Страхование ответственности экспедитора 2021: стоимость

Страхование экспедиторов и перевозчиков

Обратитесь в нашу компанию, и получите выгодное предложение по страхованию ответственности вашей транспортной компании. Работаем по всей России с 2008 года
  • Описание
  • Контакты
  • Отправить заявку
  • Заказать звонок
  • Материалы для скачивания
  • Ваши преимущества
  • Помощь при страховом событии!

Страхование ответственности перевозчика грузов и экспедитора

Обратитесь в нашу компанию, и узнайте о тенденциях страхового рынка и возможностях страховых компаний, которые вы можете получить по страхованию вашей транспортной компании. Мы имеем богатый опыт работы по страхованию экспедиторов и перевозчиков и работаем с компаниями, которые осуществляют, как внутренние, так и международные перевозки грузов.

Если вам требуется заключить договор страхования ответственности по требованию заказчика, или же заключение договора – является вашим добровольным желанием, обратитесь в нашу компанию, и мы предложим лучшие тарифы от лидеров страхового рынка, индивидуальные условия и грамотно составленные договоры страхования.

Мы можем подготовить для вас коммерческие предложения по следующим видам страхования, направленным на защиту финансовых интересов экспедиторов и перевозчиков грузов:
  • Страхование ответственности. Мы рекомендуем всем перевозчикам и экспедиторам в обязательном порядке страховать ответственность перед владельцем (получателем) груза за его утрату, недостачу, повреждение при перевозке, погрузке, загрузке или стоянке. Застрахован груз или нет, перевозчик и экспедитор всегда несут ответственность за его сохранность. Просто в одном случае (если груз не застрахован), иск к экспедитору или перевозчику предъявит грузополучатель, а в другом случае (если он застрахован не экспедитором и не перевозчиком, а собственником груза) иск предъявит страховая компания в виде регрессного требования по уже выплаченному возмещению за утраченный застрахованный груз. От подобных исков защитит страхование ответственности. Стоимость страхования ответственности экспедитора и перевозчика зависит от объёма перевозок, их маршрутов и опыта перевозчика, а также от того, использует ли транспортная компания свои или арендованные транспортные средства. В случае с использованием арендованного транспорта – риск выше и страхование дороже.
  • Страхование грузов, в том числе опасных. Для перевозчиков и экспедиторов мы можем оформить договор страхования грузов до его отправки, либо, когда груз уже в пути. Для массовых перевозок мы предлагаем использовать генеральные полисы – рамочные договоры страхования грузов, при наличии которых отдельные отправки заявляются на страхование упрощённым порядком, без оформления отдельных полисов, а расчёты по страхованию проводятся раз в неделю, месяц или квартал.
  • Страхование транспортных средств. Для перевозчиков и экспедиторов мы обеспечиваем страхование следующих видов транспортных средств:
    • Страхование морских и речных судов;
    • Страхование воздушных судов;
    • Страхование автомобильных парков (легковой и грузовой транспорт, прицепы и полуприцепы);
    • Страхование средств железнодорожного транспорта.
  • Страхование дебиторской задолженности. Основная цель страхования дебиторской задолженности – защита перевозчиков и экспедиторов, от рисков, связанных с неплатежеспособностью контрагентов. Страховым случаем в страховании дебиторской задолженности является неуплата платежа контрагентом по уже поставленной ему продукции. Если контрагент в срок не выполняет свои обязательства по погашению задолженности, клиент получает денежные средства от страховой компании, и далее страховая компания разбирается с контрагентом по взысканию с него суммы задолженности, а клиент без финансовых ущербов продолжает вести бизнес, без отвлечения на судебные разбирательства.
  • Страхование от несчастных случаев возмещает сотрудникам ущерб от потери временной или полной трудоспособности в результате травмы или ухода из жизни, например, в результате ДТП.
Какие преимущества получите вы при обращении к нам по страхованию экспедитора и перевозчика грузов:
  • У нас накоплен большой опыт в страховании грузов и в работе с транспортными компаниями, и для получения самых выгодных условий страхования и выбора страховой компании нам необходимо знать минимум данных;
  • Мы понимаем основные риски грузоперевозок и потребности перевозчиков и экспедиторов при страховании;
  • Мы знаем реальные рыночные тарифы, и не позволим вам переплатить лишнего;
  • Мы имеем достоверную информацию о способах решения вопросов по страхованию аналогичных компаний (ваших партнеров, конкурентов) и сможем ими с вами поделиться (в рамках дозволенного профессиональной этикой);
  • Мы умеем быстро работать, не задавая лишних вопросов и не запрашивая лишних документов и заявлений;
  • А главное, мы готовы подойти к работе ответственно и грамотно, чтобы подобрать оптимальные условия страхования!
Читайте также:
Страхование ОПО что это такое: тарифы 2021, требования ФЗ

Обратитесь к нам и убедитесь в этом на практике!

Партнер | Первый заместитель генерального директора

  • +7 (495) 640-26-00
  • +7 (800) 777-97-67
  • ds@souzsk.ru

В 2008 году окончил Всероссийскую налоговую академию при Министерстве финансов Российской федерации по специальности управление на предприятии.

Степан обладает более чем 12-летним опытом работы на страховом рынке. До прихода в СОЮЗ Страхование работал на руководящих должностях в различных крупнейших страховых компаниях России, а также возглавлял ряд корпоративных страховых брокеров где отвечал за создание, становление и развитие бизнеса. Обширный опыт и глубокое понимание специфики бизнеса своих клиентов позволяет Степану успешно решать и реализовывать самые сложные и нестандартные запросы.

Степан обладает обширным опытом обслуживания клиентов из различных отраслей экономики, в особенности из сферы промышленности, финансов, торговли и строительства, включая как российские так и иностранные компании.

В Группе Компаний СОЮЗ Степан является CEO СОЮЗ Иншуранс Технолоджис, и отвечает за развитие отношений с банками в рамках реализации SaaS-продукта AIMA.

Презентации для скачивания

Ознакомьтесь с презентациями компании СОЮЗ Страхование и получите профессиональные страховые услуги от лидеров рынка. СОЮЗ Страхование предоставляет более 40 видов страхования для юридических и физических лиц.

Страхование ответственности экспедитора

Вы можете надежно застраховать свою ответственность при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности. Это позволит в будущем избежать серьезных финансовых потерь и минимизирует риски вашей компании.

Услугой «Страхование ответственности экспедитора» компании «Росгосстрах» могут воспользоваться:

  • транспортно-экспедиторские компании;
  • лица, осуществляющие деятельность в таможенной сфере;
  • логистические компании и терминалы;
  • другие компании, оказывающие транспортно-логистические услуги.

Страхование ответственности экспедитора включает следующие риски:

  • организация перевозок грузов всеми видами транспорта;
  • перевозка тяжеловесных и крупногабаритных грузов (тралами, модулями, понтонными переправами и т. д.);
  • погрузо-разгрузочные работы, перевалка товара;
  • хранение, складские операции, внутрипортовое экспедирование;
  • оформление транспортных, таможенных, грузовых документов;
  • предоставление инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • морское агентирование;
  • экспресс-доставка, доставка почтовых отправлений;
  • другие транспортно-экспедиторские услуги.

Риски, которые могут быть застрахованы при осуществлении застрахованной деятельности:

  1. Ответственность за утрату, гибель, повреждение (порчу) груза — основной риск.
  2. Ответственность страхователя за финансовые убытки:
    • нарушение срока доставки груза;
    • неправильная засылка отправления;
    • ошибки при оформлении транспортных и грузовых документов.
  3. Ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.
  4. Ответственность за внесение таможенных платежей при помещении товаров под таможенные процедуры (таможенного транзита, временного ввоза и другие).
  5. Ответственность страхователя утрату,. повреждение контейнера или средства ж.-д. транспорта.
  6. Ответственность за причинение вреда окружающей природной среде.
  7. Дополнительные расходы (по утилизации, подъему/спасению транспортных средств, очистке территории, другие затраты исходя из потребности страхователя).

Без начисления дополнительной страховой премии в страховое покрытие включаются расходы страхователя по предотвращению или уменьшению размера ущерба, а также расходы других лиц, если в соответствии с законодательством или договором они должны быть компенсированы страхователем, а также согласованные со страховщиком юридические расходы и судебные издержки.

Страхованием покрывается ответственность страхователя по любой причине, в том числе (но не ограничиваясь) в результате ошибок, упущений служащих страхователя и других лиц, которых страхователь привлек для оказания экспедиторских услуг.

Читайте также:
Страхование договора подряда в 2021 году: ответственность и риски

В договоре страхования ответственности логистической компании указывается исчерпывающий перечень случаев, не подпадающих под страховое покрытие, убытки по которым не возмещаются страховщиком.

Страховое покрытие при утрате, гибели, повреждении (порче) груза

При полной гибели, утрате груза страховое возмещение выплачивается в размере:

  • транспортных расходов, таможенных платежей и иных расходов, связанных с перевозкой, возмещение которых возложено на Страхователя в соответствии с законодательством или договором;
  • стоимости груза, указанной в счете продавца или в документах, сопровождающих отправление.

При повреждении груза размер страхового возмещения определяется на основании экспертной оценки или суммы расходов по восстановлению имущества.

Рассмотрение претензий

Решение о выплате страхового возмещения принимается в течение 10 дней со дня представления всех документов, необходимых для рассмотрения претензии.

Договором страхования гражданской ответственности транспортно-экспедиторской деятельности может быть предусмотрен закрытый перечень претензионных документов исходя из специфики деятельности Страхователя.

Страховая премия

Страховая премия рассчитывается исходя из сведений, указанных в заявлении на страхование (риски, лимиты, стоимость перевозимых грузов, объемы деятельности, сведения о привлекаемых субконтракторах) и определяется на годовой основе без заявления страховщику сведений о конкретных перевозках.

По вопросам, связанным с заключением договоров страхования, обращайтесь в Управление страхования грузов и транспортно-логистических операторов Блока корпоративного страхования:

Страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов

Специалисты компании «INS Страхование» обладают экспертными знаниями страхования гражданской и профессиональной ответственности за груз, контейнеров, финансовых убытков перевозчиков и экспедиторов, ответственности перед третьими лицами, таможенных рисков, грузов. На протяжении многих лет мы являемся одним из ключевых партнеров десятков российских и международных логистических операторов.

Перевозчик и экспедитор несут ответственность за сохранность груза. Иск за ущерб может предъявить как грузополучатель, так и страховая компания в порядке регрессного требования по уже выплаченному возмещению за утраченный застрахованный груз в связи с чем мы рекомендуем обратиться к профессионалам данного вида страхования с целью подготовки действительно качественного договора страхования перевозчика или экспедитора.

Объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с обязанностью Организации или иного лица, ответственность которого застрахована по договору, возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу физических и юридических лиц при перевозке груза или оказании транспортно-экспедиционных услуг, а также имущественные интересы Страхователя, связанные с несением им возникших в результате перевозки или экспедирования расходов по спасению груза, уменьшению убытка от страхового случая и иных непредвиденных возникших расходов.

Покрываемые риски:

1. Ответственность перед правомочным лицом за гибель и повреждение груза:

  • Риск ответственности Страхователя перед правомочным лицом по возмещению ущерба за утрату (недостачу), гибель или повреждение груза, произошедшее вследствие любых случайностей и опасностей с момента принятия груза для перевозки и до выдачи его получателю;
  • Риск передачи груза неправомочному получателю;
  • Утрата товаросопроводительных документов.

2. Ответственность перед правомочным лицом за финансовые потери:

  • Данная секция покрывает риск ответственности перед правомочным лицом по возмещению расходов, которые такое лицо произвело или должно будет произвести в связи с нарушением страхователем обязательств по перевозке грузов, оказанию транспортно-экспедиционных услуг:
  • Просрочка доставки груза;
  • Доставка груза не в соответствии с инструкциями отправителя;
  • Ошибки при заполнении транспортной накладной, других сопроводительных документов.

3. Гражданская ответственность вследствие причинения грузом вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц:

  • Риск ответственности Страхователя перед третьими лицами по возмещению вреда, причиненного грузом или контейнером имуществу, жизни и/или здоровью третьих лиц, вследствие случайностей и опасностей перевозки (по любой причине), а именно:
  • Гибель или повреждение имущества третьих лиц;
  • Смерть или повреждение здоровья третьего лица.
Читайте также:
Морское страхование 2021: КАСКО, карго, фрахт, ответственность

4. Ответственность страхователя перед владельцем контейнера вследствие утраты, гибели или повреждения контейнера, принятого к перевозке или экспедированию страхователем:

Риск ответственности Страхователя за утрату, гибель или повреждение контейнера, принятого к перевозке или экспедированию (с грузом или без груза).

5. Таможенные риски:

Возникновение обязанности по уплате таможенных платежей и пени вследствие случайного, непредвиденного Страхователем события, произошедшего в результате перевозки груза или оказания транспортно-экспедиционных услуг, в случаях, установленных таможенным законодательством.

6. Расходы по уменьшению убытков от страхового случая:

  • Покрываются все необходимые и целесообразно произведенные Страхователем расходы, связанные с уменьшением убытков от страхового случая: в зависимости от застрахованного риска это могут быть расходы по спасению груза, контейнера, имущества третьих лиц, а также расходы по расследованию, минимизации, оспариванию претензии, в том числе и юридическому представительству в суде.
  • Расходы, понесенные иными лицами (грузовладельцем, экспедитором или перевозчиком), возмещаются в соответствии с законодательством.

При необходимости мы поможем включить в договор следующее покрытие:

  • Рефрижераторные риски;
  • Риск Мошенничества.

Страхование ответственности экспедитора 2021: стоимость

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Логистическая компания находится на общем режиме налогообложения и оказывает клиентам услуги по хранению и складской обработке их грузов на арендованных компанией складах, услуги по организации грузоперевозок автомобильным транспортом (используются как свои грузовики, так и привлеченные). Для уменьшения рисков и в ряде случаев по прямому требованию клиентов компания заключила следующие договоры:
– страхования имущества поклажедателей;
– страхования гражданской ответственности перевозчика;
– страхования гражданской ответственности экспедитора.
Правомерно ли в налоговом учете принимать в расходы страховые премии по указанным договорам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Есть аргументы учесть расходы на страхование имущества, принятого на ответственное хранение. Но, возможно, эту позицию придется отстаивать в суде.
Расходы на страхование гражданской ответственности перевозчика и страхование гражданской ответственности экспедитора не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Обоснование вывода:
Для целей налогообложения взносы на обязательное и добровольное страхование включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 5 п. 1, подп. 4 п. 2 ст. 253 НК РФ). В целях налогообложения прибыли в расходах учитываются страховые взносы (премия) на все виды обязательного страхования, а также на виды добровольного имущественного страхования, которые указаны в ст. 263 НК РФ.
Расходы, указанные в ст. 270 НК РФ, при налогообложении не учитываются. Согласно п. 6 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст. 255, 263 и 291 НК РФ.
Поэтому, несмотря на то, что перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), в отношении налогового учета расходов на обязательное и добровольное имущественное страхование нужно руководствоваться специальными нормами ст. 263 НК РФ.
Расходы на добровольное имущественное страхование включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 3 ст. 263 НК РФ). В п. 1 ст. 263 НК РФ перечислены виды добровольного страхования, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую прибыль, в том числе это расходы на:
– добровольное страхование грузов;
– добровольное страхование товарно-материальных запасов;
– добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;
– добровольное страхование ответственности за причинение вреда или ответственности по договору, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.
Если обязанность по страхованию ответственности не предусмотрена ни законодательством РФ, ни международными требованиями (подп. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ) и не является условием ведения деятельности организации (подп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ), страховые взносы по нему нельзя учесть при налогообложении.
На основании п. 3 ст. 263 НК РФ расходы по видам страхования, которые можно учесть при налогообложении, включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.
При применении метода начисления порядок признания расходов по добровольному (обязательному) страхованию регулируется п. 6 ст. 272 НК РФ. По общему правилу расходы по обязательному и добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены денежные средства на оплату страховых взносов. Но если уплата страховой премии произведена единовременно, то расходы по страхованию признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Смотрите также письма Минфина России от 13.04.2018 N 03-03-06/1/24595, от 30.01.2013 N 03-03-06/1/42, от 15.06.2011 N 03-03-06/1/346 и др.

Читайте также:
Страхование профессиональной ответственности 2021: закон и договор

Страхования имущества, принятого на ответственное хранение

При поступлении имущества на хранение право собственности на них к хранителю не переходит (ст. 886 ГК РФ).
Нормой подп. 7 п. 1 ст. 263 НК РФ предусмотрена возможность учета для целей налогообложения затрат на страхование имущества, используемого налогоплательщиком для осуществления деятельности по получению дохода.
По мнению налоговых органов, эта норма подлежит применению и при страховании имущества, полученного на хранение, если в договоре с поклажедателем предусмотрено их страхование за счет организации, оказывающей услуги по хранению (письмо УФНС России по г. Москве от 16.06.06 N 20-12/53511@).
Однако Минфин в аналогичной ситуации против учета расходов. В письме Минфина России от 28.04.2009 N 03-03-06/1/285 указывается, что страхование такой деятельности не является обязательным видом страхования, а также не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций.
Найден один судебный акт, в котором суд поддержал налогоплательщика в праве учесть расходы. В постановлении Девятого ААС от 14.01.2008 N 09АП-16447/2007-АК (оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 30.04.2008 N КА-А40/3708-08) суд указал, что понесенные обществом расходы по страхованию имущества произведены в целях исполнения принятых на себя обязательств по договору N ЛЭ-645/03/1ЛК-031140 от 08.12.2003 г. в части соблюдения условий по сохранности материально-технических ресурсов, принятых на ответственное хранение. Соответственно, эти расходы являются обоснованными расходами, поскольку обусловлены фактическим получением доходов от оказания услуг по хранению материальных ценностей. Страховые взносы на добровольное страхование указанного имущества подпадают под правовое регулирование подп. 7 п. 1 ст. 263 НК РФ.
Таким образом, есть аргументы учесть расходы на первый вид страхования. Но с учетом единичности такого решения, возможно, это право придется отстаивать в суде.
Дополнительно отметим, что при рассмотрении споров по учету страховой премии в расходах суды обращают внимание на проявление должной осмотрительности при выборе страховщика. Например, в постановлении ФАС Уральского округа от 25.11.2013 N Ф09-12068/13 по делу N А71-15531/2012 суд отказал в признании расходов, указав, что лимит ответственности страховщика составляет 40 000 000 руб., в то время как страховая сумма по договорам страхования, заключенным со страховщиком, составляет от 200 000 000 руб. и выше. При таких обстоятельствах довод налогоплательщика о проявлении должной степени осмотрительности при выборе контрагента признан судом необоснованным.

Читайте также:
Страхование предпринимательских рисков в 2021 году: особенности, объекты, условия

Страхование ответственности перевозчика

В отношении расходов на страхование ответственности перевозчика Минфин России отметил (письмо от 30.12.11 N 03-03-06/1/855), что их учет возможен, только если страхование является условием осуществления деятельности в соответствии:
– с законодательством РФ;
– международными обязательствами РФ;
– общепринятыми международными требованиями.
Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика по законодательству РФ предусмотрено при перевозках пассажиров метрополитеном, а также при авиа- и морских перевозках (п. 1 ст. 5 Закона N 67-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”, статьи 323, 334 и 336.6 Кодекса торгового мореплавания, статьи 131, 133 и 134 Воздушного кодекса).
Законодательство не предусматривает обязанность организации, занимающейся автомобильными перевозками грузов, страховать свою гражданскую ответственность. Поэтому расходы на такое страхование не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Страхование ответственности экспедитора

Минфином России разъяснено, что страхование гражданской ответственности экспедитора не является обязательным видом страхования, а также не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций (письмо Минфина России от 16.02.2010 N 03-03-06/1/71).
Также отметим, что ни ГК РФ, ни Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” не предусматривают возможности страхования ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции.
Судебная практика по данному вопросу складывается неоднозначно. Часто суды считают договор страхования ответственности экспедитора ничтожным и отказывают страхователю в выплате страхового возмещения (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 27.01.2009 N КГ-А40/13164-08 и от 29.12.2008 N КГ-А40/12015-08; ФАС Уральского округа от 06.07.2009 N Ф09-4760/09-С5 и от 01.12.2008 N Ф09-8955/08-С5).
Однако в некоторых случаях суды допускают заключения подобных договоров, считая их заключенными на основании ст. 931 ГК РФ и, соответственно, квалифицируя их как договоры страхования ответственности за причинение вреда (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 12.03.2009 N КГ-А40/1283-09; ФАС Поволжского округа от 17.05.2010 N А12-16611/2009; ФАС Волго-Вятского округа от 10.11.2009 N А43-27008/2008).
Таким образом, законодательство не предусматривает обязанность экспедитора страховать свою гражданскую ответственность, более того, такой договор может быть признан ничтожным. Поэтому расходы на такое страхование не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование в целях налогообложения прибыли;
– Энциклопедия решений. Учет расходов на имущественное страхование;
– Вопрос: Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов организации на страхование ответственности за имущество, принятое на складское хранение (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.);
– Какие расходы на страхование рисков можно признавать в налоговом учете, а какие нет (О.А. Лаврова, “Российский налоговый курьер”, N 20, октябрь 2012 г.);
– Калькулятор суммы страховой премии, признаваемой при налогообложении прибыли (подготовлен экспертами компании ГАРАНТ);
– Страховка добровольная – ИФНС недовольная (А. Веселов, журнал “Практическая бухгалтерия”, N 2, февраль 2021 г.);
– Вопрос: Если договором транспортной экспедиции предусмотрено страхование ответственности экспедитора, то входят ли такие расходы в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли? (“Финансовая газета”, N 41, октябрь 2012 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Ответ прошел контроль качества

26 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Договор транспортной экспедиции: важное для экспедитора + шаблон

🌍 Предпринимателям, которые организуют перевозку грузов: как заключить с клиентом договор транспортной экспедиции для удобной работы.

Читайте также:
Cтрахование СРО: договор и стоимость в 2021 году

Когда нужен договор транспортной экспедиции

Если транспортная компания просто перевозит груз на своей машине из одного места в другое, с клиентом заключают договор перевозки. Как его оформить, мы рассказывали в другой статье.

Зачастую клиент обращается не к грузоперевозчику напрямую, а к посреднику — экспедиторской компании.

Экспедиторы организуют перевозку груза: выбирают выгодный маршрут, находят перевозчиков с подходящими условиями для груза, оформляют таможенные документы. Клиент полагается на опыт экспедиторов и поэтому экономит своё время: теперь ему нужно только просматривать регулярные отчёты о местоположении грузов.

Часто экспедиционная услуга — это продумывание целой цепочки перевозок грузовым, РЖД, морским и воздушным транспортом. А еще экспедиторы могут брать на себя хранение груза на складе между перевозками.

Экспедиторы могут перевозить грузы и на своей машине. Тогда они отвечают за потерю и порчу груза клиента. Если клиент сдал груз нанятому перевозчику, экспедитор не отвечает.

Заполняем шаблон договора транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции заключают письменно — ст. 802 ГК РФ. Стороны в нём — экспедитор и клиент — физлицо, ИП или компания, заказавшая и оплатившая грузоперевозку.

Рассказываем, что экспедитор может поменять в договоре под себя, и о какой ответственности стоит помнить.

Предмет: что экспедитор делает для клиента

Экспедитор обязан организовать перевозку груза. Клиент — оплатить услуги экспедитора, включая саму грузоперевозку. Что делает экспедитор, перечисляют в предмете договора.

Экспедитор обязуется за вознаграждение от своего имени и за счёт Клиента организовать выполнение определенного настоящим договором комплекса транспортно-экспедиторских услуг по перевозке, хранению и доставке грузов Клиента.

Что ещё экспедитор берет на себя, перечисляют в виде допуслуг.

Для перевозки груза экспедитор заключает договоры с третьими лицами — ИП с газелью, курьерской службой, РЖД, складом. Но перед клиентом за качество их услуг будет отвечать экспедитор — ст. 805 ГК РФ.

По умолчанию экспедитор сам выбирает перевозчиков, вид транспорта и маршрут. Но в договоре можно написать, что все это выбирает клиент — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Экспедитор страхует груз, если такая обязанность есть в договоре.

Поручение экспедитору: что и куда везут

Пункт отправки и назначения, вид транспорта и характеристики груза можно вписать в текст договора.

Если с клиентом работают постоянно, каждую перевозку удобно оформлять отдельным документом. Например, поручением экспедитору из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23. Но заявка свободной формы тоже подойдёт.

Клиент обязан письменно сообщить экспедитору о свойствах груза: портящийся, хрупкий, негабаритный. Свойства груза вписывают в поручение экспедитору. В зависимости от свойств экспедитор подбирает транспорт, склад и упаковку.

Если по грузу нужны уточнения, экспедитор задает клиенту вопросы. До уточнения экспедитор ставит услугу на стоп. А клиент обязан возместить экспедитору простой. Правила — из ст. 804 ГК РФ и п. 18 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Если экспедитор заключил договоры перевозки от имени клиента по доверенности, оригиналы договоров передают клиенту — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Клиент может отменить перевозку, даже если груз уже в пути. Но только письменно, звонки по телефону не считаются. Если до отмены экспедитор уже заплатил перевозчикам, клиент компенсирует эти расходы — п. 10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Экспедиторская расписка: что приняли на перевозку от клиента

Экспедитор выдаёт клиенту экспедиторскую расписку — в подтверждение приёма груза. Для расписки есть форма из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23.

Принципиально: если экспедитор взял груз по расписке или любому другому документу, считается, что он отвечает за утрату и порчу груза, пока не доставит его грузополучателю. Переложить ответственность на перевозчика не получится.

Читайте также:
Степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности: правила 2021 года

Если экспедитор взял на себя только подбор перевозчиков, то клиент должен сдать груз перевозчику. Приёмку груза оформляет перевозчик по транспортной накладной, и отвечает за груз тоже он.

Если в пути груз передают на склад, клиенту выдают складскую расписку.

Изменение экспедиции

Иногда по ходу перевозки надо поменять транспорт, маршрут или пункт доставки.

Все изменения экспедитор обязан согласовать с клиентом — но только если время терпит. Если клиент молчит больше суток, экспедитор вносит изменения в экспедицию без его согласия — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Порядок согласования изменений записывают в договор.

Экспедитор обязан запросить у Клиента согласие об отступлениях от его указаний. Если в течение суток Клиент не даст ответ на запрос, Экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.

Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие Клиента.

Срок погрузки и доставки

В договор записывают срок погрузки и доставки груза в конечный пункт.

Экспедитор обязан организовать доставку груза грузополучателю и оказать все остальные услуги по настоящему договору в течение пяти дней с момента приёмки груза от грузоотправителя.

За срыв срока экспедитор возмещает клиенту убытки. Часто убытки клиента — это неустойки и штрафы, которые он заплатил своим клиентам.

Исключение — если экспедитор докажет, что срок сдвинулся по вине отправителя, получателя или из-за стихийных бедствий и карантинов — ст. 9 Закона № 87-ФЗ.

Если перевозку заказало физлицо для переезда или доставки товаров, экспедитор платит неустойку в размере 3 % от суммы своего вознаграждения. Но не больше 80 %. Неустойку начисляют сверх убытков.

Удержание груза за долг по оплате

Рекомендуем вписать в договор право экспедитора не отдавать груз получателю до полной оплаты услуг. По умолчанию такого права у экспедитора нет, но добавить его можно — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах Клиента расходов. В этом случае Клиент оплачивает расходы, связанные с удержанием. За порчу груза вследствие удержания ответственность несет Клиент.

Оплата услуг экспедитора

Клиент обязан оплатить услуги экспедитора + все траты на перевозчиков, растаможивание и склад — ст. 5 Закона № 87-ФЗ.

Сроки оплаты и суммы записывают в договор.

Ответственность за повреждение и утрату груза

Экспедитор отвечает за груз клиента, если:

— вёз груз на своем транспорте;

— лично принял его у отправителя и выдал документ, а потом сам передал перевозчику;

— поручился перед клиентом за груз — так пояснил Верховный Суд РФ в п. 25 Постановления Пленума № 26.

Экспедитор не отвечает за груз, если по договору он обязан только найти перевозчика, расплатиться и подготовить документы на перевозку. В этом случае ответственность переходит на перевозчика.

Экспедитор отвечает за порчу, недостачу и утерю груза, если не докажет, что груз унесло ураганом или клиент плохо запаковал его.

Экспедитор возмещает клиенту потери исходя из объявленной ценности груза. А если такой нет в договоре, то по стоимости из документов на груз. Например, по цене из накладной на покупку товара. Плюс экспедитор возмещает упущенную выгоду.

В договор можно вписать, что кроме реального ущерба экспедитор возвращает клиенту плату за свои услуги.

Груз считается потерянным, если его не нашли за 30 дней после срока предполагаемой доставки — ст. 7 Закона № 87-ФЗ.

Читайте также:
Страхование ответственности товарный знак и администратор домена

С экспедитора снимается ответственность, если получатель не сообщил письменно о повреждении или утрате груза по время приемки — ст. 8 Закона № 87-ФЗ.

Смягчить или отменить ответственность экспедитора за груз в договоре нельзя — ст. 11 Закона № 87-ФЗ.

Ответственность клиента

— компенсировать убытки экспедитора, если не сказал о свойствах груза, например, в грузовик потекла краска, которую перегрели;

— заплатить штраф за отказ возместить расходы экспедитора на перевозчиков и оформление провозных документов в размере 10 % от этих расходов;

— заплатить неустойку за просрочку оплаты в размере 1 % от долга — ст. 10 Закона № 87-ФЗ.

Обмен претензиями и суд

Если возник спор, клиент до суда обязан отправить экспедитору письменную претензию. На претензию у клиента есть шесть месяцев со дня предполагаемой доставки.

Исключение — когда клиент физлицо и заказал перевозку для личных нужд. Он идёт сразу в суд без досудебной претензии.

К претензии об утрате, недостаче и повреждении груза клиент обязан приложить подлинники или заверенные копии документов на количество и стоимость груза. Это накладные, договоры, акты, платежки.

Экспедитор обязан ответить на претензию за 30 дней с момента ее получения.

У клиента есть год с момента нарушения экспедитором своей обязанности, чтобы подать на него в суд.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Досрочное расторжение договора

Стороны могут отказаться от договора транспортной экспедиции в любой момент, предупредив другую сторону в разумный срок — ст. 806 ГК РФ.

Сторона, которая выходит из договора, обязана возместить другой стороне убытки + штраф 10 % от вознаграждения.

Обычно убытки клиента — это переплата другой экспедиционной компании, которую пришлось нанять, если груз не успели довезти — ст. 6 Закона № 87-ФЗ.

Отменить в договоре штраф за отказ от договора нельзя.

Статья актуальна на 19.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Страхование гражданской ответственности экспедиторов и перевозчиков

В процессе осуществления своей профессиональной деятельности транспортные компании неизбежно сталкиваются с огромным количеством рисков. Груз может повредиться в результате транспортного происшествия, может быть похищен злоумышленниками, повреждён во время проведения погрузо-разгрузочных работ.

В России по-прежнему основным видом транспорта для перевозки грузов остаётся автомобильный, что хорошо видно из данных Федеральной службы государственной статистики РФ:

В условиях турбулентности российской экономики участники транспортной отрасли стали чаще обращаться в страховые компании за полисом страхования гражданской ответственности.

Учитывая высокую потребность данного вида страхования, страховщиками совместно с транспортным сообществом была организована работа по внесению поправок в действующее законодательство, позволяющих автомобильным перевозчикам и экспедиторам страховать свою ответственность за нарушение договора. В марте 2020 г. такие поправки были внесены в Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

С момента изменений транспортного законодательства прошло более года. Стало ли проще жить перевозчикам и экспедиторам?

С одной стороны, теперь на совершенно законном основании можно приобрести страховой полис, по условиям которого застрахованы как риски, связанные с возникновением ответственности перед третьими лицами, так и за нарушение договора перевозки и транспортной экспедиции.

С другой стороны, страховщики сейчас неохотно берутся страховать риск возникновения ответственности за нарушение, например, сроков доставки, так как размер штрафа может быть исчислен не от суммы провозной платы, а от стоимости товара.

Читайте также:
Страхование СМР 2021: строительно-монтажные работы и риски

Несоразмерность сумм провозной платы и стоимости перевозимого товара, а также возможных штрафных санкций, порождают ситуацию, когда транспортники не могут позволить себе приобрести страховой полис, условия которого соответствовали бы всем требованиям грузовладельца.

В результате транспортные компании, пытаясь соблюсти тендерные условия своих заказчиков и не выйти, что называется, из бюджета, вынуждены заключать договоры страхования с минимальным страховым покрытием, что на самом деле не защищает ни самих перевозчиков, ни интересы грузовладельцев.

Перевозки грузов по видам транспорта по Российской Федерации, %

Вид транспорта Авто-мобильный Железно-дорожный Водный Воздушный Трубо-проводный
Год 2010 2019 2010 2019 2010 2019 2010 2019 2010 2019
Доля грузовых перевозок 67,6% 68,1% 16,9% 16,6% 1,8% 1,5% 0,01% 0,02% 13,7% 13,8%

Подавляющее большинство заключенных в данное время классических договоров страхования гражданской ответственности экспедиторов и перевозчиков имеют существенные исключения из страхового покрытия. Например, такие договоры не покрывают, как правило, риски возникновения ответственности за убытки, причиненные в результате хищения груза путем мошенничества, транспортного происшествия по вине третьих лиц и т. д. Также многие страховщики в своих договорах выдвигают ряд сложно исполнимых требований к организации перевозки, а именно: обязательное наличие у подрядчика договора ответственности с аналогичным страховым покрытием, запрет на субподряд, использование только транспортного парка не старше 5 и более лет, соблюдение предложенных страховщиком различных регламентов по проверке подрядчиков.

В связи с пониманием этих проблем Всероссийский союз страховщиков разработал и в марте 2021 г. принял внутренний стандарт «Условия и порядок осуществления страхования риска ответственности перевозчиков за нарушение договора перевозки груза автомобильным транспортом и экспедиторов за нарушение договора транспортной экспедиции», который, несомненно, позволит сделать взаимоотношения между транспортными компаниями и страховщиками более прозрачными и открытыми. Однако основных проблем транспортной отрасли данный стандарт не решит.

На наш взгляд, решение проблемы кроется в комплексном подходе к организации страховой защиты.

На сегодняшний день на рынке существуют продукты страхования грузов и гражданской ответственности экспедитора/перевозчика, позволяющие осуществлять потоковое страхование грузов и ответственности экспедитора/перевозчика как за счет грузовладельца и по его поручению, так и за счет транспортников, но избегая рисков связанных с двойным страхованием.

В рамках «потокового» страхования может быть застрахована ответственность по каждой отдельной перевозке на реальную стоимость груза. Перечень страховых рисков может быть согласован страховщиком и страхователем под каждую конкретную задачу, что позволит выполнить реальные требования заказчика перевозки и обеспечить оптимальную защиту финансовых интересов перевозчика. При таком подходе расчет страховой премии может осуществляться исходя из фактического объёма перевезённых грузов, что даёт сторонам возможность справедливого влияния на ценообразование договора страхования.

Новое в страховании ответственности при перевозке грузов с 2020 года

Новое право

С 18 марта 2020 года действует Федеральный закон от 18.03.2020 № 59-ФЗ (далее – Закон № 59-ФЗ). Он внёс изменения:

  • в статью 34 закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • статью 3 закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Суть в том, что автоперевозчики и транспортные экспедиторы получили законную возможность застраховаться от штрафов за нарушение договора перевозки и договора транспортной экспедиции.

Так, в Законе о транспортной экспедиции и Уставе автотранспорта установили право экспедитора и перевозчика грузов страховать риск ответственности по договору.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, такое страхование возможно только в предусмотренных законом случаях. Однако указанные выше документы не содержали соответствующих положений.

В то же время в транспортной отрасли сложилась практика, согласно которой при заключении договоров на перевозку, договоров транспортной экспедиции большинство частных и государственных российских компаний требуют, чтобы автоперевозчики, экспедиторы имели договоры страхования своей ответственности. Такое страхование:

  • один из способов защиты интересов автоперевозчика, экспедитора;
  • гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения, гибели или утраты груза.

Законодательством РФ не установлены ограничения для страхования рисков за повреждение, гибель или утрату груза, за которые автоперевозчик/экспедитор несут ответственность перед клиентом в силу общих оснований ответственности за причинение вреда.

Согласно ст. 932 ГК РФ, по договору страхования риска ответственности за нарушение договора может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя. Договор страхования, не соответствующий этому требованию, ничтожен.

Риск ответственности за нарушение договора считается застрахованным в пользу стороны, перед которой по условиям этого договора страхователь должен нести соответствующую ответственность. Это выгодоприобретатель, даже если договор страхования заключен в пользу другого лица либо в нем не сказано, в чью пользу он заключен.

Что нужно знать

При заключении договоров страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов стороны имеют право воспользоваться имущественным страхованием, предусмотренным положениями ст. 931 ГК РФ «Страхование ответственности за причинение вреда».

До 18.03.2020 застраховать ответственность за груз можно было и без этих нововведений – по общим основаниям ответственности за причинение вреда.

Со штрафами за просрочку доставки и другой договорной ответственностью ситуация иная. Приходилось руководствоваться судебной практикой, по которой такое страхование допускалось, но в законе прописано не было.

Судебная практика

Иногда суды признавали заключаемые договоры страхования ответственности автоперевозчика или экспедитора недействительными. Несмотря на то, что правила страхования страховщиков не содержали пунктов о страховании договорной ответственности.

Вместе с тем, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.04.2010 № 16996/09 по делу № А43-27008/200839-731 признало страхование гражданской ответственности экспедитора, автоперевозчика соответствующим законодательству. В частности:

«Договор страхования имущественных рисков ответственности страхователя перед клиентами и связанных с его деятельностью имущественных рисков третьих лиц является комплексным и не противоречит норме о запрете страхования риска ответственности за нарушение договора, если такое страхование не допускается законом».

Можно отметить позицию Верховного Суда РФ по страхованию гражданской ответственности автоперевозчика, экспедитора, высказанную в определении от 20.07.2015 № 307-ЭС15-1642 по делу № А21-10221/2013:

«Иск о выплате страхового возмещения по договору страхования риска договорной ответственности подлежит удовлетворению, если заключение подобных договоров распространено в практике страховщика вопреки установленному в законе запрету на заключение таких договоров».

Риски автоперевозчиков и экспедиторов снижаются, в частности, за счет страхования гражданско-правовой ответственности автоперевозчика, экспедитора (постановление Арбитражного суда Северо- Западного округа от 01.03.2016 по делу № А56-36556/2015).

Заключение

Введя с 2020 года новое право для автоперевозчиков и экспедиторов, законодатели фактически закрепили в законе сложившуюся судебную практику.

Рассмотренный Закон № 59-ФЗ значительно расширил перечень рисков, которые могут быть покрыты договором страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов. Например, это ответственность за просрочку доставки груза, за неподачу транспортного средства и т. п.

Это, в свою очередь, защищает автоперевозчиков и экспедиторов не только от претензий владельцев груза (в случае его утраты/повреждения), но и от штрафов со стороны заказчиков перевозки (в случае нарушения срока доставки и подачи транспортного средства).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: