Страхование от несчастных случаев на производстве : закон, тарифы 2021

Страховые взносы на травматизм в 2020 – 2021 годах – ставка и КБК

  • Отчисления на травматизм — принципы расчета
  • Действующие тарифы — обычные и по инвалидам
  • Правила уплаты страховых взносов на травматизм в 2020-2021 годах
  • Отчетность по отчислениям на травматизм в 2020-2021 годах
  • Итоги

Отчисления на травматизм — принципы расчета

После перехода с 2017 года основного объема страховых взносов под контроль налоговых органов отчисления на травматизм оказались единственным платежом, продолжающим уплачиваться во внебюджетный фонд. Порядок начисления страховых взносов на травматизм в 2020-2021 годах всё так же регулирует закон «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Базой для их начисления являются суммы вознаграждений, начисляемых работодателями в пользу наемных работников (п. 1 ст. 20.1 закона № 125-ФЗ). Однако ряд таких выплат расценивается как не облагаемые взносами (ст. 20.2 закона № 125-ФЗ). К числу последних относятся госпособия, компенсационные выплаты, матпомощь и некоторые другие.

Величину отчислений на травматизм, подлежащих уплате, определяют ежемесячно, исходя из объема базы расчета, накопленной с начала года до завершения месяца, за который делается начисление взносов (п. 9 ст. 22.1 закона № 125-ФЗ).

К этой базе применяется установленный для страхователя тариф, величина которого в сравнении с общепринятым для соответствующего класса профриска значением может снижаться фондом. Объем снижения обусловлен отсутствием смертельных последствий несчастных случаев, наличием результатов спецоценки условий труда, фактов проведения медосмотров, объемами расходов на соцстрахование, рассматривается по итогам деятельности за 3 года, предшествующих снижению, и может достигать 40% от общепринятой величины тарифа (п. 1 ст. 22 закона № 125-ФЗ).

Сумму взносов, подлежащих уплате за последний месяц, рассчитывают, вычитая из их величины, исчисленной от объема базы, накопленной с начала года, те суммы, которые были начислены за месяцы, предшествующие месяцу расчета.

Действующие тарифы — обычные и по инвалидам

Каковы же тарифы взносов на травматизм в 2020-2021 годах? Они продолжают соответствовать значениям, введенным законом «О страховых тарифах…» от 22.12.2005 № 179-ФЗ (ст. 1 закона «О страховых тарифах…» от 19.12.2016 № 419-ФЗ).

Величина ставки по взносам на травматизм в 2020-2021 годах всё так же зависит от класса профриска (ст. 1 закона № 179-ФЗ), а отнесение к соответствующему классу — от вида осуществляемой деятельности (приказ Минтруда России от 30.12.2016 № 851н).

Кроме того, продолжает действовать установленное законом № 179-ФЗ (ст. 2) правило о снижении взносов на 60%, доступное для применения:

  • всем юрлицам в части выплат в адрес инвалидов;
  • организациям, созданным инвалидами или для помощи им.

Также в 2020-2021 годах взносы на травматизм с выплат инвалидам с применением ставок в размере 60% от общеустановленных тарифов начисляют ИП (ст. 2 закона № 419-ФЗ).

Правила уплаты страховых взносов на травматизм в 2020-2021 годах

Уплату страховых взносов на травматизм в 2020-2021 годах, как и в предшествующие годы, нужно делать ежемесячно, перечисляя в фонд начисленную за прошедший месяц сумму. Срок для такого платежа истекает 15-го числа месяца, наступающего после того, за который выполнен расчет (п. 4 ст. 22 закона № 125-ФЗ). Из-за совпадения с общевыходными днями он может переноситься на более поздний срок, соответствующий ближайшему буднему дню.

Платежный документ при оплате будет оформляться в адрес того регионального отделения ФСС, в котором плательщик взносов стоит на учете. То есть в данных получателя будут приведены название, ИНН, КПП соответствующего отделения ФСС и его реквизиты в казначействе.

Обязательными для указания сведениями будут также КБК платежа, код статуса плательщика взносов, ОКТМО, шифры периода и характера оплаты, описание назначения перечисления.

При уплате взносов на травматизм в 2021 году КБК приводится тот же, что и в 2020-м, т. е. 39310202050071000160. Иные значения этого кода могут возникнуть при уплате пени (393 1 02 02050 07 2100 160) или штрафа (393 1 02 02050 07 3000 160).

Отчетность по отчислениям на травматизм в 2020-2021 годах

Отчетность по травматизму в 2020-2021 годах остается сдаваемой поквартально в месяце, наступающем после завершения очередного квартала, в срок не позднее (п. 1 ст. 24 закона № 125-ФЗ):

  • 20-го числа, если отчет сформирован на бумаге (такое право есть у страхователей со среднесписочной численностью не выше 25 человек);
  • 25-го числа, если сдача осуществляется электронно.

Для ее составления используется форма 4-ФСС, утвержденная приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381 в его актуальной редакции. Этот же документ содержит правила оформления отчета. Данные в форму вносятся нарастающим от квартала к кварталу итогом. Заполнению подлежат только те таблицы, для которых имеются необходимые данные.

О том, что изменило в бланке формы 4-ФСС его последнее обновление, читайте в материале «Форма 4-ФСС за год — бланк отчетности и пример заполнения».

Вместе с формой 4-ФСС подается еще один отчет — об использовании страховых средств на осуществление мероприятий по снижению травматизма на производстве.

В 2020 году этот отчет сдается по новой форме. Посмотреть образец и комментарии по его заполнению вы можете в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Читайте также:
Страхование предпринимательских рисков в 2021 году: особенности, объекты, условия

Правомерность применения определенного тарифа при расчете взносов требует ежегодного подтверждения вида осуществляемой деятельности. Крайний срок для подтверждения определен как 15 апреля года, наступившего после того, за который формируются обосновывающие вид деятельности сведения (п. 3 порядка подтверждения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 № 55). В 2020 году из-за коронавируса срок подтверждения перенесен на 12 мая.

О том, какие документы подают в ФСС в связи с этим, читайте в материале «Заявление о подтверждении основного вида деятельности».

Итоги

В правилах расчета и уплаты страховых взносов на травматизм в 2021 году в сравнении с 2020 годом принципиальных новшеств нет. Они по-прежнему уплачиваются в ФСС. Туда же подается и отчетность по взносам.

Страхование от несчастных случаев на производстве : закон, тарифы 2021

Вы используете старую версию веб-браузера, и корректная работа сайта на ней не гарантируется.Пожалуйста, обновите Ваш веб-браузер!

  • О компании
    • Наша материальная база
    • Лицензии и аккредитации
    • Наши награды
    • Почему выбирают КИОУТ
    • Наша история
    • Сведения об организации, осуществляющей обучение
  • Услуги
    • Специальная оценка условий труда
    • Аутсорсинг охраны труда
    • IT-услуги
    • Управление рисками
    • Производственный контроль
    • Медицина труда
    • Научная деятельность
  • Инфоцентр
    • Новости
    • Наши сотрудники о нас
    • Публикации
  • Клиенты
  • Карьера
    • Карьера и развитие
    • Вакансии
    • Вопросы и ответы
    • Студентам и выпускникам
  • Контакты
  • Партнерская программа

Инфоцентр

  • Новости
  • Публикации

2020-2022: действующие тарифы и порядок уплаты страховых взносов на травматизм и профзаболевания сохранятся


Согласно Проекту Федерального закона № 802507-7 «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», в указанный период страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» (всего предусмотрено 32 страховых тарифа в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска).
Согласно Проекту Федерального закона № 802507-7 «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», в указанный период страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» (всего предусмотрено 32 страховых тарифа в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска).

Кроме того, в целях стимулирования включения инвалидов в трудовой процесс проектом сохраняются действующие льготные тарифы (в размере 60% от установленного размера) для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.

Проект федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – законопроект) разработан в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ).

В основу расчета тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов положены показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (базовый вариант), разработанного Минэкономразвития России (письмо от 27 августа 2019 г. № 28547-ПБ/Д03и) (далее – прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2022 года), с учетом показателей отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) за 2018 год, а также данные Фонда о расходах на обеспечение по страхованию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в разрезе видов экономической деятельности за 2018 год.

При подготовке законопроекта использованы следующие основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2022 года:

– фонд заработной платы: на 2020 год – 25 909 млрд. рублей, на 2021 год – 27 591 млрд. рублей и на 2022 год – 29 545 млрд. рублей;
– номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника: на 2020 год – 48 942 рубля, на 2021 год – 51 904 рубля, на 2022 год – 55 295 рублей;
– индекс потребительских цен: на 2019 год – 103,8%, на 2020 год – 103,0%, на 2021 год – 104,0%, на 2022 год – 104,0%.

В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2022 года темп роста по годам фонда заработной платы, на основе которого производится расчет прогнозных показателей доходов от поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020-2022 годы, превышает темп роста индекса потребительских цен, который применяется при индексации размеров страховых выплат.

Читайте также:
Страхование профессиональной ответственности 2021: закон и договор

Законопроектом предлагается установить, что в 2020 году и в плановый период 2021 и 2022 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Законопроектом также предусматривается, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.

При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2019 году, – 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.

В целях стимулирования работодателей активнее включать инвалидов в трудовой процесс сохраняется существующая с 2001 года льгота по уплате страховых взносов на данный вид страхования, которая предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм, а не только организации, входящие в состав общественных общероссийских организаций инвалидов, уплачивают указанные страховые взносы в размере 60 процентов установленных размеров страховых тарифов к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II или III группы.

Статьей 2 законопроекта предусматривается распространение указанной льготы в 2020 году и в плановый период 2021 и 2022 годов на индивидуальных предпринимателей, использующих труд инвалидов, так же, как и в 2019 году.

Действующие подходы при расчете и установлении страховых тарифов базируются на принципе эквивалентности обязательств страхователей и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.

Общая сумма затрат на выполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом № 125-ФЗ, в 2020 году составит 108,7 млрд. рублей, в 2021 году – 112,8 млрд. рублей, в 2022 году – 117,2 млрд. рублей и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы на доставку и пересылку страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и другие расходы.

При расчете расходов на единовременные страховые выплаты учтены максимальные размеры, из которых исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности (с 1 января 2020 г. – 100 512,29 рубля, с 1 февраля 2020 г. – 104 331,76 рубля, с 1 февраля 2021 г. – 107 461,71 рубля и с 1 февраля 2022 г. – 111 760,18 рубля), а также размер единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного (в 2020-2022 годах – 1 млн. рублей).

При расчете расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний учтены ассигнования на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (до 30% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных страхователем в предшествующем календарном году на выплату обеспечения по страхованию, при условии направления страхователями дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством).

При расчете расходов на ежемесячные и единовременные страховые выплаты предусмотрена индексация размера этих выплат с 1 февраля соответствующего года на индекс потребительских цен за предшествующий год: в 2020 году – 1,038 (по 2019 году), в 2021 году – 1,03 (по 2020 году), в 2022 году – 1,04 (по 2021 году).

В 2020 году и в плановый период 2021 и 2022 годов при сохранении таких же, как и в 2019 году, размеров страховых тарифов по классам профессионального риска средний страховой тариф по видам экономической деятельности составит 0,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования. При этом поступление страховых взносов (с учетом недоимки, включая пени и штрафы) составит в 2020 году 133,8 млрд. рублей, в 2021 году – 142,4 млрд. рублей, в 2022 году – 152,5 млрд. рублей, что достаточно для обеспечения в полном объеме выплат по страхованию и финансирования Фондом других расходов, предусмотренных законодательством.

Читайте также:
Страхование СМР 2021: строительно-монтажные работы и риски

Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расчет суммы страховых взносов на данный вид страхования в 2020-2022 годах приведен в прилагаемом к законопроекту финансово-экономическом обосновании. Предлагаемые законопроектом нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Реализация законопроекта не потребует выделения средств из федерального бюджета.

Статья 1

Установить, что в 2020 году и в плановый период 2021 и 2022 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Статья 2

Установить, что в 2020 году и в плановый период 2021 и 2022 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 настоящего Федерального закона, индивидуальными предпринимателями в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II или III группы.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве: тарифы и особенности отчетности-2021

Исчисление, уплата и отчетность по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ОСС от НСПиПЗ) в 2021 году имеют ряд отличительных особенностей. Часть из них связана с переходом на выплаты страхового обеспечения территориальными органами ФСС РФ непосредственно застрахованным лицам (Федеральный закон от 29.12.2020 № 478-ФЗ).

Тарифы и основной вид деятельности

В 2021 году страховые взносы на ОСС от НСПиПЗ страхователи платят в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.05 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» (ст. 1 Федерального закона от 22.12.20 № 434-ФЗ).

Страховые тарифы на ОСС от НСПиПЗ при этом определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных (п. 1 ст. 20.1 закона № 125-ФЗ), в рамках:

гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг;

договоров авторского заказа.

Выплаты по гражданско-правовым договорам и договорам авторского заказа включаются в базу для начисления страховых взносов, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы (п. 1 ст. 20.1 закона № 125-ФЗ).

В текущем году можно воспользоваться теми же тарифами страховых взносов, которые страхователи-организации применяли в 2020 году. Правда, это возможно только в том случае, если не изменился основной вид деятельности. Чтобы подтвердить основной вид деятельности, необходимо в срок не позднее 15.04.2021 представить в территориальное отделение ФСС РФ по месту своей регистрации следующие документы:

заявление (форма приведена в приложении 1 к порядку *);

справку – подтверждение основного вида экономической деятельности (приложение 2 к порядку);

копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за 2020 год (заметим, что страхователи – субъекты малого предпринимательства освобождены от подачи этого документа).

* Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по ОСС от НСПиПЗ – юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.06 № 55).

Для коммерческих организаций основной вид экономической деятельности – тот, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг (без НДС).

Для некоммерческой организации основным является тот вид деятельности, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.

Читайте также:
Страхование ОПО что это такое: тарифы 2021, требования ФЗ

Влияние субсидий на определение доли вида деятельности

Организации, наиболее пострадавшие в 2020 году от ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией, могли получать государственные субсидии.

В примечании к пункту 9 формы справки-подтверждения (приложение 2 к порядку № 55) указано, что данные о доходах нужно заполнять на основе бухгалтерского учета за предыдущий год.

В бухгалтерском учете субсидии учитывают в соответствии с ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н). Этим же документом нужно руководствоваться при формировании в бухучете информации о государственной помощи (в форме субсидий и т. п.), связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших в условиях распространения коронавирусной инфекции (п. 6 информации Минфина России № ПЗ-14/2020). Информация о видах указанной государственной помощи раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе данных аналитического учета на счетах 86 «Целевое финансирование» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Такие субсидии не учитываются в доходах ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Субсидия могла предоставляться в целях частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением получателем деятельности в условиях ухудшения ситуации из-за коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда работников (п. 1 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576). В данном случае субсидия компенсирует затраты, поэтому к выручке также не относится (письмо Минфина России от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).

При этом в расчете доли вида деятельности в общем объеме выручки сумма доходов складывается из двух групп:

доходов по виду экономической деятельности (графа 3 справки-подтверждения);

целевых поступлений и финансирования (включая бюджетное финансирование, гранты и т. п.) (графа 4 справки-подтверждения).

Субсидии выделялись экономическим субъектам с определенными кодами ОКВЭД. В таком случае они и будут учитываться по виду экономической деятельности с теми же кодами. Поэтому упомянутые субсидии будут влиять на величину доли доходов по видам деятельности.

Субсидии могут предоставляться на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (работ, услуг) на договорной основе. В этом случае госпомощь признается экономической выгодой и ПБУ 13/2000 к ней не применяется (абз. 5 п. 3 ПБУ 13/2000, письмо Минфина России от 11.09.2020 № 07-01-09/79827). Такие субсидии, полагаем, следует отражать в составе выручки от реализации согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации».

Получается, что субсидии в любом случае влияют на долю доходов по видам деятельности. В графе 5 «Доля доходов и поступлений по виду деятельности…» следует указать частное от деления совокупности сумм, отраженных в графах 3 «Доходы по виду экономической деятельности» и 4 «Целевые поступления и финансирование…», на совокупность сумм, указанных в графах 3 и 4 по строке «Итого» справки-подтверждения.

(цифры условные) Организация издает журналы в печатном виде (код ОКВЭД 58.14.1). Доходы от этого вида деятельности за 2020 год составили 17 500 000 руб. (строка 1 графы 3 справки-подтверждения). Кроме того, организация сдает в аренду свободные нежилые помещения (код ОКВЭД 68.20.2). Доходы от этого вида деятельности за 2020 год составили 18 200 000 руб. (строка 2 графы 3 справки-подтверждения). В целях частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением организацией деятельности в условиях ковидных ограничений, организация получила субсидию из федерального бюджета в сумме 1 800 000 руб.

За 2020 год доля видов деятельности составила:

от издания журналов – 51,47 % ((17 500 000 руб. + 1 800 000 руб.) : (17 500 000 руб. + 1 800 000 руб. + 18 200 000 руб.) х 100 %);

от сдачи в аренду помещений – 48,57 % (18 200 000 руб. : (17 500 000 руб. + 1 800 000 руб. + 18 200 000 руб.) х 100 %).

Основным видом деятельности для организации будет издание журналов в печатном виде (I класс профриска). Тариф взносов составит 0,2 %.

Об установленном на 2021 год тарифе территориальное отделение фонда уведомит страхователя до 01.05.2021. До такого уведомления взносы начисляют по прошлогоднему тарифу. При изменении тарифа нужно будет взносы пересчитать (п. 4, 11 порядка).

Последствия пропуска срока подтверждения

Пропуск установленного срока подтверждения основного вида деятельности может привести к нежелательным последствиям. И это будет не штраф (он законодательством не предусмотрен). Фонд вправе установить максимально возможный из тарифов взносов по ОСС от НСПиПЗ.

Если документы не представить до 15 апреля, территориальное отделение фонда отнесет страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности. Виды деятельности будут выбраны в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.

Такое право фонда не является санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности. По мнению суда (например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 04.07.2019 № Ф04-6455/2018 по делу по делу № А45-16531/2017), это мера, которая призвана гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.

Читайте также:
Страхование ответственности товарный знак и администратор домена

Изменение в форме отчетности

в таблице 2 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» показатели строки 15 «Расходы по обязательному социальному страхованию» не заполняются;

таблица 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» не заполняется и не представляется.

В заключение отметим, что Минтруд России планирует актуализировать перечень предупредительных мер, финансируемых за счет ФСС РФ. Согласно проекту приказа (ID № 02/08/04-21/00114735) в него хотят добавить предупредительные меры по мониторингу состояния здоровья работника на рабочем месте. В 2021 году страхователь сможет обратиться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальное отделение ФСС РФ в срок до 1 октября 2021 года.

Взносы на травматизм 2020: тарифы и реквизиты

Все работодатели обязаны страховать безопасность своих работников. Если с ними на работе или вследствие ее что-то случится, им будет положена единовременная страховая выплата из Фонда социального страхования (ФСС) и пенсия по инвалидности. Поэтому все организации будут, как и сейчас, платить страховые взносы на травматизм в 2020 году, ведь именно за счет этих отчислений и производятся выплаты пострадавшим работникам.

Законодательная база

Страховые взносы, уплачиваемые по страхованию от производственного травматизма, являются обязательными неналоговыми платежами, которые регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». При этом тарифы регулируются отдельными законодательными актами и могут изменяться ежегодно. Например, в 2020 году их регулирует Федеральный закон от 31.12.2017 № 484-ФЗ.

Тарифы взносов на травматизм в 2020 году будет регулировать аналогичный Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». При этом значения действующих ставок взносов на травматизм не меняются. Более того, они не изменялись с 2005 года, когда были утверждены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ. Этот же закон определил порядок их уплаты.

Сколько платить за производственный травматизм в 2020 году

Всего в России действуют 32 страховых тарифа по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Они находятся в диапазоне от 0,2 до 8,5 % от фонда оплаты труда работников. Чтобы определить, какое значение применять, работодатель должен знать свой класс профессионального риска, который ему присваивает ФСС ежегодно после направления уведомления о подтверждении основного вида деятельности (направляется ежегодно до 15 апреля в территориальный орган ФСС).

Такой класс профессионального риска работодатель может определить и самостоятельно. Для этого достаточно воспользоваться Классификацией, утвержденной Приказом Минтруда от 30.12.2016 № 851н. В ней перечислены виды деятельности и соответствующие им коды ОКВЭД по видам деятельности, сгруппированные в 32 класса профессионального риска. Так что можно найти свой ОКВЭД и уже знать базовую ставку. Правда, при расчете ФСС применяет не только эти значения, но и руководствуется данными спецоценки условий труда, а также наличием трудоустроенных инвалидов.

Для последних предусмотрены льготные ставки. А стандартные можно увидеть в таблице:

I класс профессионального риска 0,2
II —II— 0,3
III —II— 0,4
IV —II— 0,5
V —II— 0,6
VI —II— 0,7
VII —II— 0,8
VIII —II— 0,9
IX —II— 1,0
X —II— 1,1
XI —II— 1,2
XII —II— 1,3
XIII —II— 1,4
XIV —II— 1,5
XV —II— 1,7
XVI —II— 1,9
XVII —II— 2,1
XVIII —II— 2,3
XIX —II— 2,5
XX —II— 2,8
XXI —II— 3,1
XXII —II— 3,4
XXIII —II— 3,7
XXIV —II— 4,1
XXV —II— 4,5
XXVI —II— 5,0
XXVII —II— 5,5
XXVIII —II— 6,1
XXIX —II— 6,7
XXX —II— 7,4
XXXI —II— 8,1
XXXII —II— 8,5

Льготы по страхованию по травмам на производстве и профзаболеваниям

Чтобы определить, как платить взносы в ФСС в 2020 году — травматизм и профессиональные заболевания, нужно не только знать вид деятельности и определить его «рискованность», но и определить право на льготы. В частности, оплачивать всего 60 % от положенной суммы имеют право:

  • организации, которые имеют в штате инвалидов 1, 2 и 3 групп инвалидности, — в отношении выплат таким инвалидам;
  • общественные организации и общественные союзы инвалидов, в которых работники с инвалидностью составляют от 50 % от среднесписочной численности всех сотрудников, а их заработная плата — не менее 25 % от всех сумм выплат;
  • специализированные организации, созданные для оказания определенного рода (образовательные, спортивные, правовые, социальные) услуг инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, при условии, что их учредителем и собственником имущества является общественная организация инвалидов.

Куда платить и реквизиты

Куда платим взносы на травматизм, очевидно, — конечно же в ФСС России. Делать это надо ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за тем, в котором была выплачена зарплата и начислены страховые платежи. Очевидно, что для того чтобы уплатить взносы на травматизм в 2020 году, реквизиты которых утверждены централизованно в каждом регионе, организации-страхователю необходимо заполнить платежное поручение. Правильное название получателя и номер счета необходимо узнавать в региональном отделении ФСС России по месту регистрации организации-страхователя. А вот КБК утверждает Минфин и они действуют по всей территории России.

Читайте также:
Страхование арбитражных управляющих: тарифы, риски, практика

В 2020 году для таких перечислений действуют следующие КБК:

  • для перечисления основных платежей — 393 1 02 02050 07 1000 160;
  • для перечисления пени по травматизму в 2020 — 393 1 02 02050 07 2100 160;
  • для оплаты штрафов — 393 1 02 02050 07 3000 160.

Ошибки в платежках грозят тем, что платеж окажется в невыясненных, и страхователю придется платить пени за все время задержки в процессе его розыска. Так что при заполнении платежек нужно быть не менее внимательными, чем при применении ставок и определении суммы к оплате.

Тарифы взносов от несчастных случаев в 2021 году

Страховые взносы на травматизм: основные положения

Страховые взносы на травматизм — это отдельный вид социального обязательного страхования работников от профессиональных болезней и травм на производстве. Подобного рода страховка покрывает компенсационные выплаты, которые полагаются работнику при наступлении несчастного случая на рабочем месте.

Выплаты производятся работодателем в Фонд социального страхования ежемесячно на каждого официально трудоустроенного сотрудника. Сумма отчислений зависит от профессионального риска и вероятности получения травмы на производстве. Чем выше риск, тем больше процент отчислений, который определяется исходя из тарифа.

Базой для расчета страховых взносов являются денежные вознаграждения работника (п. 1 ст. 20.1 закона «Об обязательном соцстраховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Однако не все выплаты сотрудникам облагаются взносами (ст. 20.2 закона № 125-ФЗ). Исключение составляют, например:

  • материальная помощь;
  • государственные пособия;
  • выплаты компенсационного характера.

Как правильно определить величину «несчастных» взносов, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс» в пошаговой инструкции.Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Срок для уплаты взносов заканчивается 15-го числа месяца, следующего за тем, за который был выполнен расчет (п. 4 ст. 22 закона № 125-ФЗ).

Отчетность сдается поквартально в месяце, следующем после завершения квартала — до 20-го числа, если отчет на бумажном носителе (среднесписочная численность не должна превышать 25 человек), или до 25-го числа, если отчитываться приходится электронно.

Тарифы: величина ставки, льготы и отсрочка

Тарифы от несчастных случаев в 2021 году утверждены законом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» от 22.12.2005 № 179-ФЗ.

Величина ставки для взносов на травматизм определяется ст. 1 закона № 179-ФЗ и зависит, как уже говорилось выше, от класса профессионального риска. Распределение же по соответствующим классам, согласно приказу Минтруда России от 30.12.2016 № 851н, зависит от вида осуществляемой предприятием деятельности.

Юридические лица, производящие выплаты взносов в адрес инвалидов, а также предприятия, основанные инвалидами или для помощи им, согласно ст. 2 закона № 179-ФЗ, могут рассчитывать на снижение взносов и в итоге отчислять только 60% от установленных страховых тарифов. Кроме того, на основании ст. 2 закона № 419-ФЗ индивидуальные предприниматели также начисляют взносы на травматизм с выплат инвалидам по ставке в размере 60%.

Состояние охраны труда предприятия (медосмотры, оценка условий труда, число несчастных случаев) напрямую влияет на возможность получения скидки от ФСС. Порядок определения скидок и надбавок установлен постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524.

Если из-за финансового положения организация не может вовремя перечислять взносы, то можно обратиться в ФСС с просьбой об отсрочке, но не больше чем на год. Основания для отсрочки перечислены в п. 4 ст. 26.2 закона № 125-ФЗ.

Как узнать тариф по несчастным случаям по ОКВЭД, расскажем далее.

Тариф травматизма по ОКВЭД

Самый высокий тариф по травматизму составляет 8,5% и является самым последним в сетке тарифов — 32-м. Самый низкий держится на уровне 0,2% (таблица 1). Формирование тарифа происходит с учетом сфер деятельности компании.Для того чтобы рассчитать страховые взносы, организация должна в начале каждого года подтверждать вид основной деятельности (ст. 3 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713). Подтверждение деятельности необходимо для установления предприятию тарифа на текущий год Фондом соцстраха. До установления тарифа на текущий год следует начислять взносы на травматизм по старому тарифу.

В случае несвоевременного подтверждения вида деятельности ФСС определит для компании наиболее высокий класс профессионального риска из тех видов деятельности по ОКВЭД, которые перечислены у предприятия в ЕГРЮЛ (п. 13 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713). Класс профессионального риска изначально присваивается при регистрации в ФСС в качестве страхователя, каждому классу соответствуют коды ОКВЭД 2.

Своевременное подтверждение тарифа от несчастных случаев в 2021 году позволит компании избежать лишних переплат. Подтвердить вид деятельности можно путем подачи заявления, справки-подтверждения основного вида деятельности и пояснительной записки по бухгалтерскому балансу за прошедший год до 15 апреля текущего года. Тариф «несчастных» взносов на текущий год определяется ФСС по основному виду деятельности по итогам прошедшего года.

Скачайте образцы заявления и справки-подтверждения

Читайте также:
Страхование рисков адвоката и юриста 2021: тариф и страховые случаи

Как подбирать ОКВЭД для ИП мы писали в статье

Тариф от несчастных случаев по ОКВЭД в 2021 году остался на уровне прошлого года и не претерпел изменений. Взносы работодатель выплачивает в ФСС раз в месяц, отчет сдается каждый квартал. Величину ставки взносов по травматизму определяет класс профессионального риска, который напрямую зависит от осуществляемой организацией деятельности согласно кодам ОКВЭД. На льготы по данным взносам могут рассчитывать организации и ИП, выплачивающие доходы инвалидам.

Больше информации по теме — в рубрике «Страховые взносы».

Установление скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
  • Электронный способ
  • МФЦ

Общее описание

Размер скидки или надбавки не может превышать 40% установленного страхового тарифа.

Размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году:

  • отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
  • количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих;
  • количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.

При наличии в предшествующем финансовом году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю на очередной финансовый год скидка не устанавливается.

Скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.

Скидка или надбавка устанавливается страховщиком страхователю, если все указанные в пунктах а‑в показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.

Заявление об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представляется заявителем в территориальный орган Фонда не позднее 1 ноября текущего календарного года (до 31 октября включительно).


Полное наименование:

Результат предоставления

Принятие Санкт‑Петербургским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (территориальный орган Фонда, Фонд) решения об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (решение об установлении скидки).

Срок предоставления

  1. Срок принятия территориальным органом Фонда решения об установлении скидки в отношении заявителей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 15 000 тысяч рублей включительно, составляет 10 рабочих дней с даты принятия территориальным органом Фонда заявления об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме (заявление об установлении скидки).
  2. Срок принятия территориальным органом Фонда решения об установлении скидки в отношении заявителей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 15 000 тысяч рублей, и которые направляются на согласование в Фонд, составляет 18 рабочих дней с даты принятия территориальным органом Фонда заявления об установлении скидки без учета срока пересылки документов.
  3. Решение об установлении скидки, оформленное приказом территориального органа Фонда об установлении скидки, подписанным руководителем (в его отсутствие заместителем руководителя) территориального органа Фонда, направляется территориальным органом Фонда заявителю в течение 5 календарных дней с даты принятия решения об установлении скидки.
  4. Решение об установлении страхователю скидки на очередной финансовый год принимается территориальным органом Фонда не позднее 1 декабря текущего финансового года.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Страхователи — юридические лица любой организационно‑правовой формы (в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающие граждан Российской Федерации) либо физические лица, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 №125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за предоставлением услуги необходимо обращаться в следующие секторы МФЦ.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Лица, указанные в п. I.
  2. Представители получателей государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

Эта услуга предоставляется посредством Единого портала gosuslugi.ru.
При возникновении проблем или вопросов рекомендуем обращаться в службу техподдержки Единого портала по тел. 8 (800) 100-70-10 или 115 (короткий номер для мобильных телефонов).

  1. Нажимает на кнопку «Подать заявление».
  2. Выполняет авторизацию на Едином портале через ЕСИА.
  3. Заполняет электронное заявление, внеся в него все требуемые сведения о заявителе.
  4. Подаёт заявление и ждёт результатов (информация о ходе рассмотрения вашего запроса будет поступать в личный кабинет).
  5. Получает услугу.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  • осуществление заявителем финансово‑экономической деятельности менее 3 лет с даты его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
  • наличие у заявителя на день подачи заявления выявленной недоимки, в том числе в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленных пеней и штрафов по итогам камеральной или выездной проверки;
  • наличие у заявителя в предшествующем финансовом году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц;
  • результат расчета скидки, при котором один из рассчитанных основных показателей, указанных в пункте 3 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 №524, больше аналогичного показателя по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности заявителя.
Читайте также:
Степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности: правила 2021 года

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  • Сведения, содержащиеся в соответствующей таблице расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, форма которого утверждена приказом Фонда от 26.09.2016 №381 (форма 4‑ФСС).

II. Дополнительные документы (в случае обращения представителя получателя государственной услуги):

  1. Документ, удостоверяющий личность.
  2. Документ, удостоверяющий полномочия представителя.

Основания для отказа в приеме заявления об установлении скидки от заявителя:

  • подача заявления об установлении скидки позднее 1 ноября текущего календарного года;
  • несоответствие представленного заявления об установлении скидки форме;
  • непредставление заявителем на личном приеме документа, удостоверяющего личность, документа, подтверждающего полномочия представителя страхователя, или непредставление копий указанных документов при направлении почтовым отправлением или при направлении документов из личного кабинета представителя на Едином портале.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие решение по предоставлению

Порядок обжалования

Заявитель вправе подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) Фонда и его территориальных органов, их должностных лиц, а также на решения и (или) действия (бездействие) многофункционального центра, работника многофункционального, принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги (жалоба).

  • руководителю территориального органа Фонда, предоставляющего государственную услугу, на решения и действия (бездействие) должностных лиц территориального органа Фонда;
  • в Фонд — на решения и действия (бездействие) руководителя территориального органа Фонда, должностного лица Фонда;
  • руководителю МФЦ — на решения и действия (бездействие) работника МФЦ;
  • учредителю МФЦ или иному лицу, уполномоченному на рассмотрение жалоб нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, — на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайтах Фонда и территориальных органов Фонда, Едином портале, а также в устной форме по телефону или на личном приеме, в письменной форме почтовым отправлением или электронным сообщением по адресу, указанному заявителем.

Информация, указанная в данном разделе, подлежит обязательному размещению на Едином портале.

Определение действительного размера обязательств по уплате страховых взносов «на травматизм»

На самом деле он возникает везде, в том числе при определении контролирующими органами размера любых обязательных платежей, и налоговых, и нет.

В настоящем докладе мы хотели бы обсудить применение принципа «действительности обязательств» Фондом социального страхования при проверках правильности исчисления страховых взносов «на травматизм».

Обстоятельства спора.

Организация (страхователь) осуществляет два вида предпринимательской деятельности: производство мебели и розничную торговлю мебелью собственного производства и товарами для дома как собственного производства, так и приобретенными у других лиц.

Общество в период 2015 – 2017 гг. представляло в Фонд социального страхования (далее – Фонд, ФСС) документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности, которым оно считало «Розничную торговлю мебелью и товарами для дома», поскольку именно от этого вида деятельности получало наибольшую долю выручки.

При этом соотношение работников производства и торговли было не таким, которое характерно для организаций, продающих произведенную ими продукцию двумя-тремя менеджерами. В составе Общества имеется развитая сеть магазинов розничных продаж (вошла в Общество под давлением налоговых органов во избежание обвинений в дроблении), в результате чего соотношение работников производства и розничной торговли составило:

Год

Производство

Торговля

(12 филиалов

с несколькими магазинами в каждом)

Позиция ФСС.

Основной вид деятельности определен неправильно.

Для Общества это «Производство мебели», а не «Розничная торговля». ФСС полагает, что выручка Общества от реализации продукции собственного производства подлежит учету как выручка исключительно от процесса производства продукции и не может быть выделена отдельно и отнесена к выручке от розничных продаж.

При этом Фонд установил, что структурные подразделения Общества осуществляют и продажу приобретенных товаров (около 5,66 % выручки).

Однако Фонд не учел наличие у Общества структурных подразделений. Начислил на фонд оплаты труда всех работников страховые взносы «на травматизм», соответствующие уровню профессиональных рисков работников производства – 0,9 % (вместо 0,2 % для торговли). Также основанием для этого стало отсутствие заявления страхователя о выделении подразделений в самостоятельные классификационные единицы.

Однако, учитывая наличие у Общества разных видов деятельности и отдельных доходов от них, Фонд должен был произвести выделение структурных подразделений, осуществляющих розничную торговлю мебелью и товарами для дома, в том числе приобретенными у других лиц, в самостоятельные классификационные единицы. Установить для них отдельные тарифы страховых взносов исходя из уровня профессиональных рисков их работников.

Читайте также:
Cтрахование СРО: договор и стоимость в 2021 году

Обоснование.

Законодатель предусмотрел обязанность Фонда устанавливать действительный размер обязательств Общества по уплате страховых взносов, однако из-за недоработок механизмов их применения соответствующие нормы понимаются Фондами исключительно «пробюджетно».

Статья 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний” (далее – Закон № 125-ФЗ) устанавливает, что одним из основополагающих принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

В этой связи страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска (ст. 21 Закона № 125-ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 26.16 Закона № 125-ФЗ предметом выездной проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, а также правомерность расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

Из анализа изложенных норм можно сделать вывод, что в ходе выездной документальной проверки Фондом должны быть установлены действительные обязательства плательщика страховых взносов, поскольку он должен уплачивать только законно установленные взносы (ст. 57 Конституции РФ).

Данная обязанность включает в себя не только выявление фактов неуплаты страховых взносов страхователем и взыскание этих взносов, но и установление всех фактических обстоятельств, связанных с правильностью исчисления и своевременностью уплаты взносов в периоде проверки, а также определение действительного размера обязательств страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Иное не отвечает принципу добросовестности фискального администрирования, не допускающему создание формальных условий для взимания налогов и сборов сверх того, что требуется по закону, и отказ в осуществлении прав плательщиков взносов только по формальным основаниям, не связанным с существом реализуемого права, по мотивам, обусловленным лишь удобством администрирования.

Важность соблюдения этого принципа особо подчеркнул Верховный суд в Определении от 19.02.2019 № 302-КГ18-9260 по делу № А69-945/2017:

«Одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам ЭД страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска».

Иными словами, дифференциация тарифов должна производиться исходя из фактически выполняемых работниками трудовых функций. Такая соразмерность обеспечивает экономическое обоснование сумм подлежащих уплате страховых взносов.

В этом плане установленный Законом № 125-ФЗ принцип дифференциации соответствует принципу экономической обоснованности налогов.

Установление повышенного тарифа, явно несоответствующего уровню травматизма работников в деятельности страхователя, нарушает принцип дифференциации и экономической обоснованности, приводя к тому, что размер подлежащих уплате страховых взносов не будет соотноситься ни с действительными обязательствами и рисками организации, ни с расходами Фонда по таким категориям работников.

О необходимости применения основных принципов налогового права и данного принципа в частности к страховым взносам неоднократно высказывались высшие судебные инстанции.

В Постановлении от 30.11.2016 № 27-П Конституционный Суд РФ прямо указал, что принципы экономической обоснованности и дифференциации должны применяться к страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию.

КС РФ подчеркнул, что данные страховые взносы выступают материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения. Начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает реализацию в обязательном пенсионном страховании таких принципов социального страхования, как устойчивость и автономность финансовой системы, государственная гарантированность соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков и исполнения обязательств по данному виду обязательного социального страхования.

В противном случае, отметил КС РФ, не исключена ситуация, когда размер страховых взносов, подлежащих уплате, исказит смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем его дифференциации в зависимости от доходов плательщика, повлечет их избыточное финансовое обременение, а следовательно, – нарушение баланса публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Тем самым нарушались бы гарантированные Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности и принцип неприкосновенности частной собственности (статья 8; статья 34, часть 1; статья 35, часть 1).

В Постановлении от 02.10.2012 № 7828/12 Президиум ВАС РФ также указывал, что при толковании правовых норм не должны нарушаться вытекающие из Конституции РФ универсальные принципы справедливости обложения страхователей страховыми взносами, а также принцип экономического обоснования страховых взносов. В противном случае их исчисление приводит к возложению на предпринимателей бремени уплаты обязательных публичных платежей, несоразмерных результатам их экономической деятельности.

По своей сути различные виды страховых взносов являются тождественными. Все они являются обязательными для работодателей, обеспечивают социальную защиту застрахованных лиц и выплату страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Соответственно, выводы о базовых принципах взимания публичных обязательных платежей, применимых к страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию, должны применяться и к страховым взносам от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12.11.2018 № 304-КГ18-9969 по делу № А45-16531/2017 отмечено, что положение п. 3 ст. 3 НК РФ подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Читайте также:
Cтрахование СРО: договор и стоимость в 2021 году

Неприменение принципа дифференциации (как и принципов экономической обоснованности налогов) нарушает конституционный принцип равенства плательщиков страховых взносов (как и налогоплательщиков).

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в Постановлении от 13.03.2008 № 5-П, принцип равенства налогового бремени будет нарушен, если определенная категория налогоплательщиков попадает в иные, по сравнению с другими налогоплательщиками, условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 15.02.2019 № 10-П также сказано, что равенство – это равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Одинаковые экономические результаты деятельности должны влечь одинаковое налоговое бремя. Принцип равенства налогового бремени нарушается, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное регулирование.

Данные выводы справедливы и для уплаты страховых взносов, в том числе «на травматизм».

При этом различие или равенство должно устанавливаться исходя из содержания фактической трудовой функции работников страхователя. По уровню риска работник магазина розничной торговли, реализующий товары, изготовленные на производственном участке организации-работодателя (расположенного обособленно), подвергается риску несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ничуть не больше, чем работник магазина розничной торговли, реализующий покупные товары.

В условиях, когда работники сети розничной торговли производителя осуществляют свою деятельность отдельно от производства, применение к ним тарифов по классу профессионального риска для работников производства нарушает принципы равенства обложения страхователей страховыми взносами в отношении фонда оплаты труда работников, выполняющих одни и те же трудовые функции, но продающих товар из различных источников.

Отказ Фонда в выделении структурных подразделений Общества в самостоятельные классификационные единицы привел к созданию ситуации, когда установленный размер страхового тарифа не соответствует виду деятельности, реально осуществляемому работниками структурных подразделений.

Тем более, что реализация принципа дифференциации предусмотрена законодателем через возможность установления отдельных тарифов для обособленных подразделений и структурных подразделений страхователя.

В ходе проверки Фонду были представлены документы о наличии в составе Общества структурных подразделений и данные по ним.

Из этих данных было видно, что большая часть работников страхователя задействована в сфере торговли, которая, очевидно, по уровню своего травматизма не соответствует уровню травматизма, присущему производству мебели.

А значит, страховые взносы, исчисленные в отношении занятых в сфере розничной торговли работников, по тарифу, установленному для вида деятельности «производство», будут завышенными и явно несоразмерными действительным рискам и обязательствам Общества, что противоречит принципу дифференциации тарифов и экономической обоснованности взимаемых взносов.

Из анализа представленных документов Фонд в ходе проверки мог и должен был установить действительные обязательства Общества по уплате страховых взносов по структурным подразделениям, основным видом деятельности которых является розничная торговля.

Однако такое выделение Фонд не произвел, тем самым нарушив обязанность определения действительного размера обязательств Общества по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

При наличии у Фонда всех необходимых данных для расчета взносов по структурным подразделениям отсутствие заявления Общества не может быть оправданием для отказа в определении действительного размера обязательств.

Следует особо отметить, что невыделение структурных подразделений в самостоятельные единицы и установление для них тарифа страховых взносов, явно не соответствующего уровню риска их деятельности, влечет за собой невозможность конкуренции организаций реального сектора экономики страны, занимающихся производством товаров и их продажей, с торговыми организациями, продающими покупные (часто импортные) товары, с иностранными производителями.

Заставляет российских производителей сокращать издержки, минимизировать фонд оплаты труда, увольнять работников, уменьшать качество комплектующих, отказываться от модернизации производства в пользу уплаты страховых взносов, не учитывающих реальный размер рисков работников.

Между тем, суды трех инстанций при рассмотрении описанного спора не сочли, что такая обязанность для Фонда является установленной законодательством и он должен был ее выполнять.

По выражению судей, Обществу не нужно вести речь о справедливости взимания страховых взносов.

В рамках настоящего доклада мы не будем вдаваться в очевидность значения для права такой категории, как справедливость.

Полагаем, что она выражается и в закрепленных в Конституции положениях о всеобщем равенстве перед законом (ч. 1 ст. 7) и в положениях, которые гарантируют гражданам РФ создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7).

Выражением этого является требование к контролирующим органам устанавливать действительный размер публичных обязательств всех лиц, в том числе плательщиков налогов, страховых взносов и любых других обязательных платежей, независимо от их включения в НК РФ.

Его применение не должно зависеть от прямого упоминания о нем в положениях законов о конкретных платежах, таких, например, как ст. 54.1 НК РФ или ст. 1, 4 Закона № 125-ФЗ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: