объединения требований потерпевших и осуществлении страхового возмещения по договорам обязательного страхования, заключенным другим членом профессионального объединения, а также иных вопросов профессиональной деятельности по обязательному страхованию;

н) деятельности профессионального объединения страховщиков и его членов в рамках международных систем страхования в соответствии с пунктом 9 статьи 31 настоящего Федерального закона;

о) порядка определения размера отчислений страховщиков в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат;

п) порядка учета, хранения, уничтожения и передачи бланков страховых полисов;

р) установления доли вознаграждения за заключение договора обязательного страхования от страховой премии, уплачиваемой страхователем по договору обязательного страхования, в пределах расходов страховщика на осуществление обязательного страхования;

с) состава сведений, передаваемых страховщиками в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, для учета заключенных договоров обязательного страхования, договоров перестрахования, договоров сострахования, договоров страхования в рамках международных систем страхования, учета убытков и досрочно прекращенных договоров страхования, договоров перестрахования, договоров сострахования, договоров страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования;

т) порядка присвоения страховым полисам обязательного страхования уникальных номеров, распределения между членами профессионального объединения страховщиков таких уникальных номеров и обеспечения их бланками, используемыми при осуществлении операций по страхованию в рамках международных систем страхования, в зависимости от финансовой устойчивости и платежеспособности членов профессионального объединения страховщиков, а также соблюдения условий членства в профессиональном объединении страховщиков;

у) порядка реализации представителем страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность потерпевшего, полномочий по рассмотрению требований потерпевших о прямом возмещении убытков и осуществлению прямого возмещения убытков от имени и за счет представляемого страховщика;

ф) взаимоотношений со страховыми агентами и страховыми брокерами, осуществляющими от имени члена профессионального объединения страховщиков оформление страховых полисов обязательного страхования, а также обеспечивающими обмен информацией между страхователем (застрахованным лицом, выгодоприобретателем) и страховщиком при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа;

х) взаимоотношений членов профессионального объединения страховщиков со станциями технического обслуживания;

ц) организации заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов, включая обеспечение бесперебойности и непрерывности функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов и порядок информирования Банка России о фактах наступления рисков нарушения функционирования информационных систем в соответствии с абзацем вторым пункта 1.1 статьи 22 настоящего Федерального закона;

ч) иных правил профессиональной деятельности, установление которых отнесено по решению членов профессионального объединения страховщиков к компетенции профессионального объединения страховщиков.

Читайте также:
Cтрахование СРО: договор и стоимость в 2021 году

1.1. Требования, указанные в подпунктах “а” – “д”, “н” – “ц” пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются и изменяются профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, иные предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи требования – профессиональным объединением страховщиков при условии уведомления Банка России в установленном им порядке.

Правила профессиональной деятельности и внесенные в указанные правила изменения вступают в силу не ранее даты их согласования с Банком России. Изменения, внесенные в правила профессиональной деятельности и не влекущие изменения состава и объема прав и обязанностей профессионального объединения страховщиков, страховщиков, страхователей, потерпевших, выгодоприобретателей и иных лиц, не требуют согласования с Банком России и представляются в уведомительном порядке.

2. В случае, если установленные профессиональным объединением страховщиков правила профессиональной деятельности нарушают права иных лиц, в том числе потерпевших, страхователей, страховщиков, не входящих в профессиональное объединение, лица, права которых нарушены, и Банк России вправе обратиться с иском о признании указанных правил недействительными или с иском о внесении в них изменений.

Лица, права которых нарушены, вправе требовать от профессионального объединения страховщиков возмещения причиненных им убытков.

3. Профессиональное объединение страховщиков размещает затрагивающие интересы, права и обязанности страхователей и (или) потерпевших извлечения из правил профессиональной деятельности с учетом внесенных в них изменений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Топ-5 деталей и рисков работы с самозанятыми в 2021 году

Контрагенты-самозанятые — это теперь не экзотика, а обыденность. Для решения определенных задач компаниям гораздо выгоднее нанимать физлиц, зарегистрированных в качестве плательщиков НПД, чем обычных физлиц по договорам ГПХ.

Но чтобы процесс такого сотрудничества прошел гладко, необходимо соблюдать определенные правила безопасности.

В этом материале расскажем об общих принципах работы с самозанятыми и ответим на некоторые вопросы, которые были заданы в ходе недавнего вебинара.

Деталь № 1. Проверяем статус

Перед тем, как начать сотрудничество с самозанятым исполнителем, необходимо проверить его статус — действительно ли данный человек на данный момент является плательщиком НПД.

Для этой цели можно воспользоваться специальным бесплатным сервисом, который выдает сведения о наличии статуса плательщика НПД на заданную дату.

Поиск там осуществляется исключительно по ИНН. Поэтому если человек предъявил бухгалтерии заказчика только паспорт, придется сначала выяснить ИНН исполнителя. Если у самозанятого на руках нет свидетельства с ИНН, пробить номер можно по данным паспорта с помощью специального сервиса ФНС. Даже если самозанятый сам сообщил свой ИНН, будет нелишним сначала проверить, действительно ли этот ИНН присвоен именно этому физлицу, и уже потом — действительно ли человек с таким ИНН зарегистрирован в качестве плательщика НПД.

Деталь № 2. Проверяем наличие трудовых отношений в прошлом

Закон запрещает сотрудничество в рамках НПД с лицами, которые являются штатными сотрудниками компании или являлись таковыми в течение последних 2 лет.

Поэтому проверьте кадровые документы. Самозанятый не должен быть вашим бывшим сотрудником, недавно работавшим по трудовому договору.

При этом если он ранее привлекался по договору ГПХ, это не будет помехой для заключения с ним договора в рамках НПД.

Деталь № 3. Составляем договор

При составлении договора следует указать, что исполнитель имеет статус плательщика НПД.

Например, в преамбуле договора с самозанятым можно написать так:

Иванов Сергей Сергеевич, являющийся налогоплательщиком налога на профессиональный доход, именуемый в дальнейшем Исполнитель.

Также будет нелишним прописать в договоре ответственность самозанятого исполнителя за утрату им статуса плательщика НПД в процессе сотрудничества.

Дело в том, что в случае трансформации самозанятого в обычное физлицо компании-заказчику грозят финансовые потери. На фирму возлагается обязанность по исчислению и уплате НДФЛ и страховых взносов в отношении физлица, с даты утраты последним права на применение НПД. Об этом, в частности, предупреждает ФНС в письме от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@.

Еще один нюанс, который следует учесть при составлении договора — это его формулировки. Договор ГПХ ни в коем случае не должен содержать признаки трудового договора.

Налоговики предупреждают, что схему подмены трудовых отношений гражданскими с привлечением самозанятых будут пресекаться. Проверки уже идут.

Деталь № 4. Оплачиваем услугу

Перед тем, как произвести оплату, еще раз проверьте наличие у самозанятого статуса плательщика НПД в сервисе ФНС. Ситуация может поменяться за один день. Поэтому важно знать, что на дату икс человек все еще самозанятый и выплаченная ему сумму не будет облагаться НДФЛ и взносами.

В своей профессиональной деятельности самозанятые используют обычный банковский счет физлица, к которому привязана карта.

При оплате не забывайте, что вы производите перечисление на счет физического лица и за это взимается комиссия.

Если в силу специфики своей деятельности у компании много контрагентов-самозанятых, то производить оплату можно по реестру.

Такую услугу, в частности, предоставляет МТС-банк при помощи онлайн-сервиса выплат вознаграждений на счета самозанятых. Перед отправкой платежей проверяется статус самозанятости, если ответ ФНС отрицательный, то деньги не уйдут до корректировки статуса. По перечисленным суммам банк сам пробьет чеки за самозанятых и пришлет документы. Бухгалтерии больше не нужно собирать чеки.

Кроме того, МТС-банк оказывает своим клиентам и другие услуги:

  1. Регистрация самозанятых (если потенциальный исполнитель работ готов зарегистрироваться и заинтересован в заказе от юрлица).
  2. Проверка статуса. От вас — только список физлиц, а мы сообщим об их статусе самозанятости.
  3. Резервирование и уплата налога на профессиональный доход по уплаченным от юрлиц суммам.
  4. Страховые продукты для самозанятых — страхование ответственности, медицинские страховки, включая Covid и другие. Для организаций особое предложение — если самозанятые будут оформлять страхование через вас, то вы получите вознаграждение.

Бесплатный счет для бизнеса. Открытие без визита в банк — представитель доставит документы в удобные время и место.

Деталь № 5. Получаем документы

После оплаты самозанятый обязательно должен выдать чек, который он формирует в приложении «Мой налог».

Читайте также:
Оговорки института лондонских страховщиков: что это и где смотреть

При безналичном расчете чек должен быть сформирован и передан заказчику не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.

Чек — это наиважнейший документ при работе с самозанятыми. Без чека учесть эту выплату в составе расходов заказчик не может. Об этом, в частности, напоминает ФНС в письме от 22.12.2020 № ЗГ-3-20/8488@.

Обратите внимание на содержание чека. Там должен быть указан ИНН компании-заказчика. Если самозанятый ошибся при формировании чека, он должен аннулировать неправильный чек и сформировать новый, с правильными данными.

Имейте в виду, что чек плательщик НПД обязан вам выдать даже если он является индивидуальным предпринимателем.

Кроме чека компании потребуется акт выполненных работ. Этот закрывающий документ фиксирует дату оказания услуги и влияет на отражение расходов в налоговом учете, ведь даты в чеке и акте могут быть в разных отчетных периодах.

Еще раз озвучим риски и опасности, которые возможны при сотрудничестве с самозанятыми исполнителями. Избегайте таких нарушений.

Риск № 1. Самозанятый — ваш бывший сотрудник

Об этом в компании, кстати могут и не помнить, если штат большой и текучесть кадров внушительная.

Риск № 2. Самозанятый — вовсе не самозанятый

Статус плательщика НПД — это не константа. Человек может добровольно от него отказаться, или же быть снят с учета в принудительном порядке, например, из-за превышения дохода.

Риск № 3. В договоре с самозанятым — признаки трудового

Отношения с самозанятыми должны быть гражданско-правовыми и не должны по сути своей являться трудовыми. Самозанятый исполнитель — это не ваш сотрудник. Он не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка.

Помните, что по договору ГПХ исполнителем выполняется какая-то конкретная разовая работа, а по трудовому договору работник выполняет определенные трудовые функции.

Риск № 4. Самозанятый не выдал вам чек

Мало произвести оплату, надо еще получить от исполнителя чек из «Моего налога». Следите за тем, чтобы чек вам предоставили.

Риск № 5. В чеке ошибка

Самозанятый может ненамеренно ошибиться при указании ИНН вашей компании или вида оказанной услуги. Поэтому проверяйте чеки.

Отвечаем на ваши вопросы

Можно ли нанять самозанятого для создания сайта компании в интернете?

Перечень видов деятельности, разрешенных для самозанятых, не является закрытым. Разрешено все, что не запрещено.

В частности, под запретом — продажа покупных товаров и сдача в аренду нежилой недвижимости.

Несомненно самозанятый может заниматься созданием сайтов, оказывать услуги по их поисковой оптимизации и т.д.

При этом не важно, где находится заказчик сайта. Работу можно выполнять дистанционно, будучи зарегистрированным в качестве плательщика НПД по месту жительства.

Применяется ли «антиотмывочный закон» 115-ФЗ к самозанятым?

115-ФЗ касается всех — и организаций, и ИП, и обычных физлиц, и самозанятых.

В своей деятельности самозанятые используют обычные счета физлиц.

ФНС считает налог самозанятых на основании дохода по выданным чекам в приложении «Мой налог», а не на основе мониторинга поступления денег на карту.

На заре введения НПД в 2019 году самозанятые нередко сталкивались с негативной реакцией банков на активные движения по счету, который для предпринимательской деятельности не предназначен. Самозанятым блокировали счета по 115-ФЗ.

Между тем деятельность самозанятых не предпринимательская, а профессиональная.

ЦБ выпустил рекомендации для банков, в которых отметил, что при определении источников денег необходимо учитывать информацию о статусе клиента как самозанятого и фиксировать эту информацию в анкете.

Об этом говорится в письме № ИН-06-59/46 от 30.05.2019 «О подходах к порядку реализации кредитными организациями права, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в отношении самозанятых».

Кроме того, ЦБ в письме от 19.12.2019 № ИН-014-12/94 рекомендовал банкам не допускать необоснованные отказы от проведения операций по текущему банковскому счету только по причине поступления на такие банковские счета денежных средств в виде профессиональных доходов физических лиц, применяющих специальный налоговый режим НПД.

Но тем не менее самозанятым целесообразно завести отдельную карту, которая будет применяться только для профессиональной деятельности и на которую будут поступать доходы, облагаемые НПД.

Станьте самозанятым с бесплатной виртуальной картой #ЯСАМ: снимайте деньги в банкоматах любых банков, принимайте платежи от юрлиц без комиссий, переводите деньги на другие карты по номеру телефона.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: