Прямое возмещение убытков по ОСАГО в 2021 году

Статья 14.1 Прямое возмещение убытков

Информация об изменениях:

Федеральный закон дополнен статьей 14.1 с 1 марта 2009 г. – Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 94-ФЗ)

Статья 14.1. Прямое возмещение убытков

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 14.1 настоящего Федерального закона

Установленный статьей 14.1 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ) порядок прямого возмещения убытков применяется к договорам, срок действия которых не истек на день вступления в силу изменений

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 августа 2014 г. – Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте “б” настоящего пункта;

Информация об изменениях:

Подпункт “б” изменен с 29 октября 2019 г. – Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ

б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по договору обязательного страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, проводит оценку обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, изложенных в извещении о дорожно-транспортном происшествии, и на основании представленных документов осуществляет потерпевшему по его требованию возмещение вреда в соответствии с правилами обязательного страхования.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 августа 2014 г. – Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

3. Реализация права на прямое возмещение убытков не ограничивает право потерпевшего обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, который возник после предъявления требования о прямом возмещении убытков и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 28 апреля 2017 г. – Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ

4. Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков в размере, определенном в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

В отношении страховщика, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае предъявления к нему требования о прямом возмещении убытков применяются положения настоящего Федерального закона, которые установлены в отношении страховщика, которому предъявлено заявление о страховом возмещении.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 28 апреля 2017 г. – Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ

5. Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, обязан возместить в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков.

Информация об изменениях:

Статья 14.1 дополнена частью 5.1 с 26 августа 2017 г.- Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 197-ФЗ

5.1. При возникновении спора о возмещении страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, в счет страхового возмещения вреда, возмещенного страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, такой спор рассматривается комиссией, образованной профессиональным объединением страховщиков, в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления в комиссию заявления страховщика. В случае несогласия страховщика с решением комиссии или непринятия комиссией решения в установленный срок спор рассматривается арбитражным судом по исковому заявлению страховщика.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 28 апреля 2017 г. – Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ

6. В случае исключения страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность лица, причинившего вред, из соглашения о прямом возмещении убытков или принятия арбитражным судом решения о признании такого страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) либо в случае отзыва у него лицензии на осуществление страховой деятельности страховщик, осуществивший прямое возмещение убытков, вправе требовать у профессионального объединения страховщиков осуществления компенсационной выплаты в размере, установленном соглашением о прямом возмещении убытков в соответствии со статьей 26.1 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 28 апреля 2017 г. – Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ

7. Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, и возместил в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред, в предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона случаях имеет право требования к лицу, причинившему вред, в размере возмещенного потерпевшему вреда.

Читайте также:
Сколько стоит КАСКО на Хендай Солярис в 2021 году: калькулятор
Информация об изменениях:

Статья 14.1 дополнена пунктом 8 с 1 августа 2014 г. – Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

8. Профессиональное объединение страховщиков, которое возместило в счет компенсационной выплаты по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный потерпевшему вред, в предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона случаях имеет право требования к лицу, причинившему вред, в размере возмещенного потерпевшему вреда.

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 1 мая 2019 г. – Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ

9. Потерпевший, имеющий в соответствии с настоящим Федеральным законом право предъявить требование о возмещении причиненного его имуществу вреда непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае принятия арбитражным судом решения о признании такого страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) или в случае отзыва у него лицензии на осуществление страховой деятельности предъявляет требование о страховом возмещении страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред. В этом случае у потерпевшего не возникает право на получение компенсационной выплаты на основании невозможности осуществления страхового возмещения страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего.

Как получить выплаты по ОСАГО в 2021 году

Обязательный страховой полис ОСАГО приобретается всеми водителями. Владельцы автомобиля, попавшие в аварию не по своей вине и без полиса ОСАГО не могут получить возмещение ущерба от страховой компании. А также за его отсутствие штрафуют инспекторы ДПС.

В каких случаях положена компенсация

Само собой, должны быть соблюдены следующие условия: ОСАГО зарегистрировано на тот автомобиль, который попал в ДТП, при этом водитель автомобиля вписан в страховку. Возмещение ущерба производится при возникновении ДТП на дорогах, парковках, проездах, стоянках, в гаражах.

Полис ОСАГО компенсирует следующие виды потерь:

  • Вред здоровью водителя и пассажиров;
  • Повреждение транспорта;
  • Компенсация заработка, который из-за ДТП потерял потерпевший;
  • Дополнительные выплаты в случае получения инвалидности в ДТП;
  • Затраты на эвакуатор и аренду стоянки для хранения поврежденного автомобиля;
  • Стоимость поврежденного груза.

Но выплата по всем этим пунктам в совокупности не может превышать полмиллиона. Статья №7 закона об ОСАГО гласит, что за ущерб здоровью компенсация не может превышать 500 000 рублей, а за ущерб имуществу — 400 000 рублей.

Если застрахованное лицо погибло в результате ДТП, его родственникам выплачивают максимальную сумму — 500 тыс. рублей.

Что не входит в понятие «страховой случай»

ОСАГО возмещает ущерб потерпевшей стороне исключительно за дорожно-транспортные происшествия. Ситуации, в которых на автомобиль упала ветка и повредила кузов, не входят в список страховых случаев. Аналогично с ситуациями, где автомобиль был поврежден ударом гаражной двери, падением груза с другого автомобиля на ваш и пр.

Ущерб от повреждений, нанесенных автомобилю опасными грузами, должен компенсироваться другой страховой компанией. По закону опасные грузы страхуются отдельно.

Если в результате ДТП вы вступили в конфликт с водителем, из-за чего случилась драка, в таком случае ОСАГО не возместит вам моральный ущерб или ущерб здоровью.

План действий: от ДТП до получения выплаты по ОСАГО

Шаг 1: Оформление ДТП

С недавних пор участникам ДТП совсем необязательно вызывать инспектора для оформления произошедшего. Европротокол дает возможность водителям самостоятельно оформить нужные документы, которые будут поданы в страховую компанию. Но эта возможность действительна в случае, если:

  • Нет пострадавших;
  • В аварии столкнулись 2 автомобиля;
  • Оба транспортных средства имеют полисы ОСАГО;
  • Нанесенный ущерб не превышает 400 тыс. рублей;
  • Между участниками ДТП нет разногласий по поводу виновника происшествия.

Оформляя бумаги, не забудьте убедиться в том, что срок действия ОСАГО вашего оппонента не истек. В противном случае получить компенсацию ущерба через страховую компанию не получится.

Если между водителями возникли разногласия или ситуация не подходит под вышеперечисленные пункты, обязательно вызывают ГИБДД. Возможно, это придется сделать и в случае, если один из автомобилей застрахован по КАСКО (требование страховой компании).

Шаг 2: Обращение в страховую

В разных ситуациях вам понадобится обращаться в разные страховые компании.

В страховую, где вы оформляли полис ОСАГО, обращаются, если в ДТП нет пострадавших.

А если в вашей аварии ее участникам нанесен телесный вред, тогда понадобится обращаться в страховую компанию, которая выдавала полис виновнику аварии.

Когда нужно обратиться в страховую?

Читайте также:
Рейтинг страховых компаний ОСАГО в 2021: надежности, выплатам

Сообщить страховой компании о наступлении страхового случая нужно сразу же, как это представляется возможным. Сообщаем о ДТП телефонным звонком, а затем в течение 5 дней приносим заполненные документы и заявление на получение компенсации.

До недавнего времени ваша страховая могла взыскать с вас уплаченную сумму в случае, если вы являетесь виновником ДТП. В 2019 году эту возможность упразднили. Но если этот пункт будет прописан в страховом договоре, СК будет иметь юридическое обоснование для взыскания с вас компенсации.

В течение первых пяти дней вам понадобится предоставить автомобиль в страховую для осмотра. В случае, если автомобиль невозможно привезти на своих колесах, страховщик самостоятельно выезжает на место для осмотра. Но об этом необходимо предупреждать компанию заранее.

Документы, которые понадобятся для подачи заявления на возмещение повреждения автомобиля:

  • Паспорт;
  • Водительское удостоверение;
  • Документы на автомобиль: ПТС и СТС;
  • Полис ОСАГО (е-ОСАГО понадобится распечатать);
  • Диагностическая карта;
  • Реквизиты для получения компенсации;
  • Документы, свидетельствующие об аварии;
  • Документы, свидетельствующие об аварии.

От того, каким образом фиксировалось ДТП, будет зависеть набор документов. Если аварию вы оформляли самостоятельно по Европротоколу, тогда достаточно будет предоставить фотографии с места аварии и заполненный бланк.

Если же вы вызывали сотрудников ДПС, то для страховой понадобится справка о ДТП (по форме №154), копия о возбуждении дела и проведения расследования с данными всех участников, копия квитанции-постановления.

Документы, которые понадобятся для возмещения ущерба здоровью:

  • Справка из скорой, которая приезжала на место ДТП;
  • Медицинское заключение со списком полученных увечий в результате происшествия;
  • Выписка, где указано необходимое лечение;
  • Справка от лечащего врача, подтверждающая, что вы проходите назначенное лечение.

Возмещение вреда, нанесенного здоровью, происходит не сразу. Сначала пострадавший проходит лечение, после чего идет на судебно-медицинскую экспертизу, которая оценивает состояние и степень полученного вреда. Полученное заключение в ходе такого осмотра и будет являться основополагающим документом для расчета размера компенсации в страховой компании.

Законом предусмотрена и вторая выплата для тех, кому понадобилось длительное лечение. В этом случае понадобится предоставить все документы, свидетельствующие о получении тяжкого вреда здоровью и убытков из-за этого.

Сюда входят все чеки, квитанции и договора о платном лечении, покупке лекарств, оплату услуг сиделки, приобретение спецпитания, протезов и пр. Если вам назначили инвалидность, значит понадобится справка о ее получении.

Доход, которого вы лишились на время лечения, тоже может быть возмещен страховой компанией. Для этого понадобится предоставить справку с места работы с указанием вашего дохода.

В случае, если вы лишились навсегда своей профессии (например, ухудшилось зрение, из-за чего пришлось покинуть прошлое место работы), прикладывайте к документам еще и договор с образовательным учреждением, который будет свидетельствовать о вашем намерении сменить профессию из-за последствий ДТП.

Документы на выплату родственникам погибшего:

  • Копия паспорта погибшего;
  • Справка, подтверждающая, что смерть наступила в результате последствий ДТП;
  • Документ, подтверждающий ваше родство.

Судьям рассказали, как разрешать споры об ОСАГО

Как ранее сообщалось, 9 февраля по веб-конференции прошло совещание судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

О важных позициях по делам об ОСАГО и страховании рисков заемщиков коллегам рассказал председатель судебного состава по гражданским делам Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ Сергей Асташов.

В начале своего доклада он отметил, что при повреждении транспорта в ДТП возникают два правоотношения. Первое – из договора ОСАГО: «Здесь объем возмещения регулируется особыми условиями, которые предусмотрены Законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Правилами ОСАГО и Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Для этой группы правоотношений в законе установлено ограниченное возмещение, то есть с учетом износа транспорта, напомнил судья.

Второе правоотношение – из причинения вреда: «Здесь для причинителя вреда действуют положения ст. 15 и 1064 ГК РФ, которые говорят о полном возмещении ущерба потерпевшему». Это предполагает применение рыночных цен без учета износа поврежденного имущества, пояснил Сергей Асташов.

В то же время, подчеркнул он, ограниченное возмещение по договору обязательного страхования гражданской ответственности касается не только поврежденных транспортных средств. Это общий принцип возмещения ущерба по таким договорам. «То есть износ применяется не только к транспортным средствам, но и к другому имуществу, такому, например, как оборудование автозаправочных станций, опоры различных контактных сетей и так далее. Единственное различие в том, что к транспортным средствам применяется Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт, а в отношении другого имущества размер ущерба определяется по смете восстановительного ремонта, смете расчета», – рассказал судья.

По его словам, из-за правила об учете износа страховое возмещение обычно не компенсирует причиненный вред полностью. В этом случае на основании ст. 1072 ГК потерпевший может взыскать оставшуюся часть с причинителя вреда. При определении этой разницы судам необходимо проверять, в полном ли размере получено страховое возмещение, заметил Сергей Асташов. Если по каким-либо причинам – например, в случае заключения соглашения о выплате без проведения независимой экспертизы транспортного средства – страховое возмещение получено не в полном размере, причинитель вреда не обязан компенсировать потерпевшему оставшуюся часть.

Читайте также:
Юж Урал Аско ОСАГО 2021: как рассчитать на калькуляторе и оформить

Сергей Асташов акцентировал внимание на том, что определение размера страхового возмещения по договору ОСАГО и определение стоимости восстановительного ремонта для причинителя вреда – это разные вещи. «Вопрос ведь не только в применении износа, но и в тех ценах, которые применяются. Проверка страхового возмещения определяется по правилам, которые предусмотрены для ОСАГО, а проверка определения размера восстановительного ремонта для причинителя вреда – по рыночным ценам без учета износа», – пояснил судья.

Он также напомнил, что по Закону об ОСАГО собственники легковых автомобилей, как правило, получают страховое возмещение в виде организации и оплаты ремонта на СТО. «Страховая компания обязана организовать ремонт поврежденного транспортного средства гражданина на станции технического обслуживания, с которой заключен договор. Причем этот ремонт в соответствии с Законом и Правилами об ОСАГО должен производиться, если требуется замена запасных частей, комплектующих изделий, без учета их износа. То есть при организации натурального ремонта износ автомобиля, как правило, не имеет значения», – еще раз подчеркнул докладчик.

В то же время по Закону об ОСАГО из правила об обязательной организации ремонта есть ряд исключений, добавил Сергей Асташов: «В каких-то случаях по выбору потерпевшего (например, когда он является инвалидом), в каких-то – по объективным причинам (например, в случае так называемой полной гибели транспортного средства) или по соглашению между потерпевшим и страховой компанией вместо натурального ремонта может быть произведено страховое возмещение в денежной форме. Но если в денежной форме, то с учетом износа. И опять появляется эта разница».

По его словам, принципиальная позиция Судебной коллегии по гражданским делам заключается в том, что реализация потерпевшим права на получение страхового возмещения в денежной форме не влечет за собой ограничение права на возмещение ущерба причинителем вреда в полном размере. «Другими словами, если потерпевший по предусмотренным законом основаниям, в том числе и при заключении соглашения со страховой компанией, реализовал свое право на получение страхового возмещения вместо натурального ремонта в денежной форме, то он при этом не лишается права на полное возмещение ущерба со стороны причинителя вреда (имеется в виду та разница) и в том случае, если весь причиненный ущерб находится в пределах лимита ответственности по договору ОСАГО», – пояснил судья.

По общему правилу, отметил он, потерпевший не может требовать выплаты страхового возмещения деньгами без согласия страховой. «Но в тех случаях, когда страховая компания нарушает предусмотренный законом срок для выдачи направления на станцию технического обслуживания для производства натурального ремонта, в соответствии с п. 52 Постановления Пленума ВС РФ о применении законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств потерпевший имеет право потребовать страховое возмещение в денежной форме».

Поскольку эти правоотношения подчиняются общим нормам Гражданского кодекса, у потерпевшего есть и другие способы защиты. «В том случае, если должник ненадлежащим образом исполняет свои обязательства, он обязан возместить убытки», – подчеркнул Сергей Асташов. Так, если должник не исполняет обязательство по выполнению работ или оказанию услуг, кредитор на основании ст. 397 ГК вправе сделать это сам или поручить работу третьему лицу и взыскать соответствующие расходы с должника, напомнил судья.

«Если страховая компания не исполняет свои обязательства по организации и оплате натурального ремонта транспортного средства гражданина, в случае такого виновного неисполнения потерпевший, владелец поврежденного транспортного средства, вправе потребовать возмещения убытков. Подчеркиваю, не страхового возмещения в денежной форме, а возмещения убытков в связи с неисполнением страховой компанией этого обязательства в полном размере, то есть в размере стоимости восстановительного ремонта автомобиля так, как он должен был быть отремонтирован на СТО, то есть без учета износа», – пояснил Сергей Асташов. По его словам, это достаточно новая правовая позиция СКГД.

Спикер также отметил, что закон устанавливает определенные требования к экспертам, которые проводят судебные экспертизы по делам об ОСАГО. Определять стоимость восстановительного ремонта и выяснять, соответствует ли повреждение автомобиля заявленной дорожно-транспортной ситуации, может не любой автотехник, а только эксперт, который прошел специальное обучение и включен в соответствующий реестр Минюста, указал Сергей Асташов.

Читайте также:
Судебная практика по КАСКО 2021: основные виды судебных споров

Часть доклада судья посвятил страхованию рисков заемщиков. Прекращает ли досрочная выплата кредита действие договора страхования? И может ли страхователь-заемщик вернуть часть страховой премии при досрочном прекращении или отказе от договора страхования? Правовая позиция о применении ст. 958 ГК, по словам Сергея Асташова, достаточно сформирована: ответы на эти вопросы зависят от условий договора.

Судья добавил, что не так давно СКГД столкнулась с неясными и противоречивыми условиями договора страхования и программы страхования заемщиков: «В этом случае толкование договора осуществляется в пользу контарагента той стороны, которая является профессиональной и разработала условия этого договора». То есть в пользу потребителя.

Упомянул Сергей Асташов и о возможности заемщика самостоятельно застраховать риски из кредитного договора. «В ст. 7 Закона о потребительском кредите предусмотрено, что кредитная организация обязана предоставить заемщику возможность самостоятельно заключить договор страхования на условиях, определенных кредитным договором. То есть кредитная организация не вправе навязывать конкретную страховую организацию или какой-то единственный вариант заключения договора страхования. Важно, что это право существует у заемщика не только в момент получения кредита, но и сохраняется впоследствии. В течение действия кредитного договора заемщик вправе отказаться от первого заключенного договора страхования и заключить договор с другой страховой компанией. Главное, чтобы этот второй договор страхования соответствовал тем условиям, которые были оговорены сторонами при заключении кредитного договора», – объяснил судья.

При этом, подчеркнул он, срок заключения второго договора принципиального значения не имеет. В тот период, когда есть страхование, сохраняется пониженная ставка кредита. Если был перерыв между окончанием первого и началом действия второго страхового соглашения, то в это время будет применяться другая ставка в зависимости от условий кредитного договора.

Прямое возмещение убытков по ОСАГО

Чтобы упростить потерпевшему в ДТП получение компенсации по ОСАГО, Законом предусмотрено его обращение за выплатой в свою страховую компанию. Он самостоятельно выбирал страховщика, имеет в компании определенный статус, может рассчитывать на лояльное отношение. Этот способ получил название «Прямое возмещение убытков». Чтобы применить его для выплат по полису ОСАГО, нужно учитывать существующие особенности.

  1. ПВУ по ОСАГО
  2. Что говорит закон
  3. В каких случаях можно обратиться за прямым возмещением убытков
    1. Что потребуется
    2. Пошаговый план действий
  4. Если у страховки виновника ДТП отозвана лицензия
  5. Ответы на вопросы
  6. Подведем итоги

ПВУ по ОСАГО

ПВУ по ОСАГО означает, что ущерб, полученный транспортным средством потерпевшего в результате аварии, возмещается той страховой компанией, где он сам застраховал свой автомобиль.

Страховая компания потерпевшего делает выплату, а затем обращается в страховую компанию виновника за получением возмещения.

Что говорит закон

Это право установлено в статье 14 Федерального Закона №40 от 25.04.2002 г. Дополнительно Закон установил ограничения, в каких случаях это будет возможным.

Законом установлено, что, обращаясь за прямым возмещением убытков в свою компанию, пострадавший может также обратиться в СК виновного в ДТП с требованием о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью в результате аварии.

В каких случаях можно обратиться за прямым возмещением убытков

Чтобы получить возмещение по ПВУ нужно, чтобы выполнены следующие условия:

  • У всех сторон происшествия есть действующий полис ОСАГО;
  • В аварии нет пострадавших людей или другого имущества кроме транспортных средств;
  • В ДТП участвовало 2 (или более) автомобилей, которые контактировали между собой.

Что потребуется

Чтобы получить возмещение, сначала нужно представить транспортное средство для осмотра страховой компанией или заказать независимую экспертизу для оценки ущерба. Сегодня страховые компании предлагают услугу «Самоосмотр». Она заключается в том, что потерпевшему не потребуется осуществлять экспертизу своего автомобиля или предоставлять его для осмотра страховщикам.

Достаточно сфотографировать авто и загрузить фотографии в приложение в личном кабинете. Кроме фотографий нужно приложить пакет документов.

Что требуется собрать:

  • Паспорт водителя пострадавшего транспортного средства;
  • Водительское удостоверение;
  • Полис ОСАГО;
  • Документы на автомобиль;
  • Извещение о ДТП;
  • Документы при вызове ГИБДД (Протокол об административном правонарушении и т. д.);
  • Оценка экспертизы или фотографии.

Для перевода денег нужны реквизиты карты или банковского счета страхователя.

Пошаговый план действий

Обращаться в страховую компанию следует в течение 5 дней после происшествия, если был оформлен Европротокол. При вызове сотрудников ГИБДД срок обращения не ограничен.

Что нужно сделать по пунктам:

  1. При первой возможности уведомляем страховую компанию о происшедшем страховом случае.
  2. Собираем пакет документов.
  3. Предъявляем автомобиль к осмотру или фотографируем.
  4. Пишем заявление в страховую компанию, прикладываем к нему все документы.
  5. Ждем решения в течение 20 дней.
  6. Получаем возмещение.

Вы можете уточнить перечень необходимых документов и порядке ПВУ в вашей страховой компании на ее сайте или по телефону службы поддержки.

Написать заявление можно в представительстве компании, отправить его по почте заказным письмом с уведомлением или онлайн в личном кабинете, если такая возможность предусмотрена страховщиком.

Читайте также:
Полис ОСАГО без техосмотра на новый автомобиль и старый

Если у страховки виновника ДТП отозвана лицензия

В случае, если на момент обращения у страховой компании, выдавшей полис ОСАГО виновному, отозвана лицензия, пострадавший может обращаться за выплатой в свою страховую компанию, если соблюдены условия критериев для применения процедуры прямого возмещения убытков.

Когда ПВУ невозможно, обращаются за возмещением в РСА.

Ответы на вопросы

Что делать, если страховую компанию потерпевшего объявили банкротом?

Если у страховой компании потерпевшего отозвали лицензию на момент ДТП, он должен обратиться с заявлением о возмещении вреда в страховую компанию, в которой застрахована ответственность виновника аварии.

При прямом возмещении убытков выплачивается денежная компенсация или ТС отправляется на ремонт?

Сотрудники страховой компании проанализируют характер повреждений автомобиля и подберут оптимальный вариант урегулирования. Стандартно ТС будет отремонтировано в аккредитованной СТО.

По прямому возмещению убытков можно оплатить дополнительные расходы?

Да, например, затраты на эвакуацию автомобиля с места ДТП, за хранение ТС.

Подведем итоги

Прямое возмещение — это когда обращаются не в страховую компанию виновника, а в свою.

Для ПВУ должны быть соблюдены правила: наличие полисов ОСАГО у виновного и потерпевшего, был прямой контакт машин, нет пострадавших.

Подать заявление можно в офисе или в личном кабинете на сайте страховой компании.

Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО

28 апреля 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В новой редакции закона изменен порядок возмещения вреда, причиненного легковым автомобилям. Эти изменения касаются транспортных средств, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации.

Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания.

Как это будет работать?

Автовладелец выбирает станцию технического обслуживания (СТО) из числа тех, с которыми у страховой компании заключен договор. Выбрать СТО можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка. Перечень СТО с указанием адресов их места нахождения, перечнем марок и годов выпуска обслуживаемых транспортных средств, а также примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться.

Важно! При восстановительном ремонте в отличие от денежной выплаты не учитывается износ деталей и агрегатов, а также не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих частей (если иное не определено соглашением страховой компании и потерпевшего).

Можно ли выбрать другую СТО?

Для ремонта поврежденного автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении необходимо указать полное наименование выбранной СТО, адрес места нахождения и платежные реквизиты для возможности оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта.

На каких условиях проходит восстановительный ремонт?

Предельный срок осуществления ремонта — не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на СТО.

СТО не должна находиться дальше, чем в 50 километрах от места ДТП или места жительства потерпевшего (по его выбору).

Ремонт новых автомобилей (не старше двух лет) должен производиться на СТО официального дилера, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание.

Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, — 12 месяцев.

Как действовать в случае ДТП?

Если в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, то требование о возмещении вреда необходимо предъявлять своему страховщику

Важно! В случаях причинения вреда жизни или здоровью участников ДТП заявление о страховом возмещении следует подавать в страховую компанию виновника ДТП.

Заполненные извещения о ДТП должны быть переданы участниками ДТП в свои страховые компании (или их представителям в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП) в течение пяти рабочих дней после ДТП.

Срок рассмотрения заявления о страховом возмещении составляет 20 календарных дней.

За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик наказывается неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения.

В каких случаях возможно денежное возмещение вместо ремонта?

Страховая выплата в денежной форме производится в следующих случаях:

  • смерть потерпевшего;
  • причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма страхового возмещения);
  • потерпевший является инвалидом и имеет автомобиль по медицинским показаниям (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма);
  • полная гибель транспортного средства;
  • стоимость восстановительного ремонта превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей для случаев оформления ДТП по европротоколу) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка») и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • в результате ДТП вред причинен только имуществу, не являющемуся транспортным средством;
  • потерпевший отказывается от ремонта на СТО, если она не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта;
  • страховая компания не предоставляет потерпевшему возможность проведения восстановительного ремонта на СТО, указанной при заключении договора ОСАГО;
  • наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим.
Читайте также:
Страховое возмещение при КАСКО и почему возможен отказ в выплате

Защита прав потребителей страховых услуг

Если вы считаете, что страховая компания нарушает ваши права, направьте жалобу в Банк России.
Также можно направить обращение в Российский союз автостраховщиков (РСА)

Страховые выплаты по ОСАГО

При ДТП полис ОСАГО покрывает ущербы, которые нанес водитель другим участникам ДТП. Так ущерб может быть нанесен жизни, здоровью и имуществу. Бывают случаи, когда виноваты оба водителя, тогда выясняется, кто больше виноват и у кого меньше ущерб.

После обращения в страховую компанию насчет ДТП страховая дает ответ в течение 20 рабочих дней, а после этого в течение 5 дней можно еще раз подать обращение, если решение не устраивает.

Компенсация ущерба может быть путем денежной выплаты или непосредственно прямого ремонта машины пострадавшего.

Оставьте свой номер телефона, мы перезвоним и проконсультируем. Предлагаем лучшие варианты страхования авто в надежных компаниях.

Максимальная сумма выплаты по ОСАГО при ДТП

Сумма выплаты по полису ОСАГО составляет:

«Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет: а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ); б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ).» (Статья 7 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ).

Есть случаи, при которых страховая не оплачивает ущерб. К ним относятся:

  • в ДТП попало лицо, не записанное в полисе;
  • величина компенсации выше 400 тысяч рублей;
  • виновник аварии – ученик, а ДТП произошло на специальной учебной площадке.

Также надо помнить о праве регресса. В некоторых случаях у страховщиков есть причины для возмещения суммы, которая была оплачена ими пострадавшему в ДТП:

  • умышленное вредительство,
  • опьянение,
  • отсутствие ВУ,
  • отсутствие ОСАГО,
  • ОСАГО просрочен,
  • сокрытие с места ДТП,
  • нарушение порядка действий при европротоколе,
  • ущерб выше 400 тысяч рублей,
  • ложные данные в полисе ОСАГО.

Если виновник ДТП решит оплатить сумму ущерба самостоятельно, а потом только заявит в страховую и предоставит необходимые документы, то страховая не будет компенсировать уже совершенную выплаты, так как это не предусмотрено законом.

Расчет максимальной выплаты по страховому полису в 2020 году

Размер компенсации складывается из многих факторов, таких как: виды повреждений, износ ТС цена на рынке и т.д.

Расчет компенсации на каждую деталь считается отдельно, чтоб определить ее износ. При этом расчет производится только для тех элементов, которые полностью подлежат замене.

Некоторые элементы под понятие износа не попадают вовсе:

  • краска,
  • восстанавливаемые детали,
  • процесс ремонта,
  • подушки и ремни безопасности.

Еще на размер выплаты влияет ваша локация, т.к. в разных городах России – разные цены на запчасти.

Чтобы точно вычислить сумму на ремонт автомобиля, надо знать точное название необходимых деталей и их стоимость, стоимость часа работы мастеров, материалов, работы оборудования в мастерской.

Чтобы узнать абсолютно точно, сколько стоит восстановление ТО, привлеките экспертов.

Оформление ДТП по европротоколу

В случае оформления ДТП по европротоколу сумма компенсации сокращается до 100 тысяч рублей. К тому же необходимо соблюсти все правила оформления европротокола и вовремя отправить извещение о ДТП в страховую.

4 пункт статьи 11.1 ФЗ Об ОСАГО: «4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счёт возмещения вреда, причинённого его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.»

Формально, есть одно условие, при котором может быть выплачена сумма до 400 тысяч рублей, но на практике на данный момент это невозможно.

Читайте также:
ОСАГО Ангара 2021: как оформить онлайн-ОСАГО и калькулятор

Что должно быть соблюдено:

  • ДТП должно произойти в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области;
  • устройство, фиксирующее результаты ДТП должно поддерживать систему ГЛОНАСС. Должны быть соблюдены временные рамки, а также зафиксированы все повреждения, расположение и т.п;
  • информация должна быть передана через специальную программу, которая пока не работает.

При повреждении авто

Размер суммы компенсации от страховой компании выводится исходя из заключения экспертизы (поэтому нельзя ремонтировать автомобиль ранее ее проведения, а также отказываться от экспертизы). При несогласии с выделенной суммой страхователь проводит независимую экспертизу, а при отсутствии положительного результата может обратиться в суд.

Автомобиль не подлежит восстановлению

Когда автомобиль не подлежит восстановлению, такую ситуацию называют гибелью автомобиля. В каком случае признаётся гибель автомобиля? Когда стоимость ремонта более или равна стоимости автомобиля на дату ДТП.

Тогда страховая выплачивает сумму стоимости автомобиля на момент наступления страхового случая или максимальную сумму компенсации, если цена авто была выше 400 тыс.руб., т.к. максимальная сумма выплат по ОСАГО составляет 400 тыс.руб.

Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” ( ОСАГО ), N 40-ФЗ | Ст. 12, П.1

«18. Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется: а) в случае полной гибели имущества потерпевшего – в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость.»

Если вы не согласны с суммой компенсации по ОСАГО и очевидное занижение выплаты

  • По “Закону об ОСАГО” вы вправе требовать результаты экспертизы, проведенной страховой компанией.
  • При несостыковке в суммах (необходимая по экспертизе и реальная от страховой) следует провести независимую экспертизу, которая докажет, что выплаченной компенсации не хватает на полноценный ремонт.
  • Попытаться решить проблему мирным путем и составить досудебную претензию (в последующем она в любом случае будет нужна для суда). Это нужно сделать в течение 20 дней после выплаты страховой страхователю заниженной суммы.
  • При непринятии решения в вашу пользу обращайтесь в суд. И обязательно воспользуйтесь услугами автоюриста.

Если нанесен вред здоровью или жизни

Размер выплаты пострадавшим людям рассчитываются исходя из степени повреждения здоровья и суммы, необходимой на лечение.

Степень повреждения Размер компенсации Сумма выплаты
Ребенок-инвалид 100% 500 тыс.руб
Инвалидность I степени 100% 500 тыс.руб.
Инвалидность II степени 70% 350 тыс.руб.
Инвалидность III степени 50% 250 тыс.руб.

Законом об ОСАГО предусмотрены решения в случае смерти участника ДТП:

«Размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет: 475 тысяч рублей – выгодоприобретателям, указанным в пункте 6 настоящей статьи; не более 25 тысяч рублей в счет возмещения расходов на погребение – лицам, понесшим такие расходы.» (Часть 7 статьи 12 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ)

Если погибших несколько, страховая выплачивает компенсацию каждой семье погибшего кормильца.

Какие нужны документы для страховой компании и срок выплат

Для того, чтобы страховая компания исполнила свои прямые обязанности, необходимо оформить и предоставить все требуемые документы.

  1. Заявление о ДТП.
  2. Справка от сотрудников ДПС.
  3. Полис ОСАГО.
  4. Водительское удостоверение.
  5. Свидетельство о регистрации ТС.
  6. Паспорт страхователя.
  7. Справка об ИНН.

Сколько нужно ждать решение страховой?

Итоговую сумму возмещения страховщики обязаны отдать в течение 20 рабочих дней:

«21. В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.» (Часть 21 статьи 12 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ)

Если страховщики задержали выплату, отправляйте им заявление-претензию. Помимо этого у вас есть право просить выплаты неустойки в размере 1% от суммы компенсации за каждый день просрочки. Если и это не сработает, придется идти разбираться в суд.

Формы страховых выплат

Иногда страховые компании производят компенсацию исключительно натурой, то есть ремонтом. Закон о ремонте вместо денежных выплат вышел в свет 17 марта 2017 года. Поэтому сейчас страховые в 90% случаях отправляют страхователей на ремонт.

Когда же человек сможет получить именно выплату?

  1. Причинен тяжкий вред здоровью или наступила смерть.
  2. Автомобиль не подлежит восстановлению.
  3. Потерпевший – инвалид I или II группы.
  4. Сумма ущерба более 400 тысяч рублей.
  5. Ремонт в автосервисе страховой компании невозможен.
  6. Ближайший автосервис расположен далее, чем 50 км от дома водителя или от места ДТП.

Оформляйте ОСАГО вовремя! С помощью этой формы вы можете сделать все самостоятельно. Если у вас есть вопросы по внесению данных, можете ознакомиться с инструкцией по покупке страховки онлайн.

Вопросы и ответы по ОСАГО

Когда виноваты 2 водителя?

  • – Страховые выплачивают по 50% каждому пострадавшему-виновнику по ГК РФ (ст.1083).
  • – Страховые не выплачивают никому ничего, но это нарушение закона об ОСАГО и надо разбираться в суде.

Когда виновнику ДТП все равно придется платить?

Виновнику нужно оплачивать ремонт пострадавшему из своего кармана, если сумма ущерба более 400 тысяч рублей (400 т.р. выплатит страховая, а оставшаяся часть ложится на виновника аварии).

Если ПДД были нарушены и страховая воспользовалась правом регресса (см. начало статьи).

Если есть КАСКО

Если есть КАСКО вам покроют убытки в любом случае.

Если вы виновник: ОСАГО займется пострадавшим, а КАСКО – вами.

Если вы пострадавший: вас “починят” КАСКО и ОСАГО вдвоем.

Получите электронный полис по почте, на бланке курьером или в одном из наших офисов

ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях 15:52, 21 января 2021 Версия для печати

В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2021 год.

Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2020 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2021 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

Нарушители заплатят больше

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Доплата за некоторые автомобили

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Заявка на выплаты онлайн

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Не прошел техосмотр — остался без выплат

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2021 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

«Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,

— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

Как видите, в 2021 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: