Как узнать свою страховую историю по ОСАГО в 2021 году

Поменялась методика определения расходов на ремонт по ОСАГО

Водителей, пострадавших в ДТП, ждут изменения. Банк России утвердил новую методику определения расходов на ремонт по полису ОСАГО. Изменения коснутся всех водителей, попавших в ДТП после 20 сентября 2021 года.

Расскажем, как это будет работать, что означает для водителей и страховых компаний и кому это будет выгодно.

Что произошло

Подробно о том, как устроен полис ОСАГО и как он работает, мы рассказывали в статье «Как устроено ОСАГО».

Порядок выплат с вступлением в силу новой методики не меняется, максимальный размер выплат — тоже. В этой части все осталось как раньше: полис работает только в том случае, если вы виноваты в ДТП и пострадали другие люди или их имущество.

Максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик возмещает потерпевшим причиненный вред, составляет:

  • 500 000 Р , если ущерб причинен жизни или здоровью;
  • 400 000 Р , если ущерб причинен имуществу.

А вот что изменилось.

Как сделать ремонт и не сойти с ума

Справочники средней стоимости формируются по субъектам РФ

Как было раньше. Справочники средней стоимости запчастей, материалов и работ влияют на размер выплат и на стоимость работ по восстановлению автомобиля. А еще по ним оценивают годные остатки автомобиля в тех случаях, когда он не подлежит восстановлению. Владелец машины может оставить годные остатки себе — но размер выплат в этом случае будет меньше.

Справочники формировались по экономическим регионам. В один экономический регион могло входить сразу несколько субъектов РФ. Например, в Западно-Сибирский экономический регион входили Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Предполагалось, что средняя стоимость запчастей в этих регионах будет одинаковой.

Как сейчас. Справочники теперь создаются отдельно для каждого субъекта РФ. То есть для Республики Алтай и Алтайского края будет два разных справочника с разными ценами. Это позволит более точно учитывать ценообразование на каждой территории.

Изменения в справочники будут вносить чаще

Как было раньше. Справочники можно было менять вместе с ростом или снижением цен. Делало это профессиональное объединение страховщиков — не реже раза в полгода.

Как сейчас. Реальность такова, что цены на запчасти меняются чаще, чем раз в полгода. Поэтому новая методика обязывает вносить изменения в справочники не реже чем раз в три месяца.

В обсуждении справочников смогут принять участие все граждане

Перед утверждением новая версия справочника будет проходить общественное обсуждение на сайте РСА.

Право принять участие в обсуждении получат не только страховщики, но и обычные водители. Они смогут высказывать замечания и подавать предложения по средней стоимости запчастей, материалов и работ. Есть вероятность, что их мнение будет учтено.

Что с утратой товарной стоимости

После аварии даже отремонтированный автомобиль становится дешевле. Участие машины в ДТП — это хороший повод для торга с продавцом. Утрата товарной стоимости, сокращенно УТС, — это и есть разница в цене автомобиля до и после ДТП.

В проекте новой методики была целая глава, посвященная порядку расчета утраты товарной стоимости. Проект учитывал требования пункта 37 постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.12.2017 № 58. Предполагалось, что страховые компании будут обязаны возмещать утрату товарной стоимости в рамках договора ОСАГО и этот вопрос будет решаться даже без заявления потерпевшего. Но из окончательного варианта положения эта глава исчезла.

В утвержденном варианте новой методики понятие «утрата товарной стоимости» не встречается, формулы ее расчета не приводятся. Нет и упоминания о том, что для ее возмещения больше не требуется заявление.

Но это не значит, что пострадавшие в ДТП больше не могут претендовать на возмещение утраты товарной стоимости. Позиция судов по этому вопросу однозначна: потерпевший имеет право на такую компенсацию. Просто для ее расчета, как и прежде, придется пользоваться сторонними методиками определения размера такого ущерба, ни одна из которых не является общепризнанной. А еще, возможно, придется обращаться в суды, терять время, тратиться на адвокатов.

Читайте также:
ОСАГО Евроинс 2021: калькулятор, стоимость полиса и как купить

Проверка ОСАГО по ВИН

Идентификационный номер автомобиля представляет собой код, который содержит арабские цифры и буквы латиницы в свободной комбинации. С помощью него можно проверить информацию о технических характеристиках авто, производителе, комплектующих. Он вносится в свидетельство о регистрации транспортного средства, которое помещается в углу лобового стекла, паспорт автомобиля, диагностическую карту и гарантийный талон.

Проверить полис страхования по номеру автомобиля ВИН

На сегодняшний день полисы ОСАГО выдаются в электронном виде, но при себе автомобилист обязан иметь во время вождения его распечатанную бумажную копию. Данные регистрируются в единой базе Российского союза автостраховщиков. Но саму копию легко подделать, чтобы ввести в заблуждение инспекторов ГИБДД и потенциальных покупателей при продаже. В связи с этим существует несколько способов, как проверить полис на подлинность:

  • с помощью по государственному номеру автомобиля;
  • проверить полис по ВИН данные полиса – 17-значному коду, который присваивается индивидуально каждому автомобилю.

ВИН-номер представляет собой код, который содержит арабские цифры и буквы латиницы в свободной комбинации. С помощью него можно узнать информацию о технических характеристиках авто, производителе, комплектующих. Он вносится в свидетельство о регистрации транспортного средства, которое помещается в углу лобового стекла, паспорт автомобиля, диагностическую карту и гарантийный талон. Также идентификационный номер дублируется на специальных табличках, которые традиционно расположены на стойке водительской двери, под обивкой пола и под капотом на передней части мотора. У некоторых автомобилей он может отсутствовать на определенных комплектующих кузова – щитке у ветрового стекла, на теплоизоляционной перегородке и других частях кузова.

С помощью идентификационного и госномера легко выяснить историю автомобиля на различных интернет-сервисах, где за несколько минут можно узнать, соответствуют ли реальные сведения о транспортном средстве имеющейся у водителя документации. Легкий способ узнать о наличии полиса ОСАГО – проверка по номеру ВИН. Особенно это важно для тех, кто покупает автомобиль с пробегом – узнать, действует ли страховка, можно с помощью идентификационного номера.

Единая база РСА

Российский союз автостраховщиков выступает в роли контролирующей организации при заключении договора ОСАГО, оказывает информационную и юридическую помощь водителям в случае необходимости.

Сведения о транспортных средствах хранятся в единой информационной базе РСА. Она основана в 2013 году и содержит данные о договорах страхования гражданской ответственности.

База содержит сведения о КБМ каждого транспортного средства, который влияет на стоимость самого полиса. Если автовладелец становится участником ДТП, коэффициент КБМ повышается, а вместе с ним и цена страховки. Если в течение года водитель не нарушал ПДД, цена ОСАГО снижается. Коэффициент бонус-малус хранится у того страховщика, который выдал полис. При смене страховой компании данные по КБМ берутся из единой базы РСА. Чтобы сведения регулярно обновлялись, все СК обязаны своевременно передавать акутальную информацию о клиенте.

В базе РСА вы можете легко получить данные об ОСАГО – проверка осуществляется по регистрационному или ВИН-номеру. В строке поиска необходимо ввести идентификационные данные и посмотреть, застрахован ли автомобиль.

Как проверить по номеру автомобиля полис через ГИБДД

Однако в базе могут содержаться и ошибочные сведения (что бывает связано как с техническими ошибками, так и человеческим фактором). Именно ВИН поможет узнать всю необходимую информацию по направлению ГИБДД. Указав номер автомобиля на официальном сайте дорожной инспекции, вы получите данные о годе выпуска транспортного средства и его пробеге. Идентификационный номер автомобиля дает возможность выяснить количество владельцев, сколько человек вписано в полис, не находится ли машина в угоне, участвовала ли она в ДТП. Для тех, кто собирается приобрести машину, так же важно будет узнать, не находится ли она в залоге.

Читайте также:
Требования для прохождения техосмотра в 2021 году

С помощью ВИН-номера можно получить таможенную историю автомобиля, срок действия полиса ОСАГО, проверить данные о техосмотрах и штрафах, периодах регистрации в ГИБДД за разными владельцами, работе в такси. Чтобы получить эти данные на сайте дорожной инспекции, необходимо указывать ВИН-номер. По госномеру сделать это не получится.

Как узнать данные об авто бесплатно

Бесплатно полис ОСАГО проверить по номеру автомобиля (идентификационного) сегодня предлагают различные интернет-сервисы, а также на РСА и ГИБДД. Некоторые частные компании дают возможность узнать сведения по регистрационному знаку. РСА предоставляет данные как по госномеру, так и по ВИН, а ГИБДД – только по индивидуальному номеру.

В отчете содержатся все подробные сведения об автомобиле: история регистрационных действий и лизинга, ограничения ГИБДД, утилизация, данные техосмотра. В сводных данных указано количество владельцев и их статус, содержится информация о сроке эксплуатации транспортного средства, штрафах. Есть данные о ПТС и наличии дубликата. В отчете есть сведения об изменениях в конструкции автомобиля, номере кузова и шасси, массе, объеме двигателя и мощности также расположении руля и цвете машины. Вы сможете проверить полис ОСАГО – является ли он действующим, дату начала и окончания страховки, компанию, в которой она оформлена, и номер договора.

Что особенно важно, проверить по номеру автомобиля страховку через сервис, значит избежать сделки с мошенниками – узнать, кем была продана машина, не фигурирует ли физлицо в базе МВД. Также вы сможете узнать, не находится ли автомобиль в угоне или залоге. В противном случае вы рискуете отдать деньги, не получив транспортное средство в собственность.

Как выглядит бланк нового образца страхового полиса ОСАГО 2021 года

Бланк страхования по ОСАГО регулярно изменяется. В этом нет ничего удивительного, так как случаи мошенничества с этим документом сложно назвать редкими, что вынуждает регулятора постоянно улучшать защиту полиса. Рассмотрим подробнее, как выглядит образец бланка ОСАГО в 2021 году в двух вариантах – традиционном бумажном и сравнительно новом электронном.

  1. Внешний вид бумажного полиса ОСАГО
  2. Облик электронного полиса ОСАГО
  3. Почему изменился бланк документа
    1. Визуальные изменения
  4. Как проверить новый полис?
  5. Цены на полисы ОСАГО
  6. Ответы на вопросы
    1. Какие серии бланков полисов ОСАГО используются сегодня?
    2. Почему постоянно вводятся новые варианты бланков обязательной автостраховки?
    3. Чем внешний вид электронного полиса отличается от обычного?
    4. Как проверить подлинность страхового полиса?
  7. Подведем итоги

Внешний вид бумажного полиса ОСАГО

До середины 2018 года при оформлении полиса ОСАГО использовались бланки введенной с апреля 2015 года серии ЕЕЕ. С начала 2017 года в оборот выпущены аналогичные документы серии ИИИ. Бланк ЕЕЕ выглядит так.

Еще через год разработаны и введены в действие бланки сразу двух серий – МММ и ККК, которые с июля 2018 года стали единственно возможными вариантами оформления обязательной страховки по ОСАГО в России. Первый из них используется автономно, а второй – в случае с одновременным получением полиса КАСКО. Бланк полиса ОСАГО серии МММ в 2021 году выглядит следующим образом.

Образец страхового полиса ОСАГО серии ККК отличается от него незначительно. Документ имеет следующий вид.

Но с 1 июля 2021 года вводятся в действие новые бланки полисов обязательного автострахования – серий ААС и ААВ. Некоторое время они будут использоваться параллельно с перечисленными выше, но постепенно вытеснят их из оборота полностью. Образец страхового полиса ОСАГО серии ААС имеет такой вид.

Аналогичный документ серии ААВ выглядит следующим образом. Скачать бумажный бланк ОСАГО обоих актуальных на сегодня видов можно непосредственно с сайта РСА.

Облик электронного полиса ОСАГО

Возможность оформлять электронный полис обязательного автострахования появилась у отечественных владельцев транспортных средств в 2015 году. Внешний вид документа неоднократно изменялся, что было вызвано желанием сделать его максимально удобным для практического использования.

Читайте также:
ОСАГО отказ: как быть и почему отказывают в оформлении полиса

По сути, бланк электронного полиса мало чем отличается от аналогичного документа в бумажном формате. Его облик зависит от того, на каком принтере происходит распечатка. Немаловажным нюансом выступает наличие QR-кода, который позволяет считать информацию об автовладельце, автомобиле, автостраховщике и оформленном полисе. Чтобы скачать и распечатать бланк электронного полиса ОСАГО, достаточно зайти в личный кабинет клиента, созданный на сайте страховой компании, после чего воспользоваться его функционалом.

Почему изменился бланк документа

Ключевой проблемой используемых ранее полисов ОСАГО стал недостаточный уровень защиты документа. В результате на рынке появилось множество подделок. Регулярная разработка и введение в действие новых серий бланков заметно усложнила работу мошенников, что следует признать положительным моментом.

Визуальные изменения

Новые серии страховых полисов ОСАГО заметно отличаются от документов, которые использовались ранее. Ключевыми изменениями в их внешнем виде и оформлении стали такие:

появление слева по всей высоте бланка металлизированной полоски, на которой нанесена надпись «ОСАГО», а другая – «полис» – читается при небольшом наклоне документа;

добавление нескольких водяных знаков – аббревиатура и логотип РСА (по бокам), изображение машина (в центре);

рельефность индивидуального номера документа, размещенного в верхней части;

добавление отметки о печати бланки Гознаком;

оставление свободного места сверху бланка для печати и названия автостраховщика.

Бланк ОСАГО в 2021 году оформлен намного сложнее, чем ранее. Изменились шрифты, появились разнообразные графические фигуры и изображения – все это используется для того, чтобы усложнить подделку документа. Еще одно новшество – наличие QR-кода, позволяющего с помощью обычного мобильного приложения получить всю информацию о страховой сделке.

Как проверить новый полис?

Самый простой и доступный вариант проверки полиса ОСАГО предлагает официальный сайт РСА. Соответствующий сервис размещается по следующему адресу. Чтобы проверить документ, необходимо ввести или реквизиты полиса/договора, заключенного со страховой компанией, или данные о транспортном средстве.

Возможности сервиса позволяют выдать интересующую пользователя информацию в течение нескольких секунд. Единственное требование к клиенту – правильно ввести исходные данные для проверки. При этом не имеет значение, в какой именно форме был получен страховой полис ОСАГО – в бумажной или электронной. На сайте РСА размещена общая федеральная база по всем автостраховщикам России, которая оперативно обновляется в режиме онлайн.

Возможность проверки полисов ОСАГО предоставляется и другими тематическими интернет-ресурсами, причем весьма многочисленными. Но размещенные на подобных сайтах сервисы, в отличие от РСА, не являются официальными. А потому сложно говорить о достоверности и актуальности находящейся на них информации.

Цены на полисы ОСАГО

На стоимость обязательной автостраховки влияет большое количество разнообразных факторов. Наиболее значимыми выступают следующие из них:

категория транспортного средства и статус владельца;

возраст водителя и стаж управления транспортным средством;

мощность двигателя машины или мотоцикла;

количество ДТП с доказанной виной страхователя и последующей выплатой компенсации;

длительность страхового договора;

регион регистрации и вождения транспортного средства.

Учитывая такое число параметров, определяющих стоимость страховки, становится понятным, что итоговая цена полиса ОСАГО варьируется в очень серьезных пределах. Например, только один коэффициент бонус-малус способен как снизить стоимость вдвое, так и повысить в 2,45 раза. А потому приводить конкретные цифры попросту не имеет смысла – слишком велико влияние персональных характеристик водителя и транспортного средства.

Ответы на вопросы

Какие серии бланков полисов ОСАГО используются сегодня?

Со второй половины 2021 года используются бланки страховых полисов ОСАГО двух серий, образцы которых приводятся в статье – ААВ и ААС. Некоторое время продолжают действовать документы серии ЕЕЕ, ККК и МММ.

Почему постоянно вводятся новые варианты бланков обязательной автостраховки?

Цель разработчиков очевидна и заключается в стремлении повысить защищенность документов. Именно поэтому вероятность появления новых бланков в самом ближайшем времени достаточно высока.

Читайте также:
КАСКО Согласие 2021: калькулятор и правила страхования

Чем внешний вид электронного полиса отличается от обычного?

Если для распечатки документа используется цветной принтер, то практически ничем. Если же речь идет об изображении на экране компьютера или мобильного устройства, то оба документа выглядят примерно одинаково.

Как проверить подлинность страхового полиса?

Для этого лучше и проще всего использовать функционал официального сайта РСА. На нем размещен специальный сервис проверки, который содержит постоянно обновляемую общефедеральную базу данных всех страховых договоров по ОСАГО.

Подведем итоги

Новые бланки полисов ОСАГО серий ААВ и ААС обладают заметно большим уровнем защиты от подделки. Они введены в действие с начала 2021 года и постепенно вытеснят другие виды документа. Проверить подлинность полиса достаточно просто – для этого нужно воспользоваться сайтом РСА.

ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях 15:52, 21 января 2021 Версия для печати

В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2021 год.

Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2020 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2021 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

Нарушители заплатят больше

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Читайте также:
Электронный полис ОСАГО Южураласко 2021: условия и калькулятор

Доплата за некоторые автомобили

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Заявка на выплаты онлайн

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Читайте также:
КАСКО Сетелем 2021: перечень страховых компаний и условия

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Не прошел техосмотр — остался без выплат

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2021 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

«Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,

— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

Читайте также:
ОСАГО на 3 месяца: можно ли оформить онлайн и как рассчитать

Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

Как видите, в 2021 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.

Не все знают, как производятся расчеты страхового возмещения при ДТП по полисам ОСАГО и на чем страховые компании «экономят».

В соответствии с ФЗ-40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 сумма компенсации зависит от расходов на восстановление транспортного средства в доаварийное состояние. К таким затратам относятся: ремонт, приобретение запчастей и материалов, необходимых для замены поврежденных. При этом стоимость «пострадавших» узлов оценивается с учетом их износа.

Для расчета износа по ОСАГО страховые компании применяют единую методику, утвержденную Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014, главными факторами которой являются год выпуска, пробег автомобиля, срок использования узла или агрегата.
По сложившейся в течение длительного периода практике, суды преимущественно взыскивали по искам страхователей о возмещении ущерба при ДТП по полисам ОСАГО со страховых компаний суммы на восстановительный ремонт с учетом износа деталей.

На практике, выводы оценочных экспертных заключений по установлению стоимости восстановительного ремонта, содержат две цифры – сумма с учетом износа деталей и полная стоимость, без учета износа.

На сайте РСА (российский союз автостраховщиков) имеются сведения о средней стоимости запасных частей транспортного средства с учетом износа. Согласно каталогам процент износа деталей в зависимости от возраста автомобиля колеблется от 20 до 50 %. В большинстве случаев, при расчете ущерба б/у автомобилей, суды применяют 50% износа.

Однако, с 2021 года ситуация изменилась.

В феврале 2021 года Верховный Суд РФ в одном из судебных споров страхователя со страховой компанией установил:
«В отличие от общего правила оплата стоимости восстановительного ремонта зарегистрированного в России легкового автомобиля физлица (или ИП) осуществляется страховщиком без учёта износа комплектующих изделий (пункт 59 постановления Пленума ВС от 26 декабря 2017 г. о применении законодательства об ОСАГО, в котором идёт ссылка на абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО).

Должник должен возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере (статья 393 ГК).

Есть закрытый перечень, когда ремонт заменяется страховой выплатой (полная гибель ТС, смерть потерпевшего, наличие соглашения между сторонами и несколько иных причин — АСН). Судами не установлено обстоятельств, в силу которых страховщик мог заменить без согласия потерпевшего ремонт на выплату».

Читайте также:
Базовые ставки по ОСАГО в 2021 году: от чего зависит тариф

В данном споре страховщик не организовал восстановительный ремонт, в связи с чем должен возместить стоимость ремонта без учёта износа.

Таким образом, Верховный Суд РФ решил, что страховая компания не может самостоятельно решать вопрос о выплате страхователю страхового возмещения с учетом износа вместо необходимого восстановительного ремонта, поскольку нарушает права страхователя.

Что же делать, если страховая компания при оценке ущерба применяет неправильные критерии и завышает размер амортизации или вовсе отказывает в выплате страхового возмещения?

Если автовладельцу не удается получить полную стоимость страховой выплаты, то следует предпринять следующее:

  • провести независимую экспертизу по оценке стоимости восстановительного ремонта ТС с направлением уведомления в СК;
  • направить претензию в страховую компанию;
  • обратиться с заявлением к финансовому уполномоченному;
  • обратиться в суд с исковым заявлением на страховую компанию (на этом этапе рекомендуем обратиться за помощью к профессиональному страховому адвокату);
  • получить решение суда и направить исполнительный лист по месту открытия расчетного счета СК.

Все указанные действия необходимо предпринимать в сопровождении специалистов и при строгом соблюдении необходимых правил, иначе рискуете получить отказ в удовлетворении иска.

Таблица КБМ – Проверь свой коэффициент бонус малуса

Официальная таблица КБМ 2021 года. Узнай свой класс коэффициента бонус малуса

Класс водителя Скидка – Переплата КБМ Количество выплат по ОСАГО страховой компанией в течение года
0 выплат 1 выплат 2 выплат 3 выплат 4 выплат и более
М 145% 2,45 М M M M
130% 2.3 1 M M M M
1 55% 1.55 2 M M M M
2 40% 1.4 3 1 M M M
3 нет (начальный уроверь) 1 4 1 M M M
4 5% 0.95 5 2 1 M M
5 10% 0.9 6 3 1 M M
6 15% 0.85 7 4 2 M M
7 20% 0.8 8 4 2 M M
8 25% 0.75 9 5 2 M M
9 30% 0.7 10 5 2 1 M
10 35% 0.65 11 6 3 1 M
11 40% 0.6 12 6 3 1 M
12 45% 0.55 13 6 3 1 M
13 50% 0.5 13 7 3 1 M

Обращаем Ваше внимание при первом посещении страховой, собственник получает 3 класс (КБМ 1), если он делает страхование автомобиля впервые.

Класс водителя который был в предыдущем полисе ОСАГО

КБМ водителя (рассчитывается по формуле)

Класс, который учитывается при заключении нового полиса.

Чтобы понять какая у Вас скидка, просто найдите в таблице свой класс вождения и кол-во выплат. Вы сразу увидите свою скидку по ОСАГО.

Если Вам не хочется разбираться в таблице, просто проверьте свой КБМ в официальной базе РСА бесплатно

Инструкция, по таблице КБМ 2021 года

Подробная инструкция по таблице, как проверить свой КБМ и понять верно ли он рассчитан. Как можно восстановить коэффициент бонус малус до правильного значения в официальной базе РСА.

Если у Вас возникнут вопросы по проверке КБМ и его восстановлению напишите нам на электронную почту info@roskbm.ru

Как происходит восстановление КБМ

Как мы подаем заявку в официальную базу РСА для восстановления КБМ водителя. Средний срок обработки заявки.

Для того что бы узнать свой КБМ и размер скидки по ОСАГО, нужно ввести данные: ФИО, Дату рождения, серию и номер ВУ. Нажимаете на кнопку “Проверить КБМ”

Далее нужно ввести все контактные данные для получения ответа по Вашей заявке. Введите электронную почту и номер телефона (при желании). Если Вы меняли ВУ или паспорт и помните серию и номер предыдущих документов укажите их.

Мы направляем официальное онлайн заявление на восстановление коэффициента бонуса малуса в РСА и ОСАГО. Если Вы меняли ВУ и не указали старые сведения о ВУ, мы направляем заявку на поиск серии и номера предыдущего ВУ.

Обработка заявления занимает в среднем от 12 до 24 часов.

Максимальный срок обработки занимает 7 рабочих дней. Если КБМ не будет восстановлен мы гарантируем возврат денежных средств согласно закону защите потребителей, в течении 3 рабочих дней.

Как сэкономить на ОСАГО до 50%

Согласно ФЗ №40 от 05.04.2002 г. при оформлении полиса ОСАГО предосмотрена скидка по расчету коэфициента Бонус-малус. Чем меньше значение КБМ, тем больше скидка.

Если у вас КБМ=1, автомобиль Киа Рио 128 л.с., то полис ОСАГО стоит 8 734 руб. Но, вы уже долгое время не были в ДТП, то ваш КБМ станет меньше, до 0.5. Тогда для вас ОСАГО будет стоить со скидкой 50%, а именно 8 734 / 2 = 4 367 руб.

Для получения скидки на ОСАГО, нужно проверить свой КБМ и далее подать заявку на восстановления КБМ.

Изменились правила определения коэффициента «бонус-малус»

Разбираемся в логике расчетов страховых компаний, чтобы избежать финансовых потерь

Коэффициент «бонус-малус» (КБМ) – одна из величин, используемых страховщиками для определения суммы, которую собственник автомобиля ежегодно должен выплачивать по договору ОСАГО.

Страховщики по ОСАГО не могут определять этот коэффициент самостоятельно. Он устанавливается Центральным Банком РФ. При этом КБМ не учитывается для КАСКО, где страховщики самостоятельно определяют сумму страховых платежей и порядок их расчета.

Как рассчитывается цена полиса ОСАГО?

Расчет производится по формуле: ОСАГО = БЗ х КВС х КБМ.

БЗ (базовое значение) – это индивидуальные факторы использования транспортного средства, с которыми можно ознакомиться на сайте Российского союза автостраховщиков или узнать у представителей страховых компаний. КВС (возраст и стаж водителя) и КБМ (коэффициент «бонус-малус») в совокупности составляют понятие класса водителя. Он является важным показателем при расчете стоимости полиса ОСАГО.

Зачем ввели коэффициент «бонус-малус»?

Страхуя ответственность водителей, страховщики несут риски, ведь человек, например, может попадать в ДТП слишком часто. Чтобы эти риски компенсировать и заодно побуждать граждан водить более аккуратно, был введен КБМ. Это система скидок для водителей, которые не попадают в аварии. При этом КБМ предусматривает увеличение страховых платежей для тех, у кого на счету много ДТП. Но это вовсе не наказание для неосторожных водителей. При ДТП страховщик несет значительные расходы, и увеличение суммы страховых платежей призвано их компенсировать.

Как рассчитывается КБМ?

Основная величина, используемая при расчете КБМ, – количество страховых возмещений, вне зависимости от их размера. Но считается, что после одного ДТП было выплачено одно возмещение, даже если их было больше, например, когда несколько пассажиров потребовали компенсации за вред, причиненный их здоровью.

При определении КБМ учитываются случаи возмещения с 1 апреля года, предшествующего расчету, до 31 марта года, в котором производится расчет. То есть в 2019 г. не будут приниматься во внимание возмещения по ДТП, которые были произведены в марте 2018 г. и ранее. Прежде КБМ рассчитывался иначе. Новые правила вступили в силу 1 апреля этого года.

Когда водитель впервые оформляет ОСАГО, его КБМ равняется 1. Он оплачивает страхование в базовом размере. В следующем году его КБМ будет рассчитываться на основании количества страховых возмещений за прошедший год, а также предыдущего КБМ. Для расчета КБМ существуют специальные таблицы, содержащиеся в Указании Банка России 1 .

Для расчета КБМ необходимо знать количество страховых возмещений за предыдущий год.

№ п/п КБМ за предыдущий год КБМ за текущий год в зависимости от количества страховых возмещений
0 возмещений 1 возмещение 2 возмещения 3 возмещения больше 3 возмещений
1 2 3 4 5 6 7
2 2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
3 2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
4 1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
5 1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
6 1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
7 0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
8 0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
9 0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
10 0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
11 0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
12 0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
13 0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
14 0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
15 0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
16 0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

Если страховые возмещения по вине водителя не выплачивались, то КБМ понижается. Сумма страховых взносов становится для водителя меньше. Это правило можно разобрать на примере.

Предположим, что водитель в 2019 г. впервые оформляет ОСАГО. Его КБМ равен 1. Он уплачивает базовые страховые взносы. За год по его вине было выплачено одно страховое возмещение. С 1 апреля 2020 г. его КБМ составит 1,55. Он должен будет выплачивать страховые платежи в полуторном размере. Если за этот год он не попадет в ДТП, то его КБМ с 1 апреля 2021 г. станет 1,4. Сумма платежей уменьшится.

Минимальный размер КБМ составляет 0,5. То есть при безупречном вождении человек платит только половину базовой суммы. Максимальный КБМ составляет 2,45.

Как рассчитывается КБМ, если в страховку включено несколько человек?

С 9 января этого года в правила определения КБМ были внесены изменения, и расчет коэффициента на 1 апреля был произведен по-новому. Так, изменения коснулись случаев, когда в страховку включено несколько человек. Если договор ОСАГО заключен с несколькими водителями, то общий коэффициент «бонус-малус» равен максимальному КБМ, который был рассчитан для каждого страхователя отдельно. Если договор заключен в отношении неограниченного круга лиц, то КБМ всегда равен 1. По ранее действовавшим правилам коэффициент определялся на основании КБМ собственника автомобиля.

Как узнать свой КБМ?

Сведения о КБМ каждого водителя и его классе содержатся в Автоматизированной информационной системе ОСАГО (АИС ОСАГО), ведение которой осуществляет Российский союз автостраховщиков. Эти сведения открыты, и их может получить любой желающий. Например, их можно запросить в АИС ОСАГО, если необходимо проверить свои данные или оформить договор ОСАГО в отношении нескольких лиц, для чего потребуется их КБМ.

Проверить свой КБМ можно на официальном сайте РСА.

Что делать, если не получилось узнать КБМ?

Как показывает практика, при использовании АИС ОСАГО у водителей периодически возникают затруднения. Часто человеку не удается получить сведения из-за ошибочно введенных данных. При проверке КБМ необходимо использовать данные именно из страхового полиса, так как они могут расходиться с теми, что указаны в паспорте транспортного средства.

Как быть, если КБМ рассчитан неверно?

Ошибка в расчете КБМ повлияет на размер страховых платежей. В таком случае нужно подать в Российский союз автостраховщиков заявление об исправлении сведений, содержащихся в АИС ОСАГО.

Перед этим необходимо запросить у своего страховщика информацию о страховых возмещениях за предыдущий год. Эти сведения или письменный отказ в их предоставлении нужно приложить к заявлению. В заявлении должны быть указаны данные водителя: Ф.И.О., дата рождения, серия и номер водительского удостоверения и полиса ОСАГО. Претензия может быть направлена обычной почтой или на адрес электронной почты, указанный на сайте РСА.

В случае отказа в изменении КБМ водитель может подать в суд исковое заявление. В суде можно использовать документы, которые ранее были получены у страховщика для подачи заявления в РСА. Также нужно будет предоставить полис ОСАГО и справки о ДТП за предыдущий год.

Стоит иметь в виду, что соблюдение претензионного порядка не является обязательным. То есть водитель может сразу обращаться в суд без подачи заявления в Российский союз автостраховщиков. Однако порой направление претензии в РСА является более целесообразным, так как это позволяет сэкономить время и средства.

1 Указание Банка России от 4 декабря 2018 г. № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: