Запчасти РСА по ОСАГО: как рассчитать стоимость и избежать обмана

Поменялась методика определения расходов на ремонт по ОСАГО

Водителей, пострадавших в ДТП, ждут изменения. Банк России утвердил новую методику определения расходов на ремонт по полису ОСАГО. Изменения коснутся всех водителей, попавших в ДТП после 20 сентября 2021 года.

Расскажем, как это будет работать, что означает для водителей и страховых компаний и кому это будет выгодно.

Что произошло

Подробно о том, как устроен полис ОСАГО и как он работает, мы рассказывали в статье «Как устроено ОСАГО».

Порядок выплат с вступлением в силу новой методики не меняется, максимальный размер выплат — тоже. В этой части все осталось как раньше: полис работает только в том случае, если вы виноваты в ДТП и пострадали другие люди или их имущество.

Максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик возмещает потерпевшим причиненный вред, составляет:

  • 500 000 Р , если ущерб причинен жизни или здоровью;
  • 400 000 Р , если ущерб причинен имуществу.

А вот что изменилось.

Как сделать ремонт и не сойти с ума

Справочники средней стоимости формируются по субъектам РФ

Как было раньше. Справочники средней стоимости запчастей, материалов и работ влияют на размер выплат и на стоимость работ по восстановлению автомобиля. А еще по ним оценивают годные остатки автомобиля в тех случаях, когда он не подлежит восстановлению. Владелец машины может оставить годные остатки себе — но размер выплат в этом случае будет меньше.

Справочники формировались по экономическим регионам. В один экономический регион могло входить сразу несколько субъектов РФ. Например, в Западно-Сибирский экономический регион входили Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Предполагалось, что средняя стоимость запчастей в этих регионах будет одинаковой.

Как сейчас. Справочники теперь создаются отдельно для каждого субъекта РФ. То есть для Республики Алтай и Алтайского края будет два разных справочника с разными ценами. Это позволит более точно учитывать ценообразование на каждой территории.

Изменения в справочники будут вносить чаще

Как было раньше. Справочники можно было менять вместе с ростом или снижением цен. Делало это профессиональное объединение страховщиков — не реже раза в полгода.

Как сейчас. Реальность такова, что цены на запчасти меняются чаще, чем раз в полгода. Поэтому новая методика обязывает вносить изменения в справочники не реже чем раз в три месяца.

В обсуждении справочников смогут принять участие все граждане

Перед утверждением новая версия справочника будет проходить общественное обсуждение на сайте РСА.

Право принять участие в обсуждении получат не только страховщики, но и обычные водители. Они смогут высказывать замечания и подавать предложения по средней стоимости запчастей, материалов и работ. Есть вероятность, что их мнение будет учтено.

Что с утратой товарной стоимости

После аварии даже отремонтированный автомобиль становится дешевле. Участие машины в ДТП — это хороший повод для торга с продавцом. Утрата товарной стоимости, сокращенно УТС, — это и есть разница в цене автомобиля до и после ДТП.

В проекте новой методики была целая глава, посвященная порядку расчета утраты товарной стоимости. Проект учитывал требования пункта 37 постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.12.2017 № 58. Предполагалось, что страховые компании будут обязаны возмещать утрату товарной стоимости в рамках договора ОСАГО и этот вопрос будет решаться даже без заявления потерпевшего. Но из окончательного варианта положения эта глава исчезла.

В утвержденном варианте новой методики понятие «утрата товарной стоимости» не встречается, формулы ее расчета не приводятся. Нет и упоминания о том, что для ее возмещения больше не требуется заявление.

Но это не значит, что пострадавшие в ДТП больше не могут претендовать на возмещение утраты товарной стоимости. Позиция судов по этому вопросу однозначна: потерпевший имеет право на такую компенсацию. Просто для ее расчета, как и прежде, придется пользоваться сторонними методиками определения размера такого ущерба, ни одна из которых не является общепризнанной. А еще, возможно, придется обращаться в суды, терять время, тратиться на адвокатов.

Читайте также:
Зеленая карта РЕСО 2021: калькулятор и как оформить онлайн

Официальный справочник цен на запчасти по базе РСА

С 2014 года изменился порядок расчета размера компенсации по ОСАГО и за основу стали брать стоимость запчастей по базам РСА. В систему внесено более 80 миллионов наименований на различные автомобили моложе 12 лет. Данные из справочника не отображают действительную сумму выплаты, поскольку в рамках проведения экспертизы добавляются дополнительные коэффициенты. База данных является открытой и доступна для всех на официальном сайте РСА, что позволяет водителям контролировать действия страховой компании.

Что такое единый справочник запчастей РСА

Справочник РСА – это единая база данных, включающая в себя сведения о запасных частях, материалах и нормо-часах ремонтных работ. Справочник подготовлен под 12 экономических районов страны и соответствует единой методике расчета восстановительных расходов.

Применение единой методики является обязательным для всех страховщиков, экспертов и иных лиц.

Благодаря введению общего справочника получилось сократить количество споров, возникающих между водителями и страховыми компаниями. Независимо от места проведения экспертизы, заключения не будут значительно отличаться друг от друга.

Всего в справочник внесено более 80 миллионов различных наименований. Имеются все наиболее популярные марки и модели транспортных средств.

Также Российский союз автостраховщиков запустил открытый онлайн-сервис, позволяющий любому желающему получить информацию о цене запчастей, материалов или работ в своем экономическом районе. Сервис доступен на официальном сайте РСА.

Для чего рассчитывается стоимость деталей

При наступлении страхового случая компания должна произвести собственные экспертизы для установления всех обстоятельств произошедшего, принятия решения о возможности предоставления компенсации, а также о ее размере.

Сумма страховой выплаты ограничена лимитами, предусмотренными ФЗ «Об ОСАГО» (400 000 руб.), но напрямую зависит от размера причиненного ущерба, который определяется количеством деталей, степенью их повреждения и стоимостью замены.

С декабря 2014 г. расчет суммы ремонта в рамках компенсации по ОСАГО осуществляется через справочник РСА о стоимости запчастей. Его использование является обязательным для всех экспертов, независимо от принадлежности, что снижает количество расхождений.

Как работать со справочником РСА

Чтобы узнать стоимость запчастей по РСА, необходимо зайти на официальный сайт сервиса, убедиться, что выбраны пункты «Средняя стоимость запасных частей» и «Новый запрос».

Далее заполняются все поля формы:

  1. Дата оформления запроса.
  2. Экономический регион поиска.
  3. Марка автомобиля.

Номер запасной части, вводится вручную. В один запрос можно поместить не боле 3 номеров.

Образец формы поиска:

После этого откроется таблица со следующей информацией:

  1. Номер запасной части, ранее указанный в запросе.
  2. Полное наименование запчасти, соответствующее поисковому номеру.
  3. Средняя стоимость искомых запасных частей в рублях.

Результат успешного запроса:

Если информация по запчасти отсутствует, либо была допущена ошибка, появится уведомление: «По заданным параметрам поиска данные отсутствуют».

Как определяется стоимость запасных частей

При определении стоимости замены запчастей учитываются следующие принципы:

  1. Базовая средняя стоимость запчастей РСА зависит от текущей ситуации на рынке в конкретном экономическом районе. Изначально берется цена оригинальных деталей.
  2. Далее базовая цена меняется в зависимости от износа, бренда производителя, сложности выполнения работ и других обстоятельств. Все параметры, влияющие на стоимость, обязательно перечисляются в заключении эксперта.
  3. При отсутствии нужной запчасти в справочнике РСА расчеты производятся на основании среднерыночных значений по региону.

Стоимость запасных частей определяется в рамках проведения технической экспертизы, выполняемой в соответствии с методическими указаниями.

Как узнать номер запасной части для РСА

Узнать номер необходимой детали можно несколькими способами. Самый простой – снять запчасть с автомобиля и посмотреть штрихкод (иногда снимать необязательно), но не всегда такая возможность есть: машины нет рядом, отсутствует штрихкод, или иные причины.

Читайте также:
Страховка ОСАГО на мотоцикл: сколько стоит и как оформить в 2021

Можно обратиться в магазин, найти нужную запчасть и взять код с нее. На сайтах многих интернет-магазинов есть электронные каталоги со всей нужной информацией. Если деталь редкая и не получается найти ее, можно написать запрос официальному дилеру и попросить предоставить данные.

Также в Интернете можно найти сервисы, осуществляющие поиск деталей автомобиля по VIN номеру.

Необходимо учитывать, что для оценки запчастей по ОСАГО РСА подходят только оригинальные детали, информация о которых содержится в базе.

Учитывается ли износ деталей

После изменений 2014 г. количество формул для расчета износа автозапчастей сократилось. Основных формул две: для всех комплектующих изделий (детали, узлы, агрегаты) и для шин. Необходимо учитывать, что для деталей, имеющих больший износ по сравнению с остальным автомобилем (имеют повреждения, не связанные с произошедшим ДТП), будут применяться дополнительные коэффициенты. К примеру, полученные ранее повреждения кузова площадью более 10 % от общей поверхности детали, повысят коэффициент износа на 40 %.

Срок эксплуатации автомобилей рассчитывается с использованием целых значений и применении правил математического округления. Например, если возраст машины составляет 5 лет и 6 месяцев, будет считаться, что, ей 6 полных лет. Это менее выгодно для владельцев автомобилей, поскольку срок эксплуатации формирует коэффициент износа, что уменьшает сумму страховой выплаты.

Как сделать расчет стоимости деталей самостоятельно

Самостоятельно точно узнать цену замены детали сложно, поскольку придется учитывать несколько факторов, а цены по базам РСА являются только ориентирующими. Помимо указанных в справочнике позиций нужно учитывать норму расхода материалов, степень износа и другие факторы. Даже заключения экспертов могут различаться, поскольку у каждого из них – свое видение ситуации.

Пример расчета

Произвести полный профессиональный расчет не представляется возможным из-за сложности. Например, одна формула износа выглядит следующим образом:

Помимо нее также учитываются другие параметры со множеством переменных коэффициентов и значений.

Поэтому имеет смысл проверить стоимость запчастей, материалов по РСА, и ориентироваться на эти данные. Например:

  • цена детали по каталогу 5000 руб.;
  • за материалы и работу нужно отдать еще 10 000 руб.

Отсюда следует, что ориентировочный размер расходных работ составит 15 000 руб. Полученное значение не является окончательным и может меняться как в большую, так и в меньшую сторону, исходя из обстоятельств, которые установит эксперт. Полный и подробный расчет с учетом всех коэффициентов и переменных можно будет посмотреть в готовом заключении.

Может ли такой расчет заменить экспертную оценку

Самостоятельный расчет стоимости запчастей по РСА не имеет юридической силы и не приравнивается к экспертизе. Онлайн-сервис создан для удобства, свободного ознакомления и контроля и со стороны водителей. Это связано с тем, что даже при наличии доступа к справочнику обычный водитель не сможет самостоятельно произвести расчеты. Оценка требует специальных профессиональных познаний, и справочник выступает в качестве составляющей части методики. Даже при использовании программ расчета возможны расхождения по одному и тому же случаю, но они не должны быть существенными.

Определением размера причиненного вреда занимаются штатные или сторонние эксперты страховой компании. При этом по договорам ОСАГО предусмотрен обязательный досудебный порядок, поэтому пострадавший в любом случае должен первоначально обратиться к страховщику.

Если полученные результаты не устраивают страхователя, он вправе обратиться в суд, где возможно проведение судебной экспертизы. Также заявитель может самостоятельно назначить проведение повторной экспертизы за свой счет.

При проведении экспертизы сотрудник обязан руководствоваться специальными правилами. В случае если стоимость запчасти, материала или работы присутствует в каталоге РСА, должна применяться исключительно она. При отсутствии данных в справочнике расходы рассчитываются по рекомендованной среднерыночной цене.

Необходимо учитывать, что в каталог запчастей РСА по ОСАГО вносятся сведения только об автомобилях, возраст которых не более 12 лет.

Для определения размера страховой выплаты по ОСАГО берутся значения из справочника запчастей РСА. Использование внесенных в него данных является обязательным для экспертов. Система открыта для всех пользователей, но на основании доступной информации обычный водитель не сможет определить итоговую сумму выплаты, поскольку для этого нужны специальные знания. Однако справочник позволяет контролировать действия страховщика и выявлять намеренный обман.

Читайте также:
Как оформить ОСАГО через Госуслуги: пошаговая инструкция в 2021

Новый расчет ущерба по ОСАГО: методика обмана.

Двенадцать лет нам пытаются доказать, что ОСАГО – это полноценная защита интересов автовладельцев. Разбираемся в очередной инициативе Российского союза автостраховщиков, предусматривающей единый стандарт расчета ущерба поврежденных в ДТП автомобилей.

С 1 декабря 2014 года все страховые компании, работающие в системе ОСАГО, перешли на единый стандарт расчета ущерба поврежденных в ДТП автомобилей. Ранее стоимость ремонта эксперты СК оценивали по-разному. Порой итоги расчетов двух специалистов различались втрое. К чему это привело? Страховщики выплачивали минимум – и потерпевшие пошли в суды.

Решения судебных инстанций в большинстве своем были не в пользу страховщиков. В результате суммы выплат выросли в два-три раза и страховые компании лишились весомого куска прибыли. Им нужно было принимать экстренные меры, иначе заниматься ОСАГО становилось невыгодно. Первым делом повысили стоимость полиса на 30%. Затем появился документ, устанавливающий порядок расчета стоимости ремонта – единый для всех экспертов.

Над документом долго работали специалисты РСА – ведь нужно было учесть еще и стоимость запасных частей, а их в справочнике более 40 миллионов наименований!

БЕЗ УЧЕТА ИНФЛЯЦИИ:
Для определения стоимости ремонта регионы разделили по отдельным зонам. Всего их тринадцать. Для каждой – свои ценники на запчасти. Чтобы проверить, к какой зоне относится тот или иной регион, достаточно зайти на сайт РСА в раздел «ОСАГО». Там же можно проверить и стоимость запасных частей. Правда, для этого нужно знать их заводское обозначение.

В РСА уверяют, что цены на ремонт и запчасти установлены рыночные и разногласий между потерпевшими и страховщиками теперь не будет. Так ли это? Проверим.

Для чистоты эксперимента возьмем реальный автомобиль, пострадавший в ДТП, – седан Nissan Teana 2011 года выпуска с пробегом 59 482 км. Эксперты компании «Кримэкспертиза» сделали расчет стоимости ремонта как по единой методике РСА, так и по рыночным ценам Московского региона. По методике РСА с учетом износа потерпевшему выплатят 158 тысяч рублей, тогда как реально, если не учитывать износ деталей, для ремонта автомобиля понадобится 248 тысяч. Разница – 90 тысяч рублей! А если брать рыночный расчет (с учетом износа) наших экспертов, то эта разница сократится до 38 тысяч рублей, но все равно останется.
Основная причина нестыковок – стоимость запасных частей. Мы проверили цены на детали на сайте РСА и сравнили со среднерыночными по Москве. Оказалось, что по большинству позиций цены в справочнике РСА заметно ниже. Это объяснимо: поставки запчастей привязаны к евро и доллару, а справочники составляли, когда курс был в два раза ниже. Обновить же свои расчеты РСА планирует лишь через полгода.

Недостаточной будет и сумма, выплаченная на ремонтные работы. Стоимость нормочаса для марки Nissan в методике занижена. К примеру, неофициальные сервисные станции берут за кузовные работы 1000 рублей за час, у официалов расценки еще выше – от 1500 рублей. А в методике указана сумма 900 рублей за нормочас (для Центрального экономического региона, куда входит и Москва).

Есть и другие проблемы. По мнению эксперта Александра Гладышева, некоторые повреждения автомобиля, например перекосы кузова, можно выявить лишь на специальном стенде. А дорогостоящие измерительные системы есть далеко не во всех автосервисах, не говоря уже об экспертах. В результате стоимость таких работ специалистами страховщиков учитываться не будет. А значит, и денег окажется недостаточно для ремонта автомобиля.

НАЙТИ ВЫХОД:
Что же делать пострадавшим в ДТП? Идеальный вариант – обзавестись полисом каско. Но его могут себе позволить не все.

Читайте также:
Как узнать классность водителя по ОСАГО в Рогосстрахе и других СК

Судиться тоже не вариант. Ведь теперь и в страховых компаниях, и в судах единственный документ, по которому можно рассчитать стоимость ремонта, – методика РСА. При этом, если разница между выплатой страховщика и требованием пострадавшего составляет не более 10%, ее отнесут к так называемой статистической погрешности и не примут такой иск к рассмотрению в суде. А рассчитать ущерб на сумму, которая больше этих 10%, чтобы постараться приблизиться к реальной стоимости ремонта, эксперт теперь не сможет – методика не позволит. Поэтому единственный выход для автовладельцев, не имеющих полиса каско, – не брать деньгами, а требовать направления на ремонт в автосервис. Благо это предусмотрено правилами ОСАГО.

Мошенничество в ОСАГО

Самые распространенные схемы мошенничества в ОСАГО. Как избежать? Чем чревато мошенничество с ОСАГО?

Каждый автовладелец прекрасно знает, что такое ОСАГО, так как отсутствие полиса обязательного страхования гражданской ответственности – нарушение, чреватое штрафом.

Закон о данном виде автострахования призван навести порядок на дорогах, приучить водителей к исполнению правил дорожного движения.

К сожалению, автострахование очень быстро обросло огромным количеством мошеннических схем. Их своевременному раскрытию серьёзно мешает ещё и тот факт, что в сговоре может принимать участие несколько сторон – не только автовладельцы и представители автостраховщиков, но также эксперты-оценщики.

А некоторые автовладельцы, не желающие оплачивать ежегодные платежи по полисам, считают вполне нормальным согласиться на мошенническую схему – забывая при этом о том, что это уголовно наказуемо.

Цель мошенничества всегда одна — получение материальной выгоды.

Мошенничество в автостраховании — серьёзная проблема современности. Тем же, кто не хочет нарушать закон и терять свои деньги, чтобы не оказаться в неприятной ситуации и предотвратить мошенничество с полисами ОСАГО, нужно быть внимательными и юридически подкованными.

Рассмотрим самые распространенные варианты обмана в этой сфере.

Схемы мошенничества страховых компаний

Бывает, агенты-страховщики создают мошеннические схемы для обмана своих же компаний. Совместно со страхователями завышается стоимость ремонта авто после ДТП, указывается более высокая цена деталей для автомобилей, искажаются важные нюансы транспортного происшествия, указывающие на вину страхователя.

Мошенничество с полисами ОСАГО — проставление нужной даты в документе

Наличие у водителя полиса ОСАГО – бумажного или электронного – обязательное условие. За отсутствие документа или истекший срок его действия положен штраф – 800 рублей. Если водитель не вписан в полис – 500 рублей.

Однако нередки случаи когда водители, желая сэкономить, считают, что дешевле заплатить штраф, чем несколько тысяч за страховку. Однако от ДТП не застрахован никто – и даже самые аккуратные и опытные водители могут попадать в аварии.

Но если виновник ДТП оказался без страховки, ремонт пострадавшему ему придётся возмещать полностью из своих личных средств. И вот тогда те, кто хотел сэкономить, ищут любые возможности заполучить документ автострахования. Обычно это попытка оформить полис задним числом – так, чтобы на момент аварии автомобиль был якобы застрахован.

Тем не менее, провести мошенничество с полисом ОСАГО с развитием цифровых технологий становится всё сложнее и сложнее. В настоящее время не просто оформить полис на прошедшую дату, так как страховщик должен зарегистрировать выдаваемый документ в базе Российского союза автостраховщиков. А это делается только на момент запроса.

Добавление ущерба, не соответствующего реальным повреждениям

Вступив в сговор страхователь и сотрудник, занимающийся определением и урегулированием убытков страховой компании, могут зафиксировать повреждения, которых на самом деле не было. В итоге страховая выплата назначается выше – а страхователь отдаёт определённый процент сотруднику компании за подтверждение повреждений.

Искажение стоимости деталей и ремонта

Мошенничество заключается в завышении стоимости деталей для замены и ремонта. Преступление может совершаться в сговоре страхователя и агентов компании-страховщика, а также при участии сотрудников ремонтных мастерских.

Читайте также:
Страховка ОСАГО в коронавирус: продление полиса онлайн

Продажа поддельных полисов

Можно выделить два направления:

  • о том, что полиса автострахования поддельные, страхователи знают заранее и намеренно покупают их – для того, чтобы предъявить сотрудникам ГИБДД и избежать штрафов;
  • страхователи не знают, что имеют дело с поддельными полисами.

Во втором случае клиенты зачастую обращаются в фирмы однодневки, поддавшись на предложение приобрести страховку по более выгодной цене.

С появлением возможности приобретения электронного полиса участились случаи обмана через интернет. Мошенники создают сайты-копии известных страховых компаний, заманивают скидками, низкими ценами. Поддавшиеся на уловку водители либо ничего не получают, либо получают недействительный полис ОСАГО, по которому он не сможет рассчитывать в случае ДТП.

Чтобы не стать жертвой мошенников рекомендуется переходить на сайты страховых компаний только с официального сайта РСА, при этом нужно внимательно смотреть адрес в браузере.

Мошенничество страхователей

Проведённые Российским союзом автостраховщиков соцопросы показали, что почти треть опрошенных автовладельцев считают мошенниками непосредственно страховые компании. Поэтому, восстанавливая «справедливость», допускают мысль при случае согласиться на завышение суммы ущерба и поделиться с оценщиком или другим третьим лицом.

Размер компенсации по страховому случаю зависит от нанесённого автомобилю ущерба. Поэтому нередки случаи, когда эксперт при оценке искусственно завышает ущерб – за вознаграждение от клиента. Незаконное.

Подделка полисов

Еще один распространенный вариант мошенничества с полисами ОСАГО — получение фальшивого полиса или подделка даты его выдачи и срока действия. Делается это для того, чтобы сэкономить на приобретении автостраховки и не платить штраф сотрудникам ГИБДД.

Автовладельцы, прибегающие к подобным уловкам, надеются на «авось пронесет». А при наступлении страхового случая они будут вынуждены вступать в новые мошеннические схемы – чтобы избежать наказания и получить выплаты по страховке.

Страхование автомобиля в нескольких страховых компаниях

Несколько лет назад мошенники могли купить ОСАГО сразу в нескольких страховых компаниях. А потом пытались получить страховые выплаты в каждой из них. Сегодня такой вариант невозможен, так как создана единая база РСА. Оформление страховки проводится с обязательным запросом в базе.

Инсценировка угона

Довольно привлекательным видом мошенничества для преступников является имитация угона. Таким образом злоумышленники получают право на страховые выплаты. Фиктивный угон удобен для мошенников так как очень сложно доказать, что не было реального угона. А автомобиль, как правило, быстро разбирают на запчасти.

Мошенники в ОСАГО не работают поодиночке, так как в оформлении ДТП и последующих процедурах оценки ущерба принимают участие несколько специалистов. Поэтому реализовать схему обмана и получить выгоду без преступного сговора невозможно.

Фальсификация мошенниками обстоятельств аварии

Проводится в преступном сговоре и с сокрытием реальных фактов. Примеры фальсификаций с участием сотрудников ГИБДД:

  • перекладывание вины за аварию на другого водителя, автомобиль которого стоит дешевле,
  • подставные аварии с дорогими иномарками, которые были приобретены, как уже побывавшие в ДТП,
  • мошенниками оформляется пакет документов по аварии, которой на самом деле не было – то есть, ДТП случилось только на бумаге,
  • подлог документов, когда автовладелец представляется якобы участником аварии и предоставляет документы, которые на самом деле проходят по другому ДТП,
  • оформление ложных документов и лжесвидетельства на водителя, который на самом деле невиновен, но оформил ОСАГО.

Ответственность за нарушение закона

Правоохранительным органам не всегда удаётся доказать факт мошеннических действий со стороны страхователя или страховщика. Однако методы раскрытия незаконных схем получения выплат постоянно совершенствуются, поэтому если нарушители закона всё же будут обнаружены, то виновников накажут в соответствии с законодательством.

Мошенничество с полисом является уголовно наказуемым деянием – особенно, если речь идет о сговоре. За это положен крупный штраф и/или тюрьма. А именно:

Для одного человека:

  • штрафные в размере 120 тыс. рублей,
  • обязательные работы сроком до 45 суток при 8-ми часовой организации труда (всего – не более 360 часов),
  • исправительные работы – до года,
  • ограничение свободы до 2-х лет,
  • принудительные работы в течение этого же срока,
  • ограничение свободы передвижения сроком до 120 суток.
Читайте также:
Как проверить бонус-малус ОСАГО: что такое и как рассчитать в 2021

Для группы лиц, совершивших преступление:

  • размер штрафа – 300 тыс. рублей,
  • обязательные работы – больше в 1,5 раза,
  • исправительные работы – до 2-х лет,
  • работы по принуждению – в течение 5-ти лет и могут сопровождаться годом ограничения свободы,
  • заключение под арест – до 4-х лет.

Как ведется борьба с нарушителями

Вот лишь некоторые меры, предотвращающие мошенничество с полисами ОСАГО:

  • создана единая база Российского союза страховщиков, где есть информация по всем выданным договорам автострахования и произведённым выплатам,
  • специальные службы постоянно выявляют и блокируют сайты мошенников по продаже поддельных полисов,
  • правовой ликбез – оповещение через средства массовой информации о раскрытии схем злоумышленников – эти истории повышает грамотность автовладельцев.

Если автострахователь предполагает или уверен, что стал жертвой злоумышленников, он может оформить досудебную претензию и направить её в страховую компанию.

Если страховая компания оставит обращение без внимания – обращайтесь с исков в суд. В процессе рассмотрения обстоятельств дела можно добиться проведения повторной экспертизы и проверить возможные нарушения, правильность проведения расчёта ущерба, а также провести проверку постановления органов ГИБДД. В случае необходимости можно ходатайствовать о предоставлении записи видеокамер, фиксирующих происходящее на месте ДТП.

Раскрытию преступлений в дано сфере могут препятствовать и сотрудники страховых агентств, и руководители, занимающие определённые посты. Они могут использовать служебное положение для сокрытия содеянного. И препятствовать проведению объективного расследования.

Однако методы раскрытия незаконных схем постоянно совершенствуются, поэтому если нарушители закона всё же будут обнаружены, то виновников накажут в соответствии с законом.

Если какое-то время назад аферисты и чувствовали себя свободно и успешно уходили от наказания, то теперь ситуация изменилась. Сегодня меры, пресекающие и предотвращающие подобного рода преступления, принимаются и на законодательном уровне, и реализуются исполнительной властью. Закон о мошенничестве в ОСАГО

Страховая не обманет — самостоятельный расчет стоимости запчастей по ОСАГО в справочнике РСА

Чаще всего транспортное происшествие влечет за собой ремонт пострадавшего автомобиля. А он, в свою очередь, неразрывно связан с заменой вышедших из строя запчастей.

И если у автомобилиста возникают сомнения в том, что стоимость ремонта оценена страховщиком корректно, он может самостоятельно узнать цену на требуемые для замены детали, использовав справочник запчастей РСА по ОСАГО.

  1. Единый справочник запчастей РСА
  2. Расчет стоимости запчастей по ОСАГО
  3. Пример расчета
  4. Учитывать ли износ?
  5. Для чего нужно самому рассчитывать цену

Единый справочник запчастей РСА

В 2014 году Российским Союзом Австостраховщиков (РСА) по инициативе Центрального Банка РФ был разработан и внедрен специальный интернет-сервис, выполняющий сразу несколько функций:

  1. Создание единой по стране базы данных, хранящей:
    • персональную информацию о клиентах страховых компаний;
    • условия заключенных страховых договоров;
    • сведения о зафиксированных ДТП и проведенных страховых выплатах.
  2. Формирование справочника стоимости запчастей.
  3. Аккумулирование и обновление законодательных актов и правил в сфере страхования.

Единая база данных активно используется как страховыми компаниями, черпающими из нее сведения для оформления полисов ОСАГО, так и автомобилистами, которые могут в текущем режиме уточнить присвоенный им класс своего водительского мастерства и определить на его основании значение коэффициента бонус-малус.

Справочник о стоимости запчастей содержит сведения о ценах на детали, требуемые для ремонта конкретных типов и марок транспортных средств. Информация, которую содержит справочник, чрезвычайно важна, поскольку именно на нее ориентируются эксперты, оценивая размер компенсации при наступлении страхового случая.

На сайте РСА справочник регулярно обновляется, но пользователям он доступен в разных версиях, содержащих сведения предыдущих обновлений. Такая информация может быть востребована в случае, если необходимо сделать расчет стоимости деталей на момент аварии, произошедшей некоторое время назад. С его помощью каждый пострадавший водитель может самостоятельно произвести предварительную оценку ущерба и проконтролировать расчеты страховщика.

Читайте также:
Электронный полис ОСАГО СОГАЗ: как оформить полис и тарифы

Справочник содержит полную информацию, которую необходимо знать, чтобы оценить не только расходы на приобретение детали, но и затраты на ее установку. Для этой цели он объединяет в единый информационный блок три каталога справочных материалов о средней стоимости:

  • запасных частей;
  • нормо-часа;
  • материалов.

На сегодняшний день сервис объединяет более 80 млн. позиций, определяющих цену на запчасти и материалы по 12 крупнейшим регионам страны.

Расчет стоимости запчастей по ОСАГО

Чтобы сделать расчет предварительной стоимости подлежащих замене деталей и узлов автомобиля, пользователю нужно воспользоваться официальной интернет страницей РСА. На сайте размещены все три каталога, из которых пользователю предстоит выбрать нужный и заполнить предлагаемые поля, указав в них:

  1. Для определения стоимости запчасти:
    • дату, когда произошло транспортное происшествие;
    • один из 12 представленных регионов;
    • марку пострадавшего транспортного средства;
    • номер искомой запчасти по каталогу.
  2. Для определения стоимости нормо-часа:
    • требуемую дату;
    • марку транспортного средства;
    • тип автомобиля.
  3. Для оценки стоимости материалов:
    • дату, на которую требуются сведения;
    • производителя;
    • тип материала.

В заключение следует нажать кнопку «Отправить запрос» и дождаться необходимой информации, которая высветится на экране.

Узнать номер запчасти можно с помощью многочисленных сервисов, позволяющих найти оригинальные номера деталей к автомобилям любой марки по каталогам производителей. Они доступны по VIN-коду автомобиля.

Пример расчета

Процедуру определения стоимости ремонта может проиллюстрировать следующий пример:

В аварии пострадал легковой автомобиль. Его владелец выяснил с помощью каталогов на сайте РСА, что ему для восстановления машины понадобится:

  1. Покрасить задний бампер.
    • подготовка к окраске оценивается в 450 рублей и требует 0,5 нормо-часа, следовательно, 450*0,5 = 225 рублей;
    • материалы обойдутся в 550 рублей, работа потребует 0,9 нормо-часов, что составит в итоге 550*0,9 = 495 рублей.
  2. Покрасить заднюю дверь.
    • цена подготовительных работ составит 500 рублей, количество нормо-часов будет равняться 0,5. Итого, 500*0,5 = 250 рублей;
    • материалы оценены в 550 рублей, а количество нормо-часов составит 1,6. Всего, 550*1,6 = 880 рублей.
  3. Заменить деталь.
    • цена на запчасть составит 2700 рублей;
    • работа по замене оценена в 3000 рублей.

Исходя из полученных сумм, общая сумма ремонта составит не менее: 225+495+250+880+2700+3000 = 7550 рублей.

Учитывать ли износ?

По новым правилам обязательного страхования, изменения в которые были внесены в 2017 году, страховые компания обязаны рассчитывать компенсационные суммы с учетом износа деталей и узлов пострадавшего в аварии автомобиля.

И раньше размер страховых выплат мог существенно варьироваться в зависимости от того, попал ли в ДТП новый автомобиль или машина, уже послужившая своему хозяину не один год.

Но сегодня потерпевший может взыскать дополнительную компенсацию без учета в ней степени изношенности деталей с виновника происшествия, если назначенной страховой компанией выплаты не хватает для ремонта. Такой подход позволил увеличить размер выплат, повысив тем самым качество восстановительных работ при ремонте машины на СТО.

Для чего нужно самому рассчитывать цену

Некоторые автомобилисты считают, что самостоятельный расчет стоимости запчастей, подлежащих замене после аварии, не является целесообразным, ведь выплаты производятся на основании компетентного мнения экспертов. Однако практика показывает, что нередко эксперты встают на сторону страховщика и могут занизить размер ремонта.

Конечно, непрофессионал не сможет точно рассчитать расходы, которые учтут все нюансы восстановительных работ и особенности ценовой политики регионов. Но с помощью калькулятора на сайте РСА автовладелец может самостоятельно произвести предварительную оценку стоимости вышедших из строя запчастей и благодаря этому проконтролировать корректность расчетов, представленных страховщиком. Если разница в суммах превысит 10%, автомобилист получит основания для выставления претензии в адрес страховой компании или подачи искового заявления в суд.

Благодаря официальному справочнику стоимости запчастей, размещенному на сайте РСА, водитель, попавший в ДТП, имеет возможность предварительно оценить полученный автомобилем ущерб и рассчитать примерные расходы на ремонт. С помощью этого уникального ресурса автомобилист может оспорить сумму компенсационной выплаты, назначенной страховщиком, если его собственные расчеты существенно расходятся по величине с оценкой эксперта.

Читайте также:
Взыскание УТС по ОСАГО: судебная практика и как рассчитывается

Зачем и как производить расчет стоимости запчастей по ОСАГО на сайте РСА?

Расчет стоимости запчастей на автомобиль по страховым полисам ОСАГО производится исходя из справочников средних цен, которые составляются Российской Страховой Ассоциацией. В эти справочники включены расценки на запчасти, средние цены на расходные материалы, нормочасы работ и их средние стоимости. Что такое РСА, как работать с данным органом и какие могут быть «подводные камни», рассмотрим в статье.

Что такое Российская Страховая Ассоциация?

Российская Страховая Ассоциация является некоммерческой организацией, с официальным статусом профессионального объединения страховых компаний, закрепленным в Федеральном законе №40. Эта компания осуществляет контроль над рынком услуг обязательного страхования автотранспорта.

В ее задачи входит пресечение нарушений со стороны страховых компаний и слежка за профессионализмом их работы.

Как работать с сервисом на сайте РСА?

Сервис сайта по определению стоимости ремонта автомобиля предлагает 3 цены, на которые должен ориентироваться страховщик при формировании выплаты по страховому случаю по «автогражданке»:

  • Средняя стоимость запчасти.
  • Средняя стоимость нормочаса и количество нормочасов, которые потребуются для замены детали.
  • Средняя стоимость расходных материалов, которые потребуются для замены детали.

Чтобы узнать стоимость запчасти, от страхователя потребуется ввести следующие данные:

  1. Дата, когда произошло дорожно-транспортное происшествие.
  2. Экономический район страны – всего их 12.

Экономические районы выведены РСА самостоятельно для более точного определения цен.

  • Наименование марки транспортного средства.
  • Каталожный номер детали, на которую узнается стоимость.

    Чтобы узнать стоимость нормочаса, от страхователя потребуется вместо каталожного номера запчасти, выбрать из выпадающего списка тип транспортного средства.

    Чтобы узнать стоимость материалов, потребуется ввести:

    • Дату ДТП.
    • Производителя требуемого материала.
    • Наименование требуемого материала.

    После отправки запроса, необходимо сохранить его номер, который будет выведен на экран. С его помощью, через раздел «Сохраненный запрос», можно будет узнать результат его обработки. Обычно на это уходит до 3-х рабочих дней, но бывает, это занимает всего несколько минут.

    Зачем нужно знать цену на детали?

    Выполнение самостоятельного расчета стоимости деталей для ремонта автомобиля в рамках обязательного страхования транспортных средств может потребоваться в двух случаях:

    1. Назначенная страховой компанией компенсационная выплата ниже, чем реальные затраты на ремонт машины. В этом случае, можно попробовать урегулировать ситуацию в досудебном порядке при помощи данных из справочника РСА. В большинстве случаев, если расчет по справочнику будет выше, чем назначенная компенсация, страховщик увеличит сумму выплаты, не доводя дело до суда.
    2. Страховая компания провела несколько экспертиз повреждений и их результаты разнятся в разы. В этом случае страховщик выберет наименьшую стоимость и назначит выплату компенсации на ее основе. В большинстве случаев, эта сумма будет ниже, чем стоимость по справочнику РСА. Тут также можно «надавить» на страховщика данными из единого каталога запчастей.

    Описание процедуры

    Справочники Российской Страховой Ассоциации включают в себя более 80 миллионов позиций. Для каждой из этих позиций определены стоимости согласно 12-ти экономических регионов.

    В справочники внесены только автомобили не старше 2002-го года. Для всех остальных машин стоимость рассчитывается как среднее по рынку конкретного региона.

    Для выполнения точного расчета, страхователь должен будет внести следующие данные:

    • Кто является инициатором запроса? Юридическое или физическое лицо.
    • Тип страховки автора запроса.
    • Возраст водителя, а также его общий стаж за рулем.
    • Мощность двигателя транспортного средства.
    • Срок эксплуатации транспортного средства.
    • Срок действия страхового полиса.

    После этого формируется базовый запрос, и пользователь направляется на определения стоимости конкретной запчасти в конкретном регионе. Далее, сервис в автоматическом режиме оценивает стоимость ремонта в 3 шага:

    1. Согласно введенному каталожному номеру запчасти, система производит поиск по справочнику с фильтром по региону, проводит анализ цен у разных поставщиков и выводит среднюю стоимость.
    2. Система анализирует автомобильные сервисы в географическом районе держателя страховки и согласно имеющихся данных выводит среднюю стоимость нормочаса.
    3. На основе собранных данных и базовым показателям необходимого времени для выполнения ремонта определяет рекомендуемый размер компенсации.

    Профессиональная оценка ущерба автомобилю как альтернатива сервису

    На текущий момент времени, данные РСА не являются абсолютно точными, так как внесенные 80 миллионов позиций не могут охватить весь спектр возможных запчастей. Также на цены многих деталей для транспортных средств, пока еще, серьезное влияние оказывают крайние минимальные и крайние максимальные значения, что негативно влияет на подсчет стоимости ремонта автомобиля.

    Также, важным минусом является привязка большинства запчастей для иномарок к валютам, которые регулярно меняют свой курс по отношению к рублю. При этом, механизм позволяющий оперативно корректировать цены на запчасти пока не разработан, что также оказывает негативный эффект на точность расчетов.

    Третьим важным минусом данных из единого справочника является отсутствие учета характера повреждений. Так, например, если после ДТП потребуется заменить двигатель автомобиля, то сервис рассчитает стоимость мотора, стоимость демонтажа и монтажа, но не учтет возможные деформации металла, которые могут зажать двигатель, а это дополнительные нормочасы.

    Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что на 2017 год, сервис РСА по расчету стоимости ремонта является лишь обзорным сервисом и он не может полноценно заменить работу профессиональных «оценщиков» (о единой методике, по которой происходит расчет стоимости, можно узнать тут).

    Как обманывают страховые компании?

    Страховые компании с большой неохотой расстаются с деньгами и часто занижают страховые выплаты (о том, как рассчитать положенные страховые выплаты, подробно рассказано здесь). Существует несколько основных методов занижения страховых компенсаций:

    1. При расчете стоимости запчастей учитываются аналоги, а не оригинальные запчасти. Чтобы обойти эту уловку страховщиков, требуется точно сверять номера из акта по компенсации с каталожными номерами запчастей пострадавшего автомобиля.
    2. Учитывается не полный перечень повреждений. Штатные оценщики страховых компаний часто записывают в акт только видимые повреждения автомобиля. Также они списывают на естественные износ сколы краски и небольшие деформации в районе основного повреждения. Такие действия являются незаконными. Единственным полноценным вариантом избежать такого обмана, является привлечение независимого эксперта.
    3. Завышение расчетного износа транспортного средства. По закону, износ считается с даты постановки автомобиля на учет в ГИБДД, но страховые компании, не редко, считают с 1-го января, причем года выпуска автомобиля.

    Так, например, машина куплена и поставлена на учет 20 июля 2017 года, а изготовлена в 2016 году, страховщик может рассчитать износ с 1-го января 2016 года, что будет незаконным, на что нужно прямо указать. Обычно такие правки в расчет вносятся в досудебном порядке.

  • Занижение нормочасов. Некоторые страховые компании применяют коэффициент износа не только к запчастям, но и к нормочасам работы. Это является незаконным, на что следует указывать при согласовании акта размера компенсации.
  • Отсутствие выплаты за утрату товарной стоимости транспортного средства (что такое УТС автомобиля по ОСАГО и как ее подсчитать?). Ни одна страховая компания самостоятельно не включает этот пункт в акт расчета компенсации. И если на «возрастные» автомобили этот параметр практически не оказывает влияние, то на новые машины, до года, размер такой компенсации может составлять до 10% от цены нового автомобиля. Единственным способом включить этот пункт в расчет – независимая оценка.
  • В целом, несмотря на попытки РСА урегулировать вопросы расчета стоимости запчастей и размера страховой компенсации, имеющиеся инструменты автоматизации расчетов еще не совершены и могут использоваться только как ориентиры. Исключение составляют совсем незначительные повреждения, которые не требуют профессиональных знаний и навыков для оценки реального ущерба.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.

    Не все знают, как производятся расчеты страхового возмещения при ДТП по полисам ОСАГО и на чем страховые компании «экономят».

    В соответствии с ФЗ-40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 сумма компенсации зависит от расходов на восстановление транспортного средства в доаварийное состояние. К таким затратам относятся: ремонт, приобретение запчастей и материалов, необходимых для замены поврежденных. При этом стоимость «пострадавших» узлов оценивается с учетом их износа.

    Для расчета износа по ОСАГО страховые компании применяют единую методику, утвержденную Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014, главными факторами которой являются год выпуска, пробег автомобиля, срок использования узла или агрегата.
    По сложившейся в течение длительного периода практике, суды преимущественно взыскивали по искам страхователей о возмещении ущерба при ДТП по полисам ОСАГО со страховых компаний суммы на восстановительный ремонт с учетом износа деталей.

    На практике, выводы оценочных экспертных заключений по установлению стоимости восстановительного ремонта, содержат две цифры – сумма с учетом износа деталей и полная стоимость, без учета износа.

    На сайте РСА (российский союз автостраховщиков) имеются сведения о средней стоимости запасных частей транспортного средства с учетом износа. Согласно каталогам процент износа деталей в зависимости от возраста автомобиля колеблется от 20 до 50 %. В большинстве случаев, при расчете ущерба б/у автомобилей, суды применяют 50% износа.

    Однако, с 2021 года ситуация изменилась.

    В феврале 2021 года Верховный Суд РФ в одном из судебных споров страхователя со страховой компанией установил:
    «В отличие от общего правила оплата стоимости восстановительного ремонта зарегистрированного в России легкового автомобиля физлица (или ИП) осуществляется страховщиком без учёта износа комплектующих изделий (пункт 59 постановления Пленума ВС от 26 декабря 2017 г. о применении законодательства об ОСАГО, в котором идёт ссылка на абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО).

    Должник должен возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере (статья 393 ГК).

    Есть закрытый перечень, когда ремонт заменяется страховой выплатой (полная гибель ТС, смерть потерпевшего, наличие соглашения между сторонами и несколько иных причин — АСН). Судами не установлено обстоятельств, в силу которых страховщик мог заменить без согласия потерпевшего ремонт на выплату».

    В данном споре страховщик не организовал восстановительный ремонт, в связи с чем должен возместить стоимость ремонта без учёта износа.

    Таким образом, Верховный Суд РФ решил, что страховая компания не может самостоятельно решать вопрос о выплате страхователю страхового возмещения с учетом износа вместо необходимого восстановительного ремонта, поскольку нарушает права страхователя.

    Что же делать, если страховая компания при оценке ущерба применяет неправильные критерии и завышает размер амортизации или вовсе отказывает в выплате страхового возмещения?

    Если автовладельцу не удается получить полную стоимость страховой выплаты, то следует предпринять следующее:

    • провести независимую экспертизу по оценке стоимости восстановительного ремонта ТС с направлением уведомления в СК;
    • направить претензию в страховую компанию;
    • обратиться с заявлением к финансовому уполномоченному;
    • обратиться в суд с исковым заявлением на страховую компанию (на этом этапе рекомендуем обратиться за помощью к профессиональному страховому адвокату);
    • получить решение суда и направить исполнительный лист по месту открытия расчетного счета СК.

    Все указанные действия необходимо предпринимать в сопровождении специалистов и при строгом соблюдении необходимых правил, иначе рискуете получить отказ в удовлетворении иска.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: