АИС ОСАГО 2021: что такое и как пользоваться базой

Полис есть? А если найду? Что изменится для автомобилистов с появлением новой автоматизированной системы ОСАГО

К концу июля РСА планирует выйти на полномасштабный режим использования новой АИС ОСАГО 2.0. В прошлом должно остаться незаконное повышение стоимости страховки, а онлайн-проверку полисов распространят на всю страну.

С конца июня в России заработала новая автоматизированная информационная система (АИС) ОСАГО. Вряд ли конкретный автовладелец сразу ощутит какие-либо перемены от ее появления – исключением стали только те, кому потребовалось оформить полисы в первые дни работы АИС, когда она проходила «пуско-наладочный» этап. При оформлении полиса система зависала на этапе проверки данных страхователя, были проблемы и с получением информации о КБМ. Постепенно АИС минимизирует количество ошибок, более качественно отвечая на запросы как автовладельцев, так и ГИБДД, которая может видеть онлайн все полисы и протоколы к ним, фиксирует и проверяет КБМ и наличие полиса.

КБМ без ошибок

Минувшей зимой москвичка Виолетта попала в ДТП. «Ехала на работу, но мое авто задел перестраивающийся из соседнего ряда мусоровоз, — рассказывает она. – В результате помял мне часть крыла и бампер». Страховая компания приняла заявление, отремонтировала машину, а весной, оформляя новый полис ОСАГО, Виолетта обнаружила, что коэффициент бонус-малус (КБМ, коэффициент за безаварийную езду, чем меньше его значение — тем лучше) ей пересчитали: был 0,75, а после аварии стал 1. «Из-за этого полис знатно вырос в цене: с 7 600 до 12 300 рублей, — продолжает она. – Хотя авария произошла не по моей вине, то есть ухудшиться коэффициент не должен был». Страховщик объяснил, что причина — в некорректной работе системы АИС ОСАГО, информация от ГИБДД в нее поступает нерегулярно, сделать СК якобы ничего не может, поэтому Виолетте нужно заплатить за полис рассчитанные 12 300 рублей, а потом, когда КБМ в системе обновится, страховщик вернет переплаченные деньги. И вернул. «Я пришла в офис, написала заявление, и 3 600 рублей с копейками мне перечислили на счет, — говорит Виолетта. – И коэффициент поставили 0,7».

В РСА эту ситуацию назвали абсурдной. Но 53% жалоб страхователей в Центробанк по теме ОСАГО – именно на некорректное изменение КБМ, так что Виолетта явно не одинока. В недалеком прошлом нередки были случаи, когда водитель менял удостоверение или страховщика и КБМ «обновлялся», причем не в пользу автовладельца. Происходило это вовсе не из-за злого умысла страховщиков, а потому, что возможности АИС ОСАГО не соответствовали потребностям. IТ-инфраструктура не позволяла справляться с возросшим массивом информации от 44 страховых компаний, продающих ОСАГО.

У новой АИС ОСАГО 2.0, которую запустил РСА 28 июня, если верить Антону Павленко, руководителю дирекции вычислительных комплексов, сервиса и аутсорсинга компании «Инфосистемы Джет», разрабатывавшей систему, такие проблемы исключены. IТ-инфраструктура АИС базируется в двух дата-центрах. По мнению президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, система АИС ОСАГО 2.0 более быстродействующая по сравнению с предыдущей версией и способна обрабатывать большее количество запросов — как минимум в десять раз.

Под присмотром камер

По оценке РСА, по дорогам России ездят без полиса «автогражданки» 2–3 млн машин. Если такое транспортное средство становится виновником ДТП, то пострадавший не получит компенсацию, даже несмотря на то, что у него будет легальный полис. Новая АИС ОСАГО должна снизить риск оказаться в такой ситуации у добросовестных водителей.

Новая АИС ОСАГО позволит контролировать наличие полисов ОСАГО по всей стране. Пилотный проект проверки ОСАГО в прошлом году реализовали в Москве. Заместитель начальника ГУОБДД МВД России Александр Быков рассказал на рабочей встрече Всероссийского союза страховщиков и «Деловой России», что в среднем в год выявляют 1,3—1,4 млн фактов езды без полиса. «ЦОДД Московского региона фиксирует в день 100 тысяч нарушений ПДД, из которых 6% водителей не выполняют свою обязанность по страхованию ответственности водителя», – говорит он.

Механизм проверки полисов выглядит так. Первый раз наличие полиса у машины проверяют после проезда ее мимо камеры. Если камера фиксирует машину без полиса, спустя семь — десять дней в систему делается повторный запрос на случай, если во время первой проверки данные в базе не успели обновиться. Если в базе полиса по-прежнему нет, система выписывает штраф. Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев рассказал, что уже сейчас, на этапе московского «пилота», в среднем РСА и ГИБДД делают по 3 млн запросов в месяц. А со временем проверку наличия полиса нужно распространить на всю страну. С технической стороны это стало возможным только после запуска АИС ОСАГО 2.0. «К концу июля мы планируем выйти на полномасштабный режим использования новой АИС, это будет четко работающая система, поэтому с нашей стороны технических и организационных ограничений по взаимодействию с ГИБДД нет», — добавил он.

Читайте также:
Страховая премия по ОСАГО 2021: формула расчета и как вернуть

Правда, есть другие сложности. Член совета московского регионального отделения «Деловой России» Андрей Денисенков рассказал, что на федеральном уровне законодательно разрешен обмен информацией между РСА и ГИБДД о полисах ОСАГО, а на региональном — нет. Хотя местные власти вроде бы тоже участники процесса — у них на балансе находятся не только автодороги, но и комплексы видеофиксации, которые развивают и обслуживают частные операторы по госконтрактам.

Кроме того, по словам Александра Быкова, изначально в каждом регионе программное обеспечение для ЦАФАП разрабатывалось самостоятельно субъектами. «Мы хотим реализовать централизованное решение на федеральном уровне и уже внедряем единый программный продукт для всех ЦАФАП, — сообщил он. — При установке единого ПО во всех субъектах им много времени не понадобится, чтобы организовать проверку полисов. Но приоритет мы отдаем нарушениям ПДД, которые непосредственно являются причинами ДТП».

Кстати, обмен информацией между страховщиками и ГИБДД не только в столице, но и по всей стране позволит идентифицировать и наказывать нарушителей ПДД с иностранной «пропиской». Зарегистрированные в других странах авто в базе российского ГИБДД не значатся, а в системе страховщиков — присутствуют, потому что при пересечении границы водители приобретают полис «автогражданки». МВД России разработало дополнения в проект постановления правительства РФ от 14 сентября 2005 г. № 567 «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», расширив перечень информации, предоставляемой органами госвласти, страховщиками и иными организациями. Если документ будет принят, нарушителей с иностранными номерами можно будет идентифицировать с помощью базы страховщиков, а затем на границе, при возвращении на родину, вручать им квитанцию на уплату штрафа.

Тариф индивидуальный

Новая АИС ОСАГО поможет страховщикам повысить качество анализа рисков и более индивидуально рассчитывать тариф ОСАГО. «АИС ОСАГО 2.0 построена на других принципах, чем ранее действующая, — рассказал на онлайн-пресс-конференции заместитель председателя Центрального банка РФ Владимир Чистюхин. — За основу взята взаимосвязанная информация об автомобиле, автовладельце и договоре. Эта система должна позволить с намного более высоким качеством получать уникальные данные по каждому водителю и эксплуатируемому транспортному средству».

С 24 августа регулятор планирует продолжить расширение тарифного коридора ОСАГО. «Для наиболее многочисленной группы легковых автомобилей физлиц тариф будет расширен на 10% вверх и на 10% вниз, — сообщил Чистюхин. – Если сегодня минимальное значение базовой ставки 2 746 рублей, а максимальное – 4 942 рубля, то по новым правилам минимальная ставка будет 2 471 рубль, а максимальная – 5 436 рублей. Благодаря этому мы протестируем индивидуализацию тарифов и позволим страховым компаниям более точно отражать риски, которые есть у разных групп автомобилистов».

Новая система позволит СК получить доступ к информации о нарушениях правил дорожного движения, зафиксированных ГИБДД. То есть поведение на дороге будет одним из факторов, влияющих на стоимость страховки для конкретного водителя.

Кроме того, новая система позволит расширить функционал уже действующего приложения для оформления страховых случаев «Помощник ОСАГО». В июне 2021 года РСА планирует добавить в приложение электронное урегулирование убытков. Эта функция уже успешно реализована многими страховыми компаниями в их приложениях, но в единых цифровых сервисах РСА пока можно только сообщить о страховом случае и подать заявление страховщику. Когда будет принят законопроект о переводе урегулирования в цифровой формат, концепция которого уже поддержана экспертным советом Госдумы, можно будет урегулировать ОСАГО дистанционно, без предоставления бумажных документов. Кроме того, появится возможность по ОСАГО проводить осмотр авто через мобильное приложение РСА.

Бюро страховых историй

В ближайшие четыре года страховщики замахиваются на то, чтобы на базе АИС ОСАГО создать информационную систему по другим страховым продуктам, то есть у россиян появится страховая история по всем видам страхования. «Стартовали мы с ОСАГО и моторных видов, в дальнейшем в систему будут добавлены модули, позволяющие аналогично работать со всеми другими видами страхования, — говорит Игорь Юргенс. — Мы эту систему начнем масштабировать, и впоследствии в ней будет содержаться информация по страхованию жизни, ОМС, ДМС». Кроме того, в нее интегрируют уже существующую в ВСС автоматизированную систему по страхованию жилья от ЧС — соответствующие модули в ней предусмотрены.

«Это совершенно новый этап развития больших данных в страховании, — считает Юргенс. — На мой взгляд, главное, что страхованию теперь не грозит уничтожение и поглощение крупными IT-игроками, такими как, например, Alibaba, Amazon, «Яндекс» и другие, потому что страхование и само становится сильнейшей IT-отраслью».

Какие появляются возможности у собственника автомобиля при использовании АИС РСА

В 2002 г. нескольких крупных игроков российского рынка страхования стали инициаторами организации Российского союза автостраховщиков, который в целях обеспечения прозрачности операций, проводимых участниками рынка автострахования, создал автоматизированную информационную систему.

Читайте также:
Отказ от выплаты КАСКО: причины и что делать если страховая отказала

База АИС РСА в режиме текущего времени обеспечивает доступ к необходимой информации по всем участникам дорожного движения, позволяет рассчитывать коэффициент бонус-малус, на основании которого страховые организации предоставляют автовладельцам скидку за безаварийную езду на полисы обязательного страхования автогражданской ответственности.

Что такое АИС РСА для ОСАГО

На фирменном интернет-ресурсе союза во вкладке ОСАГО в любое время суток можно получить доступ к бесплатной информационной библиотеке, разработанной в 2013 г. и содержащей данные по:

  • каждому участнику дорожного движения, который управляет транспортным средством;
  • основным характеристикам автомобилей;
  • оформлению страховых случаев и прошедшим по ним выплатам;
  • оформлению и продаже полюсов страхования.

АИС РСА для ОСАГО предоставляет страховым компаниям данные, позволяющие провести расчет стоимости полиса. Владельцы транспортных средств с помощью этой системы могут рассчитать КБМ, убедиться что их полис зарегистрирован в системе, оформить электронный полис страхования.

Теперь каждому человеку должно быть понятно, что такое АИС — это эффективный, качественный информационный инструмент, аккумулирующий в своей базе массивы данных, которые в текущем режиме времени могут быть доступны как страховым компаниям, так и автовладельцам.

Официальный сайт базы АИС РСА

При заключении договора автогражданской ответственности специалист страховой фирмы обязан сделать запрос в АИС РСА на официальном сайте союза автостраховщиков, который находится по адресу: autoins.ru. Эта операция необходима для получения данных, которые позволят рассчитать коэффициент бонус-малус и правильно определить стоимость полиса ОСАГО.

База данных АИС обновляется ежегодно. Каждая страховая компания, реализующая полисы автострахования, по закону Российской Федерации обязана предоставить данные в общую информационную базу.

Регистрация в АИС РСА

С 2017 г. можно оформить договор страхования автогражданской ответственности в электронном виде в любое время на интернет-портале страховой организации.

Применение АИС РСА в ОСАГО предоставляет человеку возможность быстро и без очереди получить полис страхования автомобиля через электронный сервис. Для этого следует на официальном интернет-портале союза страховщиков в разделе Е-ОСАГО выбрать страховую компанию, которая предоставляет такую услугу. Нужно зарегистрироваться в личном кабинете на электронной странице страховой организации, заполнив предлагаемую форму, и заказать электронный полис.

При оформлении договора часто происходят технические сбои в АИС, регистрация через официальный сайт страховщиков в личном кабинете в таком случае — это единственный способ получения автостраховки.

При сбое информационная система автоматически переводит клиента на интернет-страницу регистрации в личном кабинете на официальном портале объединения страховщиков.

Во время регистрации в АИС на сайте головной организации следует заполнить все предложенные формы и пройти процедуру авторизации личного кабинета. Для этого потребуется паспорт транспортного средства или его аналог. В конце регистрации информационная система предложит пользователю перейти на сайт страховой фирмы и там продолжить оформление электронного полиса автострахования.

Личный кабинет — что есть и как пользоваться

При регистрации в личном кабинете на официальном сайте объединения страховщиков пользователю гарантируется получение электронного полиса страхования в одной из компаний, входящих в союз страховщиков. В этом случае человек получает уверенность в том, что даже при возникновении различных форс-мажоров в компании страховщика союз покроет все расходы клиента.

При утере пароля от личного кабинета АИС необходимо пройти несложную процедуру его восстановления. На электронную почту пользователя система вышлет новый пароль.

Как проверить в базе данные водителя или автомобиля

На главной странице портала объединения страховщиков при раскрытии пункта меню ОСАГО появляется перечень доступных без регистрации пользователя в системе запросов в базу данных. Здесь можно проверить данные онлайн, которые помогут решить множество проблем со страхованием автомобиля и выплатой компенсаций.

В этом разделе меню интернет-портала находится калькулятор КБМ, на основании значения которого устанавливается стоимость полиса. При большом стаже безаварийной езды максимальная скидка составляет 50% от цены страховки. За каждый год эксплуатации транспортного средства без происшествий на дороге водитель может экономить на полисе 5% стоимости.

Для проведения проверки через официальный сайт АИС подлинности полиса ОСАГО следует раскрыть на главной странице портала меню и пройти в раздел ОСАГО. Потом нужно перейти во вкладку «Проверка подлинности ОСАГО». На странице появится форма, в которую следует внести серию и номер полиса. Внизу экрана поставить галочку в поле проверки безопасности и нажать кнопку «Поиск».

Проверить данные на авто в АИС союза страховых организаций можно, имея информацию о ВИН, Гознаке машины, номерах кузова и шасси. После отправки запроса система найдет сведения об участии автомобиля в дорожно-транспортных происшествиях и наличии действующего полиса страхования.

При оформлении электронного страхового документа на интернет-ресурсе страховой организации клиент может получить уведомление о непрохождении проверки в АИС. Главная причина такого сообщения системы — это отличие данных, внесенных в информационную базу объединения страховщиков, от той информации, которую человек заносит в формы на портале страховой фирмы.

Читайте также:
Страхование ОСАГО и страхование жизни: обязательно ли оформлять

В этой ситуации лучше всего зайти на порталы организаций «Росгосстрах» или «ХОСКА» и выявить там ошибки (они подсвечиваются светом), а затем приобрести страховой полис в понравившейся фирме. Также возможно проверить данные на водителя и правильность заполнения всех полей по информации из прошлогоднего страхового документа.

База данных ОСАГО станет IT-системой. Кто ее получит, ЦБ или страховщики?

Лента новостей

  • 15:37 Французские власти обвинили россиянина в стрельбе в Париже
  • 15:07 РБК: Звягинцева вывели из искусственной комы
  • 14:35 Район возможного местонахождения Ан-26 определен
  • 14:17 Умер актер из «Секса в большом городе» Уилли Гарсон
  • 13:47 Песков прокомментировал версию о российском следе в деле о покушении на Шефира
  • 13:17 Путин присвоил награды полицейским, обезвредившим стрелявшего в вузе в Перми
  • 12:54 Ан-26 пропал под Хабаровском
  • 12:47 В Киеве увидели российский след в покушении на помощника Зеленского
  • 12:20 На АЗС в Евпатории задержаны 58 участников конфликта
  • 12:11 Памфилова о пересчете данных ДЭГ в Москве: это неожиданный экспромт
  • 11:49 В РФ выявлено 19,7 тысячи случаев коронавируса
  • 11:20 На советника Зеленского совершено покушение
  • 11:17 Московский штаб решил пересчитать голоса ДЭГ
  • 10:58 Попова заявила об интенсивном росте заболеваемости COVID-19
  • 10:21 ФАС предложила упростить рефинансирование ипотечных кредитов
  • 09:54 Минздрав выпустил новую версию рекомендаций по лечению COVID-19
  • 09:22 Социальные пенсии в следующем году проиндексируют на 7,7%
  • 08:55 Устроившему стрельбу в пермском вузе ампутировали голень
  • 08:25 В КНР выявлен новый очаг распространения COVID-19
  • 07:53 Талибы назначили посла Афганистана при ООН
  • 07:19 ЦБ призвал банки усилить контроль за внесением наличных в банкоматах
  • 05:05 Объявлен «самый безопасный город в мире» в 2021 году
  • 03:59 МЭА заявляет, что Россия может сделать больше для увеличения поставок газа в Европу
  • 03:15 Вильфанд прогнозирует продление бархатного сезона на курортах России до конца сентября
  • 01:59 Премьер-министр Великобритании наконец признал наличие у него шести детей
  • 01:01 Байден заверяет ООН в нежелании «холодной войны» с Китаем
  • вчера, 23:59 Глава NASA с нетерпением ждет поездки в Москву и встречи с Рогозиным
  • вчера, 23:43 В России одобрили концепцию национальной космической станции
  • вчера, 23:11 Эрдоган заявил о непризнании Турцией вхождения Крыма в состав России
  • вчера, 22:42 Мишустин утвердил выплаты для пострадавших из-за ЧП в Перми
  • вчера, 22:12 Путин снял Буксмана с поста первого зама генпрокурора
  • вчера, 21:41 Сестра Сенцова назвала Украину «адом» и решила вернуться в Россию
  • вчера, 21:09 Кадыров позвал в Чечню Байдена из-за его заявлений о правах ЛГБТ
  • вчера, 20:38 В России запустили вакцинные туры в Европу
  • вчера, 20:06 Российских гандболистов заподозрили в сдаче матчей ради ставок
  • вчера, 19:34 Кабмин планирует увеличить мобилизационный резерв армии
  • вчера, 19:05 Аргентина откроет границу для иностранцев с октября
  • вчера, 18:49 Набиуллина поправила высказывание своего зама о пенсионерах
  • вчера, 18:25 Стало известно распределение думских мандатов по итогам выборов
  • вчера, 18:05 «Ночь пожирателей рекламы» впервые пройдет под классическую музыку
  • вчера, 17:35 Правительство одобрило проект бюджета на ближайшие три года
  • вчера, 17:05 Дзюба отказался играть в сборной России по футболу в октябре
  • вчера, 16:34 МЭР прогнозирует укрепление рубля к концу этого года
  • вчера, 16:05 Путин призвал кабмин, бизнес и новый парламент создать модель устойчивого развития
  • вчера, 15:35 В Татарстане задержали угрожавшего взрывом пьяного мужчину
  • вчера, 15:05 Потерпевший из дела о майнинговой ферме в сауне пожаловался на бездействие следствия
  • вчера, 14:50 Парку «Садовники» в Москве присвоено имя Юрия Лужкова
  • вчера, 14:28 Мосгорсуд оставил Абызова в СИЗО до 25 декабря
  • вчера, 14:23 Российского дипломата вызвали в МИД Великобритании по «делу Солсбери»
  • вчера, 13:48 На президента и Кремль потратят более 14,5 млрд рублей в 2022 году

Все новости »

АИС ОСАГО будет собирать данные по договорам страхования, условиям, коэффициентам, тарифам и скидкам. Запуск системы привел к разногласиям между Российским союзом автостраховщиков и ЦБ

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС –>

Обновлено 29 июня в 9:25

База данных ОСАГО с 28 июня станет IT-системой — о запуске улучшенной версии сообщил Российский союз автостраховщиков. Новая АИС ОСАГО будет собирать все данные по договорам страхования, условиям, коэффициентам, тарифам и скидкам .

Запуск системы привел к разногласиям между РСА и Центробанком. Регулятор хочет забрать АИС ОСАГО под свой контроль, Российский союз автостраховщиков категорически против.

Автоматизированная информационная система ОСАГО, о запуске которой сообщили в РСА, — это не что-то кардинально новое. Скорее это улучшенная версия старой базы данных ОСАГО, которую РСА создал в 2013 году. Просто теперь сбор и изменение данных станут быстрее, емкость системы будет расширена, и база сможет учитывать мельчайшие условия договоров страхования.

Читайте также:
Доверенность на прохождение техосмотра: образец 2021 года

В середине июня зампред Центробанка Владимир Чистюхин в интервью «Российской газете» сообщил, что регулятор мог бы забрать новую систему себе. Он недвусмысленно пояснил, что РСА просто не справится с ведением такой базы данных. В РСА же говорят, что вложили в разработку 2 млрд рублей и отдавать ее не готовы. Ситуацию комментирует член правления РСА, генеральный директор СПАО «РЕСО-гарантия» Дмитрий Раковщик.

Дмитрий Раковщик член правления РСА, генеральный директор СПАО «РЕСО-гарантия» «Мы с вами как потребители платформы никогда не увидим. То есть это платформа для работы РСА и сохранения данных обо всех полисах во всех договорах ОСАГО, взаимодействия со страховыми компаниями, ну а также агентами, брокерами и ГИБДД. Чем она отличается от старой? Она более современная, более быстродействующая, для нее применены все новейшие технологии, закуплено специальное новое оборудование. Должна быть более современная среда, потому что сейчас начнутся кардинальные изменения в ОСАГО, начнется индивидуализация тарифов, и надо всю эту информацию хранить. Почему она должна остаться у страховщиков? Собственниками системы должны остаться те, кто в нее вложил деньги. Вот мои простые соображения».

Изначальная задача базы данных ОСАГО была проста — хранить договоры, собирать сведения о страховых случаях и рассчитывать коэффициент бонус-малус, отражающий аварийность водителя. В ЦБ же говорят чуть ли не о новой эпохе: цифровизации всей страховой отрасли и едином источнике данных. Поэтому функционал системы следует дорабатывать, считает регулятор.

Главная же претензия ЦБ в том, что страховщики не следят за достоверностью личных страховых историй. Например, больше половины всех жалоб водителей на ОСАГО — на то, что не дают скидок по бонус-малус, когда должны. Центробанк считает, что у него получится лучше, и на это есть основания, говорит директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев.

Сергей Канаев руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России», директор Национального общественного центра безопасности движения «Представьте себе, если ОСАГО подразумевает в данном случае не только услуги, но и, собственно говоря, автоматизированную систему учета застрахованных. И если все это отдать под контроль самих же страховщиков, как это сейчас сделано, это неразумно, потому что тут получается, с одной стороны, мы сами же оказываем услугу, с другой стороны, мы сами же себя контролируем. Так как в данном случае Центральный банк является единственным уполномоченным органом, контролирующим систему ОСАГО, то здесь у него же и должен быть свой вход и свой контроль».

Центробанк рассчитывает, что, получив базу, сможет правильно «рассчитывать экономически обоснованные тарифы» и расширить систему в целом. Например, проверять наличие полисов у водителей через дорожные камеры. Все это повлечет новые траты, и РСА даже выгоднее сейчас расстаться с системой, говорит вице-президент Национального автомобильного союза России Антон Шапарин.

Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза России «Решение забрать базу правильное. Во-первых, я полагаю, что любое увеличение контроля за страховыми компаниями — это хорошо, потому что их деятельность в России не вызывает у автовладельцев особого доверия. На самом деле у РСА надо забирать не только эту базу, но, например, базу расчетов стоимости запчастей и ремонта, потому что стоимость запчастей совершенно никак не коррелирует с рынком, к глубокому сожалению, РСА с ведением баз не справляется, с ведением системы техосмотра не справляется, и у меня вообще есть очень большие вопросы, с чем вообще эта структура может справиться. Мне кажется, только с гармонизацией ценообразования между страховыми компаниями».

Оперативный комментарий ЦБ на момент публикации материала Business FM получить не удалось. Однако позднее Business FM получила комментарий пресс-службы банка России:

Еще в середине июня пресс-служба Банка России заявляла, что переход АИС ОСАГО в ведение регулятора — дело решенное. Вести базу данных будет либо сам ЦБ, либо организация при ведомстве.

Информационная база данных АИС РСА для водителей

Открытые базы данных РСА доступны для всех желающих. С их помощью каждый водитель может получить важную и значимую информацию. Одной из самых полезных функций является проверка страхового полиса ОСАГО на подлинность, включая получение дополнительной информации об автомобиле и водителе. Кроме этого, на официальном сайте также можно получить список пунктов технического осмотра, аккредитованных РСА или проверить наличие лицензии у выбранной страховой компании. Все сервисы бесплатны и доступны без регистрации.

Что такое АИС РСА

С 28 июня 2020 года начала работать обновленная база данных РСА, которая является существенным шагом к переходу рынка автострахования в электронный формат.

Новая АИС ОСАГО будет заниматься сбором информации по всем видам страхования. Основная часть данных поступает от страховых компаний, заключающих договоры, при этом доступ к проверочным и статистическим сведениям получили не только государственные структуры и организации, но и обычные пользователи.

Читайте также:
Выплата ОСАГО только на ремонт: все про восстановительный ремонт

База РСА направлена на упрощение работы страховых компаний и добросовестных страхователей, при этом она существенно усложняет деятельность мошенников, что снижает вероятность быть обманутым.

Для водителей доступны различные сервисы онлайн-проверок. Например, можно проверить свой полис ОСАГО на подлинность, получить данные о своем КБМ, характеристиках застрахованного транспортного средства. В системе предусмотрены различные поисковые фильтры, позволяющие сортировать искомую информацию.

Использование АИС будет полезным для большинства водителей, желающих законно и безопасно приобрести подлинный страховой полис ОСАГО.

Официальный сайт АИС РСА

Работа пользователей с базой АИС РСА и иными онлайн-сервисами осуществляется через единый сайт autoins.ru. На портале представлено много полезной информации, имеются как теоретические положения, так и реальные практические советы.

Так, на официальном сайте РСА можно:

  1. Изучить актуальное законодательство в сфере автострахования, ознакомиться с нормативными правовыми актами, регулирующими данную сферу.
  2. Посмотреть практические рекомендации и советы по действиям, которые следует предпринимать в определенной ситуации (например, процедура обращения к страховщику за компенсацией или подача жалобы на нарушения).
  3. Проверить свою страховку ОСАГО на подлинность и получить дополнительную информацию о ней. Также доступна проверка водителей и автомобилей.
  4. Рассчитать стоимость ОСАГО с учетом всех коэффициентов, узнать цену запасных частей, материалов и работ, необходимых для осуществления восстановительного ремонта.
  5. Посмотреть перечень станций технического обслуживания, получивших аккредитацию РСА.
  6. Проверить наличие лицензии и срок ее действия у выбранной страховой компании.
  7. Обратиться с жалобой на незаконные действия страховщика.
  8. Узнать индивидуальный коэффициент бонус-малус (КБМ).

По состоянию на декабрь 2020 г реализованы все перечисленные особенности, за исключением калькулятора РСА ОСАГО, который находится в разработке, и воспользоваться им не получится.

Регистрация в АИС РСА

На сайте существует «закрытый раздел», перейдя в который можно увидеть окно авторизации в Личный кабинет. Однако для обычных водителей эта функция недоступна. Зарегистрироваться и войти в систему могут только страховые компании.

Для остальных пользователей открыты и доступны бесплатные онлайн-сервисы, воспользоваться которыми можно без предварительной регистрации.

Проверка сведений о водителе или автомобиле через базу

По реквизитам страхового полиса ОСАГО можно узнать номер и VIN застрахованного ТС.

Для этого нужно перейти в специальный раздел на официальном сайте Российского союза автостраховщиков и внести реквизиты договора ОСАГО (серию и номер страхового полиса) в поисковую форму.

Если сведения имеются в единой базе РСА, система откроет таблицу с информацией о застрахованном автомобиле.

В базу РСА все данные поступают от страховых компаний, заключающих договоры, поэтому если проверяемый автомобиль был недавно приобретен в салоне, либо собственник оформил фальшивый документ, в системе не будет искомой информации.

Зная данные застрахованного транспортного средства, можно найти сведения о полисе ОСАГО, в том числе список и ФИО допущенных к управлению водителей.

Поиск осуществляется через ранее указанную форму. Проверка осуществляется по номеру автомобиля, кузова, шасси или VIN. После выбора даты формирования запроса откроется таблица со всеми страховыми договорами, в которых когда-либо упоминался проверяемый автомобиль.

Далее нужно указать серию и номер водительского удостоверения проверяемого человека. Если сведения о нем найдены, появится окно с соответствующей информацией. Система ничего не найдет, если искомый водитель был вписан в бланк самовольно и незаконно, либо проверяемый полис является неограниченным.

Действия водителя, если информация отсутствует

Информация о водителе передается в РСА страховой компанией, сделать это самостоятельно не получится. Одной из распространенных причин возникновения ошибок являются технические и иные проблемы на стороне страховщика. Также данные могут отсутствовать в связи с утратой страховой истории в случае, если водитель не сообщил о замене или получении новых документов (паспорта или водительского удостоверения).

Отсутствие информации в системе может быть и по другим причинам, зачастую никак не связанным с водителем. Для получения более подробной информации следует обращаться в техническую поддержку своей организации. Если страховщик никак не реагирует, а сама компания никому не известна и ее нет в реестре РСА — это мошенники. В этом случае следует заключить новый страховой договор с проверенной организацией и обратиться в правоохранительные органы с заявлением.

Необходимо учитывать, что сам факт отсутствия данных в информационной системе не может служить основанием для отказа в предоставлении страховой выплаты. В этой ситуации нужно первоначально разобраться в причинах произошедшего.

Чтобы не быть обманутым мошенниками, важно всегда проверять наличие страховой компании в реестре РСА и пользоваться только официальными сайтами.

Новая система АИС РСА предоставляет водителям широкий функционал с множеством сервисов для онлайн-поиска по базам РСА. На официальном сайте РСА можно проверить страховой полис на подлинность, получить информацию о застрахованном ТС и допущенных к управлению водителях. Для работы доступны и иные реестры с данными об аккредитованных ПТО, страховых компаниях.

Читайте также:
КАСКО от ВСК страхование: условия страхования и расчет стоимости

ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях 15:52, 21 января 2021 Версия для печати

В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2021 год.

Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2020 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2021 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

Нарушители заплатят больше

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Доплата за некоторые автомобили

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

Читайте также:
Максимальная выплата по ОСАГО в 2021 году: как рассчитать и получить

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Заявка на выплаты онлайн

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Не прошел техосмотр — остался без выплат

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

Читайте также:
Как предъявить электронный ОСАГО инспектору ГИБДД

По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2021 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

«Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,

— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

Как видите, в 2021 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

ОСАГО 2021: как оформляют полисы с 2021 года

В январе начало действовать постановление, согласно которому операторы цифровых финсистем получили доступ к АИС ОСАГО, а 29 августа 2021 года начнут действовать новые правила оформления полиса ОСАГО — обязательного страхования автогражданской ответственности. Как в 2021 году получить полис ОСАГО, разбирались в редакции «Дума ТВ».

ОСАГО индивидуализировали

Стоимость ОСАГО еще с августа 2020 года вычисляется для каждого водителя персонально, с учетом множества критериев. Страховые компании вправе составлять собственный риск-профиль и включать в него факторы, влияющие на стоимость полиса. Это могут быть, например, водительский стаж, количество нарушений ПДД, аварийное вождение, нарушение правил эксплуатации автосредства, штрафы за вождение в пьяном виде. Фактором риска может стать возраст машины и большой пробег.

Страховые компании могут учитывать при расчете стоимости страховки даже семейное положение страхователя и наличие у него детей. А вот национальность, вероисповедание, расовая принадлежность, язык, на котором говорит страхователь — не могут быть критериями оценки рисков при заключении договора. Центробанк запрещает страховщикам использовать дискриминирующие критерии.

Перечень риск-факторов страховые компании должны публиковать на своих сайтах.

Цена на страховку в результате не претерпела значительных изменений — расчет по-прежнему основан на базовой ставке тарифа, которая помножена на коэффициенты. Просто расширился коридор цен, в котором может колебаться базовая ставка — для физических лиц теперь она составляет 2471-5436 рублей.

ОСАГО оцифровали

21 января 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которое дало операторам цифровых платформ доступ к автоматизированной информационной системе ОСАГО, благодаря чему купить полис ОСАГО теперь можно на маркетплейсе, как рядовую услугу.

Это постановление обеспечивает работу принятого в прошлом году закона о совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы. Согласно закону, финплатформы не вправе взимать со страхователей вознаграждение при заключении договора ОСАГО. Именно поэтому стоимость полиса от способа его приобретения не зависит.

С введением новинки — приложения «Помощник ОСАГО» — отпала необходимость представлять автомобиль для осмотра после ДТП. С 2021 года автовладельцы могут ограничиться отправкой фотографии машины в страховую компанию.

ОСАГО отвязали

А в августе 2021 года вступят в силу новые правила оформления ОСАГО, которые отменяют требование предъявлении диагностической карты при оформлении договора ОСАГО. Это значит, что проходить техосмотр перед покупкой полиса будет не обязательно. Но необходимость регулярных техосмотров автомобиля при этом не ставится под сомнение — не стоит забывать, что с марта 2022 года за отсутствие диагностической карты будут штрафовать, и штраф составит 2 тыс. рублей.

Читайте также:
Расширенное ОСАГО: что это такое и сколько стоит полис в 2021 году

Также у владельцев автомобилей появится новая возможность — расторгнуть или изменить договор ОСАГО они смогут в дистанционном режиме. Даже если при этом требуется возврат части страхового платежа.

И еще один плюс — электронные полисы ОСАГО с августа будут вступать в силу в день заключения договора. А не как оформленные в страховой компании — спустя три дня.

На стоимости полиса эти изменения также не отразятся.

ОСАГО: оформляем в офисе и дома

Приобрести полис ОСАГО с 2021 года можно и в офисе страховой компании, и оформить покупку прямо из дома. В любом случае потребуются следующие документы:

— паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации автомобиля,

— паспорт страхователя и документы, удостоверяющие личность всех, кого он допускает к управлению автомобилем,

— водительские удостоверения лиц, которые допущены к управлению автомобилем.

Для оформления страхового полиса в электронном виде потребуются только сведения, а не сами документы, а также нужно будет ввести серию, номер и дату выдачи первого водительского удостоверения.

Если ОСАГО оформляется на юрлицо или ИП, помимо перечисленных документов потребуется доверенность гендиректора, оформленная на имя заявителя, выписка ЕГРЮЛ и печать юрлица.

После оформления договора в офисе страховой компании страхователь получает бумажный полис. Помимо этого, страховая компания выдает ему в электронном виде или распечатанные чек об оплате, памятку о действиях при ДТП и правила страхования ОСАГО.

Когда договор оформляется дистанционно, все документы страхователь получает только в электронном виде — полис придется распечатать самому.

ОСАГО: купить нельзя обойтись

Напомним, что в 2021 году штраф за отсутствие договора страхования ОСАГО составляет 800 рублей. А в том случае, если на момент нарушения за рулем был человек, который не указан в полисе в качестве ЛДУ — лица, допущенного к управлению — штраф составит 500 рублей.

Отсутствие ОСАГО может обойтись и дороже, если автомобиль попадет в ДТП и водитель будет виноват в этом — помимо оплаты штрафа, потребуется взять на себя возмещение ущерба или судиться с пострадавшим.

Автомобили, представляющие историческую ценность, выставочные экземпляры, музейные экспонаты на колесах, как и машины, которые не выезжают из гаража или со стоянки, страхованию не подлежат. Точнее, страховать их не надо в том случае, если они — «недвижимость», а если они используются как транспортное средство — страховка обязательна.

Как пользоваться электронным полисом ОСАГО?

Содержание:

С тех пор, как оформление полиса ОСАГО стало доступно в электронной форме, многие владельцы автомобилей выбирают именно такой способ страхования. Это и быстро, и удобно. Но есть несколько моментов, на которые нужно обратить внимание. Первый — это интернет-мошенники. И хоть электронный полис ОСАГО подделать достаточно сложно, мошенники научились пользоваться онлайн-системами автострахования. Второй нюанс — это процесс ввода данных.

Если пользователь допустит ошибку при оформлении электронного полиса, например, введет лишнюю информацию или укажет неверный коэффициент, страховая примет такой бланк, получит свою страховую премию, а позже признает страховку недействительной. Деньги же за электронный полис не вернут. Во избежание дорогостоящих ошибок воспользуйтесь профессиональной юридической помощью при оформлении электронного полиса ОСАГО. Специалисты помогут разобраться с системой и оформить автостраховку в максимально короткие сроки.

Нет времени читать статью?

Особенности электронной автостраховки ОСАГО

Водители всегда должны держать под рукой (в бумажнике, в бардачке, в кармане) два документа — водительское удостоверение и полис обязательного автогражданского страхования ОСАГО. И хотя опытные водители и владельцы авто с небольшим стажем и так прекрасно об этом знают, мы еще раз повторим — выезжать на дорогу без автостраховки на машину запрещено (40-ФЗ от 25.04.2002).

Оформленный полис ОСАГО — государственная гарантия не только для вас, но и для других водителей. В случае аварии и виновник, и пострадавший могут рассчитывать на эту страховку и пользоваться ей в рамках установленного лимита. Водитель, спровоцировавший ДТП, сэкономит до 400 000 рублей, а пострадавший может быть уверен, что ущерб ему точно компенсируют.

Сама страховка — это не деньги в размере вышеуказанной суммы, а полис, который дает возможность водителю обратиться за компенсацией в страховую компанию и пользоваться ее благами в разумных пределах. Ранее страховые документы делали исключительно на бумаге. С 2015 года у владельцев транспортных средств появился выбор формы полиса ОСАГО — теперь есть электронная и бумажная страховка автомобиля (Постановление Правительства № 529 от 02.06.2015).

Чем они отличаются? Фактически ничем, только форматом. Обычный полис ОСАГО оформляется на специальном бланке с государственными знаками, электронный — в интернете. Для получения бумажных документов нужно прийти в ближайшее отделение страховщика, написать заявление, заключить договор, предоставить все необходимые документы, оплатить страховую премию и забрать готовую страховку. Учтите, использовать такой полис по назначению можно только на следующий день.

Читайте также:
Коэффициенты ОСАГО: как проверить и узнать свой коэффициент

Порядок оформления электронного ОСАГО аналогичен, с той лишь разницей, что владелец авто будет самостоятельно заполнять все данные для страховой компании — в режиме удаленного доступа. Для получения электронной страховки (Е-ОСАГО) нужно уметь уверенно пользоваться компьютером — это главное требование для водителя. В интернете немало мошенников, делающих зеркальные сайты страховых компаний и предлагающих получить электронный полис за существенно меньшие деньги. Таких случаев уже зафиксировано немало, поэтому если вы не уверены в своих пользовательских способностях, лучше привлечь специалиста для получения онлайн-услуг по автострахованию.

В остальном, пользоваться электронными системами оформления полиса автострахования достаточно просто. На правильном официальном сайте страховой компании вводятся данные о самом автомобиле (мощность, государственный и VIN номер), о водителе (стаж, количество аварий), обо всех лицах, кто будет вписан в автостраховку. Все сопроводительные документы (паспорт, водительские права, диагностическая карта) прикладываются к электронному заявлению в отсканированном виде. Затем система автоматически рассчитывает стоимость полиса, владелец перечисляет деньги в платежной системе и получает готовую электронную автостраховку, пользоваться которой можно только через 3 дня.

Существенных отличий между двумя типами страховых бланков нет. По сути, электронный полис ОСАГО отличается только тем, что его намного удобнее оформлять и использовать. Такая автостраховка приобретает все большую популярность среди водителей, и это неспроста. Вот основные особенности Е-ОСАГО:

  1. Самостоятельное оформление. Владельцев автомобилей радует и возможность оформить документы без необходимости посещать офис страховщика, и отсутствие очередей. Такая страховка «собирается» самим клиентом, а это значит, что не нужно подписывать договор и постоянно отказываться от навязываемых услуг. Следовательно, самостоятельное оформление удешевляет Е-ОСАГО.
  2. Онлайн-страховка всегда есть в электронной почте. Значит, потерять ее довольно затруднительно. Если же владелец случайно удалили письмо с файлом от страховой, его всегда можно восстановить в базе Российского союза автостраховщиков (РСА).
  3. Е-ОСАГО практически невозможно подделать. Исключение — описанный ранее случай с зеркальными сайтами. Бумажные страховые документы могут подделать даже сами сотрудники страховой. Электронный полис можно проверить на подлинность — пользоваться системой проверки достаточно просто. Некоторые страховщики в письме высылают проверочную ссылку на сайте РСА. Если у вас такой ссылки нет, то для проверки в базе РСА нужно ввести данные о страховом документе (серия и номер), после чего пользователь увидит подтверждение подлинности автостраховки. Кстати, в отличие от бумажных документов, Е-ОСАГО имеет трехбуквенную серию. Она указана в самом верху документа вместе с его номером.

Главным преимуществом электронного полиса ОСАГО является тот факт, что его могут оформить и пользоваться по назначению жители удаленных регионов. В тех областях, где зарегистрировано не так много транспортных средств, страховые услуги представлены небольшим количеством компаний.

А для особо удаленных населенных пунктов выбор страховщика тотально ограничен. Для них Е-ОСАГО является настоящим спасением — владельцы авто могут изучать базу страховых компаний по всей стране, и выбирать именно ту организацию, которая оформит автостраховку по самым выгодным условиям. Правда оформить Е-ОСАГО могут только те пользователи, данные о которых уже внесены в единую базу. Если вы получаете страховку в первый раз, для вас доступен только бумажный вариант.

Порядок использования электронного ОСАГО

Владельцы транспортных средств пользуются электронным полисом точно так же, как и бумажным, — демонстрируют сотрудникам дорожной автоинспекции. Бланк приходит на почту в pdf-формате, его нужно распечатать и брать с собой. Если вас остановят и потребуют показать страховку, нужно просто предъявить распечатанный документ, предварительно сообщив правоохранителю, что это — Е-ОСАГО.

Вот сотруднику ГИБДД будет немного сложнее — ему для проверки электронного полиса придется пользоваться или единой информационной системой МВД, или базами РСА. Автоинспектор вводит регистрационные данные автомобиля в программу и сверяет сведения с распечатанным экземпляром страховки.

При этом оборудование может в любой момент зависнуть, и проверка, которая обычно занимает немного времени, затянется на неопределенный срок. В этом, пожалуй, и состоит главный минус Е-ОСАГО. С другой стороны, водителям гораздо проще подождать результатов одномоментной проверки в своей машине, чем стоять в очереди в офисе компании-страховщика для получения бумажной страховки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: